ХОРОВОЙ КЛАСС В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ХОРОВОЙ КЛАСС В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Плотникова С.В. 1, Сараева Л.П. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Хоровое пение является основой музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого искреннего и доступного пути к сердцу человека. Поэтому хоровое пение является наиболее значимой и распространенной школой музыкального образования. Тем не менее, в системе общеобразовательной школы ему уделяют не достаточно внимания, зачастую предоставляя часы кружковой работы, ввиду чего хоровым пением занимаются только те дети, которые проявляют искренний интерес к нему. Вместе с тем, хоровое пение, наряду с несомненным эстетическим развитием ребёнка, предстаёт средством и формой умственного, физического, психического его развития.

В психолого-педагогической литературе рассматривается ситуация развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности (в том числе хоровой), развития способностей учеников, нередко, их профессиональной направленности с точки зрения мотивации интереса к познанию, пробуждающегося под влиянием обучения и заботливо, разумно поддерживаемая учителями (Г.А. Струве). [4; 42]

Действительно, через хоровое пение ученику удается выразить свои мысли и чувства, преодолеть стеснительность; у него формируются личностные качества, такие, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, ответственность, трудолюбие, креативность и другие.

Хоровое пение оказывает непосредственное влияние на гармоническое формирование личности ученика.

Занятия хоровым пением предполагают развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воли). К примеру, память тренируется во время занятий хоровым пением. При этом наиболее важную роль в процессе обучения играют смысловая память и двигательная. Двигательная память хорошо развивается на технических упражнениях, а смысловая память необходима в распевании, при освоении технических приемов пения. Занятия хоровым пением невозможны без сосредоточенности и внимания – аналог успешного творческого процесса. Собственно, развитие внимания непосредственно связано с волей обучаемого. По мнению И.В. Калачиковой, на фоне сосредоточенного внимания у обучаемого развивается воображение, особенность которого состоит в том, что оно соединяет различные впечатления в образы и картины, преобразовывая их в действительность [2].

Следует сказать, что неотъемлемой частью певческого процесса является музыкальное мышление, определяемое как реализуемый в интонировании процесс моделирования системы отношений субъекта к реальной действительности [1; 36]. Во время хорового пения мыслительный процесс наиболее быстро развивается через постижение логики литературных текстов. Поэтому хоровое пение соединяет в себе чувства, мысли, вдохновение, сознание и творческую интуицию.

В аспекте эффективного развития личности обучаемого, следует учитывать, что основными функциями голосового аппарата является речь и пение. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, что и соответствующая им система письменных знаков. Пение представляет собой сложный психофизиологический процесс звукообразования. Поэтому управлять собственным голосом учащиеся учатся на основе осознанных мышечных ощущений, для чего, по мнению И.В. Калачиковой, необходимы знания анатомического строения дыхательной системы, голосового аппарата и пр. [2]. Подбор хорового репертуара будет играть в этом важную роль. Поэтому стоит выделить основные принципы подбора репертуара:

- доступность восприятия в исполнении;

- организация процесса изучения от простого к сложному;

- направленность на формирование нравственных качеств личности;

- учет возрастных и психо-физиологических особенностей;

- направленность на формирование вокально-хоровых навыков;

- разнообразие по тематике, жанрам, стилистическим особенностям, средствам музыкального языка.

При ознакомлении с хоровым произведением необходимо учитывать исторический период, в котором оно было создано, потому что эпоха, стиль являются неотъемлемой частью интерпретации хорового произведения. Все это ведет к формированию художественно-эстетического вкуса у учащихся.

Е. Малыгина художественно-эстетический вкус определяет как особую аналитико-дифференцирующую форму эстетического сознания личности, фиксирующую структурные и содержательные особенности произведения искусства, его жанра, стиля, выражающегося в предпочтении тех или иных характеристик искусства в соответствии с личными ориентациями и культурой художественной оценки своего времени [3].

Хоровое пение имеет ряд межпредметных связей с различными гуманитарными предметами (литература, история, краеведение и пр.), что приводит к благотворному влиянию на формирующуюся личность учащихся и влияет на их хорошую успеваемость.

Хоровое пение предполагает коллективную форму занятий в обучении, что позволяет сформировать позицию субъекта общения, открыть мир социальных отношений, регулировать психическую жизнь учащихся. Таким образом, коллективная форма творчества является неотъемлемой частью интеллектуального, духовно-нравственного воспитания детей.

Сегодня, когда общество придает наибольшее значение передачам увеселительного характера, и дети знакомятся часто только с эстрадной (упрощенной) музыкой, хоровое воспитание, в том числе – в условиях общеобразовательной школы, приобретает особую значимость. Занятия хоровым пением на уроках музыки в школе способствуют осознанию эстетических, социальных и нравственных функций хорового искусства во взаимосвязи с другими его видами, развитию музыкальной грамотности ребёнка и, как следствие, овладению им духовно-нравственными и культурными ценностями.

Литература

  1. Дыл Л.Б. Музыкальное мышление как объект исследования / Л.Б. Дыл. – М.: Просвещение,1997. – 298 с.

  2. Калачикова И.В. Хоровой класс в системе общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/518914/

  3. Малыгина Е. Развитие художественно-эстетического вкуса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191499595&archive=&start_from=&ucat=&

  4. Cтруве Г.А. Школьный хор / Г.А. Струве. – М.: «Музыка», 1981. – 193 с.

  5. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://musicalka.narod.ru/schuman.htm

Просмотров работы: 1044