Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) ‒ набор документов, регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия [2].
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) являются важной частью в развитии национальной системы бухгалтерского учета, в современной экономике.
Применение правил и принципов, рекомендованные МСФО, позволяют получить наиболее правильную и адекватную информацию о финансовом состоянии компании и о результатах ее финансовой деятельности.
Законодательной основой принятия МСФО в России стал Федеральный закон от 27.07.10 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». В силу этого закона общественно значимые российские организации должны готовить, аудировать, представлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, которая должна быть составлена в соответствии с МСФО. Федеральный закон о консолидированной финансовой отчетности распространяется на все кредитные и страховые организации, а также на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах. Пока этим и исчерпывается круг «общественно значимых» российских организаций, обязанных отчитываться по МСФО. В последние годы многие российские компании и группы компаний, в добровольном порядке начали готовить отчетность по международным стандартам согласно запросам инвесторов, кредиторов, иностранных партнеров и других заинтересованных пользователей.
Согласно проведенному исследованию «Перспективы и практика применения МСФО в России» среди более 2000 респондентов на вопрос составляете ли Вы отчетность по МСФО (рис. 1), только 25% дали утвердительный ответ. Планируют начать составлять в ближайший год 32% респондентов. При этом число компаний, которые пока не планируют переходить на МСФО еще велико (43%). 65% компаний, составляющих отчетность по МСФО, делают это полностью собственными силами, 25% — совместно с аудиторами и консультантами из консалтинговых компаний, и 10% — полностью отдается на аутсорсинг. Это свидетельствует с одной стороны о достаточно высоких требованиях самих компаний, с другой — о возросшей за последние годы квалификации специалистов, составляющих отчетность по международным стандартам. При этом наиболее распространенным способом составления отчетности является трансформация (74%).
Рисунок 1 − Составляете ли Вы отчетность по МСФО?
Основными проблемами применения МСФО, которые выделяют респонденты, являются:
− недостаток информации (сложность текстов стандартов). Причем сложными для понимания являются как оригинальные тексты стандартов, так и переведенные, введенные для применения российскими компаниями Минфином (ввиду их прямого перевода, без разъяснения новых для отечественных специалистов понятий);
− отсутствие обобщения и анализа положительной практики применения МСФО российскими компаниями, а также разъяснений и комментариев к стандартам Минфина и других компетентных органов;
− высокая стоимость обучения для получения международных сертификатов по МСФО;
− высокая стоимость услуг аудиторских и консалтинговых компаний;
− недостаток квалифицированных кадров, как с позиции работодателей, так и с позиции компаний-заказчиков услуг по МСФО.
Это может негативно сказаться на качестве отчетности по МСФО, составляемой российскими организациями, ставить под сомнение ее достоверность, снижать инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российских предприятий.
Указанные ниже организации представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2014г..:
− организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам;
− организации, облигации которых допущены к обращению на организованных торгах.
С 2015 года список юридических лиц, обязанных впервые представить свою годовую финансовую отчетность по МСФО, пополнится новыми компаниями.
− на негосударственные пенсионные фонды;
− на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
− на клиринговые организации;
− на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
− на открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
В настоящее время Правительство разрабатывает меры по ускорению перехода российских компаний на МСФО и расширение сферы их применения, а также вносит эти изменения в план мероприятий по развитию бухгалтерского учета и отчетности по МСФО до 2015 года. Российская экономика интегрируется в международную, власти работают над улучшением делового климата. Все это направлено на привлечение инвестиций. Без расширенного внедрения МСФО такого эффекта не добиться: инвестору необходима прозрачная, понятная и привычная для него система контроля над вложениями.
Совет по МСФО каждый год принимает различные изменения к действующим стандартам, разъяснения к ним, и конечно же новые стандарты. Поэтому специалистам, осуществляющим подготовку финансовой отчетности по МСФО, нужно постоянно следить за изменениями и новациями.
Изменения международных стандартов можно подразделить на 2 вида:
1 «Перспективные» ‒ это те изменения, которые затрагивают данные только отчетных периодов, следующих за датой вступления в силу изменений.
2 «Ретроспективные» ‒ изменения, при которых требуется перерасчет данных за определенный отчетный период.
Это означает, что нужно заранее проанализировать изменения в стандартах и подготовить информацию по сравнительному периоду.
В 2014 году в России приказом Минфина России от 24.12.2013 №135н введены в действие еще три документа МСФО, которые должны применяться при формировании консолидированной финансовой отчетности, выпущенной в соответствии с Законом №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», начиная с отчетности за 2014 год:
1) разъяснение КРМФО (IFRIC) 21 «Обязательные платежи»;
2) документ МСФО «Раскрытие информации о возмещаемой стоимости нефинансовых активов (Поправки к МСФО (IAS) 36)»;
3) документ МСФО «Новация производных инструментов и продолжение учета хеджирования (Поправки к МСФО (IAS) 39)».
Все три указанных документа МСФО вступают в силу на территории Российской Федерации в следующем порядке (п. 2 Приказа):
– для добровольного применения организациями – «со дня их официального опубликования». Днем официального опубликования всех документов является 3 февраля 2014 года, т. к. именно эта дата указана как дата первого размещения на официальном сайте Минфина (в пунктах 7 и 26 Постановления Правительства от 25.02.2011 № 107 определен порядок вступления в силу документов МСФО);
– для обязательного применения организациями – «в сроки, определенные в этих документах». Непосредственно в тексте каждого из трех нововведенных документов МСФО указано, что организация должна применять изменения для «годовых периодов, начинающихся с 1 января 2014 г. или после этой даты».
Фактически для российских компаний, годовой период финансовой отчетности которых равен календарному году, это означает, что применяться данные документы должны начиная с годовой финансовой отчетности за 2014 год.
Совет по МСФО выпустил изменения в МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность», касающиеся применения метода долевого участия в отдельной финансовой отчетности.
Поправки разрешают компаниям использовать долевой метод для учета инвестиций в дочерние, совместные и зависимые компании. Поправки помогут компаниям в некоторых юрисдикциях перейти на МСФО для индивидуальной финансовой отчетности, сократить расходы на обеспечение соблюдения соответствия требованиям стандарта, не снижая качество информации, доступной для инвесторов.
В дополнение к изменениям в МСФО (IAS) 27 внесены соответствующие поправки в МСФО (IAS) 28, чтобы избежать противоречий с МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО».
Изменения применяются начиная с 1 января 2016 года, однако разрешается досрочное применение. Поправки применяются ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 28.
Также 19 ноября 2014 года прошли очередной этап введения в действие на территории России следующие документы МСФО:
МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц»;
– документ МСФО «Пенсионные программы с установленными выплатами: Взносы работников (поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 19)»;
– документ МСФО «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2010—2012 гг.;
– документ МСФО «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2011—2013 гг.».
Все эти документы получили положительное заключение по результатам экспертизы применимости на территории России, проведенной Фондом НСФО.
Помимо перечисленных с 1 июля 2014 года вступило в силу изменение в МСФО (IAS) 19«Вознаграждения работникам»: поправка, разъясняющая учет взносов в планы, обязывающие работников или третьи стороны делать взносы для покрытия затрат на выплату вознаграждений [6].
В соответствии с Приказом Минфина России от 30.10.2014 № 127н на территории Российской Федерации введены в действие :
1) документ Международных стандартов финансовой отчетности "Учет приобретений долей участия в совместных операциях (
2) документ Международных стандартов финансовой отчетности "Разъяснение допустимых методов амортизации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 38) (приложение №2).
Данные документы Международных стандартов финансовой отчетности, вступают в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения - со дня их официального опубликования; для обязательного применения - в сроки, определенные в этих документах.
В связи с этим консолидированная отчетность компаний, составленная по принципам и правилам МСФО, будет являться более полной, достоверной и понятной для всех пользователей, которые будет заинтересованы в этой информации [5].
Таким образом, применение международных стандартов отчетности может предоставить предприятию не только мощные средства улучшения производства, но и значительные конкурентные преимущества, такие как: отражение результатов деятельности предприятия в более простой и реалистичной форме; возможность сравнения финансового положения предприятия с финансовым положением иностранных компаний, что дает лучшее восприятие со стороны западных партнеров; более совершенная система бухгалтерского учета, которая позволит принимать лучшие решения при ценообразовании.
Список использованных источников:
Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ред. от 04.11.2014).
Минина Н.В. Внедрение МСФО в российскую систему бухгалтерского учета // Audit-it.ru.
МСФО на практике http://msfo-practice.ru/news.aspx
Лабынцев Н.Т., Смертина Е.Н., Калайда О.М. Международные стандарты финансовой отчетности: теория, методика и практика их применения в россии (монография) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5 – С. 166-167
Сухарев И. Р. Значение введения МСФО в России // Издательство «Бухгалтерский учет». – 2012. – № 3. – С.7-13.
Рыльцова Г. Новое в МСФО в 2014 году // МСФО на практике №1, январь 2014.
Сокова Н. Обесценивание активов (МСФО (IAS) 36) // МСФО на практике №1, январь 2014.