УЧЕТНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ХАН К. В. ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛИАЛ В Г. ТИХОРЕЦКЕ ТИХОРЕЦК, РОССИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УЧЕТНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ХАН К. В. ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФИЛИАЛ В Г. ТИХОРЕЦКЕ ТИХОРЕЦК, РОССИЯ

Хан К.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г.Тихорецке Тихорецк, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы адаптации учетных систем субъектов малого предпринимательства вызваны рядом объективных факторов, среди которых наиболее значимыми представляются изменение нормативно-правовой базы и появление новых потребностей бизнеса.

Совершенствование учетной системы предполагает формирование и внедрение учетной политики адекватной современным требованиям российских стандартов учета, разработку модели отчетности, раскрывающей информацию необходимую для различного круга пользователей. Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать эффективность действующей системы учета: финансового, управленческого, налогового, а также оценить информационные потребности внутренних и внешних пользователей с позиции оперативного и стратегического управления субъектом. Вместе с тем, необходимо принимать во внимание реальные возможности каждой организации или индивидуального предпринимателя, по внедрению тех или иных элементов учетной системы и применения определенных мероприятий.

Последние годы характеризуются значительными преобразованиями законодательства, регулирующего сферу экономики. Так, серьезные изменения затронули бухгалтерский учет и бухгалтерскую финансовую отчетность, налоги и налоговую отчетность, финансовый контроль, страховые социальные взносы. В большей степени эти новшества коснулись субъектов малого предпринимательства, которым пришлось либо оперативно устранять несоответствие действующих учетных систем требованиям вступивших в силу законодательных актов, либо внедрять новые элементы. Вступление в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в некоторой степени увеличило нагрузку на субъекты малого предпринимательства, в связи с отменой нормы, согласно которой, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую финансовую отчетность. Вместе с тем, для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной годовой бухгалтерской отчетности, что изложено в п. 4 ст. 6 Федерального закона [2].

Так, например, в случае принятия решения о несоблюдении допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, субъекты малого предпринимательства могут применять кассовый метод ведения учета доходов и расходов [3]. В то время когда по общему правилу организации используют для ведения бухгалтерского учета «метод начисления». Применение специальных режимов налогообложения малыми предприятиями, таких как упрощенная система налогообложения (УСНО) и система налогообложения на вмененный доход (ЕНВД), также предполагают признание доходов и расходов по факту оплаты. Таким образом, закрепление в учетной политике идентичных методов отражения доходов и расходов позволит избежать различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Субъекты малого предпринимательства могут не применять некоторые стандарты бухгалтерского учета. В частности возможность определять сумму налога на прибыль только за отчетный период без отложенных активов и обязательств, способных оказать влияние в последующих периодах, таким организациям дает право выбора в использовании положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль ПБУ 18/02» [4].

Ряд организаций, считающихся субъектами малого предпринимательства, которые не обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность и не являются эмитентами ценных бумаг могут не применять ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» и ПБУ 8/2001 «Условные факты хозяйственной деятельности», 12/2000 «Информация по сегментам». Соответственно они могут не раскрывать информацию о связанных сторонах и не отражать условные факты хозяйственной деятельности и их последствия в бухгалтерской отчетности, а также не раскрывать в отчетности информацию по сегментам. Кроме того, руководитель малого и среднего предприятия может принять на себя организацию и ведение бухгалтерского учета, в то время как остальные субъекты обязаны возложить эти функции на главного бухгалтера либо специализированную организацию. Все указанные аспекты на наш взгляд не только минимизируют количество составляющих учетной политики, но и упрощают взаимодействии отдельных элементов учетной системы.

С 1 января 2014 года за допущение грубых нарушений в учете доходов и расходов, штрафные санкции применяются не только к юридическим лицам, но и к индивидуальным предпринимателям. Это в свою очередь повысит ответственность субъектов малого предпринимательства в отношении вопросов организации учетной системы.

Согласно действующему Налоговому Кодексу РФ, грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа с организации в размере 10 тыс. рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут штраф в размере 30 тыс. рублей. Если эти деяния повлекли занижение налоговой базы, то штраф составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. рублей.

В настоящее время факторами, сдерживающими развитие субъектов малого предпринимательства, наряду с высокой налоговой нагрузкой остается сложность системы налогообложения [1].

Рассматривая возможные системы налогообложения организации, признаваемые субъектами малого и среднего предпринимательства и отвечающие критериям, установленным налоговым кодексом для возможности применения УСНО, ЕНВД или ЕСХН, должны оценить финансовые последствия от этого внедрения. Анализ альтернативных вариантов включает сравнение объектов налогообложения, порядка формирования налогооблагаемой базы, размера налоговой ставки, а также налоговой нагрузки. Особую роль при этом играет организация налогового учета и составления на этой основе налоговой отчетности.

Очевидно, что чем проще будет порядок исчисления налоговых обязательств и порядок их декларирования, чем меньше будет различий между бухгалтерским и налоговым учетом, тем более эффективнее будет четная система, которая позволит своевременно адаптироваться к изменяющимся условиям хозяйствования.

Список использованных источников:

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный Закон от 05.08.00 №117-ФЗ (в ред. от 24.11.2014 № 366-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014 №344-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2013 №144-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/2002. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н (в ред. от 27.12.2010 г. № 186н) // СПС «КонсультантПлюс».

5. О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64н (в ред. приказа Минфина РФ от 27.04.2012 г. № 55н) // СПС «КонсультантПлюс».

Просмотров работы: 847