КУРСОВАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КУРСОВАЯ РАБОТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Шелест Е.В. 1
1Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Общество на современном этапе своего развития предъявляет все новые, более высокие требования к качеству образования, что предполагает переосмысление образовательного процесса. Во многих странах мира стоит проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования. Для ее решения проводятся исследования учебных достижений обучающихся, разрабатываются и апробируются различные системы педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся. Разработка надежного, объективного инструментария оценки качества образования, который будет соответствовать меняющимся концепциям обучения и контроля, практическим подходам, образовательным потребностям личности, является одной из важнейших задач образования. Такой подход обусловлен требованиями, вытекающими из отдельных положений Закона Республики Казахстан «Об образовании», которые указывают на необходимость контроля за усвоением обучающимися учебных программ [1]. Конкретные задачи в этом аспекте отражены в «Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства», а в качестве приоритетных направлений работы определяется модернизация методик образования, внедрение инновационных методов, решений и инструментов, в том числе и средств контроля за качеством образования [2].

Система образования активно осваивает тестовые технологии, которые прочно укрепились в международной образовательной практике. Стандартизированные, хорошо отлаженные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам внедряются и используются на всех уровнях системы образования. Во многих государствах мира (Великобритания, США, Нидерланды, Чехия, Польша и др.) и ряде постсоветских стран (Россия, Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Литва и др.) для оценки качества образования осуществляется независимый внешний контроль в форме национальных экзаменов. В его основе лежит правильно выстроенная система оценивания. Именно такой подход к решению проблемы превращает качество образования в мощное орудие влияния на судьбы экономик и государств.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Национальное тестирование к 2014-2015 гг. будет проводиться после окончания не только основной и профильной, но и начальной школы [3]. Следовательно, учащиеся должны быть готовы к тестированию. Для этого необходима система тестовых заданий, позволяющая выявить уровень предметной подготовки, оперативно скорректировать содержание образования, усовершенствовать методы обучения, а также проследить динамику учебного прогресса. Приведение качества контроля в соответствие с современными требованиями выдвигает на передний план проблему создания научно и методически обоснованной, экспериментально апробированной тестовой системы многоэтапного контроля.

В педагогике тест обозначает стандартизованный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами – нормами теста [4].

Анализ психолого-педагогической литературы, практического опыта школ показал, что интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными казахстанскими (Е.А.Батешов, Г.К.Мустафина, Ш.Ж.Тажиева и др.), зарубежными (Д.Вилфорд, Д.Гласс, К.Ингенкамп, Дж.Стенли и др.) и российскими (В.С.Аванесов, Б.А.Ашарин, В.П.Беспалько, В.Г.Кузнецов, А.Н.Майоров, А.И.Огорелков, П.И.Пидкасистый, С.С.Степанов, И.А.Цатурова, М.Б.Челышкова и др.) учеными.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью общества и государства в качественном образовании. Возрастает необходимость применения эффективной системы контроля и оценки результативности обучения. Заметно улучшить образовательный процесс позволяют тесты, так как обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний.

Однако, важно не только планомерно и систематически осуществлять тестовый контроль, но и правильно его организовывать. Учитывая вышеизложенное, проблема организации и проведения тестирования младших школьников является актуальной, требующей своего разрешения в рамках специального педагогического исследования.

Объект исследования – педагогический процесс в начальной школе.

Предмет исследования – содержание деятельности учителя по организации и проведению тестирования в начальной школе.

Цель исследования – разработка системы тестовых заданий, направленных на выявление качества учебных достижений младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Выявить особенности организации и проведения тестирования в педагогическом процессе начальной школы.

  3. Определить эффективность опытно-экспериментальной работы по применению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников.

  4. Разработать практические рекомендации учителю по организации тестирования в начальной школе.

Методологической основой исследования являются основные положения диалектико-материалистической философии, теории познания, теория формирования личности и ее активности в деятельности, государственные документы Республики Казахстан в области образования.

Методы исследования:

  • теоретические – анализ, синтез, абстрагирование;

  • эмпирические – наблюдение, тестирование, беседа, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент.

Структура научно-исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи исследования, определяются методологическая основа и методы исследования, характеризуется структура и содержание работы.

В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы организации и проведения тестирования в педагогическом процессе начальной школы» анализируется проблема проведения тестирования школьников в психолого-педагогической литературе; дается определение понятий «тест», «тестирование», «контроль», «качество», «учебные достижения», представлена классификация тестовых заданий; выявлены особенности организации и проведения тестирования младших школьников.

Во второй главе «Организация опытно-экспериментальной работы по проведению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников» освещается содержание тестовых заданий по математике, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по организации тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников.

В заключении делаются выводы, полученные в процессе педагогического исследования, даны практические рекомендации учителю по применению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников.

В списке литературы дан перечень книг, статей, использованных в процессе работы над выбранной темой. Список литературы состоит из 24 источников.

В приложении представлены образцы анкет, заполненных учителями и учащимися начальных классов, требования к разработке и оформлению тестов, тестовые задания по математике. Приложение содержит 11 наименований.

1 Теоретические основы исследования проблемы организации и проведения тестирования в педагогическом процессе школы

1.1 Разработка вопроса организации и проведения тестирования в психолого-педагогической литературе

История тестов началась в конце XIX века, в период революционного изменения общественного сознания, совпавшего, по времени, с научным кризисом, поразившим естествознание.

Родоначальником тестового движения можно назвать известного английского ученого Ф.Гальтона. В 1884-1885 гг. он проводил серию испытаний среди посетителей лаборатории – детей и взрослых, у которых определялись быстрота реакции, вес, жизненная емкость легких, сила кисти (его изобретение – сжимание ручного динамометра) сила удара кулаком, становая сила, рост, острота зрения.

К концу ХIХ века в Европе сложились две традиции в контроле знаний: 1) немецкая – устные формы экзамена в присутствии комиссии, состоявшей, по меньшей мере, из двух человек. На экзамене давались один (редко два) сравнительно объемный вопрос, ответ на который должны были свидетельствовать об уровне знаний всего курса; 2) английская – письменная форма контроля, во время которого испытуемым давалось 10-12 коротких заданий, из разных тем [5].

Первые тесты для объективного контроля знаний, умений и навыков появились в начале XX века. В США их стали называть педагогическими. Они вызывали настороженное к себе отношение у сторонников традиционной педагогической науки и практики. Типичные аргументы оппонентов тестового метода сводились, в обобщенном виде, к следующим утверждениям:

– тесты используются в капиталистических странах, где с их помощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации;

– применение тестов унижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллы оказываются ниже среднего уровня;

– в педагогике нет, и не может, быть точной единицы измерения, и потому не следует терять время, силы и средства на разработку неточных методов [6].

В России конца XIX - начала XX века вопрос разработки тестов и их применения для оценки знаний не обсуждался, так как шли дискуссии лишь о полезности и вредности балльных оценок.

В 50-70 гг. XX в. тестирование можно было охарактеризовать одним словом: застой. Интерес к тестам в этот период заметно вырос, но ситуация с ними не только не улучшилась. Кажущаяся простота создания тестов породила множество некачественных самоделок, дискредитирующих этот перспективный метод научной организации самоконтроля и объективного педагогического контроля знаний [7].

После обретения Независимости в Республике Казахстан одним из приоритетных направлений развития стало повышение качества образования. В связи с этим возникла потребность в получении объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений. В стране начинает складываться новая эффективная система оценки и контроля результатов, основанная на использовании тестовых технологий.

Необходимо рассмотреть понятия «тестирование», «тест».

Тестирование – метод психодиагностики, использующей тесты с определенной шкалой значений [8].

В словаре педагогического обихода дается следующее определение понятию «тест» – метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений [9].

На рисунке 1 представлена классификация тестов [10], определяемая по различным основаниям.

Рисунок 1. Классификация тестов (по А.Н.Майорову)

Рассмотрим предложенную классификацию тестов.

  1. По процедуре создания могут быть выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты. Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов.

  2. По средствам предъявления:

  • бланковые (тесты «бумага и карандаш»), данные тесты можно разделить на два вида:

1) с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и в которых испытуемый фиксирует результаты;

2) с использованием бланков, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы (фиксируют ответы). Бланки предъявляются отдельно от заданий;

  • предметные – в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;

  • аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления;

  • практические – появившиеся относительно недавно эти тесты сходны с лабораторными работами (по химии, физике, биологии и пр.), однако снабженные соответствующими инструкциями и имеющие тестовое оснащение);

  • компьютерные.

  1. По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста:

  • тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

  • личностные тесты, с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого, помимо его интеллекта включая тесты мотивов (то же, что и тесты динамики);

  • тесты достижений.

  1. По характеру действий:

  • вербальные, связанные с необходимостью произведения умственных действий – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.;

  • невербальные (практические), связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями.

  1. По ведущей ориентации:

  • тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время;

  • тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано;

  • смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных.

  1. По степени однородности заданий:

  • гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;

  • гетерогенные (многоразмерные), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся и по характеру, и по содержанию.

  1. Объективные тесты – тесты, объективность оценки результатов которых обусловливается тем обстоятельством, что в процессе обработки результатов тестирования не предусматривается использование их субъективных толкований тестирующим, к этой группе тестов относятся тесты школьных достижений.

С другой стороны выделяют проективные тесты – совокупность методик, разработанных в рамках проективного подхода в психологии, и характеризующихся неопределенностью, неоднозначностью используемых в ходе тестирования стимулов, что допускает чрезвычайно большое разнообразие ответов и проявление определенной субъективности при их толковании тестирующим.

  1. Широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей, то есть степени освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса. Узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т. д.

  2. По целям использования выделяют тесты, направленные на выявление:

  • знаний или поведения школьников в начале обучения (определяющий тест);

  • прогресса, достигнутого в процессе обучения (формирующий тест);

  • трудности обучения и их источники во время процесса обучения (диагностический тест);

  • основные достижения в конце обучения (суммирующий тест).

  1. По широте использования:

  • для использования учителем;

  • для использования группой учителей или администрацией образовательного учреждения;

  • для целей отбора и формирования групп;

  • для аттестации учащихся [10, 40].

Классификация, приведенная выше, является сугубо эмпирической, однако практически достаточно значимой, поскольку в зависимости от широты предполагаемого использования зависит и уровень требований к качеству инструмента и этажность эго разработки и время подготовки.

Тесты достижений (они же тесты успешности, тесты успеваемости) являются диагностическим инструментом объективной оценки и контроля результатов образовательной или профессиональной подготовки. Первые тесты подобного рода появились в период возникновения метода тестирования.

В первое десятилетие XX столетия тесты достижений начали использоваться в образовательной и профессиональной практике США, Германии, Великобритании, России и других стран, однако в децентрализованной, прагматически ориентированной и активно развивающейся системе США эти тесты получили более широкое распространение и интенсивное развитие [11].

Тестирование в настоящее время занимает центральное место в системе оценки качества образования. Рассмотрим понятия «оценка», «контроль», «качество образования».

Общим родовым понятием выступает «контроль», означающий проверку, наблюдение с целью проверки [12]. И.П.Подласый под контролем подразумевает процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства, механизм проверки [13].

Составной частью контроля является проверка, цель которой – определение качества обученности учащегося. В педагогическом энциклопедическом словаре проверка – процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности с требованиями, задаваемыми учебными программами [14].

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат проверки)[15]. В табелях успеваемости, классных журналах, базах данных оценки фиксируются в виде отметок – условных выражениях оценкизнаний,уменийи навыков, а также поведения учащихся (школьников) [16].

Заключительным понятием выступает «качество образования», являющееся показателем достигнутого уровня знаний, умений и навыков, умственного, нравственного и физического развития. Качество образования измеряется соответствием стандарту образования [4, 120].

Одним из рациональных средств мониторинга качества образования является тестирование. Оно дополняет традиционную систему текущего контроля, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний. Тестирование имеет как преимущества, так и недостатки.

Положительными качествами тестирования являются:

  1. попытка устранения субъективизма в оценке знаний контролируемого на основе объективной обработки результатов контроля;

  2. возможность быстрого подсчета и обработки большого количества материала, возможность охвата большего количества испытуемых;

  3. диагностичность теста, отсюда вытекает возможность индивидуального подхода, предупреждение неуспеваемости, отставания, улучшение методики преподавания.

Недостатки тестирования можно свести к следующему:

  1. тесты фиксируют только конечный результат выполнения задания, игнорируя характер самого процесса достижения того или иного результата;

  2. не выявляются причины допуска ошибок, правильный ответ может быть угадан из числа предложенных, неправильный ответ может быть получен неправильным прочтением, человек может быть, правильно обсуждал, а ответ написал неправильно [17].

Таким образом, тестирование развивалось вширь – по линии проникновения в образовательное пространство и вглубь – по линии совершенствования тестовых методик и создания моделей статистической обработки результатов. Уточнялся и совершенствовался понятийный аппарат тестологии. Тесты в образовании за несколько десятилетий превратились в один из действенных инструментов, выполняя многоролевые функции и оказывая значительное воздействие на учебные, воспитательные и управленческие процессы.

1.2 Особенности организации и проведения тестирования в педагогическом процессе начальной школы

Основной целью работы учителя начальных классов является формирование у учеников общеучебных умений и навыков. Управлять и корректировать данный процесс возможно лишь на основании результатов, полученных в результате контроля. Проверка результатов обучения должна установить готовность учащихся к восприятию нового учебного материала, проверить у них уровень сформированности представлений и понятий, умений и навыков, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении. Это возможно за счет использования тестирования, получившего в настоящее время достаточно широкое распространение.

В рамках нашего исследования были проведены анкетирование учителей, позволяющее выявить особенности применения тестирования в педагогическом процессе начальной школы (Приложения 1-2) и анкетирование младших школьников, направленное на изучение отношения учащихся к тестовым заданиям (Приложения 3-4). Исследование проводилось на базе СОШ №66 и школы-лицея №101 г.Караганды.

В анкетировании учителей приняли участие 23 человека, среди них в первом классе работают 3 чел. (13,1%), во втором – 5 чел. (21,7%), в третьем – 9 чел. (39,1%), в четвертом – 6 чел.(26,1%); педагогический стаж до 5 лет имеют 4 чел. (17,4%), 6-10 лет – 4 чел. (17,4%), 11-20лет – 9 чел.(39,1%), свыше 20 лет – 6 чел. (26,1%).

Систематически тестирование на уроках применяют 16 чел. (69,6%), эпизодически – 7 чел. (30,4%).

Тесты заимствованные используют 7 чел.(30,4%), авторские – 5 чел.(21,7%), комбинированные – 11 чел.(47,9%).

Продолжительность тестов по времени варьируется: от 5 до15 минут применяют 8 чел. (34,8%), от 15 до 30 минут – 14 чел. (60,9%), от 30 до 35 минут – 1 чел. (4,3%).

Тестовый контроль осуществляют на уроках математики, русского языка и познания мира 3 чел.(13,1%), на уроках математики, русского языка, познания мира и литературы – 18 чел. (78,2%), на уроках математики, русского языка, познания мира, литературы и самопознания – 2 чел.(8,7%).

В рамках текущего контроля тестирование используют 4 чел. (17,4%), итогового – 1 чел.(4,3%), тематического – 1 чел.(4,3%), применяют в различных видах контроля – 17 чел. (74%).

Все формы тестовых заданий использует 1 чел. (4,3%), только с выбором одного правильного ответа – 6 чел. (26,1%), комбинируют различные формы заданий в тесте – 16 чел.(69,6%).

Учащиеся всех опрошенных учителей принимают участие в конкурсах с применением тестирования: «Русский медвежонок» – 3 чел.(13,1%), «Кенгуру» – 2 чел.(8,7%), «Русский медвежонок» и «Кенгуру» – 13 чел.(56,5%), «Русский медвежонок», «Кенгуру» и «Ак бота» – 4 чел(17,4%), «Ак бота» и «Парасат» – 1 чел.(4,3%).

Объективными результаты тестов считают 14 чел.(60,9%), необъективными – 7 чел. (30,4%), в зависимости от ситуации – 2 чел. (3,7%).

В анкетировании младших школьников приняли участие 24 человека. Среди них 22 чел. (91,7%) любят выполнять тестовые, 2 чел.(8,3%) испытывают трудности при работе с тестами.

Наиболее предпочтительными для выполнения тестовых заданий, по мнению младших школьников, являются следующие учебные предметы: математика (22%), литература (22%), самопознание (20,3%), русский язык (17%), познание мира(18,7%).

В качестве преимуществ тестов школьники отмечают: наличие интересных вопросов и заданий (47,2%), возможность закрепить пройденный материал (22,2%) и проверить его усвоенность(19,4%), малое количество затрачиваемого времени (5,6%), необходимость своевременного завершения работы (5,6%).

Анкетирование, проведенное среди учителей начальных классов, позволило сделать вывод о том, что на уроках применяются различные виды и формы тестирования, которые дают объективные результаты; анкетирование среди младших школьников показало, что они положительно относятся к тестированию, успешно выполняю предложенные учителем задания.

В настоящее время работа с тестами в начальной школе строится следующим образом.

В 1 классе учитель предлагает учащимся задания с выбором ответов, где требуется обводить, подчеркивать или зачеркивать правильный вариант. Когда ученики привыкают к заданиям с выбором ответов, вводятся задания на дополнение. Контрольные тесты, а также тесты с самостоятельным конструированием ответов не проводятся.

Во 2 классе ученики пишут не только тренировочные, но и контрольные тестовые работы. Работа с тестами проходит под диктовку учителя, что позволяет вырабатывать единый рабочий темп класса.

В 3-4 классах тест является инструментом объективного контроля знаний, умений и навыков и наблюдения за их формированием. Большинство контрольных работ проводится в виде тестов [18].

До начала разработки тестовых заданий следует определить, сколько требуется создать вариантов и тестовых заданий к ним по конкретному учебному предмету.

Практика показывает, что целесообразно создавать от двух до четырех вариантов тестовых заданий, Это позволит решить проблемы, связанные с рассаживанием испытуемых, раздачей тестовых наборов, передачей информации во время тестирования или утечкой ее после его окончания и т.п.

Считается, что в тесте, где оценка выполнения задания имеет только две градации («верно» – «неверно»), должно быть не менее 20 заданий, иначе надежность результатов будет низкой. При определении времени тестирования следует учитывать возрастные особенности младших школьников.

Следует сразу выбрать количество ответов в тестовых заданиях (не более 5) и придерживаться его не только в рамках теста по одному предмету, но и всех тестов достижений в пределах одной программы тестирования. Желательно, чтобы число окончательных вариантов для тестов по всем учебным предметам планировалось одинаковым.

При составлении тестовых заданий [19-20] должны учитываться общие требования (Приложение 5) и технические особенности оформления (Приложение 6).

Во время проведения тестирования младших школьников не должны возникать непредвиденные обстоятельства, снижающие надежность результатов выполнения тестов. Следует разработать правильные инструкции для всех участников, выбрать оптимальное время дня для проведения тестирования, создать подходящую окружающую обстановку и запланировать размещение испытуемых для предотвращения списывания в процессе выполнения теста.

При тестировании младших школьников следует принимать во внимание принцип доступности, связанный с правом учащегося на получение доступа к содержательной интерпретации тестовых результатов, анализу проблем и неудач в выполнении отдельных заданий теста. Результаты тестирования должны быть представлены в доступном для понимания виде, не должны содержать специальные термины и профессиональную лексику [21].

Тестирование в начальных классах проходит несколько этапов:

  1. Составление графика тестирования на учебный год.

  2. Определение цели проведения каждого тестирования.

  3. Составление и отбор тестовых заданий. Консультации с учителями, работающими в параллели, в которой планируется проведение тестовой работы.

  4. Составление теста, инструкции к его проведению, ключа к проверке и шкалы перевода полученного результата в баллы.

  5. Проведение тестирования.

  6. Анализ полученных результатов и заполнение бланков учителями, работающими в классах, в которых проводилось тестирование.

  7. Сообщение результатов и урок работы над ошибками в каждом классе.

  8. Сбор бланков с результатами и выполнение общего количественного и качественного анализа проведенного тестирования.

  9. Ознакомление учителей с полученными результатами и совместная оценка результатов.

  10. Выработка основных приемов работы над типичными ошибками в каждом классе. Выбор заданий из проведенного теста, которые должны быть включены в следующее тестирование.

После проведения теста учитель заполняет 2 бланка и отражает результаты количественного и качественного анализов проверенных работ.

В первом бланке указывается количество учеников, выполнявших работу; количество учеников, выполнивших работу без ошибок; количество учеников, получивших отметки «5» («4», «3», «2»); количество учеников, которые не справились с работой, процент успеваемости (без «2»); процент качества (только «4», «5»).

Во втором бланке учитель указывает фамилии учеников, количество ошибок, допущенных каждым из них. После этого учитель просчитывает общее количество баллов, набранное каждым учеником, и максимально возможное количество баллов, которое ученик мог набрать за работу. После этого, разделив количество баллов ученика на количество максимально возможных баллов, получают коэффициент обученности каждого ученика.

Благодаря качественному анализу тестовой работы, учитель получает полную картину усвоения темы, раздела или курса как всеми учениками в целом, так и каждым учеником в отдельности.

Таким образом, тестирование в качестве средства контроля позволяют получать информацию об уровне учебных достижений по предметам начальной ступени образования. Оптимальное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения и контроля позволяют достигнуть более высоких результатов в учебном процессе [18, 6].

2 Организация опытно-экспериментальной работы по проведению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников 2.1 Содержание деятельности учителя по организации и проведению тестирования на уроках математики в начальной школе

На первом этапе опытно-экспериментальной работы были проанализированы Государственный общеобязательный стандарт начального образования [22], Программа по математике (4 класс) [23] с целью определения базового содержания данной дисциплины.

Математика начальной школы является органической частью курса математики основной школы. Этим обусловлена необходимость достижения следующих задач в обучении математике в начальной школе:

  • овладение знаниями, умениями и навыками на уровне, обусловленном требованиями ГОСО;

  • формирование личности ребенка через содержание предмета «Математика», формирование познавательной и коммуникативной деятельности, готовности к самостоятельному добыванию знаний, к труду, усвоению культурно-исторических ценностей своего народа и общечеловеческой культуры;

  • развитие математического стиля мышления, интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств учащихся;

  • осуществление всесторонней подготовки к обучению на основной ступени школы и использованию математических знаний в жизни.

Учебная программа математике определяет следующие требования к знаниям учащихся 4 класса, которые должны знать:

  • структуру текстовой задачи;

  • правила порядка выполнения арифметических действий в выражениях;

  • названия компонентов арифметических действий;

  • переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания;

  • правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий;

  • обозначения единиц величин: 1 ч, 1 см, 1 дм, 1 тг , 1 л, 1 кг, 1 м, 1 мин, 1 с, 1 сут, 1 мм, 1 км, 1 мм2, 1 см2, 1 дм2, 1 м2, 1 мм3 ,1 см3, 1 дм3, 1 м3 , 1 г, 1 ц, 1 а, 1 км/ч, 1 м /мин, 1 см / с и т.п.;

  • соотношения между единицами длины, массы, времени, объёма;

  • зависимости между величинами: скорость, расстояние (пройденный путь), время; производительность, время, затраченное на работу, выполненная работа; урожайностью, площадью и массой урожая.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать математические знаки;

  • анализировать, сравнивать, использовать аналогию и обобщать;

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;

  • решать текстовые задачи, в том числе на движение, на совместную работу, на зависимости между величинами, арифметическим способом (по действиям или с помощью составления выражения и нахождения его значения) и с помощью уравнения;

  • различать равенства и неравенства; выражения и уравнения;

  • использовать переместительное, сочетательное и распределительное свойства при нахождении значения выражений;

  • использовать правила кратного и разностного сравнения чисел (находить во сколько раз одно число больше (меньше) другого; на сколько одно число больше (меньше) другого);

  • пользоваться правилами порядка выполнения арифметических действий в выражениях при нахождении значения выражений;

  • строить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге;

  • отличать окружность от круга; распознавать углы: прямые, острые, тупые, развернутые;

  • обозначать геометрические фигуры латинскими буквами и правильно произносить эти буквы [23, 18].

  • Анализ учебной программы, ГОСО позволила на втором этапе опытно-экспериментальной работы разработать систему тестовых заданий по учебному предмету «Математика»:

  • «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» (Приложение 7);

  • «Движение навстречу друг другу. Скорость сближения» (Приложение 8);

  • «Письменное деление числа на двузначное число, в результате которого в значение частного получается многозначное число» (Приложение 9);

  • «Объем. Единицы объема» (Приложение 10);

  • «Письменное деление на трехзначное число, в результате которого в значении частного получается либо двузначное, либо трехзначное, либо многозначное число» (Приложение 11).

В разработанных тестах сочетаются различные формы тестовых заданий:

  1. Тестовые задания закрытого типа:

  1. задания с выбором одного правильного ответа;

  2. задания с выбором нескольких правильных ответов;

  3. задания на установление соответствия;

  4. задания на установление правильной последовательности;

  1. Тестовые задания открытого типа:

  1. задания на дополнение;

  2. задания со свободными развернутыми ответами.

Рассмотрим тестовые задания закрытого типа.

  1. Задания с выбором одного правильного ответа. Основной текст задания сформулирован в виде утверждения. Далее следуют варианты ответов, где правильным является только один. Остальные варианты ответов неверные, но правдоподобные, т.е. похожие на правильные (дистракторы). На рисунке 2представлено тестовое задание по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» с выбором одного правильного ответа:

Рисунок 2. Фрагмент тестового задания с выбором одного правильного ответа

в интерфейсе iSpringQuizMaker

  1. Задания с выбором нескольких правильных ответов. Такие задания ставят перед собой сложную задачу, чем задания с одним верным ответом.На рисунке 3 представлено тестовое задание по теме «Письменное деление на трехзначное число, в результате которого в значении частного получается либо двузначное, либо трехзначное, либо многозначное число» с выбором нескольких правильных ответов.

Рисунок 3. Фрагмент тестового задания с выбором нескольких правильных ответов в интерфейсе iSpringQuizMaker

  1. Задания на установление соответствия. В таких заданияхучащийся должен определить соответствия между элементами двух множеств (проверкаклассификационных, систематических и фактических знаний). На рисунке 4 представлено тестовое задание по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» на установление соответствия.

Рисунок 4. Фрагмент тестового задания на установление соответствия

в интерфейсе iSpringQuizMaker

  1. Задания на установление правильной последовательности. Тестовые задания этой формы предназначены для проверки знаний последовательности определенных действий, процессов, алгоритмов выполнения, и др.На рисунке 5 представлено тестовое задание по теме «Движение навстречу друг другу. Скорость сближения»на установление правильной последовательности.

Рисунок 5. Фрагмент тестового задания на установление правильной последовательности в интерфейсе iSpringQuizMaker

Рассмотрим тестовые задания открытого типа. Отличительной особенностью заданий открытого типа является то, что в процессе их выполнения испытуемый сам записывает правильный ответ (слово, выражение, число, формулу и т.д.).

  1. Задания на дополнение. Данные задания предлагают, что ответ формулируется самим школьником: это может быть формула, числовое выражение, слово и др. Задания на дополнение предлагает краткий ответ. Задания на дополнение имеют ограниченную сферу применения. С помощью таких заданий проверяются умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, возможна проверка понимания изученного материала. На рисунке 6 представлено тестовое задание по теме «Движение навстречу друг другу. Скорость сближения» на дополнение ответа.

Рисунок 6. Фрагмент тестового задания на дополнение в интерфейсе MicrosoftPowerPoint

  1. Задания со свободными развернутыми ответами. Такая форма задания предполагает представление ответа в развернутом виде, т.е. полного решения задачи с пояснениями или в виде небольшого сочинения. Школьник излагает ответ в свободной форме [24]. На рисунке 7 представлено тестовое задание на тему «Объем. Единицы объема» со свободным развернутым ответом.

Рисунок 7. Фрагмент тестового задания со свободным развернутым ответом в интерфейсе MicrosoftPowerPoint

В настоящее время особую актуальность для преподавателей приобретают программы для создания компьютерных тестов - тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество.

В рамках нашего экспериментального исследования была выбрана тестовая оболочка iSpringQuizMaker. Она обладает понятийным (интуитивным) интерфейсом, простотой навигации и в то же время позволяет учителю четко контролировать усвоение учебного материала.Пока тест не проверен, ученик может вернуться к любому заданию и поменять свой ответ. После выполнения всех заданий школьник нажимает кнопку «Завершить», программа проверяет тест (Рисунок 8).

Рисунок 8. Результаты тестирования

По завершению тестирования учащийся может ознакомиться с результатом, вернуться к любому заданию и сравнить выбранный им вариант ответа с верным (Рисунок 9).

Рисунок 9. Сопоставление отмеченного и правильного ответов

Тестирование младших школьников осуществлялось с помощью программы MicrosoftPowerPoint, которая предоставляет большие возможности для реализации тестового контроля знаний. Тест, созданный в данной программе, представлен в виде презентации и отвечает таким требованиям как понятный интерфейс, простота процесса тестирования; наличие одинаковых (для всех пользователей) правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов; снижение затрат времени на проверку учебных достижений. Тестирование с помощью программ iSpringQuizMaker, MicrosoftPowerPoint позволило выявить качество учебных достижений младших школьников.

2.2 Результативность деятельности учителя по применению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников

Изучение состояния теории и практики исследуемой проблемы и получение положительного опыта по применению тестирования в качестве средства контроля явилось отправным моментом разработки программы опытно-экспериментальной работы.

Опытно-исследовательская работа проводилась в4 «А» и 4 «Б» классах СОШ №66 г.Караганды и предусматривала 2 этапа: констатирующий, формирующий.

Для выявления эффективности работы в качестве критериев были определены:

1. Усвоение системы знаний (по методике Г.А.Русских);

2. Сформированность интеллектуальных умений и навыков (по методике М.А. Ступницкой);

3. Сформированность учебно-познавательного интереса (по методике Г.В.Репкиной, Е.В.Заики).

Первый критерий – усвоение системы знаний – оценивается при помощи уровней:

  • оптимальный – воспроизведение своими словами, представление знаний в различных формах: вербальной, математической, графической и др;

  • допустимый – воспроизведение отдельных фактов, чисел, понятий; определений, норм, правил; больших текстовых блоков, стихов, таблиц, и т.п.;

  • низкий – рассматривая предъявленный объект, учащийся отвечает, соответствует ли он поставленному вопросу (опознает его).

Диагностика уровня усвоения системы знаний осуществляется с помощью методики Г.А.Русских «Определение уровня усвоения системы знаний».

Второй критерий – сформированность интеллектуальных умений и навыков – характеризуется следующими уровнями:

  • высокий – учащийся успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала;

  • средний – воспринимая учебную информацию, школьник нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется помощь;

  • низкий – учащиеся, воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно.

Третий критерий – сформированность познавательной активности. Познавательная активность может быть сформирована на 6 уровнях:

  • первый уровень – в данном случае речь идет об отсутствии у ребёнка познавательного интереса вообще;

  • второй уровень – в обычных условиях текущей учебной работы у ребенка учебно-познавательный интерес практически отсутствует, однако при введении нового материала достаточно часто возникают положительные эмоции;

  • третий уровень – учебно-познавательный интерес обнаруживается в том, что у ребенка периодически возникают положительные эмоциональные реакции на новизну в отношении познавательного, теоретического материала;

  • четвертый уровень – учебно-познавательный интерес обнаруживается в положительных эмоциональных реакциях на способ решения новой задачи, с которой сталкивается ученик;

  • пятый уровень – интерес направлен не столько на способы решения частных единичных задач, сколько на общий способ решения целой системы задач;

  • шестой уровень – в этом случае интерес является постоянной характеристикой ученика и выходит за пределы изучаемого материала.

Опытно-экспериментальная работа по организации тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников проводилась на базе СОШ №66 г.Караганды. В эксперименте принимали участие учащиеся 4 «Б» класса. Результаты, полученные в экспериментальном классе, сравнивались с аналогичными показателями в контрольном 4 «А» классе. Состав учащихся составлял 25 человек в каждом классе. Работа осуществлялась в соответствии с ГОСО начального образования и Программой «Математика».

Для определения результативности применения тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников использовался сравнительный метод. В ходе экспериментальной работы проведены 2 среза для определения качества учебных достижений младших школьников. Первый срез направлен на диагностику стартовых показателей в обоих классах. В системе заданий было предусмотрено повторение программного содержания по математике. При организации контроля за учебными достижениями в экспериментальном классе использовались различные формы и виды тестирования. Обучение в контрольном классе проходило традиционно в форме устных ответов, контрольных работ. Второй срез сосредоточен на определении эффективности проведенного эксперемента.

  1. Усвоение системы знаний. Результаты, полученные в ходе исследования, представлены на диаграмме рисунок 10-11.

1 срез. Контрольный класс: высокий уровень – 5 чел. (20%), средний уровень – 13 чел. (52%), низкий уровень – 7 чел. (28%); экспериментальный класс: высокий уровень – 6 чел. (24%), средний уровень – 11 чел. (44%), низкий уровень – 8 чел. (32%).

Рисунок 10. Усвоение системы знаний учащимися 4 класса СОШ № 66 г.Караганды (1 срез)

2 срез. Контрольный класс: высокий уровень – 7 чел. (28%), средний уровень – 15 чел. (60%), низкий уровень – 3 чел. (12%); экспериментальный: высокий уровень – 11 чел. (44%), средний уровень – 12 чел. (48%), низкий уровень – 2 чел. (8%).

Рисунок 11. Усвоение системы знаний учащимися 4 класса СОШ № 66 г.Караганды (2 срез)

  1. Сформированность интеллектуальных умений и навыков. Результаты, полученные в ходе исследования, представлены на диаграмме рисунок 12-13.

1 срез. Контрольный класс: высокий уровень – 5 чел. (20%), средний уровень – 12 чел. (48%), низкий уровень – 8 чел. (32%); экспериментальный класс: высокий уровень – 5 чел. (20%), средний уровень – 14 чел. (56%), низкий уровень – 6 чел. (24%).

Рисунок 12. Сформированность интеллектуальных умений и навыков учащихся 4 класса СОШ № 66 г. Караганды (1 срез)

2 срез. Контрольный класс: высокий уровень – 6 чел. (24%), средний уровень – 14 чел. (56%), низкий уровень – 5 чел. (20%); экспериментальный: высокий уровень – 10 чел. (40%), средний уровень – 14 чел. (56%), низкий уровень – 1 чел.(4%).

Рисунок 13. Сформированность интеллектуальных умений и навыков учащихся 4 класса СОШ № 66 г. Караганды (2 срез)

  1. Сформированность учебно-познавательного интереса. Результаты, полученные в ходе исследования, представлены на диаграмме рисунок 14-15.

1 срез. Контрольный класс: первый уровень – 2 чел. (8%), второй уровень – 5 чел. (20%),третий уровень – 5 чел. (20%), четвертый уровень – 8 чел. (32%), пятый уровень – 4 чел. (16%), шестой уровень – 1 чел. (4%);экспериментальный: первый уровень – 3 чел. (12%), второй уровень – 5 чел. (20%),третий уровень – 7 чел. (28%), четвертый уровень – 6 чел. (24%), пятый уровень – 3 чел. (12%), шестой уровень – 1 чел. (4%).

Рисунок 14. Сформированностьучебно-познавательного интереса учащихся 4 класса СОШ № 66 г. Караганды (1 срез)

2 срез. Контрольный класс: первый уровень – 1 чел. (4%), второй уровень – 4 чел. (16%),третий уровень – 4 чел. (16%), четвертый уровень – 10 чел. (40%), пятый уровень – 4 чел. (16%), шестой уровень – 2 чел. (8%);экспериментальный: первый уровень – 0 чел. (0%), второй уровень – 1 чел. (4%),третий уровень – 9 чел. (36%), четвертый уровень – 7 чел. (28%), пятый уровень – 5 чел. (20%), шестой уровень – 3 чел. (12%).

Рисунок 15. Сформированностьучебно-познавательного интереса учащихся

4 класса СОШ № 66 г. Караганды (2 срез)

Сравнение результатов двух классов при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет делать вывод об эффективности нововведений по организации и проведению тестирования для контроля учебных достижений младших школьников, которые включены в педагогический процесс начальной школы.

Заключение

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и оценки письменных работ.

Тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным. Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований.

Тестовый контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, развитию познавательных интересов учащихся. Роль тестирования как одного из универсальных инструментов педагогического контроля знаний стремительно возрастает, что создаёт предпосылки для создания конструктивной и эффективной системы управления качеством образования. Развитие технологической базы обучения позволяет тестированию становится не только средством обучения, но и самообучения. Хорошо составленные тесты по разным областям знания становятся необходимой частью любого учебного процесса.

Планируемые результаты обучения учащихся, которые заданы в программе в виде конкретных требований к знаниям, умениям и навыкам, позволяют использовать тесты в качестве формы контроля и с их помощью получать информацию об уровне усвоения знаний, о сформированности умений и навыков учеников по применению этих знаний на практике.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым критериям, что поможет учителю определить уровень владения учебным материалом в соответствии с программными требованиями. Ценность тестовых заданий в том, что каждому ученику дается возможность четко представить объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме, объективно оценить свои успехи, получить указания для дополнительной работы над учебным материалом.

Качественно составленный тест является более глубоким и тонким средством информации и контроля. Обучающий характер тестов заложен в принципе их составления, отработке приемов применения соответствующего правила, развитии мышления и внимания.

Анализ психолого-педагогической литературы и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы. Использование тестовой формы контроля обеспечивает:

  • высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;

  • воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;

  • развивает память, логическое мышление;

  • умение делать правильный выбор;

  • снижает уровень тревожности;

  • помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.

Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:

  • в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

  • большая вероятность выбора ответов наугад;

  • невозможно проследить логику ученика.

Следовательно, тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.

Результаты экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации для учителей начальных классов по применению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников:

  1. Большинство из опубликованных книг для начальной школы не являются сборниками тестовых заданий, но они могут использоваться в качестве тестового инструмента при соответствующих доработках и исправлениях.

  2. Содержание теста должно сохраняться и передаваться в любом из типов тестовых задач: закрытых (с выбором одного правильного варианта ответа, с выбором нескольких правильных ответов, на установление соответствие, на установление правильной последовательности) или открытых (дополнения, свободные развернутые ответы).

  3. Разработка тестов должна проходить несколько этапов: планирование, на котором решается вопрос, какие результаты учеников оцениваются с помощью тестов; составление тестовых заданий и их анализ.

  4. Процесс тестирования должен включать непосредственное тестирование и интерпретацию результатов.

  5. При составлении тестов необходимо соблюдать ряд правил, которые помогут создать надежный инструмент оценки: тщательный анализ Учебных программ, соблюдение тематической сбалансированности, учет уровня сложности тестов, используемых на уроке.

  6. Тестирование должно проводится в соответствии с определенными правилами: всесторонний анализ отобранных для работы тестов; тщательный инструктаж учащихся, включающий в себя разъяснение целей и задач тестирования, порядок и правила выполнения тестовых заданий, основные положения инструкции; наличие инструкции для учителя, проводящего тестирование.

  7. Тесты в качестве контроля по разным разделам и темам учебных предметов должны способствовать формированию у учащихся осознанного выполнения учебных заданий на всех этапах усвоения материала и навыков самоконтроля.

Применение тестирования на уроках в начальной школе позволяет осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения.

Использование тестирования на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.

Список использованной литературы

  1. Закон РК об образовании // Казахстанская правда. – 2007, 15 августа. – С. 18-19.

  2. Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» – http://www.akorda.kz/ru/page/page_kazakstan-respublikasynyn-prezidenti-%E2%80%93-elbasy-n-a-nazarbaevtyn-

  3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – http://www.bala-kk.kz//ru/gosudarstvennaja-programma-razvitija-obrazovanija-respubliki-kazakhstan-na-2011-2020-gody/

  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

  5. Тесты: история и теория. Статья 2. Конец XIX века. // Управление школой. – 1999. – № 14. – http://testolog.narod.ru/history2.html/

  6. Тесты: история и теория. Статья 3. Начало XX века. // Управление школой. – 1999. – № 16. – http://testolog.narod.ru/history3.html/

  7. 7Тесты: история и теория. Статья 7. Пятидесятые годы // Управление школой. – 1999. – №24. – http://testolog.narod.ru/history7.html/

  8. 8Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 700 с.

  9. Словарь педагогического обихода /Под ред. профессора Л.М.Лузиной. Псков: ПГПИ, 2001. – 92 с.

  10. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.

  11. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. – 652 с: ил.

  12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989. – 750 с.

  13. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. –M.: Владос, 2008. – 464 с.

  14. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. 219 с.

  15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.

  16. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

  17. Батешов Е.А. Основы технологизации компьютерного тестирования: Учебное пособие. – Астана: ТОО «Полиграф-мир», 2011. – 241 с.

  18. Формирование тестовой культуры: практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1-4 классы / Авт.-сост. М.О.Гулюгина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 154 с.

  19. Разработка тестовых заданий: Методические рекомендации преподавателям / Сост. С.Г.Шеретов. Алматы, КОУ, 2006, 14 с.

  20. Батурин Н.А. Курганский Н.А. Пособие по разработке тестов достижений (тесты по учебным дисциплинам). – Челябинск – Санкт-Петербург, 2000. – 86 c.

  21. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б.Мельникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.

  22. Государственный общеобязательный стандарт начального образования Республики Казахстан. ГОСО РК 2.003.1 – 2008. –http://www.portal.edu.kz/fileadmin/12/GOSO_RK_2_003_1_2008.pdf

  23. Учебная программа «Математика» для 1-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 19 с.

  24. Шадрина Е.Л. Методические рекомендации по формированию тестовых заданий. – Воронеж: ФГОУ СПО ВГКПТЭиС, 2008. – 17 с.

Приложение 1

Анкета

для учителей средних общеобразовательных школ и гимназий г.Караганды

  1. В каком классе вы работаете?

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Ваш педагогический стаж ______ (лет)

  1. Применяете ли Вы тестирование как средство контроля за качеством учебных достижений?

Да

Нет

Иногда

  1. В рамках какого вида контроля Вы применяете тестирование?

предварительный

текущий

тематический

итоговый

заключительный

Свой вариант ответа________________________

  1. Как часто Вы проводите тестирование в рамках одного учебного предмета?

систематически

эпизодически

свой вариант ответа____________________

  1. Какова продолжительность тестирования младших школьников в Вашем классе?

От 5 до 15 минут

От 15 до 30 минут

От 30 до 45 минут

  1. Какие тесты Вы используете?

авторские (созданные непосредственно Вами)

заимствованные (коллег, из печатных изданий)

  1. Какие формы тестовых заданий Вы используете наиболее часто?

закрытого типа:

с выбором 1 правильного ответа

с выбором нескольких правильных ответов

установление соответствия

установление правильной последовательности

свой вариант ответа ______________________

открытого типа:

свободные дополнения

развернутые ответы

свой вариант ответа _________________________

  1. На каких учебных предметах вы применяете тестирование?

математика

русский язык (русская грамота)

литература (родное слово, литературное чтение)

познание мира

самопознание

трудовое обучение

свой вариант ответа _______________________

  1. В каких конкурсах (с использованием тестирования) принимают участие учащиеся Вашего класса?

Русский медвежонок

Кенгуру

Мозаика

Таным

свой вариант ответа ________________________

  1. Считаете ли вы тестирование средством объективного оценивания ЗУН младших школьников?

да нет

свой вариант ответа___________________

Приложение 2

Образцы заполнения анкет учителями средних общеобразовательных школи гимназий г.Караганды

Приложение 3

Анкета

для учащихся начальных классов средних общеобразовательных школ и гимназий г.Караганды

1.Любишь ли ты выполнять тесты?

  • Да

  • Нет

Почему? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.На каких предметах тебе нравится выполнять тесты?

  • Математика

  • Русский язык

  • Литературное чтения

  • Познание мира

  • Самопознание

Другой вариант_____________________________________________________

3.Что ты думаешь о тестах?

  • В тестах интересные вопросы и задания

  • С помощью тестов мы закрепляем пройденный материал

  • Во время тестов мы проверяем все, что учили

  • Во время тестирования все нужно успеть вовремя

  • В тестах дается мало времени

  • В тестах нужно мало писать

Другой вариант ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.О чем бы ты хотел попросить составителей тестов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Образцы заполнения анкет учащимися младших классов

средних общеобразовательных школ и гимназий г.Караганды

Приложение 5

Требования к составлению тестовых заданий

  1. Краткость суждения, четкость, ясность, доступность формулировки.

  2. Проверка знаний, умений, навыков в заявленном объеме.

  3. Согласованность количества заданий со временем выполнения теста (не менее минуты на одно задание).

  4. Не допускаются: двойное толкование и отрицание, повторы, сленг, непреднамеренные подсказки, субъективное мнение, сокращения, аббревиатуры, за исключением стандартизированных.

  5. Не включаются: заведомо ложные ответы в задания закрытого типа, ответы типа все вышеперечисленное верно, все указанные ответы неверны.

  6. Формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается).

  7. Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.

Приложение 6

Технические требования к оформлению тестовых заданий

  1. располагать задания на листе следует одно под другим, с определенными промежутками;

  2. перенос части тестового задания, включая ответы, на соседнюю, правую страницу (если речь идет о тестовой брошюре) крайне нежелателен, а на обратную сторону листа или на другой отдельный лист недопустим;

  3. ответы на задание должны располагаться один под другим, за исключением случаев, когда они представляют собой простейшие числа или символы;

  4. ответы можно разместить на одной строке, на некотором расстоянии друг от друга. Естественно, тексты заданий по математике, физике и другим предметам могут сопровождаться рисунками.

Приложение 7

Тестовые задания по предмету «Математика»

для учащихся 4 класса средней общеобразовательной школы № 66 г.Караганды

Тема: «Умножение чисел, оканчивающихся нулями»

1. При умножении чисел, оканчивающихся нулями, их умножают, не обращая внимания на нули. К полученному значению произведения приписывают столько нулей, сколько их ...

  1. в обоих множителях вместе;

  2. в первом слагаемом;

  3. в первом множителе;

  4. во втором слагаемом;

  5. во втором множителе.

2. Чтобы умножить 200 на 30, надо 2 умножить на 3. Получится 6. К 6 приписать ...

  1. 0;

  2. 00;

  3. 000;

  4. 200;

  5. 30.

3. Найди значение числового выражения: 7340 – 1200  1000 : 200

4. Установи соответствие:

  1. 90  20

  2. 20  80

  3. 320  30

  4. 500  200

  1. 1800

  2. 100 000

  3. 9600

  4. 1600

1 ___, 2___, 3___, 4___.

5. Реши задачу.

Теплоход был в пути 15 часов. В первый день он прошел 100 км пути, во второй – 200 км пути. Сколько часов теплоход был в пути каждый день, если он шел с одинаковой скоростью?

Ключи

1

а

2

в

3

6740

4

1а, 2г, 3в, 4б

5

1) 100+200=300 (км)

2) 300:15=20 (км/ч)

3) 200:20=10 (ч)

4) 100:20=5 (ч)

Приложение 8

Тестовые задания по предмету «Математика»

для учащихся 4 класса средней общеобразовательной школы № 66 г.Караганды

Тема: «Движение навстречу друг другу. Скорость сближения»

1. Расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени – это ...

  1. расстояние сближения;

  2. скорость удаления;

  3. расстояние удаления;

  4. скорость перемещения;

  5. скорость сближения.

2. Установите последовательность выполнения действий: 8168 : 8 + 7272 : 8

  1. 8168 :8;

  2. 7272 : 8;

  3. 1021 + 909;

  4. 8168 : 7280;

  5. 7280 :8.

1 ___, 2___, 3___.

3. Вставь пропущенные числа так, чтобы равенства были верными:

85 км/ч  2 = ____ км/ч

90 м/мин  4 ____ м/мин

195 м/с  5 = ____ м/с

4. Дополни:

Если , то расстояние от А до В ____ км.

5. Реши задачу.

Велосипедист и всадник движутся навстречу друг другу. Скорость велосипедиста 20 км/ч, а скорость всадника 16 км/ч. Они встретились через 3 часа. Какое расстояние было между велосипедистом и всадником до начала пути?

Ключи

1

д

2

1а, 2б, 3в

3

170 км/ч, 360 м/мин, 975м/с

4

60 км

5

1) 20*3=60 (км)

2) 16*3=48 (км)

3) 60+48= 108 (км)

Приложение 9

Тестовые задания по предмету «Математика»

для учащихся 4 класса средней общеобразовательной школы № 66 г.Караганды

Тема: «Письменное деление числа на двузначное число, в результате которого в значение частного получается многозначное число»

1. Определи, сколько цифр получится в частном при выполнении деления 738 : 82

  1. 0;

  2. 1;

  3. 2;

  4. 3;

  5. 4.

2. При делении числа 1648 на 16 в частном должно быть 2 цифры.

  1. верно;

  2. неверно.

3. Найди частное чисел 7296 и 24

  1. 32;

  2. 34;

  3. 340;

  4. 304;

  5. 403.

4. Определи, верно ли выполнено деление

  1. верно;

  2. неверно.

5. Укажи, верно ли данное равенство

96 048 : 24 = 402

  1. верно;

  2. неверно.

Ключи

1

б

2

б

3

г

4

а

5

б

Приложение 10

Тестовые задания по предмету «Математика»

для учащихся 4 класса средней общеобразовательной школы № 66 г.Караганды

Тема: «Объем. Единицы объема»

1. Объем куба, длина стороны которого равна 1 м – это...

  1. кубический миллиметр;

  2. кубический сантиметр;

  3. кубический дециметр;

  4. кубический метр;

  5. кубический километр.

2. Выбери подходящий объем. Вместимость ведра:

  1. 12 м3;

  2. 12 см3;

  3. 12 дм3.

3. Найди значение числового выражения:

6540 - (123 + 77)  19 - 14

4. Дополни:

1001 мм3 = ___см3 ___ мм3

10 001 см3 = ___ дм3 ___ см3

5. Реши задачу с помощью уравнения.

На полив грядки площадью 5 м2 требуется 50 л воды. Сколько литров воды потребуется для полива грядки площадью 7 м2, если норма расхода одинаковая?

Ключи

1

г

2

в

3

29 812

4

10м31дм3, 100м31дм3

5

х:7=50:5

х:7=10

х=10*7

х=70 (л)

Приложение 11

Тестовые задания по предмету «Математика»

для учащихся 4 класса средней общеобразовательной школы № 66 г.Караганды

Тема: «Письменное деление на трехзначное число, в результате которого в значении частного получается либо двузначное, либо трехзначное, либо многозначное число»

1. Определи, верно ли равенство 204 306 : 102 = 203

  1. верно;

  2. неверно

  1. .

2. Укажи случаи, в которых при выполнении деления в частном будет 2 цифры

  1. 3588 : 156;

  2. 31 950 : 150;

  3. 31 860 : 270;

  4. 305 610:305;

  5. 8424 : 312.

3. Если число 8140 разделить на 407, то получится

  1. 2;

  2. 3;

  3. 20;

  4. 23;

  5. 30.

4. Укажи верно выполненное деление

а) б)

5. Площадь поля прямоугольной формы равна 300 000 м2, его длина 600 м. Какова ширина поля?

  1. 500 м;

  2. 50 м;

  3. 5000 м;

  4. 500 м2;

  5. 50 м2.

Ключи

1

б

2

а, д

3

в

4

б

5

а

Просмотров работы: 19253