ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА

Деменева Е.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазввитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Они подразделяются на: Личностные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД, Коммуникативные УУД

Мы остановимся на познавательныхуниверсальных учебных действиях на примере изучения темы «Состав слова».

Но для начала дадим характиристику познавательным УУД, чтобы иметь первичное представление о том, какую значимость они представляют в учебном процессе. Познавательные УУД– это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные универсальные учебные действиявключают общеучебныеилогическиеумения постановки и решения проблем.Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В первый класс приходит большинство детей неподготовленных к учебной деятельности, не умеющие ни писать, ни читать. И для того, чтобы включить ребёнка в учебный процесс мы вкладываем немало сил. Ведь для осуществления развивающих целей обучения необходимо активировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Учебная деятельность – это процесс, дающий всеобщее развитие для учащихся, и поэтому, формируются разные виды учебных умений. Формирование у младших школьников учебных умений осуществляетсяна каждом уроке русского языка, в том числе и на других уроках. Учебные умения не зависят от содержания конкретной темы и сэтой точки зрениятакие умения называтся общеучебными. Если говорить конкретно об общеучебных умениях, формирующихся при познавательных УУД, то к ним относятся такие: умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; умениестроить речевое высказывание, делать обобщение, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия;

А теперь приведем обоснование к характеристике познавательных УУД на примере изучения состава слова. Как говорилось мною ранее, одним из умений при формировании познавательных УУД является умение понимать и формулировать информацию, представленную в модельной форме. В разделе «Состав слова» при изучении морфем, дети учатся правильно обозначать их, так как это принято. Объектом морфемного анализа на уроках русского языка, как правило, является отдельное слово, предлагаемое для разбора учебником или специально подобранное учителем. Таким образом, каждое слово в зависимости от строения, т.е от состава морфем, имеет свою определенную модель. Обратимся к заданию с примерами моделей состава слов разных частей речи (См. в приложении)

Мы увидели, каким образом происходит формирование познавательных УУД при умении у учащихся работать с моделями в разделе «Состав слова». Но мною были также и приведены другие виды общеучебных умений. Из приведенных мною данного вида умений было умение строить речевое высказывание; делать обобщение и выводы. Такие умение можно использовать как на первом этапе урока, в котором учащиеся должны будут сформулировать знания о составе слова, полученные на прошлых уроках, так и в конце урока, чтобы подвести итог о полученных знаниях на данном уроке и в том числе, об изученном ранее в разделе: «Состав слова». Например, учитель начинает свой урок с проверки изученного на прошлых уроках в разделе: «Состав слова» таким образом:

У: -Сегодня мы повторим с вами тему о составе слова. А что вам известно о составе слова?

Д:- В состав слова входят: приставка, корень, суффикс, окончание.

У:- А сейчас мы узнаем, как вы усвоили тему. Урок у нас сегодня необычный. Я предлагаю вам отправится в путешествие на «Остров знаний». На пути у нас будут преграды, которые мы должны преодолеть, чтобы попасть на остров. И вот на пути у нас 1 преграда «Значимые части слова» Скажите, что такое корень слова? Как его выделяют? Каково значение корня? Выделите в слове «мороз» корень.

Д:- Корень – это главная значимая часть слова. Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова, и общая неизменяемая часть в этих словах будет корнем. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Выделяют корень)

У:- Что такое окончание? Как его выделяют? Каково значение окончания? Выделите в слове «морозы» окончание.

Д:- Окончание – это изменяемая часть слова. Чтобы выделить окончание в слове, нужно изменить форму этого слова, и изменяющаяся часть на конце получившихся слов будет являться окончанием. Окончание служит для образования формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. ( Выделяют окончание)

У:-Что такое приставка? Как ее выделяют? Каково значение приставки? Выделите в слове «Заморозки» приставку.

Д:- Приставка – это значимая часть слова. Приставкой будет являться часть слова, стоящая перед корнем. Приставка служит для образования слов. (Выделяют приставку)

У:- Что такое суффикс?Как его выделяют? Каково значение суффикса? Выделите в слове «морозный» суффикс.

Д:-Суффикс – это значимая часть слова, Суффиксом будет являться часть слова, стоящая после корня. Суффикс служит для образования слов.

У:- Молодцы, хорошо справились с заданием! Ребята, чем сейчас занимались?

Д:- Называли значимые части слова и разбирали по составу.

Рассмотрев общеучебные умения, относящиеся к познавательным УУД, целесообразно будет приступить к рассмотрению другого вида умений – это логические умения. К числу логических умений относятся: умение анализировать объекты с целью выделения признаков; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения; классификация объектов; установлениепричинно-следственных связей;построение логической цепи рассуждений, доказательств; выдвижение гипотез; их обоснование. Примером логических умений может служить следующее задание:

Дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне. Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение. Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск.Поезд № 2. чайник, кофейник, молочник, веник.Поезд № 3. посмотреть, победить, подумать, погрустить.

(В первом поезде лишним будет вагон - закон, во всех словах за - это приставка, а в слове закон слог за входит в корень. Во втором поезде лишний вагон - веник, т.к. во всех словах ник - это суффикс, а в слове веник слог ник входит в корень. В третьем поезде лишнее слово победить, т.к. во всех словах по - это приставка, а в слове победить слог по входит в корень.) Данное задание формирует несколько видов логических умений познавательных УУД. Во-первых, это умение анализировать объекты с целью выделения признаков. Дети анализировали слова и выделяли лишнее слово, отличающееся своим признаком, т.е своим составом. Во – вторых, это умение построить логическую цепь рассуждений, доказательств; выдвижение гипотез; их обоснование. Поскольку дети работали в группе, они учились взаимодействовать друг с другом, формулировали свои предложения решения задания, затем определив вместе с группой свой ответ, какой вагон лишний, приводили доказательство своего решения.

Из приведенных мною видов логических умений было умение классифицировать объекты, для примера развития таких умений может служить следующее задание(См в приложении).

Также к логическим умениям относится синтез. Как известно синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. Для примера осуществления синтеза можно выделить следующее задание:

Отгадайте слова.

Его корень в слове цена, приставка в слове осмотр, суффикс в слове тетрадка, окончание в слове книга (оценка).

Его корень в слове подкладка, приставка в слове записать, суффикс в слове дымка, окончание в слове лисица (закладка).

Его корень в слове пришкольный, приставка в слове одуванчик, суффикс в слове задачник, окончание в слове лебедь (школьник).

Его корень в слове вьюнок, приставка в слове подсолнух, суффикс в слове стёклышки, окончание в слове яблоко (солнышко).

Его корень в слове смертельно, приставка в слове бессильный, суффикс в слове посильная , окончание в слове зелёный (бессмертный).

На примере темы: «Состав слова» я привела доказательства важной

значимости познавательных УУД в учебной деятельности младших

школьников. В целом я могу сказать об универсальных учебных действиях

то, что они являются основой образовательного и воспитательного процесса,

которая дает всеобщее развитие личности младшего школьника.

Список использованной литературы:

1. Как проектировать УУД в начальной школе/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2008 – 151 с.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

3. Познавательные УУД: [электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/06/19/poznavatelnye-uud

4. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка: [электронный ресурс]. URL: http://odiplom.ru/pedagogika/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deistvii-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka

Приложение

Просмотров работы: 3300