В современном мире в условиях развития информационных технологий все большую роль для бухгалтерской работы играют различные информационные системы. На рынке предлагаются различные методические информационные системы для бухгалтеров, которые позволяют быстро и удаленно актуализировать знания бухгалтера. Некоторые предложенные системы, как правило, не содержат всей необходимой информации в комплексе, и бухгалтеру необходимо обращаться к различным источникам информации одновременно.
Учитывая все современные потребности бухгалтера, рассмотрим, каким критериям должна отвечать методическая информационная система (МИС):
Предметная целостность и наполненность. Современная система должна содержать достаточно большое количество материалов (статей) по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Достоверность. Достоверность может быть подкреплена ссылками на законодательство, арбитражную практику, письма министерств и ведомств.
Универсальность. МИС должна быть ориентирована на широкий круг пользователей. Она не должна быть излишне специализированной под определенную отрасль, особенности нетипового учета.
Высокий профессиональный уровень. Материалы информационной системы должны быть ориентированы на профессионального бухгалтера, который использует постоянно в своей практической деятельности, а не только с целью обучения.
Доступность изложения материала. Материалы информационной системы должны быть понятны пользователю, имеющему профильное образование и знающему основы бухгалтерского учета и налогообложения. Статьи должны быть написаны доступным языком, не перегружены излишней информацией, быть по возможности краткими и содержательными, не требовать много времени для прочтения и изучения.
Удобство в использовании. Должна иметь четкую структуру и рубрицирование. Она должна обладать удобным расширенным поиском, с помощью которого пользователь мог бы без особого труда найти необходимый материал.
Практическая ценность. Практические примеры по бухгалтерскому учету и налогообложению должны быть применимы на практике, т е. материалы должны содержать информацию о: ситуациях, существующих на практике; ситуациях, которые чаще всего вызывают вопросы у бухгалтеров; неоднозначных ситуациях.
Материалы МИС должны быть актуальными и содержать дату публикации, с тем, чтобы пользователь мог оценить, насколько актуальную информацию он получает.
Доступность для использования. Предполагается, доступ к сети Интернет, так как подключение возможно с любого компьютера.
Обратная связь. Многим пользователям информационной системы может быть интересна обратная связь с разработчиками системы, чтобы: сообщить об ошибках; выразить пожелание или благодарность; предложить рассмотреть интересную ситуацию, которая отсутствует в информационной системе. Поэтому любая современная информационная система должна давать возможность обратной связи [1].
Один из самых главных критериев – это стоимость информационной системы. Сколь бы совершенной ни была МИС, руководитель организации, принимающий решение о ее приобретении, будет соотносить возможные выгоды от ее использования с затратами на приобретение и дальнейшее обслуживание системы. Как правило, расходы на информационную систему складываются из стоимости самой системы, а также из стоимости ее сопровождения.
Приведем несколько наиболее известных и популярных российских разработчиков автоматизированных бухгалтерских систем: «1С» (серия программ «1С: Бухгалтерия»), «АйТи» (семейство «БОСС»), «Атлант –Информ» (серия «Аккорд»), «Галактика – Парус» (серия программ «Галактика» и «Парус»), «ДИЦ» («Турбо – бухгалтер»), «Интеллект – сервис» (серия «БЭСТ»), «Инфин» (серия программных продуктов от «мини» до «макси»), «Информатик» («Инфо – бухгалтер»), «Инфософт» («Интегратор»), «Цифей» («Эталон») и «R-Style Software Lab» («Универсальная бухгалтерия Кирилла и Мефодия», серия RS-Balance) [2].
Коротко остановимся на некоторых из выше перечисленных программ.
1. Фирма «1С», система «1С: Бухгалтерия». На сегодняшний день это самый известный и продаваемый продукт в России. Популярность этой программе обеспечили мощная реклама, развитая дилерская сеть, невысокая цена и грамотная маркетинговая стратегия. Основные возможности системы легко укладываются в схему «проводка – главная книга – баланс». В целом программу «1С: Бухгалтерия» можно отнести к подклассу инструментальных систем для квалифицированного бухгалтера малого предприятия, поскольку она требует некоторой настройки для дальнейшего индивидуального пользования. Хотя базовые компоненты недоступны пользователю, функциональные конфигурации, написанные на встроенном языке, полностью доступны для модификации. Это предоставляет пользователям возможность быстро и эффективно модифицировать конфигурацию, с которой работает предприятие, вводить в нее новые задачи, документы, системы учета, подстраиваться под изменение законодательства.
2. Корпорация «Галактика – Парус» предлагает программу «Парус» под Windows. Разработка предназначена для малых и средних хозрасчетных предприятий различного профиля деятельности. Она позволяет автоматизировать не только бухгалтерский учет, но и финансово – хозяйственную деятельность предприятия.
3. Система «БЭСТ» является в первую очередь торговой системой, но тем не менее обеспечивает автоматизацию всех основных участков учета на предприятии (ведение расчетных счетов, кассы, расчетов с подотчетными лицами, учет основных средств и материалов, расчет зарплаты) и может быть успешно использована для автоматизации предприятий любого профиля. Интерфейс системы направлен на пользователя, благодаря чему, большинство настроек может быть выполнено самостоятельно пользователем, без привлечения специалистов фирмы – разработчика. Стоит отметить, что «БЭСТ» является закрытой системой и не может быть изменена пользователем.
4. ABACUS professional – Полный комплекс бухгалтерского учета. Отличительные особенности комплекса – функциональная полнота и комплексное решение всех задач учета. А также: обработка проводок с детальной аналитической информацией; учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции с формированием соответствующих записей в Главной книге; элементы финансового анализа; автоматическое начисление процентов и отчисление налогов; система аппаратной и программной защиты информации; удобный интерфейс [2].
Практически в каждой фирме есть справочно-правовые системы «Гарант» или «КонсультантПлюс», а также различные бухгалтерские программы. Компьютерные программы и базы данных относят к нематериальным активам. Однако при покупке этих систем или программ приобретается только право пользования ими. Авторские права же на них по-прежнему остаются у фирмы-разработчика.
Поэтому относить эти системы к нематериальным активам нельзя. Их учет необходимо вести за балансом (п. 26 ПБУ 14/2007). Для этого можно ввести дополнительный забалансовый счет 012 «Нематериальные активы, приобретенные на правах пользования» [3].
В налоговом учете стоимость правовой базы можно сразу списать на прочие расходы (п. 1 ст. 272 НК РФ) [4].
В бухгалтерском учете расходы на установку можно отражать двумя способами. Первый – отнести стоимость правовой базы на расходы будущих периодов и затем постепенно списывать ее на общехозяйственные расходы. Второй – сразу списать на общехозяйственные расходы. Выгоднее пользоваться вторым способом. Расходы на установку будут одинаково отражены в бухгалтерском и налоговом учете. Следовательно, вести дополнительные регистры налогового учета не потребуется. Кроме того, первый способ можно применять, если руководитель фирмы ограничил срок использования правовой системы [5].
Порядок отражения в бухгалтерском учете приобретения справочно-правовой системы необходимо отразить следующим образом:
перечислены деньги поставщику – Дебет 60 Кредит 51;
получено право пользования системой – Дебет 012;
отражены расходы на установку системы – Дебет 26 Кредит 60;
учтен НДС – Дебет 19 Кредит 60;
НДС к вычету – Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19.
Системы и бухгалтерские программы необходимо постоянно обновлять. Затраты на обновление необходимо списывать на общехозяйственные расходы в бухгалтерском учете и на прочие – в налоговом. Как правило, организация платит за несколько обновлений вперед. Однако расходами эти суммы можно признать (как в налоговом, так и в бухгалтерском учете) только после того, как программа будет фактически обновлена. Поэтому необходимо составить следующие записи:
внесена предоплата за обновление системы – Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51;
отражены расходы на обновление системы – Дебет 26 Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
учтен НДС – Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
зачтена часть аванса, перечисленного поставщику – Дебет 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»;
НДС принят к вычету – Дебет 68 Кредит 19 [5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что прежде чем руководству организации, принимать решение о приобретении информационной системы, необходимо учитывать все критерии, а также выгоды от приобретения и внедрения для ведения бухгалтерского учета. Приобретение информационных систем позволит упорядочить бухучет, повысит его оперативность, увеличит количество получаемой информации, уменьшит число арифметических ошибок, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.
Список использованных источников:
1. Стричко Е.Г. Роль информационных систем в бухгалтерской работе. // Бухгалтерский учет. – №2. – 2014. – С.123-125.
2. Бухгалтерские программы – http://www.pandia.ru
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) от 27 декабря 2007 г. № 153н (ред. от 24.12.2010 № 186н).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Федеральный закон №117-ФЗ от 05.08.00 г., (в ред. от 21.07.2014 № 244-ФЗ).
5. Как учесть справочно-правовые системы и бухгалтерские программы http://www.klerk.ru