Способность детей к творческим проявлениям, описывают в своих трудах психологи, педагоги, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Запорожец, М.Н. Мельников. Многие педагоги и исследователи указывали на фольклор, как одно из ведущих средств творческого развития ребенка, среди них перечислим: О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Л.Н.Павлова, А. П.Усова. В работах известных педагогов Э. Берна, А. Мазаева, Д. Покровского, И. Хёйзенга, Д.Б. Эльконина подчеркивается реальное влияние игровой деятельности на формирование личности.
Приобщение детей к музыкально - игровому фольклору - путь к их творческому развитию. Специалисты считают, что в этом возрасте происходит процесс становления личности ребенка, развитие ее новых качеств: речь в единстве с мышлением поднимается на новую, более высокую ступень, появляется произвольность внимания, памяти, на основе расширяющегося опыта развиваются зачатки творческого воображения, складывается система эмоциональных и познавательных процессов, чувства становятся разнообразными и более устойчивыми. Поэтому педагоги рассматривают период младшего школьного детства как наиболее сенситивный для приобщения детей к творческой деятельности [2:209].
Специфика различных видов художественной деятельности, имеет свою продолжительность и свои характерные черты, которые в свою очередь делится на этапы, и основываются на двух факторах:
1.целенаправленное обучение учащихся и овладение необходимыми умениями и навыками;
2.наличие собственного жизненного опыта, разнообразной, богатой различными впечатлениями, эмоционально-насыщенной жизни, создающей необходимый запас представлений в творческой деятельности.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что П.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития» [2:210].
Приобщение детей с самого раннего возраста к истокам национальной (в том числе региональной) народной культуры способствует формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности и познается как источник положительных эмоций, расширяет жизненный опыт.
Совместное творчество, будь то игра - драматизация или исполнение песни, построение танца и так далее, мотивы деятельности постепенно приобретают общественный характер. У детей могут проявляться различная степень подготовленности и разное проявление интересов к музыкально-игровому фольклору. Необходимо помогать создавая широкую базу для развития художественно-творческой деятельности ребенка, чтобы он накапливал опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики, независимо от его конкретных музыкальных склонностей.
Таким образом, возникает большая педагогическая проблема - нахождения таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ученика подлинное действенное желание творить. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая что-то - вкладывает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть, положений о детском творчестве известных ученых: Н.А. Ветлугиной, А. Головской, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой, позволяет сформулировать определение детского творчества. Под музыкальным творчеством детей школьного возраста, понимается создание ребенком субъективного (значимого для ребенка, прежде всего) нового продукта (танца, песенки, игры, придуманной ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев, применение усвоенных раннее способов действия или средств выразительности в новой ситуации (на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов, ситуаций, движений.
Н.А. Метлов обращал внимание на воспитательное значение народной песни. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, народу [3:14].
Детский музыкальный фольклор - является основой формирования у детей творческих способностей, стремление к деятельности, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера, а, наоборот, предполагает сознательное внесение в неё элементов новизны, приводящее к повышению ценностей создаваемого продукта деятельности», что порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств, что и влияет на вносимое и осознаваемое человеком начало новизны, начало творчества в процессе деятельности.
В работу с учащимися необходимо включать как традиционные формы воспитательно-образовательной деятельности, так и нетрадиционные: игры, ярмарки, праздники с использованием всех видов народного искусства.
Понятие «Детский фольклор» вошло в науку сравнительно недавно, но глубокая древность многих произведений, относящихся к детскому фольклору, не подлежит сомнению. Детский фольклор развивается в непосредственной связи с народной педагогикой.
Изучение детского фольклора происходит с разделения его на виды и жанры. Это колыбельные песни, прибаутки, пестушки, потешки, различные заклички, считалки, пословицы, скороговорки.
К детскому фольклору относятся следующие виды деятельности:
- элементы народной бытовой хореографии;
- пение детских народных песен;
- элементы театрализации;
- игра на ударных фольклорных музыкальных инструментах;
- всевозможные фольклорные игры.
Весь изучаемый материал должен соответствовать возрасту детей и педагогическим возможностям для формирования творческих способностей.
Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер, «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению», - говорил Л.С. Выготский [1:11, 17].
Обосновывая вышеизложенное, можно сделать выводы, что предшествующие и современные исследования изучения приемов и методов музыкального воспитания, обучения и освоения песенного фольклора дают много ценного и интересного, так как в нем накоплен богатейший материал многих поколений музыкантов, педагогов, этнографов, исследователей. Поэтому постижение фольклора через многократное слуховое восприятие, сопереживание, воспроизведение по памяти звуковых ощущений, осознание и принятие стиля традиционной музыкальной речи и игры, можно считать основным способом обучения.
В основу работы дополнительного музыкального образования заложена гибкая система обучения, дающая возможность учащимся с различным уровнем музыкальных способностей достичь определенной ступени в музыкальном развитии. Комплексное освоение музыкального, песенного, хореографического и обрядового фольклора происходит с помощью условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этнических основ национального характера, базисной почвой всестороннего развития личности.
Литература
Выготский, А.С. Воображение и творчество в детском возрасте /А.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 94с.
Выготский, А.С. Психология развития ребёнка /А.С. Выготский. - М.: Издательство: Смысл, Эксмо, 2004. - 508с.
Метлов, Н. А. Музыка детям / Н. А. Метлов - М.: «Музыка», 1985. 132с.