Танец представляет собой один из старейших видов искусств, он является очень интересным, многогранным, ярким, и несёт в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались на протяжении многих веков. В основе народного танца лежат и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.
Изучая народный танец, мы путешествуем по всей нашей планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любой части земного шара, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе необязательно переплывать океан, преодолевать огромные расстояния.
Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг: Н.И.Заикин, Н.А.Заикина «Областные особенности русского народного танца», А.Климов «Основы русского народного танца». Всеволодского-Гернгросса В.Н. "Крестьянский танец", Веретенников И.И. «Белгородские карагоды»,Щуров, В.М. «Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре»,Богданов, Г. «Урок русского народного танца» и многие другие.
Объектом данного проекта является сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры народов России.
Предметом данного проекта является процесс обучения народно- сценическому-бытовому танцу, как фактор сохранения и развития традиций хореографической народной культуры.
Цель проекта представляет собой расширение профессионального кругозора студентов, детей, развитие творческой фантазии и художественного мышления, формирование способности мыслить хореографическими образами и создавать хореографические произведения, различные по жанру, стилю и форме.
Задачи курсового проекта - овладение знаниями по теории композиции танца; освоение методикой создания хореографического произведения; овладение приемами сочинения хореографического произведения; формирование практических навыков постановочной и репетиционной работы, изучение основ пересека.
Раздел 1.Общие признаки жанров народной хореографии.
Танец представляет собой яркое, красочное творение человечества, которое является эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Танец воплощает в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную и чёткую тематику, он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет. В народном танце всегда есть и обобщенные, и конкретные художественные образы, которые создаются благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).
Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.
Народный танец в различных своих образах отображает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания. Люди стали создавать изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразными содержанием и движениями. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и многое другое. Данный факт говорит о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Так же стоит отметить, что народный танец это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл, он исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.
Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связаны не были.
Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.). [3]
Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.
Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.
Одну из главных ролей играет танцевальная лексика: жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног.
В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:
1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (кукушка, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально-подражательной.
2. Естественно-пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.
3. Традиционная – созданная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы наших дней. Они отличаются и манерой исполнения, и выразительностью, а также нескончаемым богатством танцевальных движений.
Ещё одной неотъемлемой частью танцевальной лексики является интонация - это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.
Танец, музыка и костюм – три взаимосвязанных составляющих целого художественного образа.
Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связаны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.
Традиционные народные мелодии имеют в основе двух- и трёхдольную метрическую структуру. Музыка должна соответствовать всему, что содержит в себе народный танец: сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, нехарактерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.[9]
Праздничный мужской костюм на протяжении всего времени был более устойчивым и однотипным. Он имеет очень незначительные различия по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.
Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный – сарафанный и южный – поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан – преимущественно девичья одежда(замужние женщины носили поневы). Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора, не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.[5]
Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев.
Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красной, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани – полики, а под мышками, для свободного движения руки, - квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.
В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, – длинный сарафан. На голове «повязка» - полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полоспозумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра.
Наше исследование посвящено, прежде всего, южно-русской традиции, в частности Белгородско-Курскому региону.
Основным костюмом данного региона является длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Отделка сарафана состояла либо из парчи, либо нашивались шёлковые ленты и широкие пояса. Поверх сарафана носили «завеску» – передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Образ завершался множеством разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.
Красочный и замысловатый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, они шились из парчи. Кокошник обвязывается цветным шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные, павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.
Цвет, вышивка, покрой костюма зависел от ареала его использования, каждый район, город, село имео свои отличительные особенности. Сейчас мы часто видим стилизацию народного костюма, и при его пошиве стараются передать наиболее точную копию подлинного наряда. Ведь без этого танец теряет смысл и идею, которые были заложены в него многие века назад.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что костюм – это неотъемлемая часть народного танца. Именно синтез хореографии и эстетического облика передают весь национальный колорит культуры русского народа.
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Самым распространенным, а так же и самым древним жанром русского народного танца является хоровод. Его основное построение – круг, не случайно, круговая композиция – это некое подобие солнца. Хождение за солнцем – «посолонь» берёт начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле. [7]
Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.
Хоровод – русский бытовой танец, в котором проявляются лучшие межличностные отношения между участниками: дружба, чувство единения, взаимосвязи друг с другом. Как правило, участники композиции держаться за руки, иногда за платок, либо пояс. Построение зависит от ареала бытования этого жанра, а так же от содержания и настроения исполняемого танца, либо это весёлый и быстрый хоровод, или же напротив - отражающий тонкую, лирическую сторону.
Каждая местность вносит свои коррективы. Любое построение, или же фигура хоровода может иметь различные значения по своему содержанию и настроению. Например, круг – это образ солнца, поклонение божеству – Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действия участников могут варьироваться, а круг как фигура остаётся неизменным.
Выделяют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Основные и наиболее часто используемые фигуры этих видов хороводов мы сейчас опишем.
Орнаментальные хороводы.
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей, лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д., иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.[12]
Орнаментальные хороводы отличаются лаконичностью и строгостью фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.
Игровые хороводы содержат в себе композиции с конкретным действием, действующими лицами. Благодаря пляске создаются различные образы, передаётся характер героев. Такие хороводы иногда называют сюжетными, где основным является воплощение в танце сюжетной линии, содержания композиции, а так же встреча характеров действующих лиц.
Название песен, под которые исполняются игровые хороводы, полностью совпадают с названием жанра – игровые или хороводные. В них отражается жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д.. Рисунок игровых хороводов не так разнообразен, как в орнаментальных, основные композиции – это круги, линии, либо пары.
Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.
«Круг»
Количество участников не ограничивается, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки произвольно отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. В основном движение по кругу в хороводе по часовой стрелке, но может идти и против.
«Два круга рядом»
Круги могут находиться как рядом, так и на небольшом расстоянии друг от друга. Направление движений может происходить как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.
«Круг в круге».
Внутри большого круга находится круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу (по часовой стрелке), а внутренний может менять направление.
«Корзиночка»
Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Круги состоят из равного количества участников. Во внешнем кругу находятся парни, во внутреннем – девушки. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.
«Восьмёрка»
Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру «восемь». Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.
«Улитка»
Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. «Развивание» фигуры может быть разным.
1 вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.
2 вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.
3 вариант. «Развивает» «улитку» второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участникиначинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.[13]
«Колонна»
Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют «колонну». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.
«Улица»
Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами.
«Ворота»
1 вариант. Исполнители стоят двумя линиями («улица») парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота», другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.
2 вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».
3 вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.
4 вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает «ворота», а другие пары проходят под ними и наоборот.
5 вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют «ворота», другие пары проходят под ними и наоборот.[5]
«Гребень»
Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.
Мы рассмотрели характерные черты орнаментальных и игровых хороводов. Исполнение хороводов связывают с местными природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержании песен, и главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.
Теперь рассмотрим такой жанр народного танца как пляска и групповые фигуры традиционной пляски.
Пляска – жанр народного танца, отличающийся яркостью и колоритностью. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Совершенствовали этого жанра могло длиться десятилетиями, оставляли в них только самое ценное, неповторимое. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.
Пляска состоит из ряда отдельных элементов, которые передают манеру исполнения, характер, имеют русский национальный колорит и отражают индивидуальность танцующего человека. Каждое отдельное движение в пляске несёт своё смысловое значение, создаётся определённый художественный образ, пластика помогает передать исполнителю свои чувства, раскрыть содержание пляски, выразить эмоциональное состояние. Движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Пляска даёт возможность передать различные состояния человека: счастье, радость, здоровье, сила, энергия.
Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.
В выразительности пляски участвуют все части тела: руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. В пляске раскрываются личные, индивидуальные черты характера – каждый участник может показать свою манеру исполнения («выходку»). Исполнители проявляют свою изобретательность, мастерство, профессионализм, неповторимость. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.[12]
Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.
В групповой пляске может участвовать много народа, но в основном это небольшая группой исполнителей. Иногда групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, а так же определённое установленное построение. Групповая пляска содержит многие фигуры хороводов, а в некоторые даже вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса.
Пляски часто называют традиционными или областными, связано это с местом бытования. Групповая пляска воплощает в себе как обязательную программу: общий рисунок, переходы, так и индивидуальное мастерство - присутствуют элементы импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.
В групповых плясках присутствуют элементы, характерные для групповых плясок: это как традиционные, так и новые, вошедшие в пляску недавно, сочиняющиеся в профессиональных, в самодеятельных.
«Шен».
Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем парыодновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левыеруки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни – в противоположном направлении. Эти переходы могут исполняться также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.
«Звездочка»
Фигура «звездочка» может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек. Наиболее распространенная «звездочка» – состоит из четырех человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т.д.
«Карусель»
В основе этой фигуры лежит «звездочка». В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В другом варианте «звездочку» образуют девушки, а юноши держат их за руки. Руки девушек и парней в «карусели» могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов и т. д.
«Челнок»
Эту фигуру может исполнять любое четное число пар.Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни – лицом. Может быть и наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь меж теми же парами. Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, круге или их построения «круг в круге», по диагонали квадрата и т. д.
«Ручеек»
Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу – колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись, друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся «ворота» и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и т.д., до тех пор, пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. «Ручеек» может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется «Обратный ручеек». При выполнении «Обратного ручейка» пары могут проходить под «воротами» или повернувшись лицом по ходу движения, или спиной.
«Волна»
Исходное положение фигуры «волна» является построением четного количества пар в одну колонну. Парень и девушка, повернувшись лицом, друг к другу, подают обе руки и образуют «ворота».Все четные пары одновременно проходят под «воротами» нечетных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем все нечетные пары, также одновременно, проходят под «воротами» четных пари т. д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такую «волну» иногда называют «волна» на месте.
Другое исполнение этой фигуры – «волна» спродвижением. Начинают движения только две пары, стоящие впереди колонны.Вторая пара проходит под «ворота» первой, которая в свою очередьодновременно переходит наместо второй пары. Продолжая двигаться, первая парапроходит под «ворота» третьей, а третья занимает ее место. Втораяпара стоит на месте в начале колонны. В исполнение «волны» теперьвключаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая,четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под «воротами»первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под «воротами»пятой, а вторая пара – под «воротами» четвертой. Третья пара стоит наместе в начале колонны. Так постепенно в «волну» включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за нейв том же порядке возвращаются и остальные пары.[12]
Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного – мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь.
Раздел 3.Практическая работа по реализации народного танца в песенно-сценических формах фольклора
1. «А у нас нынче понедельничек, праздничек» - свадебная песня с. Сухосолотино Ивнянского р-на Белгородской области.
1-й куплет.
Участники стоят полукругом.
2-й куплет.
Начинается движение по кругу основным шагом, которым является шаг с прибивом. В конце куплета участники разделяются на две колонны.
3-й куплет.
Колонны выстраиваются друг напротив друга.
4-й куплет.
Правая линия подходит к левой, кланяется и возвращается назад.
5-й куплет.
Левая линия повторяет движения правой линии.
6-й куплет.
Обе линии идут на встречу друг другу,на припеве линии разворачиваются в колонны.
7-й куплет.
Несколько участников из ансамбля, достают рушник и делают воротца, образуя композицию ручеёк.
8-й куплет.
Участники коллектива образуют круг в круге. Внешний круг идёт по часовой стрелке, а внутренний круг идёт против часовой, образуя звёздочку с рушниками.
9-й куплет.
Происходит тоже самое как и в предыдущем куплете,только участники внутреннего круга меняются рушниками. Шаг с прибивом иногда дополняется соскоками.
10-й куплет.
Внешний круг создаёт полукруга внутренний круг делится по парам и идёт вперёд образуя воротца.
11-й куплет.
Участники ансамбля выстраиваются в единую линию и заканчивают композицию.
2. Я поставила кисель» шуточная песня Орловской области.
Исполняется весело,задорно. С подтанцовкой на месте,выкриками с места,например как: «Ух ты,ещё», «Вот так,давай», «Раз,Два» и многие другие.
1-й и 2-й куплет.
Участники стоят полукругом. Руки находятся на уровне груди.
3-й куплет.
Одна из участниц простым шагом выходит в центр и начинает бить ровный ритм.
4-й и 5-й куплет.
Участница, стоящая в центре приглашает другую участницу в центр и бьют Пересек.
Пересек это особый вид полиритмии, при котором на ровную дробь накладывается определенный ритмический рисунок.
6-й-8-й куплет.
К двум участницам присоединяется третья и они бьют пересек,первая задаёт ровный ритм с выкриками «Раз,Два..»,втораяи третья бьёт пересек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация народного танца в песенно-сценических формах помогает нам сохранять поистине большое культурное наследие. Танец воплощает в себе историю, красоту, быт жизни людей.
Мы узнали, что основными жанрами являются пляска и хоровод. Если сравнивать фигурные построения хоровода и пляски можно обнаружить общее и различия.
Основой фигурного построения танца является круг и линейное построение. Они используются как в хороводе, так и в пляске. Причём очень часто в этих жанрах фигуры смешиваются, то есть в пляске можно увидеть основные построения хоровода и наоборот. Это доказывает существование тесной связи между хороводом и пляской.
Но всё же, существуют и различия в фигурах двух основных жанров. Так построения хороводов очень плавно переходят друг в друга, они как бы перетекают, переливаются. Основу композиции этого танца составляет круг, лини используются реже. Фигуры плясок более чётки и конкретны, их смену легче проследить, большее внимание здесь уделяется лексике, нежели фигурным перестроениям. Эти различия существуют потому, что пляска и хоровод несут в себе разные задачи, цели. У каждого из этих жанров своё назначение и содержание, и для раскрытия идеи используются свои средства, одними из которых и являются различные фигуры и перестроения.
Поэтому для постановки танца нельзя обойтись без двух основных жанров: хоровода и пляски и простейших, элементарных фигур. Таких как «круг», «два круга рядом», «круг в круге», «восьмёрка», «гребень», «улитка»,«змейка», «колонна», «улица», «ворота» и т. д… Для плясок это «шен», «звёздочка», «карусель», «челнок», «ручеёк», «волна», «цепочка» и другие.
Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Народный танец – это большое понятие, включающее в себя много составляющих компонентов: и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без целостного содержания этих элементов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.
Литература
Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. – Волгоград, 1999. – С.41-50.
Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.
Веретенников И.И. Белгородские карагоды. Белгород, «Везелица», 1993.
Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. – 326 с.
Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976. – 364 с.
Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.
Рогачевская Е.М. О русском хороводном творчестве.//Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов.Сост. В.Е. Гусев. Л., «Музыка», 1980. С.119-130.
Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М., «Советский композитор», 1975.
Сушкова, Л.Н. Воспитание личности основами этнокультуры // Избранные вопросы современной науки. Монография. Часть XIII. / Научный ред. д.п.н., проф. С.И. Акутина. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 212 с. С. 128-155
Сушкова Л.Н., Габитова Э.И.. Аранжировка аутентичного фольклора как один из способов адаптации музыкального песенного материала для исполнения в детских фольклорных ансамблях // Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012: материалы международной научно-практической конференции – Том13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – 102 с. С.49-51
Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.
Фомин А.С. Понятие "танец" и его структура // Народный танец : Проблемы изучения. - СПб., 1991. - С. 69.