Сегодня широкая трактовка доступности городской среды предполагает равноправное участие людей с ограниченными возможностями в комплексе социальных миров, во всех сферах жизнедеятельности общества. В узком смысле термин «доступная среда» употребляется как синоним понятию «универсальный дизайн». Немногие задумываются о том, что обычно вещи, которые нас окружают, создаются для среднего пользователя и становятся малодоступными для тех, кто отклоняется от усредненной нормы (например, ребенок не дотягивается до электровыключателя, крючка вешалки или полки кухонного гарнитура, а человеку в инвалидном кресле трудно включить свет в комнате самостоятельно из-за того, что выключатель находится за дверью, и ее необходимо сначала закрыть, затем дотянуться до него и включить свет). Когда строители и инженеры используют принципы универсального дизайна, они, прежде всего, производят продукт для потенциального пользователя с целым рядом характеристик. Инвалидность – только одна из них, но среда, созданная для инвалидов, дает преимущества и другим пользователям.1
Важность и актуальность в настоящее время приобрела проблема адаптации лиц с ограниченными возможностями в городской среде. Обеспечение их беспрепятственного передвижения, доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования ими осуществляется с целью решения проблем доступности городской среды для лиц с ограниченными возможностями по следующим направлениям:
формирование доступной среды для инвалидов к информационным технологиям, учреждениям социальной сферы;
обеспечение доступности для инвалидов к услугам культуры, искусства, спорта, а также создание возможностей развивать и использовать их творческий, художественный потенциал;
обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления реабилитационных услуг инвалидам.
Это является одним из важнейших условий, того, чтобы человек с инвалидностью мог жить в городе наравне с другими людьми.
Также актуальность данной проблемы заключается в том, что в нашей стране лишь недавно начали осознавать необходимость приспособления инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Деятельность по формированию безбарьерной городской среды становится эффективной, если включает в себя изучение возможности мобильности инвалидов и характера их жилищно-пространственных нужд. В большей степени именно окружающая среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека. Другими словами, человек неполноценен, если он исключен из сфер социальных благ и институтов (семейная жизнь, образование, занятость, передвижение, участие в социальных и политических процессах).
Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями включает жилье, транспорт, образование, работу и культуру и является условием их независимой жизни.
Доступная среда жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, которая позволяет таким людям вести независимый образ жизни.2
Доступность среды - это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры на улицу и обратно.
Одним из аспектов повседневной жизни, на которую люди с инвалидностью имеют точно такое же право, как и другие, являются нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилищным стандартам. Доступность социального пространства, возможность использования городской инфраструктуры инвалидами, эстетичность реабилитационных приспособлений (колясок, костылей, протезов) являются условиями обеспечения самостоятельности и независимости инвалидов.
Малодоступное городское пространство диктует горожанам пассивный, или напротив агрессивный образ жизни, связанный с постоянным настроем на преодоление препятствий, что не может не наложить отпечаток на характер социальных транзакций и норм поведения в обществе.3
Зачастую при строительстве зданий и сооружений игнорируются требования закона, касающиеся создания условий доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Иногда условия доступной среды для лиц с ограниченными возможностями оборудуют для галочки, без учета соответствующих требований. Также не всегда доступны те здания, где размещены органы и должностные лица, к которым граждане могли бы обратиться за защитой своих прав.
Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с препятствиями в передвижении, которые объясняются отсутствием совершенно элементарных вещей, которые становятся «ловушками» для них: подъезды и лестницы не оборудованы лифтами, перилами и пандусами, тротуары покрыты ямами.
Не развитая в полной мере доступная городская среда зачастую подталкивает лиц с ограниченными возможностями на мысль о том, смогут ли они благополучно добраться до определенного объекта (больница, магазин, музей и др.).
Исходя из наблюдений, можно сказать, что в г. Нижнекамске постепенно совершенствуется создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями. Для удобства их передвижения закуплены специальные трамваи и автобусы, установлены пандусы и удобные съезды для инвалидов при входах в подъезды и на первых этажах.
Однако недостаточно провести только отдельные виды работ, например, установку пандусов для инвалидов-колясочников, но также необходимо комплексное дооснащение объектов, которые обеспечат доступность для всех категорий инвалидов – по слуху, по зрению, с нарушениями опорно-двигательных функций и т.д.
Создание доступной городской среды для каждой категории лиц с ограниченными возможностями включает различные способы усовершенствования безбарьерного пространства.Для инвалидов с дефектами зрения, а также полностью слепых, должно быть обеспечено получение необходимой звуковой и тактильной информации. Для инвалидов с дефектами слуха и полностью глухих, должна быть обеспечена хорошо различимая визуальная информация. Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе на кресле-коляске или с дополнительными опорами должны быть изменены параметры проходов и проездов, предельные уклоны профиля пути, качество поверхности путей передвижения, оборудование городской среды для обеспечения информацией и общественным обслуживанием, в том числе транспортным.
Вновь строящиеся объекты, в соответствии с действующими правовыми актами, необходимо проектировать по принципу «универсального дизайна», т.е. делать их максимально удобными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или проведения специальных работ.
Создание доступного пространства для лиц с ограниченными возможностями направлено на развитие услуг, которые помогут покончить с барьерами, препятствующими инвалидам их полноправному участию в жизни общества.
1Наберушкина, Э. К. Доступность городской среды для инвалидов / Э.К. Наберушкина // СОЦИС. – 2010. - №9. – 160 с. №9. С. 58-64.
2 Романов, П. В. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации в Российской Федерации.Анализ основных результатов исследования / П. В. Романов, Е. Р.Ярская-Смирнова, С. Вайтфилд, С. Келли. М., 2009.
3Парк Р. Город как социальная лаборатория. Современная западная социология / Авт.-сост. Г. Н. Соколова, Л. Г. Титаренко. Минск: Тесей, 2008. С. 29.
4