ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Лысых Н.В. 1, Бульгак К.А. 1
1Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время остро встает проблема патриотического воспитания детей, подростков, юношества, поскольку современное общество все с большей силой охватывают националистические настроения, учащаются случаи вандализма по отношению к историческим памятникам, проявления неуважения и жестокости к ветеранам. На молодое поколение обрушивается много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

По мнению многих исследователей, патриотическое воспитание должно начинаться с первых ступенек жизни человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании поднимутся до осознанной любви к своему Отечеству, к своему народу.

Для маленького ребёнка в патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А.Н Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежит чувство Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинкта Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественно войны, их трудовых и боевых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне» [1, c.71].

Истинные патриотические чувства закладываются с детства, поэтому патриотическое воспитание должно начинаться как можно раньше и дома, и в школе.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны.

Особое эмоциональное воздействие на формирование чувства патриотизма оказывают праздники, посвященные «красным» датам для страны, города, области и школы.

Конечно, форм патриотического воспитания очень много, трудно назвать все. И каждая играет определенную роль, занимает свою нишу в воспитательном пространстве образовательных учреждений. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему, их выбор был целесообразен, т.е. содержание и форма соответствовали бы задачам проводимого мероприятия, чтобы они были подготовлены и проведены качественно, с использованием современного содержательного материала и технологий- это немаловажный фактор в достижении поставленных задач. И особенно важными условиями являются интерес к проводимому мероприятию у самих ребят, понимание его значимости, важности, и непосредственное участие школьников в подготовке всех выбранных педагогами форм. Соблюсти эти условия не сложно, но необходимо. Тогда выбранные нами формы патриотического воспитания станут мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящие и будущее этих главных человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания школьников.

Анализируя педагогическую литературу по патриотическому воспитанию школьников, мы выявили ряд особенностей, которые необходимо учитывать при организации внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию.

Во-первых, для младших школьников мероприятия должны быть увлекательными и доступными для понимания.

Во-вторых, содержание мероприятий должно быть эмоционально насыщенным, чтобы вызвать у ребят гордость за принадлежность к великой стране, великому народу, и скорбь по павшим воинам и мирным жителям, а также желание изучать историю родного края.

В-третьих, предоставлять учащимся возможность быть активными участниками внеклассных мероприятий, например, найти и подготовить сообщения на определённую тему, оформить стенгазету, небольшую выставку или электронную версию презентации книги.

В-четвертых, занятия должны проводиться в разнообразных формах в соответствии с возрастными особенностями младших школьников: просмотр фото- и видеоматериалов, встреча с ветеранами и героями войны, посещение музеев, подготовка фотовыставок, самостоятельная работа младших школьников по поиску материалов о героях Великой Отечественной войны и т.д.

Учитывая вышеперечисленные особенности патриотического воспитания младших школьников, накануне празднования Дня Победы нами был разработан и реализован комплекс занятий, цель которого состояла в том, чтобы через знакомство с героем Великой Отечественной войны, нашим земляком маршалом Александром Михайловичем Василевским, пробудить у младших школьников патриотические чувства, уважение к историческому прошлому нашей страны, гордость за наших героев.

На первом занятии, используя фото- и видеоматериалы, мы говорили с ребятами о Великой Отечественной войне, о том, что эта война унесла много жизней, но благодаря героической стойкости солдат и самоотверженности тружеников тыла русский народ одержал победу над фашизмом. И эту победу помогала приблизить грамотность наших полководцев. Один из таких полководцев родился на нашей земле, в Ивановской области.

Для того, чтобы ребята узнали о ком пойдет речь, им предлагалось разгадать ребус, в котором было зашифровано имя героя Великой Отечественной войны, чьим именем названа улица в нашем городе Иваново. Разгадав его, мы стали говорить о ярких страницах биографии Александра Михайловича Василевского.

Ребята узнали, что он родился в Кинешемском районе Ивановской области в многодетной семье, в которой было восемь детей. В детстве Александр мечтал стать агрономом или сельским учителем, но начавшаяся Первая мировая война разрушила его планы и неожиданно для себя и для родных Александр Михайлович становится военным.

Особенно ярко проявился его военный талант во время Великой Отечественной войны, участником которой Александр Михайлович был с первых дней. Именно он сыграл важную роль в организации обороны Москвы, в подготовке контрнаступления под Сталинградом (современное название - Волгоград), в координации Курской битвы, в операции по освобождению Белоруссии, Украины и Крыма. За преданность Родине, за большой вклад в развитие военного искусства Александр Михайлович был награжден орденами, медалями и получил высокое воинское звание маршала.

В нашей области, где он родился, чтят память об этом герое. Именем маршала Василевского названы улицы в г. Иваново и в городах Ивановской области: Вичуга и Кинешма, воздвигнуты памятники и установлены мемориальные доски.

После рассказа о маршале Василевском, ребятам было предложено собрать о нем материал и фотографии, чтобы к празднованию Дня Победы сделать стенгазету.

Через неделю ребята принесли свои материалы и под военную музыку увлеклись работой над стенгазетой, которую было решено вывесить в школьной рекреации, чтобы и остальные школьники познакомились с героической личностью, нашим соотечественником Маршалом А.М. Василевским.

В ходе исследования на основе анализа литературы были уточнены следующие понятия: патриотизм, патриот. Патриотизм с разных точек зрения понимается по - разному. Объединив все трактовки данного понятия можно сказать, что патриотизм это любовь к совей Родине, своему Отечеству, это способность подчинить свои интересы интересам государства. Патриотизм всегда носит исключительно положительный характер. Патриот в свою очередь это человек, который искренне любит свою страну, обладает высокой гражданской позицией, который ответственно относится к прошлому, настоящему и будущему своего государства. Также мы рассмотрели содержание патриотического воспитания младших школьников и основные формы и методы работы. На сегодняшний день огромное разнообразие разных форм и методов патриотического воспитания школьников. К ним относятся конкурсы, классные часы, посещения митингов, игры по станциям, викторины, тематические презентации, соревнования, театральная деятельность и т.д.

Таким образом, нами был разработан комплекс занятий по патриотическому воспитанию младших школьников, посвященный празднику День Победы. Комплекс занятий включает занятие, посвященное знакомству с праздником Великой Победы; занятие, посвященное с нашим соотечественником – маршалом А.М. Василевским. Занятия проводятся в разнообразных формах в соответствии с возрастными особенностями младших школьников: беседа, изготовление стенгазеты, чаепитие, самостоятельная работа младших школьников по поиску материалов о героях Великой Отечественной войны.

Литература

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

Просмотров работы: 2723