В настоящее время получают развитие лизинговые операции, дающие специфические выгоды. Это операции по передаче права пользования на длительный срок недвижимым или движимым имуществом, остающимся собственностью лизинговых организаций на весь срок действия договора лизинга [1].
Приобретение банками машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества для таких операций осуществляется за счет привлеченных средств.
Лизинг сложная операция, требующая больших капитальных вложений в закупку оборудования для последующей сдачи его банком в аренду хозорганам. Но она дает арендателю ряд преимуществ [3]:
расширение круга банковских операций и рост числа клиентов;
собственность на лизинговое имущество сохраняется за арендодателем (банком);
снижение риска потерь от неплатежеспособности арендатора;
для погашения обязательств он может отобрать имущество, отдать в аренду другому хозоргану или продать;
после занесения переданного имущества в актив баланса арендодатель начисляет амортизацию, которая не облагается налогом и направляется на увеличение фонда новых закупок оборудования банка;
после подписания договора банк зачисляет арендную плату на определенную дату, что намного проще начисления, учета процентов по ссудам и ведения платежных дел хозорганов в процессе долгосрочного кредитования [1].
С другой стороны, арендатор также получает выгоды. Это прежде всего возможность использования дорогостоящей новой усовершенствованной техники без больших начальных капиталовложений для ускорения темпов обновления основных фондов. Выгодно, что платежи ведутся из прибыли от эксплуатации арендуемого имущества и не подлежат налогооблажению как амортизационные отчисления. Объекты лизинговых операций можно разделить на группы [2]:
оргтехника;
машины, оборудование для производительного потребления;
транспортные средства;
здания и сооружения, складские помещения и прочее недвижимое имущество.
Важнейшим условием проведения лизинговой сделки является страхование предмета лизинга. Страхователем по договору участников лизинговой сделки может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель. Договор страхования предмета лизинга заключается как на весь срок действия договора лизинга, так и на 12 месяцев с последующей пролонгацией [4].
Компании будут эффективны лишь в том случае, когда будут применяться программы проектного финансирования с использованием механизма лизинга. Он в наибольшей степени сможет удовлетворить интересы фирм и обеспечить эффективную деятельность, т.е максимально увеличить прибыль [3].
Но к сожалению, объем лизинговой деятельности в России очень мал, а темпы роста не очень велики. На долю Российской Федерации приходится только 0,28% от общего объема лизинговых операций 50 ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7%, у Японии 18%, на США приходится 47%, общий суммарный объем лизинговых сделок в США приравнивается к 200 млрд. долларов. Из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга РФ находится в конце третьего десятка [1].
Весьма распространенный предмет лизинга в России – это сельскохозяйственная техника, потому что на ее приобретение обычно выделяется бюджетное финансирование. После следует лизинг компьютерной техники, автолизинг и лизинг медицинской техники. Большое число российских лизинговых организаций предлагает пассажирский и грузовой автотранспорт, телекоммуникационное и производственное оборудование. Сейчас большое колличество лизинговых компаний ориентируется на малые и средние предприятия (около 38%; только на крупные 7%; на предприятия любых размеров 40%; на средние и крупные 15%;). Лизинг является эффективным механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера обычно обходила стороной [5].
Наиболее распространенным источником финансирования российских лизинговых предприятий являются кредиты российских банков. В первую тройку входят коммерческие кредиты поставщиков и средства российских банков-учредителей, a собственные средства как источник финансирования находятся только лишь на девятом месте [4].
Сегодня темпы развития лизинга не соответствуют потребностям экономики, и спрос на эти услуги удовлетворяется не полностью. Однако, перспективы рынка лизинговых услуг нельзя не оценить положительно, потому что это только вопрос времени.
Развитие лизинга положительно скажется на состоянии экономики РФ. Одним из факторов, которые препятствуют ускорению экономического роста является изношенность основных фондов российских организаций. Процесс их обновления финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается нехваткой доступного заемного капитала. Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, в переоснащении основных фондов промышленных предприятий [3].
Существующие препятствия развитию рынка лизинга условно можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России; и препятствия, обусловленные исключительно «юностью» российского рынка лизинга [5].
К «техническим» препятствиям можно отнести следующие [4]:
остаются недоработанными или не соответствуют практике лизинговой деятельности положения в Законе «О финансовой аренде (лизинге)» в части вторичного использования в целях предоставления в лизинг изъятого имущества, в части однозначного толкования порядка завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю, в части порядка исчисления налогов (НДС) и возмещения НДС и др. Проблемным является регулирование случаев дефолтов лизингополучателей. Законодательство предписывает решать вопрос об изъятии объекта лизинга у неисправного лизингополучателя через суд, но не регламентирует условия, кем, на каких условиях и где будет храниться это имущество во время судебной процедуры. Эта ситуация может очень негативно сказаться на сохранности имущества, при том, что судебные процедуры могут длиться неопределенно долго. Остаются некоторые взаимные противоречия и сложности действующего законодательства и нормативных актов в области лизинга, налогообложения, бухгалтерского учета, таможенной службы и др;
норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках. Банк, желающий расширить объем лизинговых операций, фактически вынужден создавать еще одну или несколько лизинговых компаний, что ведет к дополнительным издержкам вследствие организационных затруднений и возможного «рассеивания» бренда;
проблема в области лизинга высокотехнологичного оборудования и программных продуктов. Современное высокотехнологичное оборудование, использующееся в различных отраслях экономики, включает в себя как важнейшую составную часть программное обеспечение. Зачастую стоимость ПО даже превышает стоимость оборудования, в составе которого используется. Ho это же оборудование, которое без программного продукта является просто «грудой железа», необходимо предоставлять в лизинг. Кроме того, нередко возникает обязательность комплексного участия в лизинговом проекте правообладателей различных программных продуктов, которые являются прикладными программами для необходимых лизингополучателям аппаратно-программных комплексов и часто приобретаются отдельно от оборудования.
К «системным» препятствиям развития лизинга можно отнести следующие [2]:
фактически отсутствует в лизинговых сделках система страхования коммерческих рисков, случаи страхования коммерческих рисков лизинговых сделок имеют пока только экспериментальный характер, причем формулировки страховых компаний при страховании финансовых рисков весьма неопределенные, а ставки высокие;
существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя. K счастью, пока это скорее потенциальная, чем реальная проблема для лизинговых компаний. Тем не менее, в условиях замедления экономического роста вопрос регулирования взаимоотношений c неисправным лизингополучателем может стать очень болезненным для многих лизинговых компаний;
для большинства лизинговых компаний «длинное и дешевое» финансирование крайне труднодоступно из-за остающихся высокими рисков отечественных лизингополучателей;
отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов. Наличие их позволило бы снизить издержки и риски лизингового бизнеса, сделать лизинг более доступным инструментом.
Препятствия, которые обусловлены «юностью» российского рынка лизинга, следующие:
отсутствие готовых решений в области комплексной автоматизации лизинговой компании;
лизинговые компании испытывают трудности с подбором кадров. Квалифицированных лизинговых специалистов пока немного, a опыт специалистов в области кредитования довольно сильно отличается от опыта в области лизингового финансирования;
российскому рынку лизинга необходимо развитие информационной инфраструктуры. Для этого необходимы усилия всех участников рынка лизинга. Пока же усилия по развитию лизинговой культуры в России, хоть и существуют, но предельно разобщены.
Таким образом, можно сказать, что лизинговая отрасль в РФ имеет очень большие перспективы. Эти перспективы обусловлены темпами экономического роста, высоким уровнем износа основных средств, налоговыми льготами, малой долей лизинга в ВВП. Очень серьезными проблемами являются несовершенство правовой базы в сфере лизинговой деятельности, низкая платежеспособность клиентов, рост конкуренции и отсутствие системы страхования.
Список использованных источников:
Васильев В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 176 с.
Горемыкин В.А. Лизинг. М.: Дашков и К, 2009. – 248 с.
Лещенко М.И. Основы лизинга. М.: Финансы, 2009. – 253 с
Макеева В.Г. Лизинг. М.: ИНФРА-М, 2009. – 293 с
Човушян Э.О. Лизинг в России. М. ИНФРА, 2009. 312 с.