В статье рассмотрено понятие «налоги» с точки зрения теории и законодательства, а также основные принципы налогообложения, дана их общая характеристика. Сформулированы отличительные признаки налогов от иных платежей.
Налоги известны издавна, еще на зарождении человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. С появлением государственности, государство понимало, что нужно иметь какие-либо ресурсы для процветания и развития, для чего и вводились различные налоги, сборы, подати и т.п., которые с течением времени преобразовывались и совершенствовались.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
На современном этапе развития общества налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.1
С точки зрения законодательства (п.1 ст.8 НК РФ), налоги - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2
В. М. Пищулов, доктор экономических наук, профессор, считает, что налог как экономическая категория представляет собой долговое отношение между субъектом экономики, подлежащим налогообложению и несущим налоговое обязательство, с одной стороны, и государством, представленным соответствующими органами государственной власти, предъявляющим налогоплательщику налоговое требование, с другой стороны.3
Данное утверждение вполне можно считать справедливым, т.к. с экономической точки зрения платеж представляет собой способ погашения долга.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоги – это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц (за некоторыми исключениями, указанными в законодательстве о налогах и сборах), которые безвозмездны и которые обращаются в доход того или иного уровня бюджета.
Стоит остановиться на отличительных признаках налога от иных долговых отношений.
Односторонний порядок возникновения налоговых отношений;
Субъекты налоговых отношений неравноправны;
Налогоплательщики не имеют свободы выбора вступать или не вступать в налоговые правоотношения с государством и иными субъектами, которые устанавливают налоги;
Законодательное закрепление налогов;
Налог индивидуально безвозмездный и безвозвратный;
Налоги имеют принудительный характер;
Не порождает индивидуально встречных обязательств со стороны государства;
Уклонение от уплаты налогов влечет за собой применение ответственности.
Исходя из указанных признаков, налог представляет собой долговое отношение между налогоплательщиком, несущим налоговое (долговое) обязательство, и государством, предъявляющим налоговое (долговое) требование. Налог как долговое отношение устанавливается на основе закона, обеспечивается государственным принуждением, не носящим характер наказания, и характеризуется свойствами индивидуальной безвозмездности, безвозвратности. Налог как долговое отношение реализуется и тем самым прекращает существование (гасится) посредством отчуждения собственности налогоплательщика в пользу государства, что имеет своим результатом обеспечение платежеспособности государства.4
Итак, мы рассмотрели понятие налога, его отличительные признаки и дали развернутое определение данному понятию. Теперь стоит остановиться на принципах налогообложения.
В теории существует три группы принципов налогообложения: экономические, юридические и организационные. Законодательно закреплено преимущественно экономические принципы, т.к. они определяют сущность, целесообразность налогов и оценку их как экономического явления.
Мы рассмотрим лишь основные принципы, т.к. их достаточно много и каждый теоретик либо ученый предлагает и обосновывает их по-своему.
Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.
Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям;
Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому;
Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными;
Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.
Адам Смит предложил вышеуказанные принципы и научно их обосновал, тем самым, заложил фундамент теоретических разработок принципов налогообложения.
Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.
Финансовые принципы:
достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.
Экономико-хозяйственные принципы:
надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.
Этические принципы:
всеобщность налогообложения;
равномерность налогообложения.
Принципы налогового администрирования:
определенность налогообложения;
удобство уплаты налогов;
максимальное уменьшение издержек взимания.
Сформулированные А.Смитом и А.Вагнером принципы положили начало современным принципам налогообложения, которые сведены в определенную систему, состоящую из трех напрвлений.
Первое направление — экономические принципы.
Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.
Вертикальный аспект предполагает, что:
с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.
Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.
Данный принцип закреплен в п.1, 2 и 7 ст.3 НК РФ.
Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.5
Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.
Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.
Устанавливаются отдельными нормативно-правовыми актами соответствующего уровня власти, а также ст.13, 14, 15 НК РФ.
Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.
Данный принцип закреплен в п.4 ст.3 НК РФ.
Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа, государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Закреплен также в НК РФ, в частности, например, в ст.32.
Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.
Указанный принцип закреплен в п.6 ст.3 НК РФ.
Третье направление — юридические принципы налогообложения.
Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.6
Данный принцип закреплен в п.5 ст.3 НК РФ, а также ст.57 Конституции РФ7 устанавливает, что налоги и сборы должны быть законно установлены.
Таким образом, можно констатировать то, что, безусловно, вышеперечисленные принципы являются неотъемлемой частью налоговой политики государства, т.к. они служат базой, фундаментом, основополагающим началом в реализации законодательства о налогах и сборах, а также налоговой политики в целом. Указанные принципы не являются исчерпывающими, мы рассмотрели лишь основные. Система налогообложения действует исходя из данных принципов, ведь они имеют важное и практическое значение для ее осуществления. Большинство принципов налогообложения закреплены законодательно, а именно, в Налоговом кодексе Российской Федерации (преимущественно экономические).
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс», 2014
Налоговый кодекс РФ ч.1 от 31.07.1998 №146-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.10.2014)// СПС «Консультант Плюс», 2014
Пищулов В. М. Воспроизводство и налоговая политика. Екатеринбург. Уральский гос. лесотехн. ун-т. 2006. 122 с. // СПС «Консультант Плюс», 2014
Дорофеева Н.А. О реализации основных экономических принципов налогообложения в Российской Федерации// Финансовая жизнь №2, издательство: Академия менеджмента и бизнес-администрирования, М., 2011, с. 12-15
Экономический словарь// http://ekslovar.ru/
1 Экономический словарь// http://ekslovar.ru/
2 Налоговый кодекс РФ ч.1 от 31.07.1998 №146-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.10.2014)// СПС «Консультант Плюс», 2014
3 Пищулов В.М. Определение налога – налог как долговое отношение// Международный бухгалтерский учет №7, издательство: ООО "Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ", М., 2012, с.39-48
4 Пищулов В. М. Воспроизводство и налоговая политика. Екатеринбург. Уральский гос. лесотехн. ун-т. 2006. 122 с. // СПС «Консультант Плюс», 2014
5 Дорофеева Н.А. О реализации основных экономических принципов налогообложения в Российской Федерации// Финансовая жизнь №2, издательство: Академия менеджмента и бизнес-администрирования, М., 2011, с. 12-15
6 Данченко М.А. Налогообложение // Электронная библиотека «Томский государственный университет», Томск, 2012
7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс», 2014
7