ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время как никогда России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить и проявлять творческую активность. Это означает, что в школьном обучении учитель обязан использовать методики и технологии, решающие задачи развития творческого потенциала школьников.

Нами в условиях экспериментальной работы изучены особенности творческой активности старшеклассников. Т.И. Шамова, давая оценку понятия "творческая активность" в контексте деятельности, определяет ее, как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристику деятельности, проявляющуюся в интенсивности, напряженности деятельности, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний. Она акцентирует также внимание на том, что творческая активность проявляется в деятельности, проходящей, как во внешнем (моторном), так и во внутреннем (умственном) планах, в деятельности напряженной, достигающей поставленных целей [21].

Нами были изучены проявления творческой активности сташеклассников, учеников двух десятых классов, во время уроков химии на базе МБОУ №39 г. Белгорода. Во время урока школьники были разделены на группы. Каждая группа выполняла конкретные задания. Школьники работали с текстом, проводили эксперимент, использовали Интернет-ресурсы для поиска информации, выполняли презентацию своего домашнего задания перед классом, строили графики, анализировали таблицы. После выполнения задания каждая группа докладывала о результатах выполнения задания. В конце занятия ученики отвечали на ряд вопросов анкеты.

Мы диагностировали проявления творческой активности школьников в познавательной деятельности, используя наблюдения и разработанные Г.В. Макотровой показатели творческой активности (уровень научного общения, мера самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, степень знакомства с историей науки и ее современными проблемами) [2].

Наблюдения показали, что наибольшую творческую активность школьники проявили при оценке экспериментальных данных, связанных с их жизненным опытом. Школьники активно общались при обсуждении результатов совместной работы, с большим интересом использовали новые сведения, касающиеся научных открытий для выполнения задания.

В то же время мы выявили ряд значимых фактов, характеризующих меру реализации творческой активности школьников. Так, 49% опрошенных старшеклассников считают, что история науки, знания о современных научных достижениях не помогают им в решении познавательных задач; большинство школьников (62%) показали, что в условиях организации урока им пришлось чаще всего общаться с учителем и одноклассниками, но 38% не обсуждали результаты исследования или считали, что их результаты были не не значимы для других.

Важным для нас было выявление предпочтений школьников экспериментальной школы. Тревожным фактом следует считать высокий уровень их эмоционального голода: больше 50% старшеклассников при самостоятельном поиске новых знаний либо не испытывают удовольствия вообще, либо испытывают очень редко. Что касается использования дополнительных источников, то 67% опрошенных очень редко используют дополнительные ресурсы для решения познавательной задачи, 10% испытуемых однозначно ответили, что вообще не пользуется дополнительным материалом; 40% испытуемых в ходе урока предпочитают слушать, а 27% записывать; 34% аудитории предпочитают сделать работу и сдать для проверки, без какого-либо дальнейшего расширения и обсуждения поставленной ранее проблемы.

Изучая результаты анкетирования, мы использовали также метод изучения корреляционных связей, полученных по К. Пирсону. Выявляя статический вес каждой связи в структуре творческого потенциала школьников (n=31), нами было показано, что наибольший статистический вес среди показателей творческой активности имеет показатель «уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними». Создавая условия для проявления этого показателя, мы сможем «подтягивать» на более высокий уровень и другие показатели творческой активности школьников.

Таким образом, для развития творческой активности старшеклассников на уроке и внеурочной деятельности необходимо создавать условия, при которых школьники при организации самостоятельной работы будут использовать значимый для них научно-популярный и учебный материал, приобретать опыт практической работы, активно общаться по поводу результатов проведенной работы.

Cписок литературы

  1. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/Т.И.Шамова.- Москва: Знание , 1982.-214 с.

  2. Макотрова, Г.В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников/Г.В. Макотрова // Исследовательская работа школьников. –2008. – № 1. С. 33–41.

  3. Селевёрстова, Е.Н. Познавательная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС: от усвоения к исследованию: материалы Восьмой Международной заочной науч.-практ. конф., посвященной памяти И.Я.Лернера «Развитие педагогических представлений о сущности и результативности обучения в контексте процессов стандартизации образования» /Е.Н. Селевёрстова. – Владимир: ВИТ-принт, 2014.–С. 122-136

Просмотров работы: 1093