Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, это всегда психологический стресс для родителей и родных. Проявление этого стресса в каждой семье происходит по-разному. У кого- то это проявляется в эмоциональной неустойчивости, нервных срывах, у кого- то в психологической подавленности, которая в дальнейшем может перерасти в депрессию, а у кого то и вовсе проявляется замкнутость в себе, растерянность и отчаяние.
The child's birth with limited opportunities of health in a family, it always a psychological stress for parents and native. Manifestation of this stress in each family happens differently. At whom - that it is shown in emotional instability, nervous breakdowns at whom - that in psychological depression which can develop further into a depression, and at someone is at all shown isolation in itself, confusion and despair.
Поскольку именно семья и близкое окружение является главным ресурсом для личностного психологического состояния и здоровья ребенка, то возникает необходимость поддержания психического здоровья и состояния родителей такого ребенка.
В этой связи появляется необходимость в систематизированной и обобщенной информации по инвалидности ребенка, его психологических и физических особенностей, для выявления самых эффективных мер предупреждения и коррекции личностных проблем родителей, а также с целью описания основных направлений и форм работы с такими семьями.
Следовательно, важно не только изучать и узнавать особенности таких семей, но и создавать комплексный подход к решению данной проблемы.
Актуальность данной проблемы можно рассматривать в нескольких направлениях:
На соматическом уровне – необходимо прервать психологическую цепочку, которая берет начало на заболевании ребенка, ведет к психогенному стрессу у родителей и ближайшего окружения, в свою очередь это провоцирует заболевания психического и соматического плана.
На социальном уровне необходимо установление доверительно-поддерживающих отношений между родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, впоследствии нередко наблюдаются разводы, а также семья становится малообщительной и избирательной в контактах, то есть образуется определенный микросоцимум в котором и будет воспитываться этот ребенок.
На психологическом уровне основывается необходимостью профилактики стресса, имеющего пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает серьезнейшее разрушающее действие на психику родителей и ближайшего окружения.
В отечественной науке оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям, не являлось новой и неизученной проблемой. Еще в ХIХ веке такие психологи как В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др. в своей практике использовали благотворное влияние родителей на ребенка, его психическое и физическое здоровье. Но к огромному сожалению ,в связи со многими сопутствующими этому факторами, к середине XX века такие гуманистические подходы психологической помощи были утеряны в своей значительной форме.
В наше время очень важно проводить психологическую помощь таким семьям на достойном уровне, так как это является одной из основных проблем нашего времени.
Основной технологией работы с детьми ограниченными здоровьем, несомненно, является психолого–педагогическое сопровождение развития личности ребенка в социуме, где используется игровая деятельность для проведения психотерапии и психокорекции.
Психолого-педагогическое сопровождение можно разделить на три этапа. В первом этапе следует выделить диагностическое сопровождение ребенка и родителей, установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка, так же профилактика отклонений в развитии ребенка, составление социально-психологической карты семьи, определение модели воспитания ребенка. Ко второму этапу можно отнести просвещение и консультирование педагогов работающих с ребенком, коррекция и помощь родителям ребенка, проведение совместных мероприятий с родителями и детьми, разработка оптимальной умственной и физической нагрузки с учетом физиологических и психических особенностей ребенка. К третьему этапу следует отнести анализ эффективности предложенных мероприятий, направленных на психологическую помощь нуждающимся детям и их родителям.
Сегодня существует достаточно широкий комплекс психологической помощи в данной сфере. Создаются и развиваются психологические службы коррекции психического и физического здоровья, как детей, так и их родителей. Такие службы основываются в на таких принципах как гуманно-личностный. Этот принцип основывается на всесторонней любви и уважении к ребенку, вера в каждого члена семьи, на формировании позитивной «Я- концепции», необходимости слов поддержи и одобрения и так же в проживании ситуации успеха. Так же не маловажен принцип комплексности, где работа психолога тесно связана с работой логопеда, родителями, воспитателями и учителями. Следующий принцип личностно-ориентированного похода так же очень важен в этой работе. Тут в центре стоит комплекс личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение безопасных и комфортных условий для жизни. Очень важно так же вести психологическую помощь с учетом ведущей деятельности ребенка, которая является значимой по личностным качествам.
На данный момент существует множество форм и методов работы с такими детьми. Основными методами, которые часто используются в различных психологических службах являются сказкатерапия, где используется развивающая терапевтическая и безусловно психологическая работа, в такой форме работы сказку может читать как взрослый так и ребенок, который может выступать в роли рассказчика. Релаксация так же используется в данных службах. Этот вид помощи используется в зависимости от состояния ребенка, применяется спокойная музыка, звуки животных и природы, используется сухой бассейн и наблюдение за животными и птицами.
Песочная терапия тоже очень популярна. Арт–терапия, которая основывается на изобразительном искусстве, основной задачей которой является самопознание и саморазвитие ребенка. С помощью рисунка можно определить психологическое состояние ребенка, его настроение, а так же и умственное развитие и индивидуальные особенности.
Для детей дошкольного возраста очень популярна игротерапия, так как игра является основной деятельностью детей этого возраста. В процессе игр формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Сюжетно-ролевые игры развивают нравственные качества, интеллект. Формируется его личность в целом. Существуют игры- драматизации ,которые так же направлены на коррекцию эмоциональной сферы ребенка.
Как мы говорили, работа с родителями так же очень важна. Нужно понимать ,что не редко родители стесняются таких детей и основной задачей при работе с родителями является помочь родителям воспринимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми особенностями и недостатками, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его эмоциональную, волевую и познавательную деятельность.
При работе с родителями можно выделить такие методы как семинары – практикумы, где родители могут познакомится с играми и литературой по данному направлению, в дальнейшем применяя свои теоретические знания на практике. Так же проведение совместных праздников ,где родители может увидеть достижения своего ребенка в той или иной сфере и участвовать совместно с ребенком, когда оба или один из родителей находится рядом. Консультирование является дифференцированным подходом к каждой семье, имеющей «особого « ребенка. Тут главное присутствие веры в своих детей и помощь психологам, занимающихся с этим ребенком.
Литература.
http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/2259.html
http://www.rae.ru/snt/?article_id=6453&op=show_article§ion=content