НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ: МОНИТОРИНГ И ПРИОРИТЕТЫ ИЗМЕНЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ: МОНИТОРИНГ И ПРИОРИТЕТЫ ИЗМЕНЕНИЯ

Кондакова А.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Льготы являются одним из основных инструментов налогового регулирования социального и экономического развития. Их использование в регулировании экономики имеет многостороннее применение. Налоговые льготы могут предоставляться в различных целях: социальное выравнивание материального положения, в качестве поощрения за особые заслуги перед государством, в целях привлечения иностранных инвестиций в страну, а так же для стимулирования экономического роста в различных сферах экономики. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

Статья 56 Налогового кодекса РФ гласит, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Данное определение дает представление о налоговой льготе как о преимуществе, которое предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков перед другими [1].

Налоговые льготы можно рассматривать с нескольких сторон: как средство экономического регулирования и как элемент социальной политики государства. Налоговые льготы непосредственно связаны с налогом и являются важнейшим инструментом налогового регулирования. Уменьшение суммы налога, отсрочка его уплаты осуществляются через механизм налоговых льгот, с помощью которого обеспечивается гибкость всего налогового механизма. Кроме того использование налоговых льгот определяется экономическими целями государственной политики и характеризует степень вмешательства государства в экономику. Но налоговые льготы могут обеспечивать достижение и социальных целей, например, с помощью применения вычетов по НДФЛ.

В 2011—2013 гг. в российской налоговой системе действовало около 200 различных льгот и преференций: по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Исследование российского законодательства позволяет выделить следующие формы налоговых льгот, применяемых в РФ:

1 Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога. Например, в соответствии со ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС. Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров этих лиц без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

2 Освобождение отдельных объектов от налогообложения (налоговые изъятия): государственные пособи, пенсии, стипендии, алименты, гранты, компенсационные выплаты и др.

3 Понижение налоговой ставки.

4 Налоговые вычеты. Эта льгота состоит в исключении отдельных сумм их налоговой базы.

5 Изменение периодичности уплаты налога представляет собой перенос установленного срока уплаты на более поздний срок без применения к налогоплательщику налоговых санкций.

Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач [3]. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы Российской Федерации.

По оценкам специалистов, потери бюджета России из-за предоставления льгот составляют 110-160 млрд руб. в год, однако не взяли в учет выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли [7]. Согласно сводной справки приложенной к Проекту «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с каждым годом «выпадающие доходы» бюджета, образующиеся вследствие предоставления налоговых льгот, только возрастают. Если в 2010 году размер "выпадающих доходов" составил 1,2 трлн руб., то в 2012 году этот показатель вырос до 1,8 трлн руб. (приблизительно 14% от общего объема доходов федерального бюджета за 2012 год) [2].

Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превышения текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые налоговые льготы в современной налоговой системе России не следует отменять, но существует необходимость систематизировать, глубоко реформировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать целевое использование и избирательный характер льготируемых средств.

Для максимально эффективного применения льгот в налоговом планировании, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы. Анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РФ позволяет сделать вывод, что они носят разрозненный, несистемный, разнонаправленный характер. Это говорит об отсутствии достаточно четкой стратегии по стимулированию конкретных направлений деятельности и сфер экономики на государственном уровне [3].

В условиях существенного ухудшения экономических показателей и роста государственных расходов одним из резервов дополнительных поступлений в бюджеты рассматривается оптимизация налоговых льгот.

Согласно Проекту «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» принятие новой льготы (иного стимулирующего механизма) должно сопровождаться определением «источника» для такого решения, в качестве которого может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот.

В целях обеспечения устойчивости бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов предлагается «окончательно отказаться от установления новых льгот (включая освобождение от налогообложения, исключение из налоговой базы объекта налогообложения) по региональным и местным налогам».

Также предлагается приводить оценку эффективности действующих налоговых льгот, а также расходов бюджета на их предоставление.

Кроме того, при принятии каждой новой налоговой льготы инициаторы идеи должны будут обосновать "источники" бюджетных средств, за счет которых будут покрываться выпадающие доходы. Разработчики Проекта полагают, что такими "источниками" могут стать в том числе неэффективные налоговые льготы, которые закреплены сегодня в действующем законодательстве.

Еще одним новшеством может стать правило о том, что каждая новая налоговая льгота первоначально принимается на временной основе. Постоянную "прописку" в НК РФ она будет получать только после анализа эффективности ее применения по окончании пилотного периода.

Основные изменения в налоговой системе, планируемые к реализации в ближайшие годы, будут направлены, в частности, на:

- создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край;

- стимулирование развития малого предпринимательства (субъектам РФ планируется предоставить право устанавливать для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, "налоговые каникулы" в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 - 2018 годах);

- противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний.

Предлагается ввести понятие «налогового резидентства» для юридических лиц, что позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в РФ, а также более эффективно противодействовать злоупотреблениям при использовании льгот, предоставляемых международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

С 2015 года планируется ввести налог на недвижимое имущество физических лиц, уплачиваемый с кадастровой стоимости объекта недвижимости. Предполагается, что возможность вводить новый налог получат органы местного самоуправления в тех субъектах Российской Федерации, где законом субъекта Российской Федерации будет отменен действующий налог на имущество физических лиц.

В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков предполагается предусмотреть в Налоговом кодексе РФ специальные переходные положения (планируется распределить повышение налога на 4 - 5 лет, посредством применения понижающих коэффициентов).

Одной из основных проблем совершенствования налоговой системы РФ является создание гибкой и целенаправленной государственной политики, обеспечение ее эффективности в механизме предоставления налоговых льгот [5]. Необходимо создать тесную связь условий льготирования с выполнением специально оговоренных условий, которые должны быть направлены на достижение необходимого обществу результата. В законодательстве, в свою очередь, должны быть четко прописаны условия использования высвобождаемых средств.

Таким образом, вопрос применения льгот требует тщательного рассмотрения в правильности их функционирования, так как налоговые льготы должны с точностью выполнять все свои функции, чего на данный момент не происходит. Этот вопрос остается актуальным как для самих налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Список использованных источников:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 04.10.2014).

  2. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // СПС Консультант Плюс.

  3. Мусаева Х.М. «Налоговые льготы в российском законодательстве: сущность, формы, приоритеты и эффективность» // Финансы и кредит. – 2013. – №42. – С. 48-53.

  4. Вылкова Е.С., Романовский М.В. «Налоговое планирование», 2011. – 634 с.

  5. Мусаева Х.М. Формирование механизма налогового регулирования экономики. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2012.

  6. Марков В.В. Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной результативности их применения. Дисс. – М., 2010.

  7. Стеба Н.Д. Оценка выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением налоговых льгот / Н.Д. Стеба, Н.В. Пивоварова, Е.И. Комарова // Экономические науки. — 2011. — № 8(81). — С. 185—188.

  8. Ткачева Т.Ю. Актуальные направления мониторинга налоговых льгот на региональном уровне // «Инновации в науке»: сборник статей по материалам XХIV международной научно-практической конференции. г..Новосибирск 09 сентября 2013 г.

Просмотров работы: 4336