«Малый бизнес» - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения [1].
В процессе интеграции экономики России в мировое хозяйство необходимы благоприятные условия, а также стимулирование участия малого бизнеса во внешнеэкономической сфере. Экспортно-ориентированные малые предприятия сталкиваются с рядом проблем, которые зачастую требуют скорейшего разрешения.
Развитие конкурентоспособности малых предприятий, занимающихся экспортными операциями, поддержка и защита их интересов, рост потенциала и увеличение объемов экспорта невозможно без разработки комплексной программы государственной поддержки экспортно-ориентированного малого бизнеса.
Сегодня в рамках процессов глобализации малые и средние предприятий имеют возможности выйти за национальные границы, а некоторые и вовсе становятся транснациональными структурами [2].
Значительную роль экспортно-ориентированные малые предприятия (ЭО МП) начинают занимать и в международной торговле товарами и услугами. Все большое количество ЭО МП начинает задумываться о ведении экспортной деятельности, как о долгосрочной стратегии развития бизнеса для повышения собственной конкурентоспособности и устойчивости в перспективе.
Экспорт продукции считается одним из следствий способности компании, в том числе малой, выпускать конкурентоспособные товары (работы, услуги) и эффективно функционировать на международных рынках.
Специалисты выделяют следующие ключевые преимущества конкурентоспособных компаний [3]:
- значительно чаще экспортируют продукцию;
- заработная плата на данных предприятиях выше;
- эффективнее используют банки для привлечения финансовых ресурсов;
- активнее внедряют инновации.
Сформировав конкурентоспособную структуру на национальном уровне, компания, с целью повышения своих доходов, выходит на внешний рынок.
Актуальным в настоящее время является участие малого бизнеса в экспорте передовых государств. Согласно экспертным оценкам, доля малых и средних предприятий в промышленном экспорте некоторых развитых стран составляет – в Германии и Нидерландах около 40%, в Италии порядка 22-24%, в США и Японии 14-16%. А если учитывать их участие в комплектации готовой продукции, которую экспортируют крупные фирмы, то их доля возрастет до 65% в Италии, 55% во Франции, 45% в Японии [4].
Особую роль малые фирмы играют в международной торговле технологиями. Например, около 50% лицензий, проданных в США, приходилось на малый бизнес. Помимо технологий, основной статьей экспорта малых предприятий являются продукция металлообрабатывающей, химической, машиностроительной и других отраслей промышленности [4].
В Российской Федерации в структуре экспорта преобладает сырьевая продукция: нефть, нефтепродукты, природный газ (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура экспорта товаров и услуг из России (по данным за 2013 год) [5]
Однако в отраслевой структуре экспортно-ориентированного малого предпринимательства значительная доля в общем числе МП принадлежит предприятиям торговли и общепита (рисунок 2).
Рисунок 2 - Отраслевая структура экспортно-ориентированного малого предпринимательства (%) [6]
К основным проблемам, препятствующим развитию экспортного потенциала малого бизнеса, можно отнести:
- низкую конкурентоспособность ЭО МП на внешних рынках;
- отсутствие или недостаточную развитость механизмов маркетинговой поддержки экспортной продукции МП;
- отсутствие государственной политики повышения конкурентоспособности ЭО МП;
- несогласованность программ, реализуемых на региональном или отраслевом уровнях и другие [7].
Сегодня российские МП, ориентированные на экспорт, составляют малую долю от всего объема экспортных поставок. Причина этому сырьевая ориентация экспорта в целом и особенности российских экспортно-ориентированных отраслей.
Малые предприятия в России, несомненно, обладают экспортным потенциалом, причем он не ограничивается только наукоемкими товарами (эти товары легче всего реализовать). В других отраслях в связи с имеющимися проблемами и низкой конкурентоспособностью он реализуется лишь частично.
Сейчас российский экспортно-ориентированный малый бизнес наиболее конкурентоспособен в сферах производства ювелирных украшений и сувениров, с/х, пушнины, инновационных и новаторских компаниях.
Многие характерные особенности становления ЭО малого бизнеса в России взаимосвязаны с основными проблемами его развития. Выделяют 5 основных групп проблем [3]:
1) Неблагоприятное состояние ресурсных рынков
- труднодоступность получения ресурсов;
- нарушение принципа открытого предоставления ресурсов на конкурсной основе;
- сложностью процедур получения ресурсов.
2) Барьеры административного характера
- превышение государственными служащими своих полномочий;
- завышение стоимости и усложнение процедуры регистрации малых предприятий
3) Несовершенная правовая база.
- юридические нормы не стабильны;
- несовершенное налоговое законодательство и др.
4) Неэффективная политика государства в области проведения реформ
- преобладание в экономике крупных доминирующих компаний, которые монополизировали факторы производства и каналы движения товаров;
- несовершенство как фискальной, так и кредитно-денежной политики государства, которые не позволяют функционировать малому бизнесу в нормальных условиях.
5) Недостаточная проработка государственных программ
- несогласованность элементов программ, в особенности аналитических разделов и практических мер к реализации;
- необоснованность ожиданий и конечных результатов.
Согласно исследованию Всемирного Банка, достигнутая Россией за последние годы стабильная макроэкономическая среда является необходимым, но недостаточным условием для роста экспорта [8].
При этом ключевым фактором, влияющим на экспорт, является уровень производительности, а характерными сдерживающими факторами для появления новых потенциально пригодных для экспорта товаров – недостаточно высокий уровень конкуренции и предпринимательских инноваций.
Основные факторы, осложняющие осуществление внешнеэкономической деятельности субъектами ЭО МП в России:
- общее технологическое отставание
- отсутствие или недостаточность необходимых знаний, умений и навыков
- дефицит финансовых ресурсов
- недостаточная эффективность специализированных мер государственной поддержки.
Нужды и потребности экспортно- ориентированного малого предпринимательства представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Нужды и потребности ЭО малых предприятий [9]
Для устранения и минимизации трудностей, с которыми сталкиваются ЭО МП, органам государственной власти необходимо:
1) На основании исследования деятельности МП оценивать экспортный потенциал этих предприятий.
2) Повышать эффективность проводимых мер поддержки экспортно-ориентированного малого бизнеса за счет:
- разработки комплексных программ и методик поддержки малых предприятий;
- ликвидации внешних барьеров;
- упрощения доступа малого бизнеса к коммерческому кредитованию, предоставления субсидий от государства;
- снижения экспортных пошлин, предоставления государством частичной гарантии по экспортным кредитам и возмещения части процентной ставки по экспортным кредитам.
3) Необходимо через оптимизацию деятельности таможенных органов создать благоприятную среду, стимулирующую экспортную деятельность малого бизнеса.
4) Необходимо создать специальный орган, координирующий всю деятельность по оказанию содействия и поддержки экспорта малого бизнеса.
5) Расширять набор инструментов и механизмов поддержки внешнеэкономической деятельности малых предприятий, а именно:
- разработка специальных программ обучения и консалтинга для поддержки внешнеэкономической деятельности малого бизнеса;
- организация взаимодействия инновационного малого бизнеса с научно-исследовательским учреждениями;
- предоставление информационной поддержки по вопросам внешнеэкономической деятельности.
Исключительно важным представляется изменение самой психологии и отношения государственных органов к экспортно-ориентированному малому бизнесу. Иностранный опыт доказал, что малый бизнес добился поразительных результатов только благодаря правильной и ответственной реализации политики и программ поддержки и стимулирования малых предприятий.
Следует отметить, что руководителям малых предпринимательских структур необходимо самостоятельно ориентироваться в вопросах внешнеэкономической деятельности, и для организации экспортной деятельности своих предприятий действовать по следующим направлениям:
1) Эффективней использовать имеющиеся возможности, которые предоставляют государственные программы поддержки и стимулирования внешнеэкономической деятельности.
2) Самостоятельно повышать свою компетентность в вопросах ВЭД, с целью понимания преимуществ и недостатков, которые предоставляются РФ в связи с членством в этой организации, для дальнейшего их использования в развитии конкурентоспособности своего бизнеса.
3) Необходимо обсуждать проблемы и барьеры, с которыми вынуждены сталкиваться ЭО МП с компетентными органами власти, с целью их разрешения.
Стоит отметить, что без динамично развивающегося экспортно-ориентированного малого бизнеса в России невозможно добиться прогрессивного роста и развития экономики. Увеличение объемов внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства позволит существенно увеличить занятость в этом секторе. Создание инновационо-производственной структуры ЭО малого бизнеса повысит конкурентоспособность наших малых компаний на внешних рынках и позволит решить острую проблему диверсификации экспорта нашей страны.
Список использованных источников
Финансовый словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/24839 - Загл. с экрана.
Кравцов С.С. Внешнеэкономическая деятельность предприятий малого бизнеса в условиях глобализации мировой экономики: инновационный аспект [Текст]: автореф. диссертация …к. э. н. / С.С. Кравцов. - Ростов-на-Дону, 2010.
Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство [Текст]: учеб. Пособие / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2011
Управление экономическими системами. Электронный научный портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/item/2337-2013-09-09-08-54-21 Загл. с экрана.
Экспорт из России в 2013 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php - Загл. с экрана.
«Карты» сегментов малого и среднего бизнеса РФ Рейтинги перспективности кредитования сегментов МСБ, Исследование [Текст]: Национальный институт системных проблем предпринимательства. 2013
Лозбенко Л. Надо поддержать выход МСП на внешние рынки [Текст]: Таможенное обозрение. 2012. № 4
Доклад об экономике России № 25, Июнь 2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/305499-1245838520910/6238985-1307524915973/RER25_RUS_JUNE_8.pdf. - Загл. с экрана.
«Меры государственной поддержки в сфере продвижения российской продукции на международные рынки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.leader-nn.ru/files/news_2013_may/Mery_gosudarstvennoy_podderjki_Ermoshin_A_M.pdf - Загл. с экрана.