СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ ШОССЕЙНИКА – СПРИНТЕРА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ ШОССЕЙНИКА – СПРИНТЕРА

Потапов И.С. 1
1Урфу им. Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время учебный процесс все более часто осуществляется посредствам применения различных образовательных технологий. Данные технологии позволяют сделать образовательный процесс более гуманным, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, повысить мотивацию к обучению и т.д. [1,3].

Достаточно подробных сведений о разработке и применении образовательных технологий в практике детских спортивных школ и, в частности, велосипедных в доступной литературе обнаружить не удалось. Необходимость применения компетентностного подхода в планировании подготовки велосипедистов-шоссейников объясняется несколькими моментами. Во-первых, данный подход позволяет повысить активность и сознательность юных спортсменов, яснее представить себе цель своих занятий. Во-вторых, используя данный подход, мы сможем более точно прогнозировать результат обучения, и измерить его качество количественно. Сказанным определяется актуальность данной работы.

Специализация в велогонках требует уточнения (конкретизации) содержания подготовки на всех этапах технологии, диагностика, целеполагание, деятельностный этап, результативно-коррекционный этап. Структура компетенций шоссейника-спринтера может быть представлена в виде двух уровней. По нашему мнению, базовый уровень должен содержать общевелосипедные компетенции:

- способность выбирать вектор и величину приложения сил в различные фазы педалирования при наличии или отсутствии ускорения;

- способность выбирать выгодную позицию по ходу гонки;

- способность перемещаться по группе в плотном потоке;

- способность оптимально использовать передаточное соотношение в зависимости от покрытия, профиля трассы и скоростного режима;

- способность определять свою функцию в интересах команды, исходя из конкретной ситуации гонки;

Что касается компетенций, связанных с развитием двигательных способностей, то они, как правило, реализуются в практике профессионального велоспорта, где опытные спортсмены способны самостоятельно оценивать свои физические кондиции и выбирать средства их коррекции при подготовке к конкретной гонке. В детско-юношеских спортивных школах по велоспорту формирование кондиционных компетенций в условиях повышенной мотивации на достижение успеха может повлечь увлечение самостоятельным развитием физических качеств без квалифицированного врачебно-педагогического контроля с возможными отрицательными последствиями для здоровья.

Уровень специальных компетенций велосипедиста для спринтера на шоссе должен быть представлен, на наш взгляд, в следующем виде: - способность владеть велосипедом на высокой скорости в поворотах; - способность вести «контактную» борьбу на грани разрешенного;

- способность рационально с большой амплитудой перемещать центр тяжести во фронтальной плоскости в ритме педалирования, соблюдая прямолинейность траектории («танцовка»);

- способность выбирать время и место спринтерского рывка в зависимости от своих возможностей и подготовленности соперников, направления и силы ветра, рельефа трассы и покрытия;

Личностные качества, несомненно, отражают интегративный результат формирования компетенций для данного вида деятельности [2]. Поэтому, зная о том, что для спринтера в шоссейных гонках характерны проявления лидерских качеств, можно было подумать о формулировании соответствующей компетенции, отражающей коммуникативные способности. Но с учетом необходимости операциональной постановки целей образовательного процесса формулировать компетенции личностного плана просто не представляется возможным.

Надеемся, что такое структурирование создаст базу для эффективного целеполагания в проектировании образовательных технологий, применимых для подготовки шоссейника спринтера.

Список литературы

1. Дахин А. Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре / А. Н. Дахин // Школьные технологии. - 2006. - N 5. - С. 35-44.

2. Захаров А.А. Велосипедный спорт гонки на шоссе. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско – юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / А.А. Захаров – М: Советский спорт, 2005 – 160 с.

3. Кисельман М. В. Влияние компетентностного подхода на качество образования / М. В. Кисельман // - 2006. - N 9. - С. 8-10. 3 страницы о техникумах и ТПУ

Просмотров работы: 864