"СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ" - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

"СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ"

Мозголина Е.Н. 1, Мозголина Е.Н. 2
1Ч Г У ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
2Детский сад
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нас окружают люди, предметы, вокруг постоянно происходят события, мы участвуем в различных ситуациях. Это все то, что называется окружающим миром, или окружающей нас действительностью. Но часто ли мы задумываемся, насколько по-разному, по-особому каждый человек воспринимает одну и ту же ситуацию, одни и те же слова, явления природы, другого человека? Тем более дети с недоразвитием речи.

По мнению Сухановой Н.М. из статьи по теме "Совместная деятельность педагога и детей", человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Проблемам социальной перцепции, связанным с психологией познания людьми друг друга посвящено большое количество работ (Г.М.Андреева, М.Р.Битянова, Н.Н.Богомолова А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, Т.В.Иванова, Г.А.Ковалев, С.В.Кондратьева, В.Н.Куницына, В.АЛабунская, Е.Н.Павлова, Л.А.Петровская, В.Д.Шадриков и др.). В работах изучаются закономерности формирования образа другого, различные феномены восприятия, выясняются значения возраста, пола, профессии в процессе формирования у личности знаний о другом человеке, исследуются особенности процесса самовосприятия и т.д. Но, несмотря на большое число исследований, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. По мнению Ковязина И. В., Агавелян О. К. дети с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием, имеют серьезные трудности в организации речевого поведения, а также трудности общения с окружающими людьми. В современном образовании социальная адаптация данной категории детей — одна из целей специального обучения и воспитания, которая требует повышенного внимания. В настоящее время состояние социально - перцептивных навыков у детей с недоразвитием речи недостаточно изучено. Следует отметить, что большинство исследователей, рассматривая коррекцию общего недоразвития речи при психологическом, педагогическом и логопедическом вмешательстве, не уделяют должного внимания изучению социально -перцептивных навыков. Все это и составляет основную проблему данного исследования.

Важность изучения данной проблемы обусловлена рядом причин.

Во-первых, необходимо обеспечивать ход нормального психического развития ребенка. На современном этапе наблюдается тенденция увеличения количества детей с ОНР и другими речевыми нарушениями, что вызывает тревогу у педагогов, родителей, психологов.

Во-вторых, исследование социально - перцептивных навыков ребенка с ОНР как в теоретическом, так и в практическом плане дает новые сведения об особенностях восприятия ребенком с нарушением речи окружающих его детей, взрослых; его речевого поведения и общения с окружающими его людьми.

Цель исследования — изучение состояния социально – перцептивных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Объект исследования — социально-перцептивные навыки детей подготовительных к школе групп с ОНР.

Предмет исследования – состояние социально - перцептивных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования – выявление несформированности коммуникативных умений, навыков сотрудничества, слабой ориентировки на сверстников, восприятия детьми с общим недоразвитием речи друг друга, обусловленного различным сочетанием вербальных и невербальных нарушений.

Задачи исследования:

1) провести анализ современных исследований по проблеме состояния социально – перцептивных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

2) Осуществить подбор методик по изучению состояния социально -перцептивных навыков у детей подготовительных к школе групп с недоразвитием речи.

3) провести экспериментальное исследование, направленное на изучение состояния социально - перцептивных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.

4)проанализировать полученные результаты и выявить специфику в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием.

Методы исследования:

- теоретический: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;

- констатирующий эксперимент с использованием педагогического наблюдения, анализа медико-психолого-педагогической документации, коллективных и индивидуальных бесед, анализа продуктов деятельности детей 6-7-лет с нарушением речи, психолого-педагогического обследования социально - перцептивных навыков;

- количественный, качественный и статистический метод обработки и обобщения полученных результатов.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 10 октября 2014 года по 30 октября 2014 года на базе МДОУ общеразвивающего вида №96 «Соловушка» города Вологды. В экспериментальном изучении приняли участие 10 детей в возрасте 6-7 лет.

Исследовательская работа включала несколько этапов.

- Первый этап констатирующего эксперимента - предварительное обследование состояния социально - перцептивных навыков 5 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и 5 детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием.

- Второй этап - констатирующий эксперимент, анализ результатов обследования состояния социально - перцептивных навыков у детей с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи.

- Формулирование выводов.

Структура и объем курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов и списка литературы, включающего 40 наименований. Работа изложена на 29 страницах, содержит 8 таблиц и 10 рисунков детей.

Глава I Теоретическое обоснование проблемы изучения социально - перцептивных навыков у детей с общим недоразвитием речи

1.1 Онтогенетические закономерности развития социально -перцептивных навыков у детей с нормальным речевым развитием

Социальная перцепция – сложный процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретация на этой основе поступков и поведения. [22] Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения. Один из ведущих факторов развития ребёнка - активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и т.д.), которое формирует систему восприятия.

Период двух - трёхлетнего возраста является начальным этапом сензитивного периода для развития всех видов восприятия. [4]

Восприятие человека человеком формируется у ребенка с его развитием, изменением потребности в общении, познании. Этот психический социально -перцептивный процесс активно развивается уже в младенчестве и раннем детстве.

У детей сначала формируется способность к распознаванию экспрессии наблюдаемого лица по мимике, затем — по жестам, а умение интерпретировать чувства через особенности построения отношений формируется лишь в подростковом возрасте. [22]

Необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности - потребности в общении - является восприятие ребенком человека. Развитие общения со взрослым, изменение его содержания помогает дошкольнику различать внешность людей, всесторонне воспринимать их, выделять их существенные особенности и функции. Развитие восприятия человека способствует овладению малыша новыми видами деятельности (особенно коллективными), расширению круга общения, возникновению внеситуативно-личностного общения. Активной формой отраженного восприятия дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей жестами, мимикой позами и т.д., отношения между ними. Об особенностях отражения ребенком людей свидетельствует его изобразительное творчество.

Яркую положительную оценку дети дают взрослым, к которым испытывают доверие, привязанность. Зависит она и от статуса ребенка. [10]

По данным исследований Р. А. Максимовой, дети с высоким статусом в группе чаще других позитивно оценивают воспитателя по признаку личного отношения педагога к ним. Положение в группе сверстников сказывается и в восприятии детьми друг друга: чем выше положение ребенка в группе, тем выше оценивают ее сверстники, и наоборот. Следует отметить, что немаловажную роль в этом отношении играет дошкольное учреждение. Ведь жизнь в детском саду способствует развитию межличностных отношений. Дошкольная группа- это генетически ранняя ступень социальной организации людей. Подготовительная группа детского сада представляет собой развитую социально-психологическую единицу, это группа детей, которые знают друг друга несколько лет. [11]

Первый опыт отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. [5]

Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь благоприятный «эмоциональный климат». В дошкольной группе обычно выделяется ядро, состоящее из нескольких чрезвычайно активных детей, которые пользуются постоянной поддержкой педагогов и служат для них опорой в воспитательной работе. Одновременно в группе есть дети, находящиеся в подчинении у более активных. Такая «поляризация» вредно отражается на личностных качествах и тех, и других.

Существенное значение в восприятии детьми друг друга имеет и характер взаимоотношений дошкольников. Оценивая симпатичных им детей, дошкольники предпочитают называть их положительные качества: умение играть, доброту, общительность, неагрессивность, трудолюбие, аккуратность и т.д. Детей, которые не вызывают симпатии, характеризуют, как правило, негативно. Чаще дошкольники называют такие их отрицательные качества, как жадность, неопрятность, непослушание, отсутствие знаний, умений, способностей (плохо отвечает на занятии, не умеет рисовать, дерется, плохо играет, от него плохо пахнет и т.д.).[11]

Важную роль в развитии социальной перцепции детей 5 – 7 лет играет взрослый, который обращает внимание на разные стороны поведения людей, героев произведений, особенности их облика. Именно взрослый должен формировать у детей «точки зрения», «эталоны», с которыми они будут сверять своё поведение, поведение своих товарищей.

Немаловажную роль в процессах восприятия для дошкольников играет «оформление» облика. Так, любой человек в белом халате вызывает у ребенка, пережившего неприятные ощущения на приеме у врача, один и тот же тип поведения. [8]

По завершению дошкольного возраста дети при восприятии и оценке людей почти не используют непосредственное отношение к ним, вместе с общей положительной характеристикой могут отметить и их негативные качества. [32]

Во взаимооценке дошкольников наблюдаются и половые различия. Оценивая девочек при положительном к ним отношении, представители обоих полов отмечают у них больше положительных качеств, чем при оценивании мальчиков, которым также симпатизируют. Характеризуя мальчиков, из-за негативного к ним отношения, девочки перечисляют больше негативных качеств, чем таких качеств у девочек, к которым тоже негативно относятся. Различные качества человека дошкольники осознают, адекватно оценивают не одинаково: физические качества и возможности сверстника воспринимают и оценивают правильнее, чем моральные. [32]

Восприятие ребенком человека все время меняется. Оценочные суждения о людях младшего дошкольника недифференцированные, неустойчивы, изменчивы, ситуативные. Со временем они становятся полными, развернутыми, адекватными, охватывают не только внешние, физические данные, но и личностные, внутренние качества.

Восприятие дошкольниками родителей обусловлено их ролевой идентификацией. С родителями 5-летние дети пытаются усвоить идентичное их пола поведение посредством принятия роли, носителем которой видят маму или папу. Мальчики сильнее идентифицируют себя с родителями в 5-7 лет, девочки - в 3-8. Успешность идентификации зависит от компетентности, авторитета папы (мамы) в представлениях детей, наличии в семье идентичного их пола представителя прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек). Идентификация связана с теплыми взаимоотношениями с родителями другого пола: например, мальчики чаще идентифицируют себя с папой, если не боятся наказания матери. Некоторые исследования опровергают утверждение 3. Фрейда, что отец не является для ребенка объектом зависти и враждебности, а наоборот – является объектом подражания. [28]

Способность увидеть и оценить личностные качества людей помогает ребенку воспринимать и героев художественных произведений.

В развитии социальной перцепции ребенка ведущую роль играет взрослый, который помогает ему лучше понять людей, влияет на формирование взглядов, эталонов, пользуясь которыми, дошкольники оценивают поведение тех, с кем имеют дело, корректируют себя. При этом имеет значение поведение, внешний вид самого взрослого, его взаимоотношения в личной микросреде. [1]

Вывод: Таким образом, изучив литературу по онтогенетическим закономерностям развития социально - перцептивных навыков у детей с нормальным речевым развитием я могу сделать следующие заключения: развитие и диагностика социально-перцептивных навыков очень важны для ребенка, т.к. первый опыт отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

1.2 Особенности развития социально - перцептивных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Изучением разномодального восприятия (в том числе и перцептивного) у детей с нарушениями речи занимались такие ученые, как А.И.Ахметзянова, Л. И. Белякова, Г. А. Волкова, А. П. Воронова, Ж. М. Глозман, Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, О. Н. Усанова, Л.С.Цветкова, Э. Фигередо и другие. [35]

В последнее время появились исследования, отмечающие затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей с общим недоразвитием речи. Они связаны с задержкой развития у них регулирующей функции речи в произвольных формах поведения. Практики (Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржевина) также отмечают, что дети с недоразвитием речи часто не умеют договариваться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнера и не могут согласовывать ролевое взаимодействие.Во многом это связано с затруднениями в осуществлении социальной перцепции. Под ней понимаются коммуникативные навыки и умения, способствующие восприятию и соотнесению вербальных и невербальных компонентов общения.

У детей с ОНР формирование социально - перцептивных навыков происходит немного иначе, чем у детей с нормальным речевым развитием. В результате недоразвития речи у детей с ОНР отмечается ограниченность доступных языковых средств, своеобразные трудности, возникающие при переходе к слову как средству общения и обобщения. Недоразвитие речевых средств у детей снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу), приводит к снижению психической активности. [25]

В результате исследования О.С.Павловой (1997) [33] речевой коммуникации старших дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены особенности: в структуре групп действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей, то есть уровень благоприятности взаимоотношений достаточно высок, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Между тем дети затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища. Очень часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.

У детей с общим недоразвитием речи невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Они часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнера и не могут согласовывать ролевое взаимодействие. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, в связи с чем, игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Это говорит о слабой ориентации дошкольника с недоразвитием речи на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества. [36]

Предпочитаемым видом коммуникации для детей с общим недоразвитием речи является общение со взрослым на фоне игровой деятельности. Однако у небольшой части детей явно преобладает внеситуативно - познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога, взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5-7 минут [40].

У многих детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях. Значительная часть детей с общим недоразвитием речи стараются отгородиться от взрослых. Эти дети замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними. [38]

По результатам исследований Усановой О.Н., Слинько О.А. 1987г. выяснено, что многим детям с нарушениями речи свойственна пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. У них наблюдается низкая работоспособность. Такие дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их.

Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации. [30]

Выводы по главе

Таким образом, в отечественной психологии социальная перцепция рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми. У детей с ОНР формирование социально - перцептивных навыков происходит немного иначе, чем у детей с нормальным речевым развитием. В результате недоразвития речи у детей с ОНР отмечается ограниченность доступных языковых средств, своеобразные трудности, возникающие при переходе к слову как средству общения и обобщения. Недоразвитие речевых средств у детей снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу), приводит к снижению психической активности. Как нам известно, ребенок социализируется через игру, а у детей с общим недоразвитием речи невысокий уровень развития игровой деятельности, что приводит к снижению развития социально -перцептивных навыков. Уровень сформированности социальной перцепции ребенка с общим недоразвитием речи во много определяется уровнем развития его речи.

Глава II Экспериментальное исследование социально -перцептивных навыков у детей подготовительных к школе групп с общим недоразвитием речи

2.1 Организация и условия проведения эксперимента, описание диагностических заданий, методика обследования

Целью исследования было изучение состояния навыков социальной перцепции у детей 6-7 лет с нарушением речи.

В результате проведения исследования мне нужно решить следующие задачи:

1. Осуществить методику А.Н. Бернштейна «Последовательность событий» и тест «Как вы дружите» с детьми 6-7лет с нормальным речевым развитием и с детьми с общим недоразвитием речи.

2. Обработать результаты исследования развития социально - перцептивных навыков у детей подготовительных к школе групп с нормально развивающейся речью и детей с недоразвитием речи.

3. Провести анализ в сравнении.

Исследование проводилось на базе МДОУ общеразвивающего вида №96 «Соловушка» города Вологды.

В эксперименте приняли участие 10 детей 6-7 лет: 5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Для изучения состояния социально - перцептивных навыков детей подготовительных к школе групп были использованы следующие методики:

  1. Тест «Как вы дружите» [29], выявляющий состояние социально-перцептивных навыков ребенка, а именно как ребенок умеет дружить, в качестве кого (ведомого или ведущего) он себя видит, исходя из этого я могу выявить зависим ли ребенок от окружающих, замкнут ли, робок, нерешителен. Как он оценивает своих друзей, насколько он их понимает и может прочувствовать, насколько важны ему дружеские отношения.

Тест «КАК ВЫ ДРУЖИТЕ»

Что для вас значит дружба

Инструкция перед проведением теста:

Перед вами силуэты двух людей и двух собак. Ваша задача – наполнить эту картину деталями, прорисовать фигуры так, как вам захочется.

Главное, чтобы рисунок получился законченным, а уж как вы этого добьетесь, ваше дело.

Ключ к тесту

Чем тщательнее прорисованы все мелочи, чем точнее и достовернее ребенок старался отобразить внешний вид людей и животных, тем больше внимания он уделяет деталям в отношениях с окружающими.

Картинка, переполненная МЕЛКИМИ ПОДРОБНОСТЯМИ, указывает на сентиментального и чувствительного человека. Но если деталей на картинке слишком много, то можно предположить, что человек прилипчив и навязчив, несамостоятелен и инфантилен. Если из-за обилия мелких деталей трудно различить общие очертания фигур, то следует насторожиться: у рисовавшего налицо определенные психологические проблемы, ему сложно общаться с людьми.

Если ФИГУРЫ ПРОРИСОВАНЫ НЕБРЕЖНО, деталей очень мало и они не играют важной роли, то это значит, что человек не придаст дружбе большого значения. Скорее всего, он привык пользоваться расположением окружающих и ему никогда не приходилось добиваться чьей-либо дружбы.

А теперь о фигурах.

Та фигура, которую начали прорисовывать ПЕРВОЙ, — это ребенок сам.

ВТОРАЯ ФИГУРА — его друг (не конкретный человек, а собирательный образ). Это очень важный момент.

Высокийуровень социально-перцептивных навыков – если ребенок прорисовает первым делом фигуру человека и вторым – фигуру человека, только после этого прорисовывает собак. Это говорит о том, что ребенок умеет дружить, к другу относится как к Равному, ориентируется на друга в совместной деятельности, сотрудничает с ним.

Средний – если ребенокнарисовал себя СОБАКОЙ, а друга ЧЕЛОВЕКОМ или себя ЧЕЛОВЕКОМ, а друга СОБАКОЙ. Это говорит о том, что ребенок не видит в друге партнера, не понимает мотивов поведения, не ориентируется на друга, не сотрудничает с ним.

Низкий - если ребенок себя и своего друга нарисовал СОБАКАМИ. Это символизирует несформированность навыков общения, коммуникативных умений, сотрудничества, ориентации на партнера.

  1. Методика А.Н.Бернштейна «Последовательность событий» [34]

Методика предназначена для исследования развития логического мышления речи и способности к обобщению. Но я решила использовать эту методику в другом качестве: дети наглядно должны понять по позам, жестам, мимике чувства людей, изображенных на картинках и на основании этого правильно установить последовательность событий.

По этой методике я смогу понять, как ребенок воспринимает окружающих, может ли он по внешнему облику распознать, что чувствует человек, и понять, что он намерен сделать. В качестве экспериментального материала используются сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен внимательно их рассмотреть, проанализировать по внешнему виду чувства, желания и дальнейшие действия предложенных персонажей, понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления, способности к обобщению и адекватному восприятию окружающих. Устный рассказ показывает уровень развития ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.

Ключ:

Высокийуровень социально-перцептивных навыков – ребенок самостоятельно распознал, определил по внешнему виду, позам, мимике чувства и намерения изображенных на картинке, нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа. Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог определить и понять по внешнему виду чувства и состояние людей, изображенных на картинке, не смог составить хороший рассказ. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора. Низкий – если ребенок вообще не понял, о чем речь (имеется ввиду восприятие изображенных на картинке людей), не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа. 2.2 Анализ результатов исследования

Результаты теста «Как вы дружите»

Для определения состояния социально - перцептивных навыков у детей, как мне кажется, очень актуален тест «Как вы дружите». Детям предлагаются силуэты двух людей и двух собак. Задача детей – наполнить эту картину деталями, прорисовать фигуры так, как им захочется. Ключ этого теста в том, кого и в какой последовательности будет раскрашивать и дополнять деталями ребенок.

(Рисунки и таблица №5 и №6 по данному тесту представлены в приложении.)

Анализируя результаты этого теста, можно сделать следующие выводы:

Как видно по таблице №1 социально-перцептивные навыки у детей с нормальным речевым развитием более развиты, чем у детей с ОНР, что доказывают исследования, выводы, теории, описанные в первой главе, что дети с общим недоразвитием речи часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнера и не могут согласовывать ролевое взаимодействие. В результате недоразвития речи у детей с ОНР отмечается ограниченность доступных языковых средств, своеобразные трудности, возникающие при переходе к слову как средству общения и обобщения. Недоразвитие речевых средств у детей снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу), приводит к снижению психической активности.

Хочется отметить некоторые очень интересные пояснения: одним ребенком был задан вопрос: «Что у них ноги связаны?»; «Нарисую я тетеньке красные штаны, потому что у моей мамы есть такие»; один ребенок рисует красные глаза у собак, на вопрос «Почему красные?» отвечает: «А нельзя?»; на вопрос «Почему у одной собаки глаза закрыты, а у другой открыты?» девочка отвечает: «Одна хочет видеть другую, а другая нет».

Еще можно добавить, что рисунки детей с ОНР III уровня отличались от рисунков детей с нормальной речью бедностью, примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений.

Итак, подведем итоги:

Таблица №1

Изучение социально-перцептивных навыков с использованием теста «Как вы дружите» у дошкольников 6-7 лет с нормальным речевым развитием и у дошкольников того же возраста с ОНР.

Уровень развития

Дети с нормальным речевым развитием

Дети с ОНР

Высокий

3

1

Средний

1

2

Низкий

1

2

Методика А.Н.Бернштейна

«Последовательность событий»

Методика предназначена для исследования развития логического мышления речи и способности к обобщению. Но я решила использовать эту методику в другом качестве: дети наглядно должны понять по позам, жестам, мимике чувства людей, изображенных на картинках и на основании этого правильно установить последовательность событий.

По этой методике я смогу понять, как ребенок воспринимает окружающих, может ли он по внешнему облику распознать, что чувствует человек, и понять, что он намерен сделать.

Перед началом проведения эксперимента я инструктирую каждого ребенка: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно внимательно рассмотреть людей, изображенных на картинке (лицо, жесты, позы), понять, что люди чувствуют, что хотят сделать, что сказать; разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело окончилось. Вот сюда (указываю место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда вторую, третью..., а сюда последнюю, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Анализируя результаты исследования данной методики, я сделала следующие выводы: с заданием справились дети обеих групп.

Дети первой группы с нормальным речевым развитием правильно интерпретировали события, поняв и почувствовав по внешнему виду чувства и намерения героев картинок; выстраивали логическую цепочку, правильно устанавливали причинно-следственные связи. Рассказы этих детей были развернутые, правильно построенные предложения, речь грамотная.

Результат первой серии картинок «Зимний сюжет» – высокий уровень развития социально-перцептивных навыков детей с нормальным речевым развитием 3 человека, средний – 2 человека. Результат второй серии картинок «Огородники» – высокий уровень 3 человека, средний – 2 человека.

Анализ особенностей социальной-перцепции детей второй группы с ОНР III уровня говорит о том, что у детей недостаточно сформированы социально-перцептивные навыки, дети не улавливают, не вникают и не понимают чувства, действия, намерения изображенных на картинке людей, а также деятельность по созданию текста позволяет говорить о несформированности у данной группы детей внутренней смысловой программы высказывания. Данная группа детей с трудом устанавливает причинно-следственные связи не только в тексте, но и в окружающей действительности. Но есть и исключения: в серии картинок «Зимний сюжет» один ребенок из пяти с ОНР смог выполнить поставленную перед ним задачу, а во второй серии картинок «Огородники» - двое детей из пяти с общим недоразвитием речи смогли распознать по внешнему виду эмоции персонажей и составить рассказ по картинкам.

Результаты первой серии картинок «Зимний сюжет» - высокий уровень развития социально-перцептивных навыков детей с ОНР III уровня 1 ребенок из пяти детей, средний уровень 4 человека.

Результаты второй серии картинок «Огородники» - высокий уровень развития социально-перцептивных навыков детей с ОНР III уровня 2 детей из пяти, средний уровень 3 человека.

Таблица №2

Изучение социально-перцептивных навыков с использованием методики А.Н.Бернштейна «Последовательность событий»

у дошкольников 6-7 лет с нормальным речевым развитием и у дошкольников того же возраста с ОНР.

Серия картинок «Зимний сюжет»

Уровень развития

Дети с нормальным речевым развитием

Дети с ОНР

Высокий

3

1

Средний

2

4

Низкий

-

-

Таблица№3

Серия картинок «Огородники»

Уровень развития

Дети с нормальным речевым развитием

Дети с ОНР

Высокий

3

2

Средний

2

3

Низкий

-

-

Выводы по главе

Проведя методики по состоянию социальной-перцепции с детьми 6-7 лет с нормальным речевым развитием и с детьми с ОНР III уровня, я могу сделать следующие выводы: я полностью соглашусь с выводами Дзюба О.В. в том, что у детей с ОНР формирование социально - перцептивных навыков происходит немного иначе, чем у детей с нормальным речевым развитием. В результате недоразвития речи у детей с ОНР отмечается ограниченность доступных языковых средств, своеобразные трудности, возникающие при переходе к слову как средству общения и обобщения. Недоразвитие речевых средств у детей снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу), приводит к снижению психической активности.

Результаты исследования показали, что у испытуемых наряду с основными речевыми трудностями отмечается в каких-то заданиях средний, уровень социально - перцептивных умений и навыков, в каких-то – низкий, это выражается в трудностях восприятия и понимания окружающих по их внешним проявлениям (жестам, мимике, позам и т.д.), контактирования со сверстниками, обусловленного различным сочетанием вербальных и невербальных нарушений.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что крайне важно заниматься изучением состояния социально-перцептивных навыков у дошкольников, создавать методики направленные на развитие этих навыков, чтобы детки могли видеть, замечать, улавливать по позам, жестам, мимике состояние окружающих, тогда им будет гораздо легче общаться с окружающими, находить друзей, социализироваться в нашем мире.

Заключение

В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что социально - перцептивные навыки играют важную роль в развитии личности ребенка, в процессах его социализации. Для ребенка его общение и взаимодействие с другими людьми не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Воспитание ребенка в коллективе сверстников - важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытие его внутренних богатств.

Влияние социальной - перцепции в форме ее положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребёнка. Общение и восприятие окружающих – решающий фактор общего психического развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве. Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со взрослым и со сверстникам.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития социальной - перцепции.

Отсутствие умения общаться и адекватно воспринимать окружающих отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обуславливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми.

В связи со значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы, а также практической необходимостью в определении содержания работы по состоянию социально – перцептивных навыков у дошкольников с ОНР, в работе были проведены диагностические методики, которые помогли мне выявить уровень развития социально - перцептивных навыков детей и определить, что дошкольники с недоразвитием речи слабо ориентируются на сверстников в ходе совместной деятельности, у них низкий уровень сформированности коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

С целью проверки гипотезы мною было организовано изучение заявленной проблемы на базе МДОУ № 96 «Соловушка» города Вологды. Для реализации цели исследования был отобран диагностический материал, модифицированный с учетом возрастных и специфических особенностей детей с ОНР.

Результаты исследования показали, что у испытуемых наряду с основными речевыми трудностями отмечается в каких-то заданиях средний, уровень социально - перцептивных умений и навыков, в каких-то – низкий, это выражается в трудностях восприятия и понимания окружающих по их внешним проявлениям (жестам, мимике. позам и т.д.), контактирования со сверстниками, обусловленного различным сочетанием вербальных и невербальных нарушений.

Это указывает на необходимость введения в работу воспитания и обучения специальных технологий, направленных на развитие социально -перцептивных навыков и их использования в совместной деятельности детей.

Таким образом, поставленные цель и задачи курсовой работы достигнуты. Результат эксперимента подтверждает гипотезу, сформулированную в начале исследования: уровень сформированности социально-перцептивных навыков у детей 6-7 лет с ОНР со сверстниками будет значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова - М: Академ, проект, 2001г.

2. Агавелян O.K., Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития: монографическое исследование Текст. / O.K. Агавелян. Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. Текст. / Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и допол. - М.: Аспект Пресс, 2004.

4. Атрушкевич Н. С.Статья "Развитие перцептивных навыков у детей раннего возраста"

5. Баранова Л. В. «Статья Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

6. Бауэр Т. Психическое развитие младенца: пер. с англ. / Т Бауэр - 2-е изд. - М: Прогресс, 1985г.

7. Белова-Давид Р. А. Психолого-педагогические особенности детей с недоразвитием речи Битянова М., Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения

8. Битянова М., Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения

9. Богуш А. М. Речевое развитие детей от рождения до 7 лет: монография / А. М. Богуш - М.: Слово, 2004г.

10. Бодалев А.А.Восприятие человека человеком: Монография Текст. / A.A. Бодалев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965г.

11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

12. Бодалев А.А.Личность и общение: Избранные психологические труды. Текст. / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983г.

13. Бойко В.В. Энергия эмоций и общений, взгляд на себя и на других Текст. / В.В. Бойко. М.: Информационно-издательский дом «Флинъ», 1996г.

14. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон - СПб: Питер, 2001г.

15. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) Текст. / Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 1969г.

16. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников. Текст О.А.Белобрыкина- // Вопросы-психологии:-научный журнал / учредитель Рос. Академия образования. 2001г.

17. Возрастная и педагогическая психология / О. В. Скрипченко Л. В. К-Линский, 3. В. Огороднийчук и др. - 2-е изд. доклада - К: Каравелла, 2009г.

18. Возрастная психология / под ред. Г.С. Костюка - М.: Сов. Шк. 1976г.

19. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М В Га-мезо - М: Просвещение, 2004г.

20. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи Текст. / A.A. Борисова // Вопросы психологии: научный журнал / учредитель Рос. Академия образования. 1989г.

21. Генезис сенсорных способностей / под ред. Л Венгера-М, 1976г.

22. Глазкова Н.Н.Психология общения Учебное пособие для специальностей СПО, 2014г.

23. Горянина, В.А. Психология общения: Уч. пос. для студ. высш. учеб. заведений. Текст. / В.А. Горянина.- М.: Академия, 2002г.

24. Гуменная Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 1991.

25. Дзюба О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования : межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. – Выпуск 23. – Калининград : Изд-во КГУ, 2009

26. Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация Текст. /: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002г.

27. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли Текст. / В.Е. Дружинин. М.: ТЦ Сфера, 2003г.

28. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми родителей Вопр. психологии. 1982

29. Королева Злата. Психодиагностика. «Говорящий» рисунок. 100 графических тестов. Екатеринбург У-Фактория 2005г.

30. Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2007

31. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему...: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам 1995г.

32. Павелко Р.О. «Восприятие дошкольниками людей» Детская психология.

33. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия. – М.: Экономика, 1997.

34. Рубинштейн С.Я. — Экспериментальные методики патопсихологии , 1999г.

35. Рыжова Н.В. Логопсихология Ярославский гос. пед. Университет им. К.Д. Ушинского 2010

36. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2007.

37. Суханова Н. М. Статья по теме: "Совместная деятельность педагога и детей"

38. Тропина Т.Д., Скоробогатова Н.В., г.Шадринск Особенности общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

39. Усанова О.Н., Слинько О.А., 1987

40. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Г. Федосеева. – М., 1999.

Приложение 1

Таблица №4

Список обследованных детей

Имя обследованного ребенка

Возраст

Заключение ПМПК

1.Аня А.

6 лет 6 мес.

ОНР III уровень

2.Дима Л.

6 лет 1 мес.

ОНР III уровень

3.Коля К.

6 лет 3 мес.

ОНР III уровень

4.Егор Ш.

6 лет 4 мес.

ОНР III уровень

5.Дима А.

6 лет 7 мес.

ОНР III уровень

1.Лада М.

6 лет 10 мес.

Норма речевого развития

2.Вероника С.

6 лет 9 мес.

Норма речевого развития

3.Игорь О.

6 лет 2 мес.

Норма речевого развития

4.Даша М.

6 лет 9 мес

Норма речевого развития

5.Руслан Ш.

6 лет 3 мес.

Норма речевого развития

Приложение 2

Тест «КАК ВЫ ДРУЖИТЕ»

Что для вас значит дружба

 

Методика ( А.Н. Бернштейна)"Последовательность событий"

Серия картинок «Зимний сюжет»:

Серия картинок «Огородники»

Приложение 3

Протоколы обследования

Тест «Как вы дружите»

Таблица №5

Группа детей с нормальным речевым развитием:

 

Силуэт Мужчины

Силуэт Женщины

Собака мужчины

Собака женщины

1.

1

2

3

4

2.

2

1

3

4

3.

3

4

1

2

4.

4

1

3

2

5.

1

2

3

4

Цифрами обозначено, кого первого начинал раскрашивать ребенок, второго и т.д.

Таблица №6

Группа детей с ОНР III уровня

 

Силуэт Мужчины

Силуэт Женщины

Собака мужчины

Собака женщины

1.

4

3

2

1

2.

3

1

4

2

3.

1

3

2

4

4.

1

2

3

4

5.

3

4

1

2

Протокол обследования

Методика (А.Н. Бернштейна)"Последовательность событий"

Таблица №7

Группа детей с нормальным речевым развитием

Наименование серии и замечание экспериментатора

Раскладка

Объяснения испытуемого

1. Зимний сюжет

1,2,3,4

Жили были Саша и Маша. Однажды они вышли погулять и решили сделать снеговика. Видят, идет бабушка с сумкой. Бабушка поскользнулась и упала. Саша побежал ей помочь, пока он помогал вставать бабушке, Маша собрала сумку и нашла очки. После этого ребята продолжили лепить снеговика, а бабушка их отблагодарила, за то, что они помогли ей.

Огородники

Замечание: «Разве за одну ночь могут вырасти такие большие росточки, у которых 4 листа?»

1,2.3,4,5.6

Жили были Витя и Даша. Решили они посадить горох: Витя выкопал яму, а Даша принесла зерна и насыпала их в яму. На след. день (замечание 1), ой через некоторое время, Даша пришла рыхлить землю, где уже появились росточки. Витя ходил поливал росточки, и они благодаря этому выросли. Вите и Даше пришлось подвязывать росточки к палочкам, чтобы они не упали. Пришло время собирать урожай, и Витя с Дашей пришли с корзинами. Собрали они урожай и пошли домой кушать.

2. Зимний сюжет

1,2,3,4

Сестра и брат лепили зимой снеговика. И они увидели, что старая бабушка шла домой с продуктами из магазина, и она запнулась и упала, рассыпала продукты и потеряла очки. Мальчик с девочкой подбежали к ней. Девочка собрала продукты, а мальчик помог старой бабушке встать. Она их поблагодарила и пошла дальше.

Огородники

1,2,3,4,5,6

Сестра и брат захотели посадить горох. Брат вскопал грядку, а сестра принесла на блюдечке горошины и посадила их. Она ухаживала за ними, рыхлила землю, а брат поливал росточки. Когда они выросли совсем большие, сестре и брату пришлось их подвязывать к палочкам, чтобы они держались. Потом, когда горох созрел, брат и сестра пришли его собирать и насобирали целые корзины, и были довольны.

3.Зимний сюжет

Замечание 1: «Что мы видим на последней картинке? Посмотри внимательней на бабушку».

1,2,3,4

Мальчик и девочка стали лепить снеговика. Мальчик начал катать комок для туловища. Они лепили его рядом со льдом. А потом пошла бабушка из магазина и упала на льду. Мальчик поднял ее, а девочка собрала продукты. Бабушка пошла дальше. (Замечание 1), ой, она их поблагодарила и пошла дальше.

Огородники

Замечание 1: «Посмотри внимательно, какую картинку надо поставить первой? С чего все началось?»

Замечание 2, после второй раскладки: «Разве сразу такие большие росточки выросли?»

2,1,4,5,6,3

Затем

1,2,4,5,6,3

Только потом

1,2,3,4,5,6

Мальчик принес лопату и начал вскапывать землю, чтобы она прорыхлилась. А девочка принесла семена гороха и стала бросать в землю. А потом она рыхлила землю, а мальчик поливал горох. А потом они стали привязывать к нему палки, чтобы горох не упал. И когда он созрел, стали его собирать.

4.Зимний сюжет

1,2,3,4

Была зима. Соня и Егор вышли на улицу и стали лепить снеговика. Они весь снег с дорожки скатали в комок, а под снегом был лед. Мимо проходила бабушка из магазина, и поскользнулась на этом льду. Егор сразу подбежал к бабушке и помогал ей встать, а Соня подняла сумку и очки. Ребята стали продолжать лепить снеговика, а бабушка сказала им: «Спасибо!». Помахала рукой и пошла дальше.

Огородники

1,2,3,4,5,6

Дима и Таня решили поработать. Дима взял лопату и начал копать землю, а Таня кидать в эту землю горошинки, которые она принесла на блюдечке. Потом выросли росточки, а Дима и Таня за ними ухаживали. Таня грабала, а Дима поливал. Когда росточки выросли совсем длинные, им пришлось привязать палки, чтобы они держались. У них выросло много гороха. Когда Дима и Таня пришли его собирать, горох даже не влез в их корзины. Вот так закончилась эта история.

5.Зимний сюжет

Замечание: «Почему бабушка упала? Как ты думаешь? Ну, посмотри, зима на дворе, снег кругом, скользко».

1,2,3,4

Сначала мальчик с девочкой хотели слепить снеговика. Бабушка пришла и сказала: «Вы лепите снеговика?» А мальчик сказал: «Да». Потом бабушка упала. (Замечание 1), она поскользнулась. Потом мальчик помог бабушке встать, а девочка собрала продукты. Потом бабушка сказала: «Спасибо, лепите дальше снеговика!». Они вылепили второй комок. Вот так и закончилась эта история.

Огородники

Замечание 1: «Разве здесь ты видишь почки?»

Замечание 2: «Какие удобрения?»

Замечание 3: «Был посажен горох, а выросли цветочки? Как это? Подумай. Может горох зацвел?»

1,2,3,4,5,6

Сначала, как-то раз мальчик и девочка решили посадить горох. Мальчик с девочкой нашли одну землю, выкопали ее и посадили горошины. Выросли маленькие почки (замечание 1), росточки. Потом девочка хотела разгребать удобрения (замечание 2), ой, я перепутался. Девочка начала грабельками рыхлить землю. Потом мальчик полил горох, и выросли цветочки. (Замечание 3), да, горох зацвел. Потом мальчик и девочка привязали палки, чтобы держать, чтоб не упал горох. Потом выросли росточки, и начал горох расти. Мальчик с девочкой пришли собирать горох и насобирали целые корзинки.

Таблица №8

Группа детей с ОНР III уровня

Наименование серии и замечание экспериментатора

Раскладка

Объяснения испытуемого

  1. Зимний сюжет

Замечание 1: «Как же бабушка встала? Кто ей помог? Посмотри, может ты в неверной последовательности выложила картинки?»

1,3,2,4

Затем

1,2,3,4

Один мальчик и одна девочка пошли гулять.

Потом они начали делать снеговика. Проходила мимо бабушка и чуть не упала. Мальчик ее удержал. Но потом она все равно упала. И сумку уронила. Потом ушла. (Замечание 1) Один мальчик и одна девочка пошли гулять. Потом они начали делать снеговика и увидели, что рядом с ними упала бабушка. Они помогли ей подняться и стали продолжать лепить снеговика. А бабушка пошла домой.

Огородники

Замечание 1: «Ты думаешь так быстро прорастают горошины?»

Замечание 2: «За одну ночку выросли такие большие ростки?»

1,2,3,4,5,6.

Пошли девочка и мальчик на луг. Раскопали ямку, кинули горошинки, потом закопали. Потом ушли, переспали ночку, пришли, и там уже листочки выросли. (Замечание 1), пришли через некоторое, а там уже листики вышли. Они стали за ними ухаживать, поливать. Потом они ушли, переспали ночку, пришли, а растения уже надо привязывать к палочкам. (Замечание 2) Потом стали подвязывать палочки к растениям. Когда горох вырос, девочка и мальчик стали его собирать.

  1. Зимний сюжет

Замечание 1:

«Может ком?»

1,2,3,4

Жила Саша и Антоша. Когда была зима, они хотели слепить снеговика, но там была бабушка, и они случайно уронили ее. Они случайно удивились, откуда бабушка, они ее не заметили. Потом они все подняли, дали очки бабушке, и потом они сделали еще один снежный шарик (Замечание 1), да, ком. Бабушка попрощалась с Сашей и с Антошей и ушла домой.

Огородники

Замечание 1: «Бывает дерево из гороха?»

2,1,3,4,5,6

Подумал и переставил

1,2,3.4,5,6

Жил был Саша и Настя. Они хотели посадить горох, и они принесли лопату и горох, семена. Когда они копали дырку и посадили дерево из гороха. (Замечание 1), просто горох посадили. Потом копала Настя, потом они полили и привязали палочки, чтобы не падало и не ломалось. Когда горох вырос, Саша и Настя пришли его собирать с корзинами.

3.Зимний сюжет

1,2,3,4

Шла бабушка из магазина. Видит, девочка стоит, а мальчик катит снег, ком. Бабушка поглядела на них и упала. Мальчик поднял бабушку, а девочка подняла сумку. Мальчик и девочка стали делать снеговика, а бабушка им помахала и пошла домой.

Огородники

1,2,3,4,5,6.

Мальчик копает землю, а девочка хочет посадить горошины в землю. Они закопали горошины. Потом девочка увидела, что горох стал расти, а мальчик поливал. Потом они стали подвязывать палки, чтобы горох рос. Горох вырос и они пришли его собирать.

4.Зимний сюжет

Замечание 1: «Почему ты говоришь, почему-то?»

1,4,2,3

Мальчик и девочка вышли на улицу. Они стали лепить снеговика. Проходила мимо бабушка и задела у них снеговика и упала и второй ком упал. Мальчик и девочка помогли бабушке встать почему-то (Замечание 1) Отвечает на замечание: «Ну, она же сломала у них снеговика». Потом она ушла.

Огородники

Замечание 1: «Почему девочка улыбалась? Как ты думаешь? Что она делала на самом деле?»

1,2,3,4,5,6

Мальчик и девочка решили посадить горох. Мальчик раскопал землю, а девочка бросила горошины. Горох начал расти, когда за ним стали ухаживать, девочка улыбалась, а мальчик поливал. (Замечание 1) Девочка граблями рыла. Горох рос. Когда он вырос, к нему привязали палки, и стали его собирать.

5.Зимний сюжет

Замечание 1: «Запинаются за что-то, здесь же мы не видим ничего под ногами у бабушки»

1,2,3,4

Мальчик и девочка зимой решили сделать снеговика. Мимо проходила бабушка. Она запнулась и упала. (Замечание 1), она поскользнулась. Мальчик взял ее за руку и поднял, а девочка подняла ее сумку. Мальчик и девочка снова стали лепить снеговика, а бабушка им что-то сказала и пошла.

Огородники

Замечание 1: «Зачем девочка на коленях стояла? Что она делала?»

Замечание 2: «Может она рыхлила землю?»

Замечание 3: «Что прямо так висели горошины?»

Замечание 4: «Может стручки?»

1,2,3,4,5,6

Мальчик и девочка пошли в поле и стали садить горох, мальчик копал, а девочка бросала горошины. Потом горох стал расти. Девочка стояла на коленях, а мальчик поливал (Замечание 1) Девочка…..(Замечание 2), да она рыхлила землю, а мальчик поливал. Потом, когда горох вырос, его привязали к палочкам, чтобы он не сломался. Потом на нем появились горошины (Замечание 3) Нет, ну, эти, как они называются (Замечание 4) Да, стручки. Девочка и мальчик пришли собирать горох с корзинами. Они были рады, что у них вырос горох.

Приложение 4

Рисунки детей по тесту «Как вы дружите»

Дети с нормой речи

Рисунки детей с ОНР III уровня

Приложение 6

Справка о внедрении

44

Просмотров работы: 6159