ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИИ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экологические проблемы очень серьёзны и по значимости сравнимы с опасностью. От уровня экологического воспитания зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией [2].

Работа по экологической культуре будет значима тогда, когда будет правильная и четкая её организация. Часто эта работа ведётся хаотично по причине отсутствия у детей и учителей четких представлений о формирования экологической культуры. В школах практикуют и делают акцент на теоретические знания, поэтому почти и не касается практическая сторона работы. Исследование острых проблем без привлечения местного, понятного и важного для детей материала, приводит к снижению и изменению мотивации поступков школьников и плохо отражается на деятельности их в природной среде.

Проблеме экологического воспитания обращены работы А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, Н.М.Мамедова, И.Т.Суравегиной и др. Они выявляют цели, задачи, принципы, условия экологической культуры и формирование экологического сознания. Экологическая культура – это развитие системы научных понятий, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление гражданской ответственности за состояние окружающей среды, отвечающих моделям общечеловеческой культуры [1] .

Формы и методы формирования экологической культуры по ФГОС ООО в современной школе достаточно разнообразны. Овладение ими является важной задачей в воспитательной работе учителя. Основными методами являются, методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Выявили, что внеклассная форма работы является наилучшим способом формирования экологической культуры у учащихся.

Большим отличием современного подхода к обучению является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами имеется не только предметные знания, но и умение использовать эти знания в практической деятельности.

Вместе с новыми стандартами, необходимо, увеличить мотивацию развития интересов ребенка к окружающему миру, показать, что школьные занятия это неполучение отдаленных от жизни знаний, а наоборот – нужная подготовка к условиям жизни, поиск полезной нужной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

При осуществлении ФГОС учителю значимо понять, какие новые дидактические подходы к уроку регулируют нормативные документы.

Существует разделение между обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, которые анализируют результат урока с разных его сторон. Учебная деятельность должна основываться на основе деятельностного подхода, целью которого является содержание развития личности учащегося на основании освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не сможет развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное его действие может стать началом формирования в будущем его самостоятельности. Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, активизирующих детское действие[3].

По новым стандартам вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым иметься в виду такая особая структура учебного процесса, в которой дети при помощи педагога открывают предмет своего действия, исследуют его, совершая многочисленные и разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание, частично – запоминают. С новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Следовательно, для хорошей реализации ФГОС ООО многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Для урока биологии важным, являются практико-ориентированные уроки. Такие уроки, которые можно применить в повседневной жизни, на что и ориентированы стандарты ФГОС ООО.

На сегодняшний день существуют самые разнообразные формы организации урока: беседы, дискуссии, игры, конкурсы, ролевые тренинги и т.д. Но какую бы форму не выбрал учитель, главное, чтобы каждое мероприятие было запоминающимся для каждого из учеников. Поэтому в последнее время очень актуально, чтобы мероприятие содержало какой-либо элемент исследования. Работа учителя должна представлять собой целенаправленную, системную и планируемую деятельность, только тогда можно будет говорить об эффективности воспитательного процесса.

Обратимся к опыту, который описан в журнале «Классный руководитель» учителем биологии и классным руководителем Г.А. Лобановой, по воспитанию экологической культуры подростков. Автор сообщает, что экологическая культура современного человека является одним из важнейших условий реализации гуманитарной стратегии решения глобальных экологических проблем и устойчивого развития цивилизации. Высшая цель современного образования согласно федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Достичь этой цели позволяет работа учителя, которая решает ряд задач экологической культуры подрастающего поколения.

В работе учителя результатами экологической культуры школьников будут являться;

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;

  • понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

Можно рассмотреть опыт, приведенный в журнале «Воспитание школьников», автор И.Ю. Ярошук. Он в своей работе по воспитанию экологической культуры, ставит цель создания условий для социального становления и развития экологической воспитанности обучающихся через организацию совместной природоохранной деятельности.

Для реализации своей деятельности И.Ю. Ярошук ставит следующие задачи:

  • реализовать интересы и потребности подростка через изучение природы своей малой Родины средствами экологии, туризма, краеведения;

  • организовать значимые для подростков дела, акции, ролевые игры по сохранению природного наследия района г. Карпинска;

  • формировать нравственную экологическую позицию личности подростка;

  • развивать у подростков личный экологически ориентированный опыт взаимодействия с окружающим миром.

  • включать обучающихся в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность.

В рамках предметно-информационной составляющей образованности:

  • знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • знать растительный и животный мир Урала, особенности их изменения под воздействиями предприятий промышленного и сельскохозяйственного комплекса Свердловской области;

  • знать основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемые в районе г. Карпинска.

В рамках деятельностно-коммуникативной составляющей образованности:

  • владеть основными источниками информации об особенностях

экологической ситуации в районе г. Карпинска;

  • участвовать в экологических акциях школы;

  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в её сохранении.

Формы воспитательной работы:

  • практико-ориентированные проекты экологической направленности;

  • игровые проекты экологической направленности.

Анализа опыта работы Г.А. Лобановой и И.Ю. Ярошук , можно прийти к выводам: во-первых, учащимся нужно сначала во внеклассной работе раскрыть теоретические основы, и сделать таким образом, чтобы учащиеся заинтересовались в этой области знаний. Во-вторых, основным в экологическом воспитании является практическое применение полученных знаний и умений в окружающей среде.

Чтобы прочно сформировать экологическую культуру у учащихся нужно многократное повторение навыков, знаний, умений на практических мероприятиях.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы сталаодним из главных направлений развития системы школьного образованияпо стандартам ФГОС ООО.

Обучить экологической культуре школьника нельзя только на уроке. Необходимы другие формы и методы работы. К ним относятся: занятия в клубе, экскурсии в природу, внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

В целом экологическая культура позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

В настоящее время опубликовано большое количество учебной и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков по ФГОС ООО. Необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся [Текст]/ Д.С. Ермаков. – М.: МИОО,2009. –180 с.

2. Касимов, Н. С. От экологического образования к образованию для

устойчивого развития [Текст] Н. С. Касимов. // Экология и жизнь. 2006. –№9 (58). – С. 30-34.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от4 февраля 2010 г. Приказ № 271.

Просмотров работы: 3436