МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ДОО - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ДОО

Барамия В.Р. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ООН и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами...»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в §1 «Общие положения» п. 1.6. говорится, что «стандарт направлен на решение нескольких задач, одна из которых - «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей».

В §2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» п. 2.6. говорится о том, что «Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями.

Культура межнационального общения - это качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях; уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству; совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Резкое возрастание интереса к проблеме межнационального общения обусловлено сегодня необходимостью снятия напряженности между народами, при этом, действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала.

У дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку, они взаимосвязаны: воспитывая симпатию к детям разных национальностей (в основном через любовь к матери, родным, близким людям; верность другу и любовь к родной природе), мы вызываем желание дружить с ними, раскрывая нравственные качества, воспитываем уважение к народам, которые они представляют. Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких (четырех-пяти) народах, а именно:

1. Месте жительства каждого из них;

2. Их труде;

3. Быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья);

4. Языке;

5. Народном творчестве (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры);

6.Искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства);

7. Нравственных общечеловеческих качествах народа.

Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: НОД, игровой, изобразительной, в свободное время, по предложению педагога и инициативе детей.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные. Воспитанники должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

В связи с этим, рассмотрим средства и методы воспитания культуры межнационального общения у дошкольников.

Специфика дошкольного возраста предполагает выбор таких средств и методов межнационального воспитания, которые в большей степени соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей.

Родная речь в ее материальном воплощении в произведениях устного народного творчества (сказки, малые жанры фольклора) — это та естественность, которая сопровождает ребенка с самого рождения на протяжении всей его жизни. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Сказки исполнены огромным жизнеутверждающим смыслом, поскольку в них высшей ценностью признается человек. Сказка помогает решению задач морального воспитания, творческого развития.

Восприятие сказки — это содействие, когда ребенок становится на позицию героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), отличаясь лаконичностью, поэтической образностью, важны для запоминания нравственных норм, правил поведения, навыков взаимодействия с людьми.

К универсальным средствам межнационального воспитания относятся народные праздники. Мир народной культуры многомерен и многообразен, он отражает ритмичность жизни и быта народа. Праздники являются одним из древних элементов человеческой культуры, имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного явления.

Обязательным атрибутом народных праздников являются народные игры. В работах исследователей (А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, А.К. Бондаренко, Т.Н. Гришина и др.) подчеркивается необходимость широкого использования народных игр в работе с дошкольниками.

Исследователи народных игр отмечают, что они способствуют развитию таких качеств, как юмор, смекалка, сообразительность.

Хороводные, командные игры ориентированы на выработку согласованности действий для достижения результата (выигрыша). Игры, включающие упражнения — «делай как я», «пойми меня», — помогают понять другого человека, развивают «чувство локтя». Вместе с тем они оставляют возможность для личностного самовыражения (в выборе движения, речи, мимики).

Народные игры способствуют формированию у ребенка любви к родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание, помогают освоить навыки общественного поведения.

Определяя роль и значение народных праздников и игр в межнациональном и личностном развитии детей, можно подчеркнуть, что они отражают культурно- историческое развитие данного народа, особенности мировидения народа, его взаимосвязь с экосистемой, содержат национально-ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру, формируют исходные качества человека, сближают людей, объединяют национальные и общечеловеческие моменты.

Особым средством в межнациональном воспитании детей обладает народная игрушка, которая представляет то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена. Национальная игрушка обобщает обычаи, вкусы и верования народа.

Уже на ступени дошкольного детства ребенок способен усвоить те человеческие ценности, мысли, чувства, идеалы по отношению к окружающим людям, своей деятельности, которые опредмечены в народном творчестве.

Народная игрушка многофункциональна: она и средство воспитания, и средство забавы, и праздничный подарок, украшение. Народная игрушка — форма передачи духовного опыта человечества. Игры с народными игрушками побуждают детей к фантазированию, воображению, развитию интереса к национальной культуре.

Такие игрушки, как свистульки, мелкая пластика (фигурки животных, птиц), сказочные образы, куклы, опосредованно вводят ребенка в мир истории народа, своего отечества; культивируют традиционные способы взаимодействия с окружающей средой; знакомят со способами взаимодействия этнических сообществ с природой; с особенностями традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в природных и социально-культурных условиях их обитания.

Особое место среди народных игрушек занимает кукла, с которой в древности связывалась идея самой жизни. Народные куклы делились на обереги (охраняли детей от злых духов, оберегали от болезней и утрат), игровые (способствовали детскому развитию, учили установлению взаимоотношений между людьми, закладывали основы нравственных, гуманных качеств личности) и обрядовые (в символической форме знакомили с традициями, принятыми формами взаимодействия, являлись необходимым атрибутом возрастных инициаций).

Народные танцы как элемент народной культуры также имеют огромное значение в национальном и межнациональном воспитании детей. Это символический способ выражения взглядов, мировидения народа посредством движений и жестов. Танцевальное искусство в той или иной степени, форме присутствует в культуре каждого этноса, этнической группы.

Г. Гачев отмечал, что танцы отражают специфику мировидения каждого этноса и их появление исторически обусловлено. Например, движения вальса имитируют вращение планет вокруг солнца, и этот танец появился лишь после открытия Коперника.

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с танцевальным фольклором предусматривает соблюдение ряда этапов:

Первый этап — эмоционально-познавательный этап, когда происходит познание культурных ценностей народа (отношение к природе, людям, миру в целом на основе ознакомления с праздниками, сказками, традициями);

Второй этап — «игровой», когда дети постигают основы танцевальной культуры через игры, в которых используется инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы, этюды для образной передачи сути движений;

Третий этап — «постановочный», подразумевающий изучение и исполнение народных танцев.

Полезны рассказы и беседы с детьми о народах, проживающих на территории России и в мире, знакомство с их культурой, историей, чтение художественной литературы.

Познавая историю, дети узнают об общности исторического прошлого и настоящего своего и других народов, у них развивается чувство принадлежности к определенной культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в своем городе и своей стране.

Дидактическая игра важна и для приобщения дошкольников к культурным традициям народов и межнационального воспитания. Еще в конце ХIХ в. известный отечественный педагог П.Ф. Каптерев, анализируя имеющиеся в продаже детские игры и игрушки, отмечал важность использования игр в воспитании детей, в развитии их представлений о России и народах, ее населяющих.

Он выделял игры, которые:

1. Знакомят детей с географическим расположением своей малой родины, России: «Географическое лото», «Выпильная Европейская Россия, деленная на губернии»,

2. Направлены на первоначальное знакомство с иностранным языком: «Лото в картинках», «Семейная игра».

Так, для воспитания культуры межнационального общения можно проводить такие игры.

1. Дидактическая игра «Оденем куклу на праздник».

Игровая задача — одеть куклу в национальный костюм.

Задания: 1. Одевая куклу, назвать элементы народного костюма. 2. Выбрать среди нескольких национальных костюмов тот, который соответствует данному народу. 3. Одевая куклу, рассказать о празднике, на который собирается кукла, исполнить народную песню или танец.

2. Дидактическая игра «Встречаем гостей».

Дидактическая задача — закреплять знания детей о традиционной народной культуре, дифференцировать представления о различных этнических общностях, о правилах национального этикета. Воспитывать культуру общения.

Игровые действия: в зависимости от этнической принадлежности гостя приветствовать его на родном языке, сервировать стол, угощать традиционными национальными блюдами.

Материал: куклы в национальных костюмах, посуда, муляжи национальных блюд.

3.Дидактическая игра «Кто знает больше «волшебных» слов по-...»

Дидактическая задача. Закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием «волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др. Воспитывать культуру общения. Игровые действия: передавая мяч по кругу, дети называют слова на различных языках. Первый круг — все вежливые слова по-русски, второй — по-татарски, третий —по-украински и т.д.

4. Игра: «Кто в какой стране живет»

Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Материал: мяч.

Ход игры. - Давайте вспомним жителей разных стран. Я буду вам подкидывать мяч и называть страну, а вы должны будете назвать жителей этой страны. Кто живет в Америке? – Американцы. Кто живет в России? – Россияне. Кто живет в Японии? – Японцы. Кто живет в Китае? – Китайцы. Кто живет на Украине? – Украинцы. Кто живет в Грузии? – Грузины. Кто живет в Англии? – Англичане. Кто живет в Испании? – Испанцы. Кто живет в Армении? – Армяне. Кто живет в Азербайджане? – Азербайджанцы.

5. Игра: «Назови слово»

Цель: дать представление детям о том, как отличаются языки народов.

Материал и оборудование: аудиокассета с записями песен детей из разных стран.

Ход игры. - Ребята, сегодня мы с вами попробуем научиться говорить слово мама, на десяти языках. Мы с вами называем маму мамой, англичане называют маму– mother (мазер); Армяне – майр; Азербайджанцы – ана; Башкиры – әсәй; Татары – эний; Грузины – деда; Чуваши – мамла; Китайцы – мама; Итальянцы – мадрею

- Видите, как отличаются языки народов. Каждый язык по своему красив.

Межнациональное воспитание связано с внедрением элементов музейной педагогики. Обладая мощным дидактическим потенциалом, она все шире проникает в практику воспитания и обучения дошкольников.

Музейную педагогику рассматривают как область науки, которая изучает историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на разные категории посетителей, взаимодействие их с образовательными учреждениями.

Основная цель музейной педагогики — становление социокультурного опыта, творческое развитие личности в процессе приобщения к музейным ценностям.

Музей выступает связующим звеном между личностью и социокультурной средой, между прошлым и настоящим. Музей помогает приобщению детей к общечеловеческим, национальным ценностям.

Итак, воспитание культуры межнационального общения есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития отношений, которые проявляются в межнациональных связях разных народов. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть, вызвать интерес к культуре других народов, а для осуществления воспитательной и образовательной работы по формированию у дошкольников культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса.

Литература:

1. Богомолова М.И., Захарова Л.М. Межнациональное воспитание детей. - уч. пособие. - М. – 2011 г.

2. Белоцерковец Н.И. Педагогика межнационального общения. - уч. пособие. - 2008 г.

Просмотров работы: 9298