СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Андреева О.А. 1, Еленева Е.В. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приморский край расположен в юго-восточной части России на берегу Японского моря и включает в себя 12 городских округов и 22 муниципальных района. Территория Приморского края занимает 164,7 тыс. кв. км., что составляет около одного процента площади Российской Федерации. Площадь заселения по наиболее крупным городским округам распределилась следующим образом: Владивосток - 0,56 тыс. кв. км., Артем - 0,51 тыс. кв. км., Находка - 0,36 тыс. кв. км., Уссурийск - 3,63 тыс. кв. км. Средняя плотность населения по Приморскому краю - 11,9 человек на 1 кв. км., в том числе в крупных городских округах: Владивостокский - 1106,0 человек, Артемовский - 219,9 человек, Находкинский - 445,1 человек, Уссурийский - 51,2 человек.

В Приморском крае наметилась устойчивая тенденция к снижению среднегодовой численности постоянного населения. За 2009 - 2011 годы численность населения уменьшилась на 33,0 тыс. человек.

Показатели естественного движения населения представлены в таблице 1.

Масштабы миграционного оттока в 2000-е годы снизились по сравнению с 1990-ми, но коэффициент миграций оставался стабильно отрицательный. В 2011 году отрицательное сальдо миграций из числа граждан, зарегистрированных по месту жительства, составило 6657 человек. Прибыло в Приморский край из других регионов России 27410 человек, из других стран – 778 человек. Выехало в другие регионы России 34195 человек, а в другие страны – 650 человек. Сменили место жительства на территории края – 36485 приморцев (внутрирегиональная миграция), причем 20035 человек из них сменили постоянную регистрацию, что на 26,5% больше чем в 2010 году.

Таблица 1 - Показатели естественного движения населения в Приморском крае

 

2010

2011

2012

2013

Число прибывших человек

24327

59462

73666

72695

Число выбывших человек

31358

58379

74770

79834

Число разводов

10016

10363

9900

10839

Число браков

17758

18978

18506

17850

Естественный прирост населения

-4810

-4145

-2116

-1608

Число умерших человек

27974

27522

26743

26222

Число родившихся (без мертворожденных) человек

23164

23377

24627

24614

Источник: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/population/

Уезжают из Приморского края на постоянное место жительства в основном в Центральный (21,7% от общего числа выбывших) и Дальневосточный (25,9%) федеральные округа. Среди территорий Дальневосточного федерального округа жители Приморья предпочитают переезжать в Хабаровский край.

С проведением саммита в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», который состоялся в городе Владивостоке в 2012 году (далее – саммит АТЭС-2012) объем миграционного притока снизился. К концу 2020 года перспективная численность населения Приморского края (от базы на начало 2012 года) будет уменьшаться и по прогнозу составит 1875,1 тыс. человек, причем, удельный вес граждан трудоспособного возраста в общей численности населения снизится, а граждан старше трудоспособного возраста возрастет.

Естественная убыль населения Приморского края устойчива (2-2,5 на 1000 населения) и по прогнозу будет усиливаться из-за особенностей возрастной структуры населения России (в детородный возраст войдет крайне малочисленное поколение 1990-х годов рождения). Вместе с тем, в 2011 году естественная убыль населения уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 13,8% и составила 4145 человек. Число родившихся граждан увеличилось на 9,2%, число умерших сократилось на 1,6%.

Приморский край, как и другие территории Дальневосточного федерального округа, является трудонедостаточным регионом во всех сферах экономической деятельности, что требует привлечение дополнительных трудовых ресурсов.

В 2011 году в крае работали 54,9 тыс. иностранных трудовых мигрантов. Иностранная рабочая сила (далее – ИРС) в численности занятого населения Приморского края составляет небольшую часть (5,6%) и значительного влияния на социально-экономическое положение не имеет. Однако по видам экономической деятельности самая высокая доля зависимости от привлечения ИРС наблюдается в строительстве (47,4%), сельском хозяйстве (9,5%) и обрабатывающих производствах (6,8%). Количество рабочих мест, которые были заняты ИРС и куда могли быть трудоустроены местные безработные, составляло 19,8% (6 962 чел.).

Приморский край занимает лидирующие позиции среди регионов Дальневосточного федерального округа по основным показателям развития малого предпринимательства, в котором занято более четверти общей численности занятого населения. Число малых предприятий на конец 2011 года составило 29,9 тыс. единиц, среднесписочная численность работников которых достигла 140,1 тыс. человек (без внешних совместителей). Оборот организаций по итогам за 2011 год сложился в сумме 325,7 млрд. рублей.

Современное малое предпринимательство края диверсифицировано: помимо оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (43,5% всех занятых в организациях малого бизнеса), развиты операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17,4% занятых), транспорт и связь (9,9%), строительство (9,5%), обрабатывающие производства (7,6%). Наибольший вклад предприятий малого бизнеса в выпуске промышленной продукции приходится на производство продуктов питания, продукцию деревообработки и стройматериалов. Накопленный опыт малого предпринимательства повышает мобильность и адаптивность трудовых ресурсов.

Основные показатели деятельности малых предприятий в 2013 году (включая микропредприятия) представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные показатели деятельности малых предприятий в 2013

 

Количество

предприятий

Среднесписочная численность работающих человек

Оборот

организаций,

млн. рублей

Отгружено

товаров и услуг,

млн. рублей

Всего

31146

146963

394966.1

158558.4

в том числе:

       

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

581

4971

4019.8

3928.0

рыболовство, рыбоводство

172

1281

3219.0

2811.1

добыча полезных ископаемых

99

593

1035.4

1031.2

обрабатывающие производства

1909

16139

25801.1

24142.3

из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки

369

6049

6754.6

6444.7

текстильное и швейное производство

68

582

528.5

477.1

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

9

212

37.2

37.1

обработка древесины и

производство изделий из дерева

143

1231

1704.7

1625.6

целлюлозно-бумажное производство; издательская и

полиграфическая деятельность

236

759

963.6

938.4

химическое производство

30

112

153.1

108.7

производство резиновых и

пластмассовых изделий

131

1088

2827.2

2614.5

производство прочих

неметаллических минеральных

продуктов

146

831

2110.0

2109.1

металлургическое производство и производство готовых

металлических изделий

114

1069

2529.0

2246.8

Окончание таблицы 2

 

Количество

предприятий

Среднесписочная численность работающих человек

Оборот

организаций,

млн. рублей

Отгружено

товаров и услуг,

млн. рублей

производство машин и оборудования

188

1321

2409.3

2189.9

производство

электрооборудования, электронного и оптического

оборудования

130

1055

1940.4

1766.6

производство

транспортных средств и оборудования

175

635

1177.5

1081.8

прочие производства

169

1174

2553.8

2389.9

производство и распределение

электроэнергии, газа и воды

136

1865

3251.1

3227.8

строительство

2965

17238

28675.8

28237.6

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

13403

42195

235385.5

4414.8

гостиницы и рестораны

863

5506

7825.9

7624.4

транспорт и связь

3231

18040

39697.6

37776.0

финансовая деятельность

371

844

152.3

152.3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

5909

30489

36212.0

35641.8

образование

64

97

92.2

92.2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

549

3423

4128.3

4111.0

предоставление прочих

коммунальных, социальных и персональных услуг

894

4282

5470.1

5367.9

Источник: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/enterprises/

Экономика Приморского края испытывает острую потребность в молодых высококвалифицированных специалистах, владеющих современными научными знаниями и новыми технологиями в различных отраслях экономики. До 2020 года в Приморском крае планируется реализовать 30 крупных инвестиционных проектов. Реализация инвестиционных проектов позволит создать около 74 тысяч новых рабочих мест.

Наибольшее количество рабочих мест будет создано в нефтегазохимическом кластере (5,4 тыс. рабочих мест), в транспортно-логистическом кластере (2,4 тыс.), судоремонте и судостроении (6,5 тыс.), энергопроизводстве (3,5 тыс.), в туристическом комплексе (до 30,0 тыс. рабочих мест), что потребует увеличение численности молодежи, обучающихся в средних и высших учреждениях профессионального образования.

В настоящее время система среднего профессионального образования включает 47 краевых государственных учреждений, численность учащихся – 39,2 тыс. человек, подготовка ведется по 169 профессиям (специальностям).

Система высшего образования включает 7 государственных федеральных вузов, подготовка ведется по 322 специальностям и направлениям, контингент студентов составляет 80,6 тыс. человек по всем формам обучения.

Образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в Приморском крае представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования в Приморском крае

 

2010/2011

2011/2012

2012/2013

2013/2014

Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования

Число государственных средних специальных учебных заведений

22

22

26

20

в них студентов, тыс. чел.

30.7

31.3

32.4

30.7

в том числе обучавшихся на отделениях

       

очных

21.4

22.3

23.4

22.2

очно-заочных (вечерних)

0.9

0.8

0.8

0.8

заочных

8.2

8.1

8.1

7.7

экстернат

0.2

0.1

-

-

Принято студентов, тыс. чел.

11.4

10.9

10.6

9.8

Выпущено специалистов, тыс. чел.

7.5

6.3

5.8

5.6

Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования

Число негосударственных средних специальных учебных заведений

4

2

4

3

Окончание таблицы 3

 

2010/2011

2011/2012

2012/2013

2013/2014

в них студентов, тыс. чел.

1.2

1.2

1.0

1.4

в том числе обучавшихся на отделениях

       

очных

0.3

0.3

0.3

0.5

заочных

0.8

0.9

0.8

0.9

экстернат

0.2

-

-

-

Принято студентов, тыс. чел.

0.5

0.3

0.3

0.5

Выпущено специалистов, тыс. чел.

0.4

0.4

0.4

0.6

Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования

Число государственных высших учебных заведений

10

10

10

10

в них студентов, тыс. чел.

99.1

99.2

94.9

96.6

в том числе обучавшихся на отделениях

       

очных

57.5

58.6

57.5

56.6

очно-заочных (вечерних)

3.0

2.8

2.5

2.7

заочных

35.1

34.7

32.6

35.0

экстернат

3.5

3.2

2.3

2.3

Принято студентов, тыс. чел.

23.2

22.1

22.4

22.0

Выпущено специалистов, тыс. чел.

13.2

15.3

16.1

16.1

Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования

Число негосударственных высших учебных заведений

2

1

1

1

в них обучается студентов, тыс. чел.

2.9

2.7

2.5

2.5

в том числе обучавшихся на отделениях

       

очных

1.0

1.0

1.0

0.9

очно-заочных (вечерних)

0.2

0.1

0.1

0.1

заочных

1.7

1.5

1.4

1.6

Принято студентов, тыс. чел.

0.7

0.6

0.6

0.6

Выпущено специалистов, тыс. чел.

0.5

0.4

0.6

0.5

Источник: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/sphere/

Экономика Приморского края динамично развивается. Инвестиционные проекты, презентованные на саммите АТЭС и запланированные к реализации до 2020 года, уже сейчас обретают реальные очертания. В результате создаются условия для устойчивого экономического роста и повышения на этой основе уровня и качества жизни населения.

Задачи, стоящие перед Приморским краем, решаются через совершенствование системы управления экономическим развитием и государственными финансами Приморского края, повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах экономики Приморского края, развитие конкуренции на рынках товаров и услуг, совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

По прогнозам, среднегодовой рост валового регионального продукта (далее – ВРП) Приморского края будет обеспечен на уровне не ниже 7% в год. Доля продукции в структуре ВРП, произведенной малыми предприятиями, составит 25,8% (в 2011 году - 20,2%). Рост производительности труда к 2018 году увеличится в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, доля инвестиций в объеме ВРП – 25% к 2015 году и 27% к 2018 году, что соответствует показателям социально-экономического развития, установленным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

В сфере обеспечения граждан доступным и комфортным жильем региональная политика направлена на решение задачи переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, стимулирование снижения издержек в строительстве и применения новых технологий переработки промышленных и бытовых отходов в современные строительные материалы, развитие малоэтажного строительства с использованием каркасных и объемно-модульных технологий, строительство коттеджей, а также строительство жилья для военнослужащих. В 2011 году за счет всех источников финансирования в крае сданы в эксплуатацию 7488 квартир общей площадью 583,1 тыс. кв. м., 108,9% к прошлому году. В общем вводе жилья 32,3% (188.6 тыс. кв. м.) составляют жилые дома, введённые индивидуальными застройщиками. Ввод жилья населением по сравнению с прошлым годом увеличился на 2,1%.

В сельской местности сдано 37,8 тыс. кв. м жилья (6,5% введенного жилья по краю), на 1,4% больше 2010 года. Индивидуальными застройщиками в сельской местности введено 34 тыс. кв. м жилья (90%).

Ввод жилья осуществлён во всех городах и районах края. Наибольший рост ввода жилья достигнут: в Ханкайском районе (в 10,8 раза), Октябрьском (в 4,1 раза), Партизанском (в 2,2 раза), Надеждинском (в 2 раза), в городе Артеме (в 1,9 раза).

Из общей площади введенных домов на Владивосток приходится 64,8%, Уссурийск – 13,9%, Находку – 5,4% и Артем – 5,4%. В краевом центре введено 377,8 тыс. кв. м. жилых домов, на 13,1% больше, чем в 2010 году.

Проблема рынка труда, занятости и безработицы является достаточно важной социально-экономической проблемой нашего времени, которая на сегодняшний день проявляется особенно остро, т.к. государственная политика в области занятости достаточно пассивна и ориентирована на достижение краткосрочных целей.

В настоящее время идет активный поиск моделей регулирования рынка труда [1]. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; а также координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

В целях создания условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения принимаются и реализуются государственные и краевые целевые программы по содействию занятости населения.

Регулирование занятости в Российской Федерации на всех уровнях осуществляется на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражает стремление общества к эффективной, свободно избранной занятости.

Сегодня государственная политика занятости сводится к мерам по обслуживанию весьма незначительной части безработных. Между тем её основное назначение заключается в обеспечении необходимого баланса между интересами государства в экономической области и решением социальных проблем, напрямую зависящих от фактора занятости населения или степени удовлетворения его потребности в работе. Исходная задача политики занятости заключается не только в обслуживании безработных, но и в профилактике безработицы, осуществление которой возможно лишь на основе упреждающего воздействия на ситуацию в области занятости, а также использования мероприятий по поддержанию достойного жизненного уровня как занятого населения, так и лиц, находящихся на рынке труда.

Приоритетными направлениями политики занятости должны стать активное содействие занятости населения путем стабилизации экономически целесообразных рабочих мест, развитие гибкого рынка труда, активизация трудовой мобильности населения, повышение доходов работающих, профилактика бедности. Важная роль при этом отводится выбранному типу политики, в соответствии с которым государство реализует эти направления: пассивный или активный [2]. При пассивной политике основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям – поддержание спроса на продукцию, безработным – выплату пособий и помощь в трудоустройстве.

Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет индивид, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере – к активному поиску работы [3]. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта, помогая в трудоустройстве. В своей основе эти меры дают возможность для человека изменить уровень доходов и повысить не только свой жизненный уровень, но и своей семьи.

Активная политика занятости проявляется в мероприятиях поддержания достойного жизненного уровня, как занятого населения, так и безработных граждан. Основные направления политики:

  1. Помощь в трудоустройстве, которая обеспечивается прежде всего через содействие установлению контакта между ищущими работу и работодателем. Правовая основа изложена в ст. 12. п.1 Закона о занятости: «Государство гарантирует гражданам …бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» [19].

  2. Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке обусловлено, прежде всего, высокими темпами технологических и организационных изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации персонала. Профессиональное обучение безработных граждан вносит свой весомый вклад в повышение кадрового потенциала страны, обеспечение занятости. Доля затрат на его осуществление среди других аналогичных программ активной политики содействия занятости населения составляет более 50%.

Безработные получают самые разнообразные образовательные услуги: от профессиональной подготовки до повышения квалификации по различным профессиям – для рабочих; от переподготовки до стажировки - для специалистов.

Центры занятости взаимодействуют на договорной основе с отобранными на конкурсной основе образовательными учреждениями и предприятиями различных форм собственности и уровней.

Особое внимание уделяется направлению безработных граждан на обучение интегрированным рабочим профессиям (повар-кондитер-пекарь, токарь-фрезеровщик-шлифовщик, плотник-столяр-паркетчик, портной-закройщик, продавец-кассир, парикмахер, водитель и другие). Ежегодно интегрированные профессии осваивают более 12% безработных граждан из числа направленных на обучение.

Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации проходят свыше 10% безработных граждан, 80% из них успешно трудоустраиваются. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку должны компенсироваться государством через систему налоговых льгот.

  1. Организация общественных работ. Их существенным недостатком является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, но зато дают небольшой заработок и временную занятость. Возможно участие в общественных работах для большей части индивидов, относящихся к социальному типу низкоактивные, так как предложенные виды работ не требуют специального образования и квалификации и позволяют в какой-то мере улучшить материальное положение незанятых.

  2. Содействие самозанятости и предпринимательству направлено на создание условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и других. В частности, лица, не имеющие работы, могут получить свою сумму причитающегося им пособия по безработице за максимальный срок в качестве стартового капитала, необходимого для начала предпринимательской деятельности. Это направление в большей степени подходит для представителей высокоактивных незанятых и небольшой части индивидов, проявляющих среднюю активность. 20% экспертов отметили, что именно это направление выбрали бы незанятые для повышения своих адаптационных возможностей.

Необходимыми условиями предоставления безвозмездных субсидий на организацию собственного дела являются:

  • регистрация гражданина в установленном законодательством порядке в качестве безработного в органах службы занятости населения по месту жительства;

  • достижение гражданином 18-летнего возраста;

  • изъявление желания безработного гражданина организовать собственное дело по приоритетным направлениям развития малого бизнеса в соответствии с Программой социально-экономического развития Находкинского городского округа;

  • представление технико-экономического обоснования избранного вида деятельности;

  • заключение соответствующего договора между центром занятости и гражданином;

  • получение и представление свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в соответствии с заключенным с центром занятости договором.

В Приморском крае самая большая численность населения в Дальневосточном федеральном округе, по предварительной оценке, на 1 января 2012 года она составила 1950,4 тыс. человек. Удельный вес численности занятого населения Приморья составляет 30,1 % от всех занятых в округе, безработного – 33,1 %, экономически неактивного населения – 32,9 %. За 2011 год занятое население увеличилось на 12,7 тыс. человек, число безработных граждан уменьшилось на 17,4 тыс. человек.

Демографическая ситуация в Приморском крае существенным образом влияет на перспективы развития рынка труда и системы социальной поддержки населения.

Естественная убыль населения края устойчива (2 - 2,5 на 1000 населения) и в 2010-х годах вновь будет усиливаться из-за особенностей возрастной структуры населения России (в детородный возраст войдет крайне малочисленное поколение 1990-х годов рождения).

В крае с 2007 года, раньше, чем в целом по стране, сокращается численностьтрудоспособного населения. Этот тренд, обусловленный входом в трудоспособный возраст малочисленного поколения 1990-х годов рождения и выхода на пенсию многочисленного послевоенного поколения, усилен в Приморском крае длительным миграционным оттоком более молодого населения. По инерционному прогнозу сокращение численности населения Приморского края в трудоспособном возрасте составит за 2012-2017 годы до 50 тысяч человек.

Масштабы миграционного оттока в 2000-е годы снизились по сравнению с 1990-ми, но коэффициент миграций был стабильно отрицательный (-1,5; -2 в год на 1000 населения). Только в 2011 году в Приморском крае сальдо миграций стало положительным, в основном из-за новой методики Росстата, учитывающей в миграционном притоке трудовых мигрантов, проживающих в регионе более 9 месяцев. С проведением саммита АТЭС их число сократилось, что снизило объем миграционного притока.

Внутрирегиональная миграция населения имеет центростремительную направленность, население периферии (сельской местности и малых городов), особенно молодежь, переезжает на работу и учебу в город Владивосток и его формирующуюся агломерацию. Прочие крупные города края (Уссурийск, Находка) обладают значительно меньшей миграционной притягательностью, а еще один крупный город Артем входит в агломерацию краевого центра. Давно идущий процесс концентрации населения в крупнейших городах и в наиболее заселенной части Приморского края снижает издержки экономического расстояния и для населения, расширяя возможности выбора рабочих мест, и для бизнеса, обеспечивая более широкий выбор работников.

Экономике Приморского края необходимы дополнительные источники рабочей силы. Это:

  •  
    • повышение мобильности трудовых ресурсов Приморского края, что позволить снизить дисбаланс спроса и предложения, а также уровень безработицы на рынках труда периферийных территорий края и обеспечит дополнительными внутренними трудовыми ресурсами зоны экономического роста на территории края;

    • вахтовая трудовая миграция специалистов и квалифицированных рабочих из других регионов России для строительства крупных промышленных и инфраструктурных объектов, которую обеспечивают крупные российские компании;

  • привлечение иностранных трудовых мигрантов, которое уже существует в виде сезонной занятости в сельском хозяйстве и строительстве. Демографическая и экономическая ситуация в Приморском крае ставит в повестку дня вопрос о расширении международной трудовой миграции, без которой смягчение количественных и структурных последствий сокращения численности трудовых ресурсов едва ли будет возможно.

Современное состояние рынка трудаПриморского края (структура рынка труда и ее изменения, уровень экономической активности, занятости и безработицы) имеет как общероссийские черты и структурные сдвиги занятости, так и свою специфику, обусловленную состоянием экономики и человеческого капитала края.

Общая для всей России, в том числе для Приморского края, модель рынка труда определяется следующими чертами:

  • занятость слабо реагирует на изменения экономической конъюнктуры, при значительном сокращении объемов производства уровень занятости изменяется слабее; адаптация к изменению экономической конъюнктуры происходит не за счет сокращения числа занятых, а преимущественно за счет размера заработной платы;

  • на рынке труда значительна доля низкооплачиваемых рабочих мест, что снижает мотивации к высокопроизводительному труду, создает феномен «работающих бедных» и дополнительную нагрузку на систему социальной защиты;

  • для большинства регионов, в том числе Приморского края, характерен низкий уровень открытой безработицы и достаточно широкое распространение ее скрытых форм; сильный разрыв в уровне общей безработицы, измеряемой по методологии Международной Организации Труда (далее – МОТ) и регистрируемой безработицы;

  • высокий уровень неформальной занятости характерен для слаборазвитых регионов, а также регионов со значительными масштабами приграничной торговли, в том числе Приморского края.

Приморский край отличается более развитым малым предпринимательством, в котором занято более четверти общей численности занятых. Современное малое предпринимательство края весьма разнообразно: помимо торговли (27 % всех занятых в организациях малого бизнеса), развиты операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (20 % занятых), промышленность (16%), транспорт и связь (12 %), строительство (10 %). Накопленный опыт малого предпринимательства повышает мобильность и адаптивность трудовых ресурсов.

Приморский край отличается также повышенной занятостью населения старше трудоспособного возраста. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, доля работающих пенсионеров среди получателей пенсий по старости выросла за 2008 - 2012 годы с 30 до 40 процентов. Доля работающих инвалидов ниже (19 % получателей пенсии по инвалидности).

Сдвиги отраслевой структуры занятости в Приморском крае соответствуют общероссийским, но их динамика имеет особенности, обусловленные специализацией экономики и другими факторами развития.

Отраслевая структура занятого населения в Приморском крае представлена в таблице 4.

Более заметен, чем в целом по России, рост занятости в отрасли специализации края – транспорте и связи, т.е. занятость отражает позитивный тренд усиления конкурентоспособной специализации. Доля занятых в промышленности края сократилась за 2008 - 2011 годы с 16,4 до 16,2 процентов (в целом по Российской Федерации – с 24 до 20 процентов), снижается и квалификации занятых. Отраслевая структура рынка труда показывает, что возможностей для увеличения индустриальной занятости в крае немного.

Таблица 4 - Отраслевая структура занятого населения в Приморском крае

В процентах

Виды экономической деятельности

Количество занятых по годам

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Всего

100

100

100

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

7,8

7,8

7,9

8,0

Рыболовство, рыбоводство

2,3

2,2

2,2

2,2

Добыча полезных ископаемых

1,3

1,2

1,1

1,0

Обрабатывающие производства

11,5

11,7

11,6

11,3

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3,6

3,5

4,0

3,9

Всего промышленность

16,4

16,5

16,7

16,2

Строительство

5,8

6,2

6,1

6,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

19,1

19,0

19,0

18,7

Гостиницы и рестораны

2,6

2,5

2,5

2,4

Транспорт и связь

11,4

11,2

11,3

11,6

Финансовая деятельность

1,4

1,4

1,4

1,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

6,2

6,2

6,3

6,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

7,6

7,5

7,6

7,7

Образование

8,5

8,5

8,5

8,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

6,8

6,7

6,7

6,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

3,9

4,0

3,7

3,6

Всего отрасли социальной сферы

19,3

19,2

18,9

18,5

Источник: http://rabota-nakhodka.ru/content/1/programma-sodejstviya-zanyatosti-naseleniya.html

Отрасль пока экономически непривлекательна для занятых: заработная плата в обрабатывающей промышленности Приморского края составляет 83 - 84 процента от средней по краю, а заработная плата в обрабатывающей промышленности всей России – 91 - 93 процента от среднероссийской.

Доля занятых в отраслях социальной сферы снижалась быстрее, чем в среднем по стране (с 19,3 до 18,5 процента в Приморском крае и с 19,7 до 19,2 процента в целом по Российской Федерации за 2008 - 2011 годы). Основным фактором стали более активные меры по оптимизации сети учреждений социальной сферы. Кроме того, отставание заработной платы в образовании от среднекраевой выражено сильнее, чем отраслевые диспропорции в оплате труда в целом по стране (63 % в Приморском крае и 68 % в Российской Федерации в 2011 году). Еще сильнее отставание в оплате труда видов деятельности по предоставлению социальных и коммунальных услуг (65 % в крае при 78 % в среднем по стране). Только в здравоохранении оплата труда ближе к средней (85 %) по Приморскому краю, как и в целом по стране. Как следствие, социальные услуги не являются привлекательными видами занятости на рынке труда Приморского края.

Создание новых рабочих мест является одним из ключевых направлений по повышению доходов населения и снижению уровня бедности в Приморском крае, оказывает позитивное воздействие на стабилизацию положения с занятостью населения.

За январь - декабрь 2011 года в организациях различных форм собственности, осуществляющих деятельность на территории края, было создано 12078 единиц новых рабочих мест (100,3 % к 2010 году).

Наибольшее количество новых рабочих мест (4453 единицы или 36,8 % от общего числа созданных рабочих мест) создано за 2010 - 2012 гг. в таком виде экономической деятельности, как строительство, в том числе 4302 рабочих места на период строительства объектов, необходимых для подготовки г. Владивостока к проведению саммита АТЭС в 2012 году.

Приоритетное развитие получило создание новых рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства экономики края, где за январь - декабрь 2011 года создано 4885 новых рабочих мест (40,4 % от общего числа созданных рабочих мест).

Динамично развивающимися видами экономической деятельности с точки зрения создания новых рабочих мест оставались:

  • оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (1972 рабочих места);

  • сельскохозяйственное производство (1883 рабочих места);

  • обрабатывающее производство (1136 рабочих мест).

Продолжали создаваться новые рабочие места:

  • в сфере предоставления прочих коммунальных, персональных и социальных услуг населению (691 рабочее место);

  • на транспорте и в связи (392 рабочих места);

  • в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (377 рабочих мест);

  • в гостиницах и ресторанах (259 рабочих мест);

  • в рыболовстве, рыбоводстве (149 рабочих мест);

  • в физкультуре и спорте (90 рабочих мест);

  • в бюджетной сфере (в образовании) - 70 рабочих мест;

  • в туристической деятельности (39 рабочих мест).

В январе - декабре 2011 года наиболее активная работа по развитию системы экономически эффективных рабочих мест в рамках распоряжения проводилась в Арсеньеве, Артеме, Владивостоке, Дальнегорске, Партизанске, Находке, Спасске-Дальнем, Уссурийске, Фокино; в Анучинском, Михайловском, Надеждинском, Пограничном, Хорольском, Чугуевском районах.

В рамках распоряжения было предусмотрено создание 4732 рабочих мест в 2012 году. За январь - июль 2012 года создано 3323 единицы новых рабочих мест (70,2 % от запланированного).

Начиная с 2010 года, в рамках реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Приморского края, создаются рабочие места для трудоустройства незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, что представлено в таблице 5.

Таблица 5 - Количество рабочих мест, созданных для инвалидов в 2010 - 2011 гг. и планируемых к созданию на перспективу до 2015 года

Годы

Значение

Количество созданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Приморском крае, единиц

Количество созданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Российской Федерации, тыс. единиц

2010

факт

59

7,7

2011

факт

14

10,7

2012

факт

82

7,7

2013

факт

180

14,2

2014

прогноз

180

14,2

2015

прогноз

180

14,2

Источник: http://rabota-nakhodka.ru/content/1/programma-sodejstviya-zanyatosti-naseleniya.html

Как и в большинстве регионов Дальнего Востока, в Приморском крае устойчиво повышен уровень общей безработицы по методологии МОТ: в 2010 году он достигал 9,7 %, в 2011 году – 8,1 %.

На конец 2012 года уровень регистрируемой безработицы в крае составил 1,9 %. По территориям Приморского края ситуация на рынке труда сильно дифференцирована. Максимальное значение уровня безработицы(11,0 %) наблюдается в Ольгинском районе, минимальное (0,6 %) - в городе Владивостоке. В 2012 году уровень безработицы снизился на всех территориях края. Наиболее значительное снижение уровня безработицы отмечается в городах: Дальнереченске (-1,3 %), Дальнегорске (-1,0 %), Фокино (-1,1%), Спасске-Дальнем (-0,9 %), и районах: Яковлевском (-2,4 %), Кавалеровском (-1,6 %), Красноармейском (-2,4 %), Пограничном (-1,9 %), Ханкайском (-2,1 %) и Черниговском (-1,5 %).

Начавшееся сокращение численности трудоспособного населения обусловлено особенностями возрастной структуры населения всей страны, оно будет долгосрочным, но вряд ли поможет решить проблемы безработицы в Приморском крае. Безработица имеет в основном структурный характер – несоответствия квалификации безработных спросу на рынке труда. Структурный дисбаланс усугубляется территориальным фактором – концентрацией безработных в небольших городах и поселках, не имеющих достаточного числа мест приложения труда. Без повышения мобильности населения проблема безработицы в периферийных территориях края не может быть решена.

Литература:

  1. Вишнякова В. Динамика занятости населения в условиях кризиса // Государственная служба. - 2011. - N 1. - С. 109-112.

  2. Ершова Е. Г. Анализ и прогнозирование динамики занятости на уровне региона // Региональная экономика : теория и практика. - 2010. - N 30. - С. 25-32.

  3. Кузьминова Т. В. Состояние системы государственной поддержки инвалидов в области занятости населения // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - N 7. - С. 58-67.

Просмотров работы: 2936