В налоговой системе России налог на прибыль организации является одним из наиболее значимых - он обеспечивает значительные поступления средств, как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. Налог на прибыль является одним из эффективных инструментов перераспределения доходов и макроэкономического регулирования. Он имеет значительный потенциал влияния на межрегиональное распределение ресурсов. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение не только для государства, но и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. По характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным предпринимательским налогом [5].
Российское законодательство по налогу на прибыль характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.
Рассматривая особенности формирования современной системы налогообложения прибыли в нашей стране, необходимо выделить несколько этапов, объединяющих различные подходы к обложению прибыли.
Первый период - с июня 1990 по 1991 г. В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», вступивший в действие с 1 января 1991г., который комплексно регулировал налогообложение предприятий [6].
Второй период - с 1991 по 2002г. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Основным отличием этого Закона стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Характерной чертой этого периода является постоянное изменение законодательных норм, что, в частности, предполагало частое изменение налоговых ставок по налогу на прибыль.
Третий период - с 2002г. по настоящее время. Данный этап в современной налоговой системе можно назвать этапом кардинального изменения механизма исчисления налога на прибыль организаций, связанный с принятием и введением в действие главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", которая внесла много существенных изменений в налоговое законодательство [4]. Рассмотрим основные направления реформирования, которые произошли в связи с вступлением этой главы в действие.
НК РФ содержит достаточно четкое изложение всех значимых вопросов, определяющих суть налога на прибыль.
Как сказано в статье 246 НК РФ, к налогоплательщикам относятся все российские организации и иностранные субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации или получающие доходы из российских источников.
Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. В НК РФ представлена самостоятельная система классификации доходов и расходов, четко определен состав каждой группы доходов и расходов. В число доходов включены доходы от реализации и внереализационные доходы. Отдельного понятия дохода, как такового, не дается. И, соответственно, надо исходить из общего определения дохода, содержащегося в части первой НК РФ.
Глава 25 НК РФ содержит довольно подробный перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.
Расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль, классифицированы: расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) и внереализационные расходы.
Глава 25 НК РФ содержит подробный порядок исчисления и условия включения затрат, уменьшающих размер налогооблагаемой базы. Несомненным новшеством НК РФ является то, что расходы на оплату труда предусматриваются трудовыми (коллективными) договорами. Это требование предполагает оформление внутренних положений по заработной плате, заключение договоров с работниками, соблюдение договорных отношений. В состав расходов на оплату труда включены суммы взносов работодателей по договорам обязательного страхования, договорам добровольного долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования работников, негосударственного пенсионного обеспечения работников. При этом в статье 255 установлено, что общая сумма названных страховых платежей принимается для налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов расходов на оплату труда.
Амортизации посвящены 4 статьи главы 25 НК РФ - с 256 по 259 включительно. В них подробно определено понятие имущества, амортизируемого в целях налогообложения, дан перечень неамортизируемого имущества, установлен порядок определения первоначальной стоимости, приведены амортизируемые группы и раскрыты принципы распределения имущества по установленным 10 группам. Также дана методика расчета сумм амортизации, принимаемой при исчислении налога на прибыль.
Порядок включения расходов, направленных на ремонт основных средств, принимаемых при налогообложении, изменился - с 01.01.2002 года.
Положения НК РФ по использованию методов признания доходов и расходов «по мере отгрузки товаров (работ, услуг)» – ст.271 и «по оплате» - ст. 273 явились, несомненно, новшеством. Хотя предприятие и может избрать один из методов в учетной политике, однако возможность выбора предоставляется предприятиям, соответствующим критериям, установленным статьей 273 НК РФ. Критерии таковы, что кассовым методом могут воспользоваться незначительное число предприятий.
С вступлением в действие главы 25 НК РФ, российские предприятия потеряли льготу на инвестиции.
Как наиболее благоприятную для всех налогоплательщиков норму, установленную главой 25 НК РФ можно назвать новую ставку налога на прибыль - 20%.
Еще один положительный момент состоит в том, что глава 25 НК РФ не предусматривает корректировку разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли и фактическими авансовыми взносами за истекший квартал на сумму, рассчитанную из ставки рефинансирования Банка России. Установлен единый срок для ежемесячных и ежеквартальных платежей – 28 числа.
Федеральный закон от 6 июня 2005 г. №58-ФЗ внес существенные изменения в главу 25 НК РФ. При этом многие нововведения начали действовать задним числом - с 1 января 2005г. и даже с 1 января 2002г., то есть распространяются на отношения, возникшие в прошедших периодах, что усложняет налоговый контроль правильности ведения налогового учета.
С 1 января 2006г. организации получили возможность подтвердить свои расходы любыми документами, пусть даже и косвенно показывающими, что фирма понесла затраты, уменьшающие налогооблагаемый доход.. С 2006г. организации получили право единовременно отнести на расходы 10 процентов от первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, понесенных в случаях их достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации. Изложены новые правила списания расходов на покупку лизингового оборудования. Для предприятий, имеющих филиалы, определены новые правила распределения и уплаты налога на прибыль по местонахождению обособленных подразделений.
С 1 января 2003г. вступило в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Оно регламентировало порядок отражения налога на прибыль на счетах бухгалтерского учета, а также было призвано сблизить два вида учета - бухгалтерский и налоговый. Однако утверждать, что организации могут, согласно ПБУ 18/02, исчислять налоговую прибыль путем корректировки бухгалтерской прибыли, по нашему мнению, нет оснований. Действительно, для формирования базы по расчету налога на прибыль необходимо определение постоянных и временных разниц, а этот процесс фактически представляет собой налоговый учет. Поэтому ПБУ 18/02, скорее, не сближает два вида учета, а служит для дополнительного контроля правильности расчета налога на прибыль [6].
В 2015 году вступят в силу важные изменения в Налоговом кодексе РФ, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 №420-ФЗ, Федеральный закон от 21.02.2014 N 17-ФЗ, Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ, Федеральный закон от 23.06.2014 N 167-ФЗ
С 1 января 2015 г.:
- изменится порядок учета процентов по долговым обязательствам (п. п. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 269 НК РФ);
- налогоплательщик сможет списывать стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, в течение более чем одного отчетного периода (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно будет уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ);
- из Налогового кодекса РФ будет исключено понятие "суммовые разницы", а также специальный порядок их учета (утратят силу п. 11.1 ст. 250, пп. 5.1 п. 1 ст. 265, п. 7 ст. 271, п. 9 ст. 272, ч. 4 ст. 316 НК РФ и др.);
- в налогообложении перестанет применяться метод ЛИФО (будут внесены соответствующие изменения в п. 8 ст. 254, пп. 3 п. 1 ст. 268, ч. 3 ст. 329 НК РФ);
- размер убытка от уступки права требования, произведенной до срока платежа по договору, будет определяться по новым правилам (п. 1 ст. 279 НК РФ);
- убыток от уступки права требования третьему лицу, которая была произведена после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, будет учитываться единовременно на дату уступки права требования (п. 2 ст. 279 НК РФ);
- будут установлены правила определения цены сделки по уступке права требования долга, признаваемой контролируемой сделкой (п. 4 ст. 279 НК РФ);
- российские организации, получившие в 2014 г. дивиденды, с которых не был удержан налог на прибыль, обязаны самостоятельно исчислить такой налог и уплатить его в бюджет не позднее 30 марта 2015 г. (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.06.2014 N 167-ФЗ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ);
- если депозитарий при выплате дивидендов российским организациям в 2014 г. не удержал налог на прибыль, то он обязан сообщить в инспекцию информацию о таких дивидендах с 1 до 31 января 2015 г. (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.06.2014 N 167-ФЗ);
- будут установлены особенности налогообложения операций с депозитарными расписками и представляемыми ценными бумагами (п. 2 ст. 275, п. 8 ст. 280, пп. 2 п. 3 ст. 284, ст. 299.5, п. 2.2 ст. 309 НК РФ);
- будет уточнен порядок определения цены ценных бумаг (ст. 280 НК РФ);
- изменятся порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и порядок учета убытков от операций с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ);
- изменится порядок определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 304 НК РФ);
- будет урегулирован вопрос о налогообложении ценных бумаг при погашении их номинальной стоимости частями (п. 3 ст. 271, пп. 7 п. 7 ст. 272, п. 6 ст. 280 НК РФ);
- расходы по погашению собственных эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, можно будет учитывать в части (пп. 3.1 п. 1 ст. 265 НК РФ);
- будут уточнены особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом (ст. 276 НК РФ);
- в доходах не будут учитываться не только средства сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ, но и средства, полученные из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от платы за аэронавигационное обслуживание (пп. 46 п. 1 ст. 251, абз. 18 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в расходах не будут учитываться затраты, понесенные за счет средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ и (или) за счет средств, полученных из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, освобожденных в соответствии с законодательством РФ от платы за аэронавигационное обслуживание (п. 48.17 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, следует сделать вывод, что момента введения в действие главы 25 НК РФ, в нее было внесено много изменений и дополнений, основной целью которых являлось не только уточнение отдельных статей НК РФ, но и сближение, появившейся в 2002г., системы налогового учета с системой бухгалтерского учета.
На основе рассмотренных моментов, можно утверждать о том, что уровень правового регулирования налоговых отношений в России по налогу на прибыль организаций неуклонно повышается и развивается в соответствии задачами повышения налогового контроля и администрирования.
Список использованных источников:
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Федеральный закон №146-ФЗ от 31.07.98 г. (в ред. от 28.06.2014 № 198-ФЗ) // СПС Консультант-Плюс.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Федеральный закон №117-ФЗ от 05.08.00 г., (в ред. от 21.07.2014 № 244-ФЗ). // СПС Консультант-Плюс.
Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02».// СПС Консультант-Плюс.
Куликова Л.И. Учет расчетов по налогу на прибыль: комментарии к ПБУ 18/02. — М.: Бухгалтерский учет, 2013.
Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Под ред. Б.Х. Алиева, Х.М. Мусаевой Издательство: Юнити-Дана, 2014. - 439 с.