«МСФО» − это Международные Стандарты Финансовой Отчетности.
Что значит эта фраза: «международные стандарты финансовой отчетности»? Нам, конечно, более понятно словосочетание стандарты бухгалтерского учета. В западной практике используется понятие financial reporting (финансовая отчетность). Если не вдаваться в подробности, то это та же бухгалтерская отчетность, потому что в нее входят баланс, отчет о прибылях и убытках, отчеты о движении денежных средств и капитала, пояснительная записка. Первые два отчета в МСФО называются по-другому: отчет о финансовом положении и отчет о совокупной прибыли. Так же сами стандарты учета разные, поэтому отчетность, подготовленная в соответствии с нашими РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета), очень сильно отличается от отчетности по стандартам МСФО.
МСФО − это система документов (стандартов, разъяснений к ним), которые определяют порядок составления финансовой отчетности, а именно: что входит в финансовую отчетность, когда и в какой оценке учитывать те или иные объекты бухгалтерского учета, какую информацию необходимо раскрывать в пояснительной записке [1].
Разработкой и принятием международных стандартов занимается Совет по МСФО, штаб-квартира которого располагается в Лондоне. В настоящее время действует 44 стандарта МСФО и еще 25 разъяснений к ним [5].
Финансовую (бухгалтерскую) отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами, используют во всем мире. Согласно информации на сайте Совета по МСФО составление отчетности по МСФО сейчас является требованием для компаний в 105 странах мира. Речь идет о компаниях финансового сектора (банки, страховые компании) и компаниях, которые торгуются на национальных биржах.
На сайте Совета по МСФО опубликован список 100 европейских финансовых рынков, на которых требуется предоставление отчетности в соответствии с МСФО. Все компании, чьи ценные бумаги (акции, облигации) котируются на регулируемых финансовых рынках Европейского союза, обязаны предоставлять консолидированную отчетность в соответствии с принципами МСФО, начиная с отчетности 2005 года [6].
Это требование распространяется и на Великобританию, финансовые рынки которой являются крупнейшими после США и Японии. Для получения листинга депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже необходимо предоставить проспект ценных бумаг и финансовую отчетность по МСФО за 3 последних года. Около 10% объема всех операций с ценными бумагами, осуществляемых на Лондонской фондовой бирже, приходится на российские компании. Среди наших компаний, чьи депозитарные расписки торгуются в Лондоне, присутствуют компании Лукойл, Газпром, Интеррао, Мегафон, Новатек, Татнефть, Роснефть, Сбербанк, АФК Система, Русгидро, ВТБ.
МСФО требуется для получения листинга на 14 регулируемых финансовых рынках Германии. Среди них присутствует Франкфуртская фондовая биржа, которая, как и Лондонская является одной из крупнейших и старейших в Европе. На Франкфуртской фондовой бирже торгуются ценные бумаги следующих российских компаний: Аэрофлот, Автоваз, Башнефть, Газпром, Лукойл, Норильский никель, Магнит, Группа Mail.ru, Мечел, Мосэнерго, Роснефть, Ростелеком, Сбербанк и других (всего 44 эмитента)[7].
Всем этим компаниям необходимо предоставлять финансовую отчетность по МСФО, а, следовательно, всем им нужны специалисты по международным стандартам.
Все национальные компании в США обязаны готовить финансовую отчетность по правилам US GAAP. Но иностранным компаниям, имеющим листинг на финансовых рынках Соединенных Штатов разрешено предоставлять консолидированную отчетность в соответствии с МСФО.
В России все компании составляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ). Но с недавнего времени все российские банки и страховые компании обязаны наряду с отчетностью РСБУ предоставлять отчетность по МСФО. С 2012 года составление консолидированной отчетности на основе МСФО обязательно для компаний, имеющих листинг на российских фондовых площадках. Однако это только консолидированная отчетность. Бухгалтерская отчетность отдельных компаний, входящих в группу, будет все так же составляться по правилам РСБУ. С 2018 года консолидированную отчетность по МСФО будут публиковать компании, которые в настоящее время составляют такую отчетность по правилам US GAAP.
Предоставляя отчетность по МСФО, компании России могут выйти на фондовые рынки во многих странах мира. Да и банковские кредиты дешевле за пределами России. Иностранные банки, не принимают отчетность, составленную по российским стандартам. Именно отчетность по МСФО помогает российским компаниям найти общий язык с банками европейских государств для получения заемных средств.
Руководство российских банков видит преимущества отчетности по международным стандартам для получения достоверной информации о компании-заемщике. Многие крупные российские банки, чтобы принять решение открывать ли кредитные линии, уже сейчас требуют предоставлять отчетность МСФО наряду с российской бухгалтерской отчетностью. Может случиться так, что такая позиция наших ведущих банков будет способствовать широкому распространению МСФО в России.
Итак, согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», с 2012 года отчетность в соответствии с МСФО представляют:
− кредитные организации;
− страховые организации;
− иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список;
− организации (не перечисленные выше), если их учредительными документами предусмотрено представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности;
− если федеральными законами предусмотрены составление, и представление, и публикация консолидированной финансовой отчетности.
С 2014 года к списку компаний присоединяются компании, выпустившие только облигации, допущенные к организованным торгам путем их включения в котировальный список.
И наконец, с 2018 года к организациям, представляющим отчетность по МСФО, присоединяются также компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам [4].Такими стандартами являются только US GAAP (ГААП США).
Поправки к Закону № 208-ФЗ от 5 мая 2014 года расширили перечень лиц, обязанных с 2015 года представлять финансовую отчетность по международным стандартам. Теперь к ним относятся:
− негосударственные пенсионные фонды;
− управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
− клиринговые организации;
− федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
− открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
А также из перечня страховых организаций исключены страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования.
Очень интересен тот факт, что клиринговые организации или лица, осуществляющие функции центрального контрагента, должны были составлять отчетность по МСФО с 2012 года согласно пунктам 10–12 статьи 5 Закона от 7 февраля 2011 года № 7ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
Стоит обратить внимание, что перечень ФГУП и ОАО, чьи акции находятся в федеральной собственности, обязанных представлять отчетность по МСФО, Правительство РФ до сих пор не утвердило. В отношении многих госкомпаний отчетность по МСФО составляется на основании индивидуального решения государственного комитетаимущества или контролирующей компании, а также по требованию государственных банков. Скорее всего,перечень будет сформирован и доступен в течение 2015 года и будет постепенно пополняться.
Включение в список негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний призвано увеличить контроль за их деятельностью и усилить защиту неквалифицированных инвесторов.
Допуск ценных бумаг к организованным торгам и котировальные списки. Стоит отметить, что не все компании, чьи ценные бумаги котируются на бирже, обязаны представлять отчетность согласно Закона № 208-ФЗ. Дело в том, что допуск ценных бумаг к организованным торгам осуществляется путем включения в список ценных бумаг, который может осуществляться с включением и без включения в котировальные списки.
Федеральные законы, ведущие к составлению отчетности по МСФО. Отсутствие ценных бумаг, включенных в котировальный список, еще не означает автоматического освобождения от составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО. Следует обратить внимание на пункт 2 статьи 2 Закона № 208ФЗ, посвященный компаниям, попадающим в сферу действия Закона № 208ФЗ в силу иных федеральных законов.
Иными словами, обязанность по составлению консолидированной финансовой отчетности по МСФО может вытекать из других федеральных законов в случае, когда в них предусмотрено «составление, и представление, и публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса)».
К таким законам относятся, в частности:
− Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (субъект — определенные категории эмитентов ценных бумаг);
− Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах»;
− Федеральный закон от 23 ноября 2007 года № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции Ростех»;
− Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом»;
− Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О государственной компании Российские автомобильные дороги».
Порядок представления в Банк России консолидированной отчетности утвержден только в отношении годовой отчетности (Указание Банка России от 1 сентября 2014 года № 3374-У). Отчетность представляется исключительно в виде электронных документов, скрепленных усиленной квалифицированной электронной подписью, через личные кабинеты.
Предполагается, что указание о промежуточной отчетности появится не ранее 2016 года. Это связано со сложностями перехода на МСФО и целесообразностью представления первой отчетности по МСФО по итогам года.
Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации [3].
На сегодняшний день, кажется, что времени на составление отчетности по МСФО еще очень много. Ведь первая отчетность компаний, обязанных перейти на МСФО с 2015 года, должна быть выпущена в соответствии с законом в апреле 2016 года [2]. Однако на данный момент эти компании должны представлять, кто будет готовить данную отчетность, насколько профессионален будет исполнитель, достаточно ли имеющейся информации для подготовки отчетности и раскрытий.
Для многих компаний, обязанных с 2015 года представлять отчетность по МСФО, эти вопросы пока остаются открытыми. Более того, имеющейся компетенции в отношении МСФО у лиц, принимающих решения в этих компаниях, может оказаться недостаточно, чтобы с первого раза грамотно организовать процесс подготовки и аудита отчетности по МСФО.
Предусмотрительные менеджеры будут стремиться подойти к решению данных вопросов заблаговременно. При подготовке отчетности за 2015 год компании должны следовать МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», согласно которому первая международная отчетность должна включать: отчет о финансовом положении на три отчетных даты − 31.12.2013, 31.12.2014 и 31.12.2015, и отчеты о совокупном доходе, изменении капитала и движении денежных средств за два периода − 2015 и 2014 годы. Следовательно, подготовку отчетности можно начать уже в 2014 году с определения входящего баланса, не дожидаясь окончания 2015 года.
В любом случае при переходе на МСФО ответственным за подготовку отчетности лицам предстоит решить:
− будет ли готовиться первая отчетность собственными силами или следует привлечь подрядчика;
− нужно ли создавать подразделение для регулярной работы или следует обращаться к внешним исполнителям по мере необходимости? Либо добавить нагрузку имеющемуся бухгалтерскому персоналу;
− на что повлияют показатели отчетности по МСФО? На какие ключевые показатели отчетности следует обратить особое внимание при подготовке отчетности;
− какая информация подлежит раскрытию согласно МСФО;
− кто будет проверять отчетность по МСФО;
− сколько средств в бюджете следует выделить на выполнение обсуждаемой нормы.
Зачастую именно ответ на последний вопрос определяет ответы на остальные, однако чрезмерная экономия по данной статье может иметь негативные финансовые последствия для компании в будущем.
Прежде чем начать собственно, подготовку отчетности, необходимо разработать формы отчетности по МСФО, которые стандартами четко не прописаны, а также состав пояснений и раскрытий, трансформационные и консолидационные таблицы, собрать информацию для входящего баланса.
Разработка форм отчетности и определение состава пояснений и раскрытий. Как и любой проект, подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходимо разбить на несколько этапов. С профессиональной точки зрения, началом отсчета должна быть сама отчетность компании, то есть ее титульные формы и раскрытия, которые необходимо сделать.
Титульные формы, согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», включают в себя:
− отчет о финансовом положении на дату окончания периода;
− отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата за период;
− отчет об изменениях в собственном капитале за период;
− отчет о денежных потоках за период.
Точное наименование и содержание отчетов определяются на основании профессионального суждения ответственного с учетом вида деятельности и структуры активов и обязательств, а также состава доходов и расходов компании.
В заключение стоит отметить, что обязанность отчитываться по МСФО заставляет компании менять подходы не только к учету, но и к бюджетированию и бизнес-планированию, увеличивать требования к квалификации сотрудников разных подразделений, а также вкладывать средства в информационные системы. Несмотря на имеющиеся противоречия в законодательстве, отсутствие в широком доступе методик и дефицит специалистов по МСФО, можно с уверенностью констатировать тот факт, что МСФО прочно вошли в финансовую жизнь российского бизнеса. «…Вокруг есть так много людей, которые будут твердить тебе, что ты не сможешь. Всё, что нужно сделать, так это повернуться и сказать им: смотрите» – Джек Уайт[8].
Список использованных источников:
1КонсультантПлюс – надежная правовая поддержка [электронный ресурс] Справочная информация: «Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения к ним» − Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140000/
2 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) пункт 7 статья 4
3 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) статья 4
4 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) статья 2
5 МСФО, Дипифр [электронный ресурс] − Режим доступа: htt://msfo-dipifr.ru/msfo/
6 веб-сайт Фонда МСФО и МСФО [электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.ifrs.org/Pages/default.aspx
7 Практическое пособие Deutsche Börse Group. Провайдер транcакционных услуг [электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.ir-consult.ru/files/Listing_Deutsche_Borse.pdf
8 Джек Уайт [электронный ресурс] – Режим доступа: http://jackwhiteiii.com/news/