ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Волынкина В.А. 1, Заярная И.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экономическое и социальное развитие производственной сферы является одним из важных направлений стратегического управления предприятием. Характерные особенности трансформации экономики обусловливают необходимость разработки и дальнейшего применения новых наукоемких методов планирования, организации, мотивации и контроля финансовой деятельности, хозяйствующих субъектов в долгосрочной перспективе.

Актуальность темы работы. Учитывая возможность разработки различных стратегических аспектов развития компании, представляется необходимым сделать акцепт на финансовой стратегии компании, так как она является основной в системе перспективных разработок каждой крупной компании.

Трансформационные процессы, происходящие в отечественных компаниях, во многом связаны с финансами. Анализ денежных потоков, поиск эффективных источников финансирования, выгодных инвестиционных решений, разработка разнообразной учетной и налоговой политики - все это ставится во главу утла деятельности современных предприятий. Особенно важным является использование финансовой стратегии для обеспечения устойчивого развития компаний в современных условиях, что обусловливает необходимость самого серьезного анализа проблем и выработки практических рекомендаций в этой области деятельности.

Вопросы финансовой стратегии имеют исключительное значение для менеджеров среднего и высшего звена управления, которые сталкиваются со множеством проблем финансового характера в своих организациях, и данная тема является актуальной для достижения успеха предприятия.

Объект исследования – предприятие ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья».

Предмет исследования – процесс разработки финансовой стратегии предприятия.

Цель курсовой работы исследование разработка финансовой стратегии предприятии.

Необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть экономическое содержание финансовой стратегии предприятия;

  • изучить принципы и процесс разработки финансовой стратегии предприятия

  • определить сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента;

  • выявить критерии эффективности финансовой стратегии предприятия и рассмотреть их оценку;

  • изучить краткую характеристику предприятия;

  • проанализировать технико-экономические показатели предприятия;

  • проанализировать финансовое состояние предприятия;

  • выбрать и обосновать финансовую стратегию предприятия.

1 Теоретические аспекты выбора финансовой стратегии предприятия

1.1 Экономическое содержание финансовой стратегии предприятия

Генеральная базисная цель финансовой стратегии - максимизация прибыли и собственного капитала при прочих равных условиях (приемлемый уровень портфеля продаж, ликвидности, риска и других показателей). Данная формулировка основана на показателях, которые определяются по данным бухгалтерского учета и отчетности [13, с. 3].

В тоже время финансовая стратегия опирается на развитие конкурентного потенциала, повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Таким образом, финансовая стратегия представляет собой систему формирования и воплощения приоритетных финансовых целей предприятия путем эффективного привлечения и использования финансовых ресурсов, координации их потоков, обеспечения необходимого уровня финансовой безопасности на основе непрерывного учета изменений факторов внешней и внутренней среды. Данное определение привлекает внимание к сущностным характеристикам финансовой стратегии:
  • это целостная, самостоятельная система, выделение которой обосновано ключевой ролью финансовых ресурсов на предприятии, т.к. именно данный вид ресурсов может быть конвертирован в любой другой с минимальным временным интервалом;

  • финансовая стратегия связана с формированием и эффективным воплощением приоритетных целей и задач стратегической финансовой деятельности предприятия;

  • основными направлениями, на реализацию которых направлена финансовая стратегия, являются основные сферы финансовой деятельности самого предприятия;

  • привлечение финансовых ресурсов;

  • размещение (инвестирование) финансовых ресурсов;

  • обеспечение необходимого уровня финансовой безопасности предприятия;

  • достижение высокого качества управления финансовой деятельностью [3].

Процессы разработки и реализации финансовой стратегии должны приводить к максимальной эффективности работы предприятия, т.е. получению большего результата при аналогичных затратах за счет оптимизации финансовой деятельности [14, с. 35].

В этом случае учитывается не только положительный экономический эффект для предприятия, но и оптимизация всех направлений его деятельности: производственной, маркетинговой, кадровой и иных, которая достигается благодаря взаимодействию функциональных стратегий друг с другом и с основной из них - финансовой.

Сущность финансовой стратегии раскрывается в ее специфических функциях, обусловленных функциями финансов предприятий и его стратегическим управлением. К ним относятся:

1 Организационная функция - заключается в обеспечении процесса разработки и реализации финансовой стратегии необходимыми трудовыми, интеллектуальными ресурсами, средствами труда, проведении координации действий заинтересованных подразделений и лиц, мотивации, поощрении и наказании персонала, контроля за его деятельностью.

2 Ресурсообеспечивающая функция - состоит в своевременном обеспечении предприятия необходимыми для осуществления деятельности финансовыми ресурсами, прогнозировании и планировании их поступлений, поиске оптимального сочетания источников их привлечения.

3 Распределительная функция - заключается в прогнозировании и планировании сроков и объемов инвестиций, других расходов, заблаговременном поиске объектов вложения капитала.

4 Информационная функция - заключается в централизации, систематизации и обработке поступающей информации и формировании на ее основе рекомендаций по организации финансовой, производственной, сбытовой деятельности предприятия, а также выработке предложений по направлениям стратегической деятельности.

5 Антикризисная функция - состоит в заблаговременном выявлении, прогнозировании, предупреждении различных опасностей внешней и внутренней среды предприятия, максимально эффективном выводе организации из финансовых кризисов.

6 Функция оптимизации - состоит в обеспечении эффективности вложений и привлечения финансовых ресурсов, достижении синергетического эффекта.

7 Адаптивная функция - заключается в непрерывном приспособлении финансовой стратегии к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды в целях использования новых возможностей и защиты предприятия от вновь выявленных угроз.

8 Контрольная функция - состоит в изучении тенденций разработки и реализации финансовой стратегии, выявлении внешних и внутренних факторов, отрицательно влияющих на процесс стратегического управления и выработке предложений по их устранению или нивелированию воздействия [20, с. 74].

Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий, несколько уровней каждой стратегии, что подразумевает их взаимосвязь и подчинение. Следует выделить три уровня стратегии предприятия: корпоративную, деловую и функциональную, а также виды самой финансовой стратегии. Выбор того или иного вида финансовой стратегии, зависит от прогнозных расчетов, интуиции, опыта и здравого смысла руководителя, а также от факторов внешней и внутренней среды [14, с. 35].

Правильная оценка последних важна не только на первом этапе разработки стратегии, но и на последующих стадиях, так как применение отдельных элементов финансовой стратегии носит ситуационный характер: конкретные факторы, включая социально-экономические и политические, определяют выбор той или иной их комбинации в различных вариантах.

Методологический подход проф. И.А. Бланка содержит систему видов главной стратегии в контексте базовых корпоративных стратегий и приоритетных доминант:

  • стратегия финансовой поддержки укоренного роста в контексте базовой корпоративной стратегии «ускоренного роста» - ускоренное возрастание потенциала формирования финансовых ресурсов. Данная стратегия направлена на обеспечение высоких темпов роста операционной деятельности, объемов производства и реализации продукции. При этой стратегии существенно увеличивается потребность в финансовых ресурсах;

  • стратегия финансового обеспечения устойчивого роста в рамках корпоративной стратегии «ограниченного роста» - обеспечение эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. Эта стратегия направлена на сбалансирование параметров ограниченного роста операционной деятельности и необходимого уровня финансовой безопасности предприятия;

  • антикризисная финансовая стратегия в контексте корпоративной стратегии «сокращение» - формирование достаточного уровня финансовой безопасности предприятия. Антикризисная стратегия призвана обеспечить финансовую стабилизацию предприятия в процессе выхода из кризиса его операционной деятельности, вызывающего необходимость сокращения объемов производства и реализации продукции, ухода с отдельных рынков или их сегментов, сокращения некоторых производственных единиц [12, с. 63].

Каждую из стратегий проф. И.А. Бланк привязывает к стратегическим финансовым позициям модели и детализирует на уровне типа финансовой политики (агрессивной, умеренной, консервативной) как формы реализации финансовой философии и главной финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности, реализуемой определенным набором стратегических финансовых альтернатив [8, с. 136 - 139].

Создание финансовой стратегии не является формализованным процессом и требует обоснованного творческого подхода. Стратегические решения нелегко стандартизировать и не существует одной схемы, с помощью которой можно было бы решать все современные стратегические проблемы. В то же время данный процесс осуществляется в конкретных рамках, зависит от большого количества факторов внешней и внутренней среды. Во избежание ошибок в выборе вида финансовой стратегии и направлений развития важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации, выявить степень их влияния на предприятие, разработать меры по уменьшению зависимости от их воздействия.

Финансовая стратегия в полной мере определяется вышеприведенными факторами, при этом в ходе ее разработки и реализации, необходимо учитывать специфику их воздействия на финансовые показатели деятельности организации. Разработка финансовой стратегии является необходимым условием успешного развития предприятия в долгосрочной перспективе. Это трудоемкая процедура.

Однако значимость для предприятия этого процесса намного превосходит затраты на его реализацию. Процесс принятия управленческих решений относительно будущей деятельности фирмы в финансовой сфере следует отнести к стратегическому финансовому управлению. Путем постановки целей и задач, выбора и обоснования вариантов их достижения реализуется процесс разработки финансовой стратегии предприятия. Вместе с тем, финансовая стратегия формируется в процессе стратегического финансового планирования, которое в отличие от обычного долгосрочного финансового планирования, учитывает не только эти тенденции, но и систему возможностей и опасностей и предполагает выстраивание вектора анализа и принятия управленческих решений из будущего в настоящее [11, с. 120].

В отличие от стратегического финансового планирования, представляющего собой определение перспективных финансовых задач и разработку программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач, процесс разработки финансовой стратегии использует специальные инструменты и методы, позволяющие получить данные о тенденциях развития среды и адекватных ей действиях предприятия.

1.2 Принципы и процесс разработки финансовой стратегии предприятия

В основе разработки финансовой стратегии предприятия лежат принципы новой управленческой парадигмы – системы стратегического управления.

1. Рассмотрение предприятия как открытой социально-экономической системы, способной к самоорганизации. Этот принцип стратегического управления состоит в том, что при разработке финансовой стратегии предприятие рассматривается как определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней среды. В процессе такого взаимодействия предприятию присуще свойство обретения соответствующей пространственной, временной или функциональной структуры без специфического воздействия извне в условиях экономики рыночного типа, которое рассматривается как его способность к самоорганизации. Открытость предприятия как социально-экономической системы и его способность к самоорганизации позволяют обеспечивать качественно иной уровень формирования его финансовой стратегии.

2. Учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия. Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, обеспечивающей в первую очередь развитие операционной деятельности, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер. Поэтому она должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности предприятия. Финансовая стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия в соответствии с избранной им корпоративной стратегией.

3. Преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления финансовой деятельностью. Финансовое управление предприятием в стратегической перспективе характеризуется приростным или предпринимательским стилем.

4. Выделение доминантных сфер стратегического финансового развития. Этот принцип позволяет обеспечить идентификацию приоритетных направлений финансовой деятельности предприятия, обеспечивающих успешную реализацию ее главной целевой функции – возрастания рыночной стоимости предприятия в долгосрочной перспективе.

5. Обеспечение гибкости финансовой стратегии. Будущему развитию финансовой деятельности предприятия всегда свойственна значительная неопределенность. Поэтому практически невозможно сохранить в неизменном виде разработанную финансовую стратегию предприятия на всех стадиях процесса ее реализации. Основой альтернативных стратегических действий финансовых менеджеров в таких условиях является высокий уровень гибкости разработанной финансовой стратегии.

С учетом изложенного, а также на основе того, что стратегическое финансовое планирование деятельности предприятия является функцией управления, которая обеспечивает основу для всех управленческих решений, определена следующая взаимосвязь вышеперечисленных элементов [20, с. 161].

Модель разработки финансовой стратегии предприятия включает в себя следующие взаимосвязанные этапы:

1 Анализ действующей общей и функциональной стратегий.

2 Постановка целей и задач финансовой стратегии.

3 Анализ и оценка внешней и внутренней финансовой среды, финансового потенциала предприятия.

4 Выбор критериев оптимизации финансовой деятельности.

5 Оценка стратегических альтернатив.

6 Выбор наиболее перспективной финансовой стратегии.

7 Планирование мероприятий и реализация стратегии.

8 Сопровождение и корректировка финансовой стратегии.

9 Контрольные мероприятия [20, с. 74].

Реализация этапов по разработке финансовой стратегии, а также ее доработка и корректировка, получение информации о настоящем и построение прогнозов относительно будущего осуществляются с помощью специальных методов финансовой стратегии, т.е. способов достижения ее целей и задач, направленных на формирование и распределение финансовых ресурсов, обеспечение финансовой безопасности и повышение качества финансовой деятельности.

Первостепенными методами финансовой стратегии являются: метод стратегического финансового планирования, метод финансового прогнозирования, метод финансового моделирования и метод сценариев.

Помимо методов финансовой стратегии в экономической литературе выделяется такое понятие, как инструменты финансовой стратегии, при помощи которых достигается эффективная разработка и реализация финансовой стратегии.

К числу инструментов финансовой стратегии следует отнести: финансовую политику, финансовую реструктуризацию, глобализацию, диверсификацию, информационное обеспечение.

Разработка финансовой стратегии должна отвечать ряду следующих требований:

1 Последовательность разработки.

2 Перманентность разработки.

3 Соответствие генеральной стратегии.

4 Соответствие внешней и внутренней среде [10, с. 221].

Последнее требование является основополагающим: финансовая стратегия должна опираться на систему финансовых показателей деятельности предприятия, воплощение которых в стратегическом периоде позволит достичь поставленных целей, добиться преимущества перед конкурентами, повысить рыночную стоимость предприятия.

1.3 Сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента

Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Фнансовая стратегия - это общее направление и способ использования финансовых ресурсов для достижения поставленной предприятием цели. Этому способу соответствует определенный набор правил проведения финансового анализа и ограничений для принятия финансовых решений [14, с. 41].

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели посредством тактики.

Задачами финансовой стратегии и тактики являются:

1 Исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования.

Современное рыночное хозяйство любой страны подразделяется на 4 основных сектора: домохозяйство, коммерческие фирмы, государственный сектор и финансовые институты или финансовые посредники -коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и др. Финансы фирмы - это денежные отношения, а вернее, та их часть, в которые фирма вступает для обеспечения своей жизни деятельности.

2 Определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами, выявление резервом и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств. Основой рыночных отношений являются деньги. Они связывают интересы продавца и покупателя. Покупатель платит деньги продавцу, рассчитывая затем продать результаты своего труда и получить за это деньги. Рыночные отношения - это прежде всего финансовые отношения, когда участники рыночных отношений предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные соответствующие денежные фонды.

3 Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности.

Финансовые ресурсы фирмы - это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

4 Обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств предприятия с целью получения максимальной прибыли.

Главной задачей предприятия является максимизация своей прибыли.

5 Определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, новых видов продукции и встроенной подготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения.

6 Изучение финансовых стратегических взглядов вероятных конкурентов, их экономических и финансовых возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости [18, с. 62].

Таким образом, согласно основной дилемме финансового менеджмента в разработке стратегии и тактики: либо ликвидность, либо рентабельность, последний подход позволяет наиболее точно оценить финансовое положение предприятия. Но нельзя не обратить внимание на то, что критерии, используемые на Западе для определения финансовой устойчивости в Казахстане можно использовать с большими оговорками.

Во- первых, эти показатели оценивают финансовое состояние, складывающееся в первую очередь под влиянием его собственной деятельности в условиях относительной сбалансированности свойственной рыночной экономике в Казахстане более значима роль внешних факторов.

Во- вторых, из- за низкой финансовой дисциплины в Казахстане предприятие даже при относительно благоприятном соотношении коэффициентов может быть финансово неустойчивым.

1.4 Критерии эффективности финансовой стратегии предприятия и их оценка

Разработка эффективной финансовой стратегии предприятия обеспечивает:

  • формирование четкой взаимосвязи стратегического, текущего и оперативного управления финансовой деятельностью предприятия;

  • возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами;

  • реализацию перспективных инвестиционных возможностей;

  • возможность снижения отрицательного воздействия факторов внешней среды на результаты деятельности предприятия;

  • выявление преимуществ и недостатков предприятия в финансовой деятельности в сравнении с его конкурентами [17, с. 86].

Таким образом, в связи с необходимостью принятия эффективных финансовых решений в рыночных условиях проблема выбора эффективной финансовой стратегии компании является актуальной задачей. При этом формализованным критерием эффективности финансовой стратегии может служить «золотое правило экономики»:

Тп > Тв > Та > 100, (1)

где Тп - темп роста прибыли;

Тв - темп роста объема продаж;

Та - темп роста авансированного капитала.

Если в результате разработки финансовой политики в разрезе приоритетных направлений стратегического финансового развития предприятия нарушается соотношение, рекомендованное данной моделью, то в стратегию необходимо вносить коррективы, чтобы она была способна удовлетворять критерию эффективности.

В целом можно сделать вывод, что финансовая стратегия является одним из основных инструментов управления деятельностью предприятия. Реализация предприятием любых стратегических, тактических и оперативных решений неразрывно связана с финансовой стратегией, поскольку в системе рыночных отношений любое экономическое действие обусловлено финансовой составляющей.

2 Оценка деятельности ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» является обществом с ограниченной ответственностью, коммерческим юридическим лицом, владеющим имуществом на правах частной собственности. В центре работает 17 человек.

С самого начала своей деятельности предприятие ориентировалось на профессионализм в своей работе: более 50% ее сотрудников имеют высшее профессиональное образование. Благодаря этому, предприятие отличает глубокое понимание потребностей клиентов и, как следствие, предлагаемые услуги наилучшим образом соответствует запросам любого клиента. Высокая доля экспертной оценки, качественное прогнозирование потребностей клиентов, профессионализм сотрудников, знающих и любящих свое дело - вот краеугольный камень успеха предприятия. Это слаженная команда, отличающаяся работоспособностью и высокой деловой активностью.

В настоящее время ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» предлагает своим клиентам следующие услуги:

  • косметические услуги;

  • не традиционную пластическую хирургию;

  • услуги аллерголога, иммунолога;

  • лечение ЛОР-заболеваний;

  • услуги дерматовенеролога.

Все специалисты центра – дипломированные специалисты, в совершенстве владеющие современными методиками и постоянно повышающие свою квалификацию, обучаясь в городах Хабаровск, Владивосток, Москва и Санкт-Петербург.

Отличительной особенностью центра является то, что все процедуры и услуги предоставляются в едином комплексе и по одному адресу. Удобство расположения и удобная автостоянка – также является немаловажным и привлекательным фактором. Клиентская база за четырнадцать лет плодотворной работы составила свыше 170 постоянных посетителей. Оборудование, аппараты и мебель, которыми оснащен центр, самое современное и качественное, косметика – профессиональная. Высокий уровень сервиса - предварительная запись, зона отдыха клиента, гардероб, вежливое обслуживание.

Грамотная политика администрации, высококвалифицированные специалисты, современный подход к каждому клиенту, а также новейшее оборудование позволили ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» завоевать уверенную позицию на рынке города.

ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» имеет линейную функциональную структуру управления, она как раз характерна для малых предприятий. В ней четко соблюдается принцип единоначалия, и преобладают линейные, а именно вертикальные связи. Данная структура является наиболее простой и стройной и при этом наименее гибкой. Организация управления и сформирована на принципе выделения центров затрат и центров ответственности. Основная роль этих функциональных подразделений - подготовка планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания руководителем. По причине отсутствия в этой организационной структуре звена, отвечающего за стратегическое планирование, в положениях о подразделениях не определены цели деятельности для каждого подразделения, его вклад в общий результат деятельности компании, показатели эффективности деятельности, характерные именно для данного подразделения, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями компании. Существующая организационная структура в Центре обладает достаточно четкой системой взаимных связей функций и подразделений. Практически любой заказ клиента требует участия всех подразделений предприятия, линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

2.2 Анализ технико-экономических показателей предприятия

Технико-экономические показатели (ТЭП) - индикаторы деятельности предприятия в обозримом будущем. Значение ТЭП заключается в анализе выполнения производственных программ и выявления внутренних экономических резервов улучшения использования производственных ресурсов.

Таблица 1 - Технико-экономические показатели ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» за 2011 -2013гг.

Показатели

Года

Отклонения 2012/2011

Отклонения 2013/2012

2011

2012

2013

абс.

относ

абсол

отн., %

Выручка, т.р.

9 145

10 635

7 466

1 490

16,2

-3 169,0

-29,8

Себестоимость, т.р.

8 121

8 508

6 570

387

4,7

-1 938,0

-22,78

Валовая прибыль, т.р.

1 024

2 127

896

1 103

107,7

-1 231,0

-57,87

Затраты на 1 рубль выручки, коп

88,8

80

88

-8,8

-9,9

8

10

Численность персонала, чел.

17

17

17

0

0

0

0

Производительность труда, р.

53794,1

62558,8

43917,6

8764,7

16,29

-18641,2

-29,8

ФЗП, т.р.

7580000

7659630

9180000

79630

1,05

1520370

19,8

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р.

11200

10 635,0

7 466,0

-565

-5,04

-3169

-29,7

Фондоотдача основных фондов

0,8

3,3

1,9

2,5

304,1

-1,4

-42,4

Окончание таблицы 1

Показатели

Года

Отклонения 2012/2011

Отклонения 2013/2012

2011

2012

2013

абс.

относ

абсол

отн., %

Фондоёмкость основных фондов

1,2

0,3

0,5

-0,9

-75,50

0,2

66,6

Фондовооруженность основных фондов, тыс. р./чел.

185,0

190

225,4

5,0

2,70

35,4

18,6

Рентабельность , %

11,2

20,0

12,0

8,8

78,61

-7,9

-39,9

Анализируя технико-экономические показатели работы ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» (таблица 1) за период с 2011 г. по 2013 г. можно отметить, что показатели выручки за 2011- 2012 г.г., имеют тенденцию роста с 9 145 тыс.руб. в 2011 году до 10635тыс. руб. в 2012 году, т.е. компания имеет стабильно увеличивающийся спрос на свои услуги. Но затем в 2013 году идет небольшой спад до 7 466 т.р. Темп роста в 2012 году составил 116,3%, а в 2013 г. – 70,2%.

Причиной спада, по мнению администрации, явились: увеличение количества аналогичных предприятий, и, в связи с этим, отток клиентов, уход отдельных специалистов.

Для целей поднятия рейтинга ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» необходимо расширить ассортимент оказываемых услуг, добиваться более качественного их исполнения, с применением современной аппаратуры и медикаментов.

Соответственно затраты на 1 рубль выручки за 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизились на 8,80 коп. или на 10%. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. затраты на 1 рубль выручки увеличились на 8,00 коп. или на 1,1 %. Это произошло за счет снижения выручки и переменных расходов, при этом величина условно-постоянных расходов сохранилась, а доля ее в затратах увеличилась.

ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» оказывает услуги по 4 направлениям и достаточно успешно, о чем свидетельствует рисунок 1.

Рисунок 1 – Состав доходов предприятия в 2011-2013гг., в тыс. р.

Структура доходов ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» в 2013 году приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура доходов предприятия в 2013 году, %

Анализируя данный рисунки 1 и 2 видно, что основную долю в перечне услуг, за весь анализируемый период, занимают косметические услуги. В 2011 году они составляли 3 475тыс.руб,а затем спрос на них увеличился и доход соответственно составил 4041тыс.руб в 2012 году ,но в 2013 произошел спад и составил 2837тыс.руб, это могло быть вызвано тем , что косметические услуги в городе Находка становятся все популярнее и конкуренция на них велика, и возможно новые салоны красоты переманили большое количество клиентов к себе за счет таких факторов как цена. Также на данном рисунке мы видим и друге услуги такие как : услуги массажа и аллерголога/иммунолога, которые составили 2195 тыс.руб. и 2103 тыс.руб. в 2011году соответственно, в 2012 -2552тыс.руб. и 2446 тыс.руб. и в 2013году по обоим направлениям 1792тыс.руб. и 1717тыс.руб. Мы также наблюдаем значительный спад в спросе на эти услуги , что может быть было вызвано оттоком клиентов к конкурентам, а также в клиники с обслуживанием по полису, ведь сейчас многие люди очень тщательно изучают ценовую политику и рассчитывают свои финансы.

В 2013 году наблюдается значительное уменьшение величины валовой прибыли на 1046 тыс. руб. С этим уменьшением могут быть связаны такие факторы как , недостаточный ассортимент услуг, не эффективная работа маркетинговой фирмы над рекламой медицинского центра.Снижение показателя выручки вызвано потерей клиентов из-за конкурентов. Но все же 2013 году наблюдается значительное увеличение показателя фондовооруженности на 35,4 % по сравнению с 2012 годом, что связано с приобретением новой техники, которая облегчает труд персонала.

Подходя к выводу, можно отметить, что ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» снизились доходы от предоставляемых ими услуг, предположительно, из-за большого количества конкурентов.

2.3 Анализ финансового состояния ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»

Финансовое состояние хозяйствующей единицы находится в прямой зависимости от объемных и динамических показателей движения производства. Рост объема производства улучшает финансовое состояние предприятия, а его сокращение, напротив, ухудшает. Но и финансовое состояние в свою очередь влияет на производство: замедляет его, если ухудшается, и ускоряет, если увеличивается. Проанализируем состав внеоборотных активов (рисунок 3), пользуясь данными бухгалтерского баланса.

Рисунок 3 – Состав внеоборотных активов ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» за 2011-2013 год, тыс. р.

Далее приведено изменение структуры внеоборотных активов, основываясь на данные рисунка 3. Анализ изменения структуры внеоборотных активов представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Структура внеоборотных активов ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» за 2012-2013гг., %.

Показатели

года

Отклонение

2011 год

2012 год

2013 год

2013г. к2011г.

2013г. к 2011г.

Внеоборотные активы, в том числе:

100

100

100

0

0

Нематериальные активы

-

-

-

-

-

Основные средства

3,3

6,8

4,3

1,0

-2,5

Доходные вложения в материальные ценности

2,0

3,6

3,5

1,6

-0,1

Краткосрочные финансовые вложения

14,7

20,0

17,3

2,6

-2,8

Отложенные налоговые активы

24,0

20,9

22,5

-1,5

1,6

Прочие внеоборотные активы

56,0

48,7

52,4

-3,6

3,7

Итого

100

100

100

0

0

Анализируя данный рисунок состава внеоборотных активов и таблицу 2 структуры внеоборотных активов видно, что в 2013 году по сравнению к 2011 году произошло заметное увеличение всех показателей внеоборотных активов.

Показатель основных средств увеличился в 2013 году ,что на 86,2 % больше ,чем в 2011 году, это указывает на то, что центр накапливает свой капитал. Затем доходные вложения в материальные ценности на 154 % превзошли 2011 год, это может быть связанно с тем, что предприятие решило купить новое оборудование, закупить новые препараты на обслуживание клиентов.

Статья Краткосрочные финансовые вложения тоже выросла на 67,8 %, это может быть потому, что центр увеличил сумму вложения в какие либо акции или облигации других медицинских учреждений для увеличения своего капитала. Увеличение статьи отложенных налоговых активов на 33,4 % плюс для ООО «Имидж Лайн центр плюс» потому, что у предприятия увеличивается бухгалтерская прибыль к 2013 году . Всего внеоборотные активы в 2013 году увеличились на 42,6 %.

Уменьшение доли основных средств в 2013 году по отношению к 2012 году на 2,5 свидетельствует о снижении активности предприятия, что связано с уменьшением доходов предприятия.

Отсутствие в структуре внеоборотных активов такого показателя, как нематериальные активы свидетельствует о том, что на данном предприятии не ведется инновационная деятельность.

Анализ среднегодовой стоимости основных средств в 2011-2013 г., приведен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Анализ среднегодовой стоимости основных средств в 2011-2013 г., тыс. р.

Таблица 3 – Структура среднегодовой стоимости основных средств в 2012-2013 г., %.

Наименование показателя

Значение показателя

Абсолютное отклонение

2011 год

2012 год

2013 год

2013г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

Здания

36,8

40,5

46,1

9,3

5,6

Машины и оборудование

26,6

22,1

22,4

-4,3

0,3

Транспортные средства

35,0

36,2

29,0

-6,0

-7,2

Другие виды основных средств

1,6

1,2

2,5

1,0

1,3

Итого

100,0

100,0

100,0

0

0

Исследуя таблицу 3 и рисунок 4 видно, что среднегодовая стоимость ОС имеют тенденцию роста. Наибольшее изменение затронуло такие показатели, как здания, их среднегодовая стоимость в 2013 году по отношению к 2011 году выросла на 145,3 %, а в 2013 году по отношению к 2012 году – на 42,1 %,это может быть связанно с вложением средств в строительство т. е возможно центр расширил свое помещение за счет покупки какого-либо другого объекта. Среднегодовая стоимость машин и оборудования, а также транспортных средств в 2013 году по отношению к 2011 году также значительно увеличилась, на 64,5 % и на 62,5 % ,а вот в 2013 году по отношению к 2012 году среднегодовая стоимость транспортных средств не изменилась, что может быть связано со стабильностью условий поставок продукции. Среднегодовая стоимость машин и оборудования увеличилась на 26,4 %,это увеличение положительное так, как связано с расширением спектра услуг и производства в целом. Всего среднегодовая стоимость увеличилась на 95,9 за три года. Увеличение среднегодовой стоимости основных средств является положительным фактором и это указывает на то, что центр не нуждается в новом оборудовании.

Рисунок 5 – Анализ активной и пассивной частей основных средств за 2011-2013 гг., тыс. р.

Из рисунка 5 видно, что за 3 года работы медицинского центра произошло увеличение активной и пассивной частей 2013 года к 2011 на 145% и 67,1%,а 2013года к 2012 году на 42% и 13,1%.Когда пассивная часть растет это говорит о хорошей и имеющей тенденции к развитию работе центра. Соответственно чем выше доля активной части, а она растет как видно на рисунке 6,тем прогрессивнее работает предприятие. Анализ данных показал также, что активная часть преобладает над пассивной частью в 2011 году на 542 тыс. р. По сравнению с 2011 годом преобладание активной части над пассивной частью в 2013 году сокращается на 228,5 тыс. р, это изменение показателя связано с приобретением нового медицинского оборудования в 2011 году. В связи с тем, что предприятие в составе основных средств имеет не только собственные, но и арендованные основные средства.

В таблице 4 представлены показатели движения основных средств в 2011-2013 г.

Таблица 4 - Показатели движения основных средств в 2012-2013 гг.

Наименование показателя

Значение показателя

Абсолютное отклонение (2013г. к 2012г.)

2012 год

2013 год

Коэффициент обновления ОС

0,52

0,04

-0,48

Коэффициент выбытия ОС

0,09

0,13

0,04

Коэффициент прироста ОС

0,90

-0,09

-0,99

Проанализируем данные таблицы 4 ,где коэффициент обновления в 2013 году находится на низкой отметке 0,04, но в 2012 из-за введения новых основных средств поднялся до 0,52, на это повлияло обновление основных средств, в соответствии с которым предприятие привлекло инвестиции на достаточно крупную сумму. Коэффициент выбытия увеличился в 2013 по отношению к 2012 году году и составил 0,13, что говорит списании основных средств. Далее коэффициент прироста в 2012 году составил 0,90,это увеличение обусловлено увеличением основных средств, но в 2013 году снижается до отрицательного значения, что указывает на то, что было списано больше основных средств, чем принято.

Величина оборотного капитала отражает сумму средств, принадлежащих предприятию в его текущих активах, и является важной характеристикой финансовой устойчивости. Оборотный капитал формируется из запасов сырья и материалов, незавершенного производства, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, готовой продукции и дебиторской задолженности, общая стоимость которых определяют величину денежных средств, необходимых для их покрытия.

Оборотный капитал формируется из запасов сырья и материалов, незавершенного производства, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, готовой продукции и дебиторской задолженности, общая стоимость которых определяют величину денежных средств, необходимых для их покрытия.

Рисунок 6 – Структура актива баланса за 2011-2013 гг., %.

При анализе структуры активов выявилось следующее, внеоборотные активы значительно превышают оборотные активы так в 2013 году по отношению к 2011 составили разницу в 33%,а в 2013 к 2012 году на 8,7 %.Такое преобладание внеоборотных активов над оборотными может указывать на уменьшение удельного веса запасов и затрат в структуре активов, возможно также у центра есть заемные средства, но не большие, что служит положительным фактором для центра.

Изменение структуры активов предприятия в сторону увеличения части внеоборотных средств указывает, с одной стороны, на рост производственного потенциала предприятия, а с другой, на то, что за отчетные период на предприятии сформировалась менее мобильная структура активов, что снижает скорость оборачиваемости совокупного капитала предприятия. Для увеличения оборачиваемости активов предприятия в плановом периоде необходимо предусмотреть меры по увеличению части оборотных активов в структуре активов предприятия.

Таблица 5 – Состав оборотных активов за 2011-2013 гг., %

Наименование показателя

Значение показателя по годам

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение,%

2011 год

2012 год

2013 год

2013г. к 2011г.

2013г.к 2012г.

2013г. к 2011г.

2013г.к 2012г.

Запасы

1568,0

1770,0

2683,0

1115,0

913,0

71,1

51,6

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

2158,0

2158,0

2158,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Краткосрочная дебиторская задолженность

8011,0

74556,0

73748,0

65737,0

-808,0

820,6

-1,1

Краткосрочные финансовые вложения

0,0

3454,0

3801,0

3801,0

347,0

0,0

10,0

Денежные средства

258,0

3633,0

3664,0

3406,0

31,0

1320,2

0,9

Прочие оборотные активы

9,0

9,0

0,0

-9,0

-9,0

-100,0

-100,0

Итого оборотные активы

12004,0

85580,0

86054,0

74050,0

474,0

616,9

0,6

               

Оборачиваемость оборотных активов ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» в 2011-2013 гг. приведены в таблице 6.

Таблица 6 – Оборачиваемость оборотных активов ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» в 2011-2013 гг.

Наименование показателя

Значение показателя по годам

Оборачиваемость за 2012 год

Оборачиваемость за 2013 год

2012 год

2013год

коэф.

дней

коэф.

дней

Запасы

1770,00

2683,00

0,06

60,75

0,03

131,17

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

2158,00

2158,00

0,05

74,06

0,03

105,50

Краткосрочная дебиторская задолженность

74556,00

73748,00

0,01

2558,81

0,01

3605,41

Краткосрочные финансовые вложения

3454,00

3801,00

0,03

118,54

0,02

185,82

Денежные средства

3633,00

3664,00

0,03

124,69

0,02

179,13

Прочие оборотные активы

9,00

0,00

11,82

0,31

0,00

0,00

Итого оборотные средства

85580,00

86054,00

0,00

2937,16

0,00

4207,03

Выручка

10635,00

7466,00

0,01

365,00

0,01

365,00

Более наглядно структура оборотных активов приведена на рисунке 7.

Рисунок 7 – Структура оборотных активов за 2011-2013 гг., %.

Анализируя таблицу 5,6 и рисунок 7 состава и структуры оборотных активов, выявилось следующее , статья запасы с 2011 года по 2013 увеличилась на 1115 тыс. руб. ,что показывает на улучшение финансового состояние центра в 2013 году, но к сожалению рост запасов является не совсем положительным фактором потому, что могут возникнуть проблемы с ликвидностью, также порчей этих запасов ,если их вовремя не использовать центр может понести потери.

Статья краткосрочная дебиторская задолженность с 2011 года по 2012 увеличилась до 74556 тыс.руб, а в 2013 уже начала снижаться и упала до 73748 тыс.руб. Рост краткосрочной дебиторской задолженности говорит о том , что центр оказывает услуги в долг и клиенты имеют возможность расплачиваться за определенный промежуток времени.

Далее видно, что медицинский центр в 2011 году не инвестировал куда-либо свои средства, а в 2012 все-таки вложил средства на короткий срок ,которые составили 3454 тыс.руб , также и в 2013 продолжил инвестировать ,где сумма инвестирования составила 3801 тыс.руб. По данным таблицы и рисунка наблюдается увеличение оборотных активов. Во-первых это связано с ростом величины запасов. Также на изменение показателя оборотных активов повлияло приток денежных средств предприятия, вызванного увеличением числа желающих сделать услуги в долг. Однако данный фактор не является отрицательным для предприятия

Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. В связи с этим анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение как для самого предприятия в целом, так и для разных групп лиц, заинтересованных в деятельности предприятия.

Так, для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из важнейших источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности. Для учредителей и акционеров анализ финансовых результатов важен с точки зрения возможностей увеличения дохода на вложенный ими в данное предприятие капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность определить, сможет ли предприятие вернуть кредит (заем) и уплатить проценты по нему.

Анализ технико-экономических показателей ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» в 2012-2013 гг. представлен в таблице 7.

Таблица 7 - Анализ финансовых результатов ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» в 2012-2013 гг., тыс. р.

Показатель

2012 год

2013 год

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Темп роста, %

Выручка от продаж, тыс. руб.

10 635

7 466

-3 169

-29,80

70,20

Себестоимость, тыс. руб.

8 508

6 570

-1 938

-22,78

77,22

Валовая прибыль, тыс. руб.

2 127

896

-1 231

-57,87

42,13

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

2 127

896

-1 231

-57,87

42,13

Прочие доходы, тыс. руб.

0

0

0

0,00

0,00

Прочие расходы, тыс. руб.

0

0

0

0,00

0,00

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

2 127

896

-1 231

-57,87

42,13

Налог на прибыль, тыс. руб.

319

134

-185

-57,99

42,01

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

1 808

762

-1 046

-57,85

42,15

Анализ финансовых результатов показывает, что выручка от реализации услуг составляет в 2013 году снизилась до 7 466 тыс. рублей, по сравнению с 2012 годом,где составляла 10 635 тыс. Себестоимость также сократилась с 8508 тыс.руб. в 2012 году до 6570 тыс.руб. в 2013 году, что послужило причиной снижения этих показателей описывалось в ранее приведенной таблице «Эффективность использования основных средств предприятия за 2012-2013 гг.»

Прочие доходы и расходы у предприятия отсутствуют, соотвественно данных для анализа не было определено.

Чистая прибыль в отчетном году составила 762 тыс. руб. , тогда как в прошлом году она составила 1808 тыс. руб. Уменьшение этого показателя может быть связано с уменьшением оборотных активов центра, о чем говорилось ранее в приведенных таблицах, также уменьшение чистой прибыли может связано с увеличением налога на прибыль и показателем валовой прибыли.

Далее проведем анализ затрат на 1 рубль оказываемых услуг с целью углубленного изучения влияния эффективности использования ресурсов, рисунок 8.

Рисунок 8 - Динамика затрат на 1 рубль ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» в 2012-2013 гг., тыс.р.

Проведя анализ затраты на 1 рубль услуг можно отметить ,что в 2013 году эти затраты составили 0,88 коп, а в 2012 0,8 .Таким образом, увеличение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции имело место в основном за счет изменения структуры оказанных услуг, а также за счет увеличения себестоимости отдельных видов услуг. В то же время повышение цен на материалы и тарифов, а также снижение оптовых цен на продукцию данного предприятия увеличили затраты на 1 рубль товарной продукции.

Цель данного этапа анализа - наглядная и достаточно простая оценка имущественного и финансового положения, а также динамики и основных тенденций развития организации на основе получения оперативной информации о ее финансовом состоянии.Проведем сравнительный анализ относительных показателей финансовой устойчивости ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» за 2011-2013 гг., основываясь на данные бухгалтерского баланса.

Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько предприятие независимо с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам его финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая предпринимательская организация в финансовом отношении. Таблица 9 - Анализ относительных показателей финансовой устойчивости ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»» в 2012-2013 гг., тыс. р.

Наименование показателя

Значение показателя

Абсолютное отклонение

Норматив

2011 год

2012 год

2013 год

2013г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

 

Имущество предприятия

74308,0

147816,0

174902,0

100594,0

27086,0

 

Источник собственных средств

15988,0

33851,0

39798,0

23810,0

5947,0

 

Краткосрочные пассивы

58320,0

113965,0

134594,0

76274,0

20629,0

 

Долгосрочные пассивы

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

Итого заемных средств

58320,0

113965,0

134594,0

76274,0

20629,0

 

Внеоборотные активы

62304,0

62236,0

88848,0

26544,0

26612,0

 

оборотные активы

74308,0

147816,0

174902,0

100594,0

27086,0

 

Запасы и затраты

1568,0

1770,0

2683,0

1115,0

913,0

 

Собственные оборотные средства

796,0

864,0

452,0

-344,0

-412,0

 

Коэффициент автономности

0,2

0,2

0,2

0,0

0,0

Более 0,5

Окончание таблицы 9

Наименование показателя

Значение показателя

Абсолютное отклонение

Норматив

2011 год

2012 год

2013 год

2013г. к 2011г.

2013г. к 2012г.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

3,6

0,2

0,2

-3,4

0,0

от 0,5 до 0,7

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,010712

0,005845

0,002584

0,0

0,0

Больше или равно 0,1

Коэффициент маневренности

0,049787

0,025524

0,011357

0,0

0,0

от 0,2 до 05

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств

1,192668

2,375088

1,968553

0,8

-0,4

чем больше, тем лучше

Коэффициент имущества производственного назначения

0,859558

0,433011

0,523327

-0,3

0,1

Больше или равно 0,5

Исходя из таблицы можно сказать, что собственные оборотные средства ООО«Имидж лайн центр плюс»в 2011году составили — 74308 тыс. руб., по сравнению с 2013 годом они увеличились на 100594 тыс. руб. Собственные источники формирования запасов и затрат с 2011года по 2013 год увеличились практически в 2 раза . Как мы видим в этом показателе в течении 3 лет произошло значительное увеличение, что позволяет предприятию сформировать свои запасы и затраты.

Проведенный анализ показал нам, что предприятие имеет нормальную финансовую устойчивость, характерную для большинства российских предприятий. Следовательно, предприятие может выполнять свои финансовые обязательства перед государством и контрагентами. Относительные показатели финансовой устойчивости показывают на сколько зависит предприятие от инвесторов и кредиторов.

Проведя анализ можно сказать, что коэффициент автономии в 2011 году составил 0, 2 ,а в 2012 году — 0,2 и также в 2013 году остался без изменений. Доля собственных средств в общей сумме всех средств предприятия не превысила минимальное пороговое значение коэффициента 0,5, а это значит, что предприятие пользуется заемными средствами.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств, в 2011 году составил 3,6,а в 2012 году — 0,2 то есть уменьшился. Этот Коэффициент не вышел за рамки установленного диапазона. Коэффициент мобильных и иммобилизованных средств в 2011 году составил 1,19, а в 2012 году 2,37, т. е. увеличился на 0,8. Значение коэффициента в 2011 и 2012 годах было ниже, чем коэффициент обеспеченности собственными или заемными средствами. Такое положение говорит о финансовой нестабильности предприятия. Коэффициент маневренности в 2011 году составил 0,049,а в 2012 году 0,025.и в 2013 году 0,01 Он показывает какая доля источников собственных оборотных средств находится в общей величине собственных средств. Диапазон этого коэффициента равен примерно 0,5.Так как этот коэффициент в течении трех лет был выше заданного диапазона, то это говорит о том, что предприятие имеет стабильное поступление денежных средств за свою продукцию.

Сделав анализ финансовой устойчивости ООО «Имидж лайн центр плюс» мы можем сказать, что собственные оборотные средства предприятия недостаточны для самостоятельного производства продукции, поэтому оно прибегает к заемным средствам, которые значительно больше, чем собственные. Исходя из таблицы 33 можно сказать, что большинство показателей финансовой устойчивости не превышают своих минимальных значений, а это значит, что предприятию нужны дополнительные резервы с помощью которых оно увеличит собственный капитал и уменьшит заемный. Главным условием обеспечения финансовой устойчивости послужит увеличение объема предоставления услуг, который в дальнейшем поможет покрыть текущие затраты, сформировав необходимую величину прибыли. В общем и целом предприятие имеет нормальную финансовую устойчивость, как и большинство других российских предприятий, а следовательно может контролировать и оптимально использовать кредитные ресурсы.

Для более подробного изучения финансовой устойчивости проведем анализ ликвидности баланса, который заключается в сопоставлении средств по активу с обязательствами по пассиву.

Рисунок 9 - Расчет коэффициентов ликвидности ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» в 2012-2013 гг., тыс. р.

Анализируя рисунок 9 коэффициентов ликвидности, отметим Коэффициент текущей ликвидности, он имеет тенденцию к увеличении. Причем в 2012 году по сравнению с 2011 его увеличение произошло резко на 0,6 доли от 2011 года. Постоянное увеличение коэффициента означает уменьшение риска неплатежеспособности и снижения ликвидности.

Этот коэффициент не является абсолютным показателем способности вернуть долги, так как он характеризует лишь наличие оборотных активов, а не их качество. У данного медицинского центра большую стоимость в оборотных активах занимают услуги, а они являются медленно реализуемыми активами, поэтому ликвидность предприятия можно оценить не достоверно при помощи лишь этого показателя, далее рассмотрим коэффициентом быстрой ликвидности.

В 2012 году произошло снижение коэффициента быстрой ликвидности в основном за счет значительного уменьшения денежных средств. В 2012 наблюдается увеличение показателя за счет увеличения кредиторской задолженности. Коэффициент быстрой ликвидности низкий, так как большая часть денежных средств вложена в продукцию и оборудование, однако то, что показатель уменьшается – негативное явление. Нужно уменьшить количество товара, увеличить запас денежных средств. Рассмотрим еще коэффициент абсолютной ликвидности. Наблюдается значительное увеличение коэффициента абсолютной ликвидности в 2012 году по сравнению с 2011. Это связано с быстрым увеличением суммы денежных средств. В 2013 году коэффициент абсолютной ликвидности уменьшился опять-таки за счет того, что темп уменьшения денежных средств. Повышение этого показателя – положительная тенденция, потому что увеличивается способность медицинского предприятия немедленно погасить свои долги.

3 Выбор и обоснование финансовой стратегии ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»

Выполненный во второй главе анализ позволяет утверждать, что основные направления совершенствования финансового состояния ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» могут быть следующие:

  • разработка кредитной политики, применение анализа и контроля дебиторской задолженности;

  • стимулирование покупателей предоставлением скидки;

  • аккредитив;

  • обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;

  • увеличение объема реализации услуг.

Для более эффективного управления дебиторской задолженностью следует внедрить на ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» комплексную систему управления ею, в связи с чем произойдет ускорение цикла оборота дебиторской задолженностью и оптимизируется ее величина. В свою очередь данное мероприятие позволит улучшить платежеспособность и финансовое состояние исследуемого предприятия.

Учитывая особенности финансового положения, для ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» оптимальной является умеренная кредитная политика. Поскольку для текущей ситуации фирмы не приемлемы высокий риск (агрессивная кредитная политика) и снижение притока денег (консервативная кредитная политика). Таким образом, выбираем компромиссное решение, которое обеспечит стабильность финансового состояния в течение длительного периода, суть которого наглядно представлена на рисунке 10..

Рисунок 10 - Схема выбранной кредитной политики предприятия

Предоставляя кредит только надежным клиентам ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» несет минимальный риск и значительно повышает свою ликвидность, но при этом конечно предприятие теряет определенный уровень доходности.

Выполняя предложенное условие необходимо одновременное изменение нескольких характеристик текущей кредитной политики:

  • снижение периода предоставления кредита до 45дней;

  • введение системы скидок при предварительной оплате или оплате в срок оказанных услуг сторонними организациями;

  • установление стандартов кредитоспособности. Решение о кредите должно основываться на предпочтении надежности платежа. При анализе кредитоспособности рекомендуется использование метода «3С»: желание (character) (т.е. степень стремления выполнить свои долговые обязательства), способность (capacity) (т.е. способность генерировать денежные средства, необходимые для выполнения принятых на себя долговых обязательств) и капитал (capital) (т.е. размер чистого собственного капитала и коэффициент соотношения чистого собственного и заемного капитала).

Целесообразно также формирование информационной базы, сгруппировав клиентов по уровню кредитоспособности. Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию – структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе. Однако такая база должна быть разработана только для постоянных клиентов ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья». Группировка клиентов по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки, и будет предусматривать следующих их категорий:

  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

  • покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Анализ финансового состояния ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» показал, что абсолютно недопустимо списывать за счет собственных средств дебиторскую задолженность. При умеренной кредитной политике будет предоставляться возможность отсрочки погашения задолженности клиенту (при этом только постоянному), который переживает временные финансовые трудности (естественно при анализе собранной информации о нем), разумеется, при существовании шансов на их преодоление.

При предоставлении коммерческого кредита следует исходить из обоснованных решений, которые касаются:

  • оценки деятельности и кредитоспособности покупателя, заказчика;

  • определения условий выдачи кредита (величина, сроки погашения, льготы и т.д.);

  • установления эффективных методов взимания дебиторской задолженности [22, с. 95].

Эффектом от данного мероприятия должно стать полное исключение дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.

После анализа собранной информации принимается решение о возможности кредитования при согласовании с руководством предприятия.

Политика взимания платы (инкассации) предусматривает: сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Проведение менее либеральной политики инкассации (усиление давления на дебиторов, задерживающих внесение оплаты счетов). Необходимо использование «Календаря инкассации дебиторской задолженности» - платежи включаются в календарь в суммах и сроках, предусмотренных соответствующими контрактами с контрагентами. Он обеспечивает ежедневное управление поступлением денежных средств. Предлагается вести данный календарь в компьютерном варианте, что ускорит процесс учета дебиторской задолженности и повысит возможность ее оперативного изъятия.

Широкое использование компьютерной техники при управлении дебиторской задолженностью приведет к ускорению ее учета, что в свою очередь даст возможность больше времени тратить на анализ информации о возможных клиентах ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья». Компьютерные системы служат для учета реализации, поступления платежей и т. п. Кроме того, компьютерная система может информировать менеджера по продажам, бухгалтера, коммерческого директора и других ответственных лиц рассматриваемого предприятия о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам. Эти процессы происходят автоматически. При помощи компьютерной техники ведется сбор данных по каждому клиенту – так называемая «платежная история», затем эти данные обобщаются и на их основе выносятся решения об установлении предельной величины кредита, которая может быть предоставлена клиенту; производится классификация дебиторов. Данные по каждому дебитору обобщаются и используются в системе контроля дебиторской задолженности. Итоговая информация о взаимоотношениях с дебиторами сосредотачивается в базе данных ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» и используется для принятия решений относительно возможного изменения кредитной политики.

ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» предлагается полностью автоматизировать управление дебиторской задолженностью. Автоматически осуществлять рассылку писем с предупреждением о сроках платежа и информацией о том, какие меры будут применены к должнику при неисполнении обязательств в срок. Автоматически блокировать оказание услуг, если превышен лимит или период просрочки исполнения обязательств по предыдущей поставке превысил допустимые значения. Для среднего по размерам предприятия приемлемо создавать программу учета и контроля дебиторской задолженности в Access. Этого достаточно, чтобы контролировать дебиторскую задолженность по 600 клиентам, при этом ежедневно выставлять порядка 20-30 счетов. Таким образом, достаточно постоянно обновлять данные о платежах, произведенных отгрузках и т.д.

Автоматический учет, предоставление информации о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам приведет к ускорению ее оборачиваемости [22, с. 95].

Стимулирование покупателей предоставлением скидки, обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья».

При проведении анализа во второй главе было выявлено, что уровень коэффициентов оборачиваемости дебиторской задолженности нестабилен, в связи с этим период оборота дебиторской задолженности существенно увеличился, что абсолютно недопустимо и требует кардинальных изменений в системе управления дебиторской задолженностью.

Отсюда следует, что ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» стоит предложить мероприятие по снижению дебиторской задолженности со стороны клиентов, которым оказываются различные услуги. Резервом снижения дебиторской задолженности в целом является задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками со сроком платежа от 1 месяца до 6 месяцев

Одним из наиболее эффективных методов сокращения дебиторской задолженности является предоставление скидок заказчикам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья».

Однако ценовые скидки могут использоваться при больших показателях дебиторской задолженности, так как она отвлекает из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив.

Основной проблемой, возникающей при принятии любых ценовых решений, является установление взаимосвязи между ценой и сбытом.

Также необходимо отметить преимущества скидки:

  • она является способом регулирования дебиторской задолженности;

  • это инструмент увеличения объема продаж и в конечном счете прибыли, иногда потенциально;

  • скидка способствует увеличению притока денежных средств в отдельных случаях и при неудовлетворительном финансовом состоянии;

  • она выполняет роль психологического фактора, так как поощрение (в форме скидки) всегда лучше, чем наказание (штраф и др.). Лучше более раннюю оплату с помощью скидок, как правило, поощрять, чем штрафовать за просроченную оплату;

  • быстрая оплата со скидкой в условиях инфляции позволяет вкладывать деньги в доходный бизнес и не допускает уменьшения стоимости неполученных денег;

  • скидка и быстрая оплата не требуют от предприятия дополнительных оборотных средств, как при отсрочке платежа.

Естественно основным недостатком скидки являются определенные потери денежных средств по сравнению со 100%-й оплатой.

Таким образом, решая вопрос о приоритете стимула (скидки или отсрочки) продавца покупателю, следует в первую очередь ставить размер скидки в зависимость от темпов инфляции и во вторую – от соотношения рентабельности финансовых вложений и процента за кредит.

Задачу определения целесообразности установления ценовых скидок можно сформулировать так: что выгоднее – потерять часть прибыли, снизив цену, либо нести затраты, связанные с омертвлением капитала, не снижая цены? Решение данной базовой задачи позволит перейти к другим вариантам сравнения, например, сравнивать потери от установления ценовых скидок с ожидаемым ущербом или упущенной выгодой предприятия. Кроме этого, целесообразно установить оптимальную величину ценовой скидки, при которой достигается наивысший эффект.

Следовательно, продавец всегда будет решать проблему: потери от скидки больше, меньше либо равны потерям от отсрочки. Главным определяющим фактором решения этой проблемы является следующие соотношение: доходы от финансовых вложений больше, меньше или равно процентов за кредит. Если доходы от вложений больше процентов за кредит, продавцу следует стимулировать покупателя скидкой с цены и все свободные собственные средства направлять в финансовые вложения и при отсрочке платежа возмещать отвлекаемые в расчеты средства с помощью кредита. Если доходы от финансовых вложений меньше процентов за кредит, тогда кредитом на покрытие отсрочки пользоваться не следует, покрывая отвлекаемые в расчеты средства собственными деньгами. Но здесь возникает проблема неравномерности отвлекаемых в расчеты средств, которую, как известно, без кредита решить сложно.

Следует также учесть, что несвоевременное погашение дебиторской задолженности приводит к потерям не только от инфляции и потерям от недополученных процентов от вложений, но также она требует дополнительных затрат на постоянное обслуживание. Отсюда следует, что при сравнении потерь от скидок за оплату в первые дни после оказания услуги и потерь от отсрочки платежа необходимо учесть дополнительные затраты на звонки дебиторам, командировка лиц с целью взыскания дебиторской задолженности, иски в суд и т.д.

Размеры скидок при оплате продукции покупателям в первые дни после оказания услуг зависят от стоимости кредита на кредитном рынке в данный момент времени, т.е. от учетной ставки Центрабанка(8,25%) как ориентира, и срока коммерческого кредита. Этот процент можно определить по формуле 2:

, (2)

где СЦкк– скидка с цены коммерческого кредита;

ПСф – фактическая процентная ставка за кредит;

Скк– срок коммерческого кредита (138 дн.).

Следует отметить, что процентная ставка за коммерческий кредит учитывается предприятием, меньше процентной ставки за банковский кредит. В то же время считать можно исходя из размера процентной ставки ЦБ, так как полученный размер скидки является для предприятия ориентиром и может варьироваться в зависимости от покупателей и поставляемой продукции [5, с. 163].

Инфляция за год в 2013 году составила 6,1%. Средний уровень инфляции за период отсрочки платежа (138 дн.) составил: 6,1/365*138 =2,31%. Следовательно, коэффициент падения покупательской способности вычисляется следующим образом: 1/1,0231 = 0,977.

Потери от инфляции в каждой тысячи рублей за весь срок предоставления коммерческого кредита рассчитываются следующим образом:

1000 р. – 1000*Коэффициент падения покупательской способности, т.е. 1000 – 1000*0,977 = 22,58руб.

Скидка с цены коммерческого кредита рассчитывается по формуле (2):

Для расчета допустимой скидки при оплате сырья покупатели ориентируются на кредитную ставку коммерческих банков, в анализируемом периоде уровень процентной ставки ОАО Сбербанка, финансирования краткосрочных потребностей организаций 19 %.

Допустимый размер скидки (для покупателей)=19 %/365 дн.*138 дн.=7,2%

Однако следует рассмотреть и другие варианты скидок, так как 3,1% и 7,2% - это оптимальные проценты скидки, по отношению к покупателю и продавцу, для диверсификации предложения скидки произведем также расчет 5%.

Сумма процента за кредит с каждой 1000 руб., по привлечению дополнительных средств банка, при предоставлении отсрочки платежа покупателям, вычисляется следующим образом: (1000*0,19)/365*138 = 71,84 руб.

Рентабельность от вложений полученной в срок платы за продукцию в 138 дней, определялась исходя из того, что уровень процентной ставки по депозиту в Восточном Экспресс банке в 2013 году составляет 13,1%.

В свою очередь предприятие как получатель продукции выгодность скидки или отсрочки платежа должно определять на основе следующих расчетов (таблица 9).

Таблица 9 - Сравнительный расчет выгодности скидки и отсрочки платежи для ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья»

Показатель

Вариант скидки

Отсрочка платежа (без скидки)

3,1%

5%

7,2%

1. Инфляция (6,1% за год)

-

-

-

2,31

2. Индекс цен

-

-

-

1,0231

3.Коэффициент падения покупательской способности денег (обратная величина индексу цен)

-

-

-

0,977

4. Потери от инфляции с каждой тысячах рублей

-

-

-

-22,58руб.

5. Процентная ставка за кредит – годовая

-

-

-

19%

6. Сумма процента за кредит (с 1000руб.)

-

-

-

-71,84руб.

7. Потери от предоставления скидки с 1000 руб.

- 31руб.

- 50руб.

- 72руб.

-

8. Доход от вложений в банковский депозит (рентабельность 13,1 % в год)

     

-

- без учета инфляции

47,99

47,05

45,96

-

- с учетом инфляции

46,89

45,97

44,9

-

9. Результат от предоставления скидки, с учетом возможного вложения полученных в срок средств

15,89

-4,03

-27,10

-

10. Потери от отсрочки платежа

-

-

-

-94,42руб.

В потери от отсрочки платежа включались потери от инфляции с каждой тысячи рублей и сумма процента за кредит, отсюда общая сумма потерь от отсрочки платежа составляет 94,42 руб.

Сравнив потери с каждой тысячи рублей оказанных услуг от предоставления скидки и потери от отсрочки платежа на 138 дней (как отмечалось ранее, средний период инкассации дебиторской задолженности, с учетом инфляции и годовой ставки за кредит) можно сделать вывод, что для предприятия более выгодно предоставлять скидку сторонним организациям и получать в свое распоряжение денежные средства сразу же после оказания услуг, нежели предоставлять коммерческий кредит для данных организаций. Очевидно, что для ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» наиболее выгоден вариант предоставления скидки 3,1%, исходя из наименьших потерь 31 рубль на тысячу рублей, а с учетом дохода от альтернативных вложений, принесет доход 15,89 рублей. При предоставлении скидки 5% потери с каждой тысячи рублей выше , и составляют 50 рублей, с учетом возможного дохода потери снижаются до 4,03 рублей. Третий вариант скидки 7,2%, наиболее приемлемый для покупателей, в совокупности приведет к снижению дохода на 27,1 рублей с каждой тысячи рублей.

Далее для обоснования эффективности предлагаемого мероприятия произведем расчет годовой экономии, ускорения притока денежных средств от предоставления скидки на оказываемые услуги организациям, оплатившим задолженность в срок.

Дебиторская задолженность за 2013 год в отношении которой рекомендуется применить политику скидок составила 73748,0 тыс. руб. Предполагается, что предоставление скидки в 3,1% сторонним организациям, оплатившим задолженность сразу же после оказания услуги, приведет к тому, что 10% всех клиентов предприятия согласятся на предлагаемые условия, скидкой 5% согласны воспользоваться 15%, а скидкой 7,2% - 25% клиентов. Данный показатель был определен, исходя из аналогичных условий на других предприятиях.

Отсюда следует, что дебиторская задолженность сократится на 73748,0 тыс. руб. и будет равна:

ДЗ 73748,0 *0,5 = 36874 тыс.р.

В таблице 11 представим изменение показателей предприятия после внедрения предложенных мероприятий.

Таблица 11 - Изменение показателей ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» после внедрения предложенных мероприятий

Показатель

2013 год

Прогнозируемый период

Абсолют-ное отклонение

Относительное отклонение, %

Выручка, т.р.

7 466

8585,90

1119,9

115,0

Себестоимость, т.р.

6 570

6241,50

-328,5

95,0

Валовая прибыль, т.р.

896

1030,40

134,4

115,0

Дебиторская задолженность, тыс. р.

73748

36874,00

-36874

50

Оборотные средства, тыс. р.

86054

125639,00

39585

146,0

Таким образом, можно сделать вывод, что улучшиться финансовое положение компании после внедрения новых предложений – выручка увеличится на 15 %,валовая прибыль также увеличивается, а дебиторская задолженность уменьшится, благодаря новым изменениям в новой финансовой стратегии для предприятия .

В целом выбранная финансовая стратегия принесет ощутимые результаты, уже в ближайшее время, после ее применения

Заключение

Финансовая стратегия является одним из основных инструментов управления деятельностью предприятия. Реализация предприятием любых стратегических, тактических и оперативных решений неразрывно связана с финансовой стратегией, поскольку в системе рыночных отношений любое экономическое действие обусловлено финансовой составляющей.

При разработке финансовой стратегии целесообразно выделять следующие приоритетные направления развития финансовой деятельности и, соответственно, подразделы финансовой стратегии:

  • стратегию финансовой безопасности предприятия;

  • инвестиционную стратегию предприятия;

  • стратегию формирования финансовых ресурсов предприятия;

  • стратегию управления финансовой деятельностью предприятия.

Разработка финансовой стратегии предприятия базируется на методологических принципах концепции «стратегического управления». Концепция стратегического управления отражает четкое стратегическое позиционирование предприятия, представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическое управление возникло на основе развития методологии стратегического планирования, которое составляет его основу [20, с. 74].

Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного заключается в трактовке будущего.

В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции сложившихся структурных пропорций и тенденций. В системе стратегического планирования идут от настоящего к будущему, заменяя экстраполяцию анализом перспектив предприятия. Методологической основой при стратегическом подходе являются системный и ситуационный подходы. Эти подходы отличает гибкость, адаптивность и маневренность [1, с.8].

В работе была разработана финансовая стратегия, направленная на управление дебиторской задолженности

Анализ финансового состояния ООО «Имидж Лайн центр плюс «Медицинский центр красоты и здоровья» показал, что абсолютно недопустимо списывать за счет собственных средств дебиторскую задолженность. При умеренной кредитной политике будет предоставляться возможность отсрочки погашения задолженности клиенту (при этом только постоянному), который переживает временные финансовые трудности (естественно при анализе собранной информации о нем), разумеется, при существовании шансов на их преодоление.

При предоставлении коммерческого кредита следует исходить из обоснованных решений, которые касаются:

  • оценки деятельности и кредитоспособности покупателя, заказчика;

  • определения условий выдачи кредита (величина, сроки погашения, льготы и т.д.);

  • установления эффективных методов взимания дебиторской задолженности.

Эффектом от данного мероприятия должно стать полное исключение дебиторской задолженности безнадежной к взысканию.

Список использованных источников

Учебники и учебные пособия

  1. Давыдова Л.В. Финансовая стратегия как фактор экономического роста предприятия /Л.В. Давыдова // Финансы и кредит. - 2004. - № 30. С.5-8;

  2. Абрютина М.С., А.В. Грачев. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011.

  3. Аккофф, Р.Л. Планирование в больших экономических системах. – Нью-Йорк/ Пер. с анг. М.: Радио и связь, 2009. – 560 с.

  4. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ: Учебное пособие/ В.Г. Артеменко, М.В.Белендир. — М.: Дело-Сервис, 2012. – 465 с.

  5. Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. — М,: Финансы и статистика, 2010. – 510 с.

  6. Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие/ И.Т. Балабанов.. — М.: Финансы и статистика, 2009. – 610 с.

  7. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности. – М.: ФиС, 2009. – 352 с.

  8. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах/ И.А. Бланк. – К: «Ника-Центр», 2010. – 775 с.

  9. Бочаров, В.В. Финансовый анализ/ В.В. Бочаров.- СПб.: Питер, 2008.- 296 с.

  10. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент. Полный курс/ Бригхем, Л. Гапенски. – СПб.: Экономическая школа, 2011. – 680 с.

  11. Быкадоров В. А. Финансово-экономическое состояние предприятия. Практическое пособие/ В.А. Быкдыров , П.Д. Алексеев. — М.: Приор, 2008.- 410 с.

  12. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет/ М.А. Вахрушина. – М.: ФиС, 2009. – 510 с.

  13. Волков, О.И. Экономика предприятия/ О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: Инфра, 2008. – 280 с.

  14. Гаврилова, А.Н. Финансовый менеджмент./ А.Н. Гаврилова, Е.Н. Сысоева. – М.: КНОРУС, 2010. – 336 с.

  15. Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2009.

  16. Ефимова, О.В. Финансовый анализ/ О.В. Ефимова. – М.: ФиС, 2012. – 520 с.

  17. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия/ Н.Е. Зимин. - М.: Эксмос, 2010. – 380 с.

  18. Ковалев, В.В. Основы финансового менеджмента/ В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2009. – 536 с.

  19. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом/ В.В. Ковалев. – М.: ФиС, 2010. – 615 с.

  20. Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2011.

  21. Яковлева И.Н. Справочник по финансовой стратегии и тактике / И.Н. Яковлева. - М.: Профессиональное издательство, 2009. - 336 с.

Составная часть периодических изданий (газета, журнал)

  1. Степаненко А.В. Теоретические основы аспекты разработки финансовой стратегии предприятия / А.В. Степаненко // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 4 – С. 95-97

Просмотров работы: 24956