РОССИЙСКИЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В 2014-2015 ГОДАХ − ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОССИЙСКИЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В 2014-2015 ГОДАХ − ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Миргородская П.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Тихорецк
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Завершился еще один год работы в условиях нового закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ. Подведем итоги его применения и обсудим «бухгалтерские» перспективы на новый календарный год.

На протяжении 2013 года Минфин России не издал ни одного нормативного документа в сфере бухгалтерского учета. Причина в том, что полномочии министерства финансов ограничены и четко очерчены в пункте 1 статьи 23 и в статье 28 Закона 402-ФЗ [1].

Полномочия Министерства финансов РФ обязывают его разрабатывать материалы по регулированию бухгалтерского учета. В частности, в марте 2013 года были представлены Правила подготовки программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, которые были утверждены приказом Минфина России от 11.03.2013 № 26н и зарегистрированы в Минюсте России.

Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утверждены Министром финансов А. Силуановом. Они содержать следующие требования [2]:

– устанавливают правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;

– программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета представляет собой перечень проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – федеральные стандарты), подлежащих разработке;

– программа подготавливается ежегодно на три календарных года - очередной год и двухлетний плановый период;

Начиная со второго трехлетнего периода после первоначального утверждения программы, программа подготавливается путем уточнения содержания планового периода утвержденной программы предыдущего трехлетнего периода и добавлением содержания второго года планового периода.;

– в программе по каждому проекту федерального стандарта устанавливается рабочее наименование проекта федерального стандарта, срок представления в Министерство финансов Российской Федерации субъектом негосударственного регулирования бухгалтерского учета уведомления о разработке проекта федерального стандарта (в случае если указанный субъект принимает на себя обязательство разработать проект федерального стандарта), срок представления проекта федерального стандарта в совет по стандартам бухгалтерского учета, предполагаемая дата вступления федерального стандарта в силу, ответственные исполнители (разработчики проектов федеральных стандартов).

– проект программы подготавливается Министерством финансов Российской Федерации;

– при подготовке проекта программы учитываются:

1) изменения в законодательстве Российской Федерации, задачи социально-экономического развития Российской Федерации, определенные в программных и стратегических документах и обуславливающие необходимость разработки проектов федеральных стандартов или внесения изменений в федеральные стандарты;

2) изменения в международных стандартах бухгалтерского учета;

3) планы организаций, принимающих международные стандарты бухгалтерского учета, по принятию новых и изменению действующих международных стандартов бухгалтерского учета;

4) предложения субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета;

5) предложения органов государственного регулирования бухгалтерского учета;

− предложения к проекту программы представляются в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному году программы.

Предложения к проекту программы могут включать:

– разработку новых проектов федеральных стандартов;

– уточнения в отношении проектов федеральных стандартов, подлежащих разработке в плановом периоде (второй и третий годы) программы предыдущего трехлетнего периода.

В случае если субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета принимает на себя обязательство разработать проект федерального стандарта, предлагаемый им для включения в проект программы, он сообщает об этом в предложениях.

– проект программы вместе с проектом приказа о ее утверждении размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для общественного обсуждения в установленном порядке.

− программа подлежит ежегодному уточнению в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, международным стандартам бухгалтерского учета, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.

Уточнению подлежит содержание планового периода утвержденной программы предыдущего трехлетнего периода.

Уточнение осуществляется вместе с подготовкой программы на следующий трехлетний период в порядке, предусмотренном настоящими правилами.

− проекты нормативных правовых актов по внесению изменений в федеральные стандарты или признанию их утратившими силу подлежат включению в проект программы в порядке, установленном настоящими правилами.

Сегодня мы в ожидании федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). Но прежде чем они появятся, должна быть утверждена программа разработки федеральных стандартов (ст. 26 Закона 402-ФЗ) [1].

Программу ожидали уже в 2013-ом году. Но процедура принятия ФСБУ требует значительного времени (ст. 27 Закона 402-ФЗ). Поэтому на их появление можно было рассчитывать не ранее 2014 года.

Более подробно перспективы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440) раскрыты в Плане Министерства финансов Российской Федерации на 2012 – 2015 годы.

Каков же порядок работы с документами, введенными в 2014 году.

Федеральные стандарты, опубликованные в 2014 году, но устанавливающие новые правила, начиная с 2015 года, надо применять при составлении отчетности за 2014 год (п. 13 ПБУ 1/2008. Кроме того, Закон 402-ФЗ (ст. 19) обязывает компании организовать и осуществлять внутренний контроль. Для реализации этого требования компания должна разработать соответствующую организационно-распорядительную документацию. Для тех, кто не успел создать систему внутреннего контроля или наладить ее работу – необходимо обратиться к Проекту рекомендаций в области бухгалтерского учета «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [3].

Конкретных санкций за отсутствие внутреннего контроля не предусмотрено. В то же время надзор за исполнением законов осуществляет прокуратура. Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1). Невыполнение предписаний прокурора повлечет наложение административного наказания по ст. 19.5 (п. 1) КоАП РФ.

Стало традицией, что в январе Минфин России выпускает рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за истекший год (например, в форме письма за 2012 год – письмо Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Оно адресовано не столько аудиторам, столько бухгалтерам, заинтересованным в подготовке качественной отчетности. Так, в пункте 1 статьи 21 Закона 402-ФЗ перечислены документы в области регулирования бухгалтерского учета. В их числе, наряду с ФСБУ, рекомендации в области бухгалтерского учета (РОБУ) [4].

Этот перечень не включает учетную политику. Причина в том, что учетная политика должна опираться на федеральные и отраслевые стандарты (п. 2 – 4 ст. 6 Закона 402-ФЗ), а РОБУ применяются на добровольной основе (п. 7 ст. 21 Закона 402-ФЗ) [5].

Цели принятия РОБУ – распространение передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Напрашивается вывод, что РОБУ могут выходить за рамки ФСБУ.

РОБУ могут приниматься в отношении технологии ведения бухгалтерского учета (п. 9 ст. 21 Закона 402-ФЗ) [6].

Возникает вопрос: кто вправе разрабатывать РОБУ и где их искать? В п. 5 ст. 24 Закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что разрабатывают и принимают РОБУ субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета [7].

Эти лица охарактеризованы в пункте 2 статьи 22 Закона 402-ФЗ. Это некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета, в том числе, саморегулируемые организации аудиторов [8].

Лидером среди субъектов негосударственного регулирования является Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».

Рекомендации в области бухгалтерского учета (РОБУ) представлены трех типов [9]:

– толкования – поясняют (толкуют) действующее бухгалтерское законодательство;

– разъяснения – содержат решения по конкретным точечным вопросам практики применения бухгалтерского законодательства;

– методические рекомендации – предлагают алгоритм действий по решению комплекса вопросов одной тематики.

Безусловно, заслуживает внимания и разработка Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В заключение хотелось бы отметить, что для нормальной организации бухгалтерского учета и эффективного его функционирования необходимо наличие проработанной законодательной и нормативной базы. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии реформирования и приближения к международным стандартам. Поэтому требования отдельных законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета нуждаются в дополнительных разъяснениях по их применению и адаптации к конкретным условиям производственной, торговой и иной деятельности.

Список использованных источников:

1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ст. 23, 26. 2 Приказ Минфина России «Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора»от 11 марта 2013 г. № 26н (ред. от 27.03.2014). 3 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ст. 19. 4 Там же п.1 ст.21.

5 Там же, п.7 ст. 21.

6 Там же, п. 9 ст. 21.

7 Там же, п. 5 ст. 24.

8 Там же, п.2 ст. 22.

9 Сухарева О.А.«Главная книга. Конференц-зал», 2012. − № 12.

Просмотров работы: 3838