ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Полтавская Е.А. 1, Еленева Е.В. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В мировой практике для обозначения целевого состояния деятельности органов власти, опирающейся на возможности информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), используется понятие «электронное государство» (e-government).

Известно, что термин электронное правительство появился в русском языке в результате прямого перевода английского слова electronic government или e-government. В английском языке «government» обозначает не только правительство как центральный орган исполнительной власти, но и государство в целом, а electronic government относиться скорее к формам и методам деятельности органов государственной власти, чем к правительству как субъекту этой деятельности.В буквальном значении – это «электронное правление» или «электронное государственное управление».

В современном русском языке слово «правительство» имеет гораздо более узкое значение, поскольку обозначает исключительно одну из трех ветвей власти– исполнительную. Правительство, как «высший исполнительный орган государственной власти в стране». Таким образом, использование словосочетания «электронное правительство» в качестве русского эквивалента «e-government» не вполне точно отражает смысл этого понятия. Более корректным представляется использование термина «электронное государство». Таким образом, понятие «e-government» означает «электронное государственное управление» и характеризует применение ИКТ в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти [1].

Впервые об электронном правительстве заговорили в США в 1991 году, в период нахождения у власти Билла Клинтона, придававшего особое значение развитию интернета и информационных технологий в целом. Но это было не первое понятие, использованное для отражения идей программ «перестройки государственного управления», разрабатываемых с середины 80-х годов. Например, несколько ранее появилось понятие «теледемократия», возникновение которого было связано с началом повсеместного использования кабельного телевидения.

Термин «электронного правительства» впервые был замечен в научных работах и в документах государственных органов, далее он распространился в СМИ, а затем стал использоваться в законодательстве и в текстах нормативно-правовых документов. С 1999 года упоминание об электронном правительстве стало регулярно встречаться в ведущих газетах США. По сравнению с США, в России всплеск интереса в СМИ начался с запозданием на 1,5- 2 года, однако пик оказался выше, и кратковременное падение интереса в 2004-2005 годах сменилось новым периодом роста. Причем Российские журналисты сегодня намного чаще используют понятие электронное правительство, чем их американские коллеги.

В научной среде термин электронное правительство возник как реакция на осознанную важность исследования потенциала использования ИКТ- технологий для решения задач государственного управления, а подходы к. его определению строятся специалистами по разным принципам.

Одни авторы предпочитают описательные определения, другие избирают прикладной аспект электронного правительства, и просто перечисляют разные применения отдельных его инструментов. Есть технические определения, которые акцентируют внимание на используемых технологических решениях и специфических программных продуктах. Существуют также экономические определения, ориентированные на концепцию менеджмента качества и максимальную эффективность управления государством.

Каждый подход отображает отдельный аспект функционирования электронного правительства. Тем не менее, ошибочным представляется не принимать во внимание и опускать их частности.

Рассмотрим с этой точки зрения некоторые варианты понимания термина электронное правительство, сложившиеся в российской практике. Трактовки приведены в хронологическом порядке, т.е. в том, в котором они возникали и постепенно вытесняли друг друга.

В 2000-м году на конференции департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ В.Е. Иванов предложил определять электронное правительство как государство в сети (наличие порталов государственных органов). На государственном уровне в этот период еще не было четкого представления о понятии электронного правительства, а соответственно, его содержание было размытым, и основной упор делался на оказание информационно-справочных услуг населению.

В 2001 году после анализа государственных программ различных стран в области ИКТ, стало понятно, что, к примеру, под программой электронного правительства США понимается внутренняя (правительственная) и внешняя (взаимодействующая с гражданами и организациями) сетевая информационно-коммуникационная инфраструктура, поддерживающая процесс выполнения федеральными органами исполнительной власти своих функций в обществе, в результате чего, политологи под электронным правительством предложили понимать систему интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи интернет-технологий, охарактеризовав данное понятие как новую модель государственного управления, преобразующую отношения государства с гражданским обществом на основе ИКТ.

В 2002 году в работах ряда ученых можно было встретить несколько трактовок электронного правительства. Некоторые их них подчеркивали, что это только метафора, которая означает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием ИКТ. Употребление данного термина лишь придает значимость процессу оптимизации государственного управления на основе новых интернет технологий, привлекает к этой проблеме общественное внимание, а, следовательно, и существенное финансирование. При этом нет оснований говорить о приобретении государством каких-либо принципиально новых качеств.

В целом в 2002-м году понятие электронного правительства ассоциировалось с созданием сети интернет-порталов органов государственной власти и оказанием услуг гражданам и организациям. Все это также свидетельствует о том, что к моменту начала разработки и утверждения программы «Электронная Россия 2002-2010» в научной среде еще не сложилось единого представления о содержании термина электронного правительства.

В 2003-м году была предпринята попытка выделить «узкое» и «широкое» понимание электронного правительства, а также придать электронному правительству большую значимость, как элементу электронной демократии.

Одновременно с этим существовало мнение, что термин электронное правительство, в определенной мере искажает сущность описываемых им процессов, т.к. правительство всего лишь одна из трех ветвей государственной власти, и в этом отношении две другие ветви – как бы остаются в стороне.

Обсуждение этих вопросов было продолжено в 2004 году, и сторонники процесса информатизации общества утверждали, что электронное правительство можно рассматривать как концепцию государственного управления только в узком смысле. Что по сути, это новая модель государственного управления, явившаяся результатом преобразования традиционных отношений граждан и власти, так как базируется на возможностях ИКТ и ценностях открытого гражданского общества, характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы.

В 2005-2006 годах российские специалисты, исходя из накопленного практического опыта, предложили рассматривать электронное правительство, как систему межорганизационных отношений, включающую политическую координацию, внедрение политических решений и предоставление публичных услуг. При этом подчеркивалось, что ядром концепции электронного правительства является переход от ведомственного подхода деятельности органов власти и управления к ориентации на нужды и задачи граждан и хозяйствующих субъектов (клиенториентированный подход).

В 2007-2008 годах электронное правительство рассматривается с точки зрения влияния на него социальных сетей, а также взаимосвязи его с другими понятиями, такими как электронное управление, электронная администрация и т.д.

Таким образом, по итогам анализа отечественных публикаций, выпущенных почти на протяжении десяти лет, можно выделить несколько характерных трактовок понятия электронного правительства, различающихся по степени зрелости и широте подхода, а именно:

  • как оказание услуг организациям и населению с использованием ИКТ, в том числе через создание сайтов государственных органов;

  • как внедрение ИКТ во всех сферах государственной деятельности, включая взаимодействие государственных органов между собой, с организациями и гражданами для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним;

  • как трансформация государственного управления, причем ИКТ являются одним из основных катализаторов преобразований государственного сектора.

Представленные выше определения, наглядно показывают, как по мере реального внедрения концепции электронного правительства в российскую практику, данное понятие эволюционировало и углублялось. Оно прошло путь от «просто интернет-порталов» органов власти до концепции глобального преобразования всей системы государственного управления.

Если обратиться к западным определениям понятия электронного правительства, то, например, в США и Великобритании исследователи понимают под e-government концепцию, направленную на повышение эффективности государства в целом. Данный подход предполагает трансформацию всего комплекса отношений государственного сектора с обществом.

В определении ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) электронное правительство (или e-government project) означает использование ИКТ как инструмента для достижения лучшего правления. Его основная цель – с помощью технологий трансформировать структуры, операции и культуру управления. При этом подчеркивается, что электронное правительство обладает потенциалом для того, чтобы стать главным инструментом адаптации практики «хорошего управления». Акцент делается не на технической или технологической стороне вопроса, а на том, как новые ИКТ изменяют публичное управление, его внутреннюю структуру и отношения с обществом.

На многогранность понятия «электронного правительства» указывается и в документах ООН, в которых говориться о том, что внедрение e-government не означает, что компьютеры в перспективе заменят государственных служащих. Напротив, деятельность государственных органов должна опираться на мощную, эффективную и безопасную электронную систему, внедрение которой повысит эффективность их работы, расширит возможности граждан и, в конечном счете, будет стимулировать экономику и развивать общественные отношения.

Внедрение электронного правительства позволяет легче осуществлять мониторинг действенности и эффективности правительства в области предоставления услуг; оно упрощает и делает прозрачным финансовый менеджмент, управление персоналом, управление программами и изменениями [6].

Одним из наиболее значимых результатов выступает возможность сделать правительство интегрированным на основе объединения услуг и процессов. В западной политической науке появился даже специальный термин для обозначения такого результата: «правительство без швов» (seamless government). Такое правительство способно преодолеть границы, связанные с функциональными разделениями в публичном управлении.

Таким образом, на сегодняшний день под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, в том числе и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, обеспечивающая качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий. с охватом всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации (исполнительной, законодательной и судебной).

В официальных документах электронное правительство (ЭП) наиболее часто определяется как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Согласно определению Gartner Group (консалтинговой компании, продающей свои аналитические отчеты), электронное правительство - это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

На сайте Правительства РФ «Административная реформа» приводится следующее определение: электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов [4].

В свою очередь, выражение «информационное общество», как оно понимается в текущей практике и проектах стратегических документов, характеризует всю совокупность общественных отношений, в государстве, включая бюджетную сферу и некоммерческий сектор.

Таким образом, электронное правительство - это способ организации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, задействованных в реализации полномочий государственных органов исполнительной власти, при котором во всех случаях, когда отсутствует доказанная необходимость административного усмотрения, личного присутствия заявителя, а также бумажного документооборота, применяются формальные процедуры сбора сведений, подготовки и принятия решений, основанные на удаленном электронном взаимодействии.

Данные определения являются конкретизацией положений Концепции формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008г. № 632-р, в части разделения терминов «электронное правительство» и «электронное государство».

На этапе разработки и внедрения Концепции ожидалось, что формирование инфраструктуры электронного правительства повысит результативность и эффективность исполнительных функций государства (особенно в том, что касается предоставления государственных услуг), сделает правительство более прозрачным и подотчетным гражданам и бизнесу; изменит отношения между государством и гражданами за счет существенных изменений в уровне демократии.

К сожалению, развитие инфраструктуры электронного правительства России к 2013 г. и программа масштабного перевода услуг на электронные рельсы оказалась невыполнимой.

Кроме того, по состоянию на конец 2010 года эффективность исполнения ФЦП «Электронная Россия(2002 - 2010 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65, оценивалась как низкая. То есть электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами в полной мере так и не начали функционировать.

Существует несколько подходов к определению электронного правительства.

Рассмотрение электронного правительства как деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения и бизнеса является достаточно узким. Осуществляемое при помощи Интернета голосование на выборах, продление водительских прав, направление налоговой отчетности, вызов врача на дом - лишь небольшой перечень широкого диапазона возможностей электронного правительства.

Электронное правительство не ограничивается взаимоотношениями государства с гражданами (или бизнесом). Оно также имеет и внутреннее проявление: внутри системы власти разные уровни (центральный, региональный и местный) и разные ветви (исполнительная, законодательная, судебная) также должны взаимодействовать с использованием Интернет-технологий в рамках процесса предоставления государственных услуг [2].

Функционально деятельность электронного правительства можно разделить на четыре составляющие:

  • государство для государства (предоставление госорганом услуг для других административных органов - G2G (government to government)),

  • государство для граждан (предоставление государственных услуг для населения - G2C (government to citizens)),

  • государство для бизнеса (предоставление государственных услуг для хозяйствующих субъектов - G2B (government to business));

  • государство для государственных служащих (предоставление государственных услуг для госслужащих - G2E (government-to-employees)).

Согласно подходу, предложенному Сорином Дан Сандором, автором нескольких книг по технологиям электронного правительства, эти три классические формы можно дополнить новыми уровнями взаимодействия, как представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Основные формы взаимодействия электронного правительства с различными субъектами

 

Граждане

Правительство

Бизнес

Сектор некоммерческих организаций

Наука

Госслужащие (E)

E2C

E2G

E2B

E2N

E2S

Граждане (С)

С2С

С2G

С2B

C2N

C2S

Правительство (G)

G2C

G2G

G2B

G2N

G2S

Бизнес (B)

B2C

B2G

B2B

B2N

B2S

Сектор некоммерческих организаций (N)

N2C

N2G

N2B

N2N

N2S

Наука (S)

S2C

S2G

S2B

S2N

S2S

В целом можно выделить четыре сферы проявления электронного правления:

  1. Электронные услуги (e-services). Под данным термином подразумевается предоставление в электронной форме правительственной информации, программ, стратегий и услуг. Они должны быть доступны 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Сюда также относятся предоставление услуг в электронной форме, электронная администрация и такие нововведения, как универсальное бюро услуг и доступ разным службам «через единое окно».

  2. Электронное управление (e-management). Оно касается внутренних информационных систем, поддерживающих управленческо-административные функции государственных учреждений, в том числе управление данными и информацией, ведение электронных записей и потоки информации между департаментами. Электронное управление несколько затруднено тогда, когда правительство организовано по принципу распределения работы по разным отраслевым сферам ответственности.

Электронное правление требует новой организационной культуры, а также ориентации персонала на показатели деятельности, обслуживание потребителя и на участие граждан. Решение проблем электронного управления лежат в плоскости адаптации и интеграции процессов, происходящих во внутренних, не работающих непосредственно с общественностью подразделениях.

  1. Электронная демократия (e-democracy). Электронная демократия представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента, помогающего устанавливать повестку дня и приоритеты государственной политики, вырабатывать политические меры и участвовать в их внедрении в консультативной форме (например, путем электронных консультаций или электронного голосования). Это касается мероприятий, повышающих степень участия граждан, в том числе виртуальных городских собраний, открытых совещаний, сбора отзывов, опросов общественного мнения и форумов общин. Обычно, после успешного внедрения электронного правления на местном уровне граждане могут формировать в Интернете альянсы на основании того или иного отношения к определенной проблеме.

  2. Электронная коммерция (e-commerce). Это понятие той стороны взаимодействия правительства с внешним миром, которая непосредственно касается бизнеса. Электронная коммерция предполагает обмен денег на правительственные товары или услуги через интернет. Например, граждане могут платить налоги или оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги, продлевать регистрацию транспортных средств или платить за программы отдыха, а правительство может закупить канцелярские принадлежности (через электронные государственные закупки).

Электронное правительство не будет реализовано, если правительство купит дополнительные компьютеры и создаст веб-сайт. Это позволит лишь автоматизировать часть административной деятельности и вывести ее из «бумажного мира». Скорее, электронное правление является процессом трансформации правительства; оно требует планирования, политической воли и устойчивого потока необходимых ресурсов. Ни покупка более продвинутых технологий, ни автоматизация сложных процедур сами по себе не могут повысить эффективность государственного управления или уровень общественного участия в государственной жизни. Технологические инновации не изменят менталитет чиновников, которые не рассматривают гражданина в качестве потребителя услуг правительства или как участника процесса принятия политических решений.

По мнению зарубежных политологов, электронное правительство представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий для преобразования правительства с целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчетным [9]. Согласно данному определению, оно включает в себя:

  • обеспечение более полного доступа к информации через Интернет (законы, законопроекты, другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, а также экономические и научные данные);

  • содействие гражданскому участию в государственной жизни путем создания возможностей для более удобного взаимодействия с чиновниками через электронные каналы, например, обеспечение возможности заполнять требуемые документы в электронном виде;

  • повышение подотчетности правительства путем повышения прозрачности его операций, что снижает риски коррупции;

  • поддержку выполнения целей развития путем уменьшения времени и материальных затрат, которые субъекты малого бизнеса несут в связи с общением с государственными структурами, а также путем обеспечения сельских и других периферийных общин информационно-коммуникационной инфраструктурой.

Таким образом, электронное государство предполагает стимулирование взаимодействия между гражданами, правительственными организациями и избираемыми чиновниками, включая процессы государственного управления и выработки государственной политики. Особое внимание при его развитии необходимо уделять развитию электронной демократии – повышению степени гражданского участия, он-лайн голосования, вопросам этики, безопасности и неприкосновенности частной жизни, нераспространению персональных данных, а также повышению уровня прозрачности деятельности органов власти.

Наверное, самый большой стимул, заставляющий правительства использовать информационные технологии для предоставления услуг заключается в оптимизации бюрократических и трудоемких процедур, что дает возможность сэкономить деньги и повысить производительность труда в долгосрочной перспективе. Более того, автоматизируя и оптимизируя процедуры и процессы, особенно в таких важных с точки зрения денежных поступлений областях, как сбор налогов и штрафов, органы власти могут сократить масштабы коррупции и значительно повысить уровень поступлений, повышая при этом доверие к власти.

Потенциальные возможности экономии средств и сокращения персонала не должны стать главным мотивом проведения реформ по внедрению электронного правительства. Хотя они часто и являются ценным результатом реформ, намного чаще выгоды получают предприятия и граждане, пользующиеся усовершенствованными системами, инвестиции в которое сделало правительство. Чтобы осознать все выгоды от самих преобразований, правительства должны разработать модель взаимоотношений с основными заинтересованными лицами (компаниями, торговыми ассоциациями, учеными и неправительственными организациями), ставящую во главу угла интересы гражданина. Без вклада этих действующих лиц даже те проекты в сфере электронного правительства, которые направлены на изменение внутренних процессов, могут оказаться провальными, поскольку граждане вряд ли станут пользоваться системой, которая не учитывает их потребности.

Ранее мы уже выяснили, что электронное государство предполагает преобразование порядка взаимоотношений органов власти и общества. Этот процесс требует последовательной стратегии, начиная с оценки регулярной среды в стране и способности населения использовать новые технологии, и включает ри стадии: публичность, участие и онлайн-транзакции [3].

На первой стадии информационно-коммуникационные технологии применяются для расширения доступа к правительственной информации (публикация законов, других нормативно-правовых актов, форм документов, статистических и экономических данных).

На второй стадии происходит расширение гражданского участия в государственном управлении. Интерактивное электронное правительство предполагает создание элементов обратной связи, коммуникации (адреса электронной почты государственных служащих или форм для обратной связи), позволяющих гражданам давать свои комментарии по проектам законодательных актов или другим предложениям в области государственной политики.

Данная стадия электронного правления может также включать в себя создание форумов с участием граждан и представителей правительства, где люди могут обмениваться своими идеями, повышать свою осведомленность в тех или иных вопросах и создавать возможности для активной деятельности, которая не имеет дистанционных ограничений.

На третьей стадии предоставление государственных услуг организуется в онлайн-режиме.

Согласно подходу Гартнер групп (Gartner Group) принято выделять четыре этапа развития электронного государства [10]:

  • присутствие в Интернете,

  • взаимодействие и коммуникации,

  • предоставление услуг в электронной форме (транзакции),

  • трансформация.

В зависимости от успехов в области развития электронного правительства принято все страны классифицировать по различным уровням. В частности, выделяют зачаточный уровень, дополненный, интерактивный, транзакционный и целостный [11]. Основные характеристики каждого из уровней представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Уровни развития электронного правительства

Уровень

Характеристика

Зачаточный

Присутствие правительства в Интернете обеспечено в виде нескольких не связанных друг с другом официальных веб-сайтов. Информация лишь основная, ограниченная и редко обновляется

Дополненный

Содержательное наполнение и информация обновляется чаще

Интерактивный

Пользователи могут «скачивать» формы документов, контактировать с чиновниками, делать запросы и договариваться о встрече

Транзакционный

Пользователи могут платить за услуги или проводить финансовые операции в онлайн-режиме

Целостный

Полная интеграция представленных в Интернете функций и услуг всех правительственных учреждений. Участие заинтересованных сторон в формировании политики

Рассматривая прохождение четырех стадий трансформации традиционного правительства в электронное, можно отметить, что Россия, как и большинство стран мира, уже прошла первый этап – в большинстве органов власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации созданы Интернет-сайты, на муниципальном уровне эта работа проведена администрациями многих городов.

К тому же предпринятые шаги дают первые результаты - впервые за время существования международных рейтингов развития информационного общества отмечается определенный рост позиций России в этих рейтингах. Например, по итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН («E-Government Survey 2012: E-Government for the People»), улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте. Это в частности, связано с активной работой по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид и созданием порталов для их предоставления. В рейтинге сетевой готовности стран мира всемирного экономического форума и бизнес–школы INSEAD за 2012 г. Россия заняла 56-е место против 77-го в 2011 г.

Вместе с тем процессы проникновения и использования ИКТ отличаются неравномерностью в различных регионах и социальных слоях населения. в результате развитие информационного общества привело к появлению нового вида пространственной и социальной поляризации - информационного неравенства, которое является сегодня новым фактором разобщенности регионов и маргинализации отдельных групп населения. Регионы России с недостаточно развитой ИКТ-инфраструктурой и низкими показателями использования ИКТ фактически выпадают из быстро формирующейся системы информационных, экономических и социальных связей, моделей развития, основанных на широкомасштабном использовании современных информационных технологий [12].

Основным препятствием к переходу на электронные услуги служит наличие в нормативных правовых актах, регламентирующих предоставление услуги, норм, обязывающих Заявителя предоставлять документы в бумажном виде.

Если процесс подачи заявления в электронном виде представляет собой заполнение интерактивной формы, то прикрепление иных документов осуществляется в виде сканированных образов. В этом случае возникает проблема с проверкой подлинности и юридической значимости документа. Так как, в частности возможна подделка документов. Даже применение электронной подписи не свидетельствует о подлинности документов, направленных в электронной форме, а также об их соответствии бумажному носителю.

Дополнительным препятствием при переходе на электронные услуги, является, в первую очередь низкий уровень готовности населения к новым формам общения с властью.

Немалую долю в общем объеме государственных и муниципальных услуг составляют услуги социальной сферы, направленные на поддержку пенсионеров, инвалидов, многодетных родителей, малоимущих и других социально незащищённых категорий граждан, у которых зачастую, просто отсутствует возможность электронного обращения в органы власти.

Кроме того граждане не достаточно информированы о возможности обратиться за государственными и муниципальными услугами в электронной форме. Не устраненные нормы в законодательных актах, препятствующие приему документов в электронной форме, не способствуют сокращению количества личных приемов в органах власти при получении услуг. Что так же влияет на готовность граждан и организаций к электронным услугам.

Затрудняет обращение за информацией и услугами многоуровневая система порталов государственных и муниципальных услуг. Практически каждое муниципальные образование имеет свой официальный сайт, где размещается информация об услугах и электронные формы заявлений, кроме того подобный портал услуг имеется и на региональном уровне и на федеральном – единый портал государственных и муниципальных услуг.

Разная степень информатизации и бюджетной обеспеченности в субъектах РФ и муниципальных образованиях так же оказывает влияние на процесс перехода к электронному правительству. Выравнивание возможно достигнуть путем перераспределения субсидий из федерального бюджета. Следовательно, в настоящее время до перехода к активным транзакциям с населением еще очень далеко.

Одним из основных инструментов для анализа уровня развития и использования ИКТ в регионах России является Индекс готовности регионов России к информационному обществу (Индекс), впервые опубликованный в 2005 г. Индекс представляет собой измеритель степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ для развития и рассчитан на основе 77 показателей. В состав Индекса входит индекс-компонент, состоящий из шести подиндексов, характеризующих использование ИКТ в шести областях (государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства), а также индекс-компонент факторов развития информационного общества и три входящих в него подиндекса, характеризующего состояние человеческого капитала, экономической среды и ИКТ-инфраструктуры в субъектах РФ. Значения Индекса для некоторых регионов России представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Рейтинг Российских регионов по значениям индекса готовности к информационному обществу

Место

Регион

Индекс

1

Москва

0,683

2

Санкт-Петербург

0,612

3

Тюменская область

0,540

4

Ямало-ненецкий автономный округ

0,513

5

Ханты-мансийский автономный округ

0,510

8

Хабаровский край

0,464

9

Камчатский край

0,463

10

Сахалинская область

0,456

14

Магаданская область

0,441

40

Приморский край

0,395

66

Еврейская автономная область

0,351

72

Амурская область

0,343

82

Республика Ингушетия

0,244

Источник: http://eregion.ru/

Высокий уровень готовности Ямало-ненецкого и Ханты-мансийского Ав тономных округов, а также Тюменской области связан с высоким уровнем производства валового регионального продукта на душу населения, бюджетной обеспеченности и доходов домохозяйств, что создает экономические возможности для платежеспособного спроса на ИКт.

Планируется, что в результате реализации мероприятий в области построения информационного общества в России к 2015 году наша страна будет занимать место в первой десятке стран указанного рейтинга, что на наш взгляд маловероятно.

Несмотря на наличие регионов-аутсайдеров по уровню готовности к информационному обществу, с момента подписания в 2000 г. Россией Окинавской хартии глобального информационного общества [13], а также вступления в силу Доктрины информационной безопасности [14], Россия сделала серьезный шаг вперед в отношении проблемы использования современных технологий в наиболее значимых областях жизни российского государства и общества.

На наш взгляд дальнейшие успехи в области построения электронного государства в России будут зависеть в первую очередь от активности граждан и бизнеса. Можно выделить две основные проблемы, затрудняющие развитие гражданского участия в развитии электронного государства – проблемы доступа к технологиям и проблемы доступа к информации.

Литература

  1. Акатова, Н.А. Система государственного управления. Информационные технологии: Учебное пособие / Н.А. Акатова. – М.: ГУ, 2010. – 215 с.

  2. Бастриков, М.В. Информационные технологии управления: учебное пособие для вузов./ М.В. Бастриков, О.П. Пономарев. – Калининград: УМО, 2012. 278 с.

  3. Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент: справочное пособие. / В.В. Иванов, В.Н. Коробова. – М.: ИНФРА-М, 2009. 241 с.

  4. Информационные технологии территориального управления. Тематический сборник. Том 1. : Методические и нормативные материалы по вопросам региональной информатизации. – М.: ВНИИПВТИ, 2009. – 453 с.

  5. Краснова, М.А. Информация и управление. Проблемы социального управления: методология, теория, практика./ М.А. Краснова. -М.: Теис, 2010. 312 с.

  6. Кулаков, В.Г. Информационные технологии и системы муниципального и государственного управления: Учеб. Пособие. / В.Г. Кулаков и др.- Воронеж, гос.техн.ун–т. Воронеж, 2010. 310 с.

  7. Межгосударственный стандарт. Информационные технологии Система стандартов по базам данных Эталонная модель управления данными. Издание официальное. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Минск: Издательство стандартов, 2009.

  8. Никитов, В.А. Информационное обеспечение муниципального управления / В.А. Никитов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 287 с.

  9. Черкасова, Ю.М. Информационные технологии управления: учебно-практическое пособие / Ю.М. Черкасова. – М.:ИНФРА-М, 2014. – 316 с.

  10. Павлютенкова, М. Ю. Электронное правительство в России: состояние и перспективы // ПОЛИС. Политические исследования, № 1, 2013, C. 86-99 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dlib.eastview.com/browse/doc/28730679 дата обращения 05.04.2014

  11. Рожков, В. Ю. Электронное правительство - перспективы внедрения новых инфомационно- коммуникационных сервисов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, № 4, 2010, C. 134-140 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dlib.eastview.com/browse/doc/22859436 дата обращения 05.04.2014

  12. Маньков, В. С. Демократизация местного самоуправления и электронное правительство // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, № 6, 2012, C. 58-66 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dlib.eastview.com/browse/doc/28950047 дата обращения 05.04.2014

  13. В Южной Корее лучшее в мире электронное правительство URL:http://gov2people.ru/index.php/tendentsii/2011-09-25-12-08-28/296 дата обращения 05.04.2014

  14. Закиев, Р. РФ совершила рывок в области электронных услуг // Российская газета.17.10.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/10/17/e-pravitelstvo-site.html, дата обращения 05.04.2014

Просмотров работы: 9652