«ВО ИМЯ ДОБЛЕСТИ, ДОБРА И КРАСОТЫ»: РУССКАЯ ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

«ВО ИМЯ ДОБЛЕСТИ, ДОБРА И КРАСОТЫ»: РУССКАЯ ВОЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОФИЦЕРА

Ерофеев А.С. 1, Скребова Е.Г. 2
1Военный Учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"
2ВУНЦ ВВС "ВВА"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Должно знать и уважать чужое.

Должно знать и любить свое.

Знать, чтобы любить.

(Из наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений 1848 г.)

У военного дела на Руси богатейшая история. Русские ратники всегда были любимы и уважаемы соотечественниками. Одна из причин такого отношения заключается в высоком уровне духовности военных. Кодекс нравственности вырабатывался в русской армии на протяжении столетий. Его непреходящие ценности – верность долгу, воинская честь, достоинство, гордость за принадлежность к профессии защитника Отечества – сохранялись как святыни и передавались из поколения в поколение, проверялись на прочность в сражениях и воспитывались ратным трудом в мирное время.

В настоящее время вопросы, связанные с традициями, культурой, правилами этикета русской армии, являются особенно актуальными. Осознание того, что некогда понятия воинской чести, культуры, этикета стояли выше многих других ценностей, понимание высокого социального статуса офицера, солдата, обусловленного профессией – это основа, на которой в настоящее время представляется целесообразным воспитывать чувство собственного достоинства в армейской среде. Ср. высказывание полковника Генерального штаба русской армии М.С. Галкина по этому поводу: «Пусть же современный руководитель проникнется идеей, что армия трудами тысяч офицеров-воспитателей должна обратиться в огромный дом нравственного и умственного развития, оставаясь в то же время школой чести, доблести, дисциплины, здорового, надежного патриотизма» [Золотарев 1991: 8]. Таким образом, решающим фактором преобразований в армии является человек – политически активный, социально деятельный, высокообразованный, культурный. Только таким людям по силам возродить и продолжить воинские традиции, этикет, поднять авторитет армии и увеличить ее роль как школы воспитания.

Настоящий доклад посвящен рассмотрению истоков военной культуры, воинским ритуалам и традициям этикета.

Ведущее место в истории русской армии по праву занимает Петр I. Именно его реформами были созданы регулярные армия и флот России, заложены основы военной культуры, преумножены традиции и ритуалы, выработана единая система обучения и воспитания офицеров и солдат. В ней изучение военного дела сочеталось с воспитанием патриотизма, дисциплинированности, чувства чести и духа товарищества, гордости за звание военного. «В службе честь» – вот главный завет Петра I, которому сам он следовал неукоснительно и того же требовал от офицеров и солдат. Нравственному воспитанию армии, культуре общения царь-реформатор придавал очень большое значение. Тех офицеров, которые пренебрежительно относились к солдатам, он осуждал. Вот несколько петровских заповедей:

«Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради подлежит их равным образом отечески содержать»; «Капитан должен вести себя с солдатами яко отец с детьми, увещевая непорядочных, направляя их советами и наказывать милости недостойных, отличать и любить добрых».

Особенно Петр I заботился о развитии широкого культурного кругозора воспитанников военных школ, будущих офицеров. В «Очерках истории морского кадетского корпуса» сообщается, что его учеников обучали рисованию, фехтованию, танцам.

С именем Петра I связано появление множества воинских ритуалов и атрибутов: он установил единообразную форму знамени, его расцветку и рисунок, предписал принятие присяги в армии и на флоте под знаменем, символом воинской чести и доблести войск. В петровском «Уставе воинском» говорилось: «Кто знамени присягнул единожды, тот у оного до смерти стоять должен». Полк, потерявший знамя в бою, подлежал расформированию, а его солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Тогда же вводится единая военная форма одежды с различием по родам войск и для гвардии.

С особенной ревностью в русской армии относились к чести военного мундира, которая олицетворялась с боевой славой и ратными традициями войск. Лишение мундира или права ношения каких-либо знаков отличия означало бесчестие и служило одним из самых тяжких наказаний для офицера или солдата. Иногда оно применялось к подразделению или даже воинской части, нарушивших устав или проявивших малодушие на боле боя.

При Петре I приняли современный вид награды – медали и ордена. Петр I ввел и особые знаки отличия за смелость и храбрость в бою.

После смерти царя воспитание и образование офицерства по-прежнему продолжало оставаться в центре внимания российских самодержцев.

В 1731 году при Анне Иоановне учреждается шляхетский (дворянский) корпус. Наряду с военными предметами его ученики изучают иностранные языки, историю, географию, юриспруденцию.

Педагогические воззрения Екатерины II и одного из ее главных помощников генерал-поручика И.И. Бецкого наиболее ярко выразились в «Новом уставе сухопутного кадетского корпуса», принятом 11 сентября 1766 года. «Корень всему злу и добру – воспитание», – утверждал И.И. Бецкой. Он считал, что военным в первую очередь нужно давать блестящее воспитание и предлагал для этого открыть военные школы, в которых обучались бы дети, достигшие 5-и – 6-и летнего возраста. Помимо военных предметов кадеты изучали красноречие, историю, географию, хронологию, языки, нравоучение, естественное право, государственное право, астрономию, рисование, живопись, гравирование, изваяние, делание статуй, архитектуру, музыку, фехтование, танцы. И.И. Бецкой также считал, что необходимо с раннего детства поддерживать в воспитанниках склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью. Воспитание кадетов направлялось на развитие у них нравственных качеств, чувств гуманности и человеколюбия (см. об этом [Ягодинский 1988: 18-20]). С этой целью устраивались праздники для бедных, когда кадеты должны были прислуживать нищим и калекам, выслушивая рассказы старцев.

В 60-70 годах XIX века в российской армии была проведена крупномасштабная реформа. Ее разработка и реализация связана с именем замечательного военного деятеля генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина, бывшего в те годы военным министром. Реформа затронула все сферы жизни армии, в том числе и культурную. В брошюре «Юнкерские училища в 1874 г.» отмечалось: «Будущие офицеры должны быть знакомы теоретически не с какой-либо одной системой обучения грамоте и письму, но непременно с разными системами, принятыми у нас в войсках или же в народных школах... При этом преподаватели обязаны знакомить юнкеров и с практическими приемами совместного обучения нижних чинов чтению и письму» [Ясюков 1992: 23].

Размышляя о долге, чести, достоинстве, необходимо вспомнить о важнейшем общественном институте – офицерских собраниях и клубах, которые были подлинными школами высокой нравственности, норм этикета, духовности, этики.

В начале 60-х годов в Санкт-Петербурге возник кружок офицеров-инженеров, в свободное от службы время собиравшихся в Петропавловской крепости для изучения военно-технических вопросов, углубления профессиональных знаний, а также для общения и отдыха. Этот опыт стал быстро распространяться по войскам.

Преданность отчизне, бескорыстное исполнение воинского долга, знание своего дела, дисциплинированность, инициатива и твердость, забота о подчиненных, товарищество между сослуживцами – все эти требования и правила поведения офицеров постоянно находились в поле зрения офицерских собраний, что благотворно сказывалось на жизни офицерского корпуса. Поэтому было решено укрепить эту традицию и созвать общее собрание офицеров армии и флота. Усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана собственная национальная школа воинского воспитания, основанная на глубоком патриотизме, гуманизме, высоком чувстве долга и чести.

В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам. На полях сражений они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины.

Одной из славных традиций Российских воинов, уходящих корнями в глубокую старину, является любовь к оружию, искусное применение его в бою. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия молодым воинам. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Получая личное оружие, молодой воин, уже изучивший его и хорошо владеющий им, клянется быть в постоянной готовности, с честью выполнить свой долг перед Родиной. В последние годы в Вооруженных Силах установилась традиция – молодые воины дают торжественную клятву верности Родине у памятников боевой славы, в местах героических битв за свободу и независимость. Эта традиция не нова. Ее корни можно проследить еще со времен великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции не были забыты. Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов в XIX веке. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке – в церкви или на соборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верности монарху и отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Принеся присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии, Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую Республику, за «Светлые идеалы коммунизма». И пусть идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше и сейчас одна: верой и правдой служить отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу, верить в счастливое и мирное «завтра» своих детей. День принятия присяги – это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть верным своей Священной клятве – это требование Матери-Родины, народа [Раш 1990:15].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Золотарев О.В. Армия и культура / О.В. Золотарев. – Серия «Новое в жизни, науке, технике». – М.: Знание, 1990. – 64 с.

  2. Раш К.Б. Во славу Отечества / К.Б. Раш. – М.: Патриот, 1990. – 160 с.

  3. Ягодинский В.Н. Наш этикет / В.Н. Ягодинский. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 240 с.

  4. Ясюков М.И. Шпага и честь / М.И. Ясюков. – Серия «Под знаком Марса». – № 1. – М.: Знание, 1992. – 64 с.

Просмотров работы: 1376