В Великобритании институт банкротства развивался независимо от континентальной Европы. Примечательно то, что законы часто менялись, устанавливая нередко противоположные нормы. Направленность первого конкурсного закона, принятого Генрихом VIII в 1543 г., была уголовной. В нем определялись порядок ареста имущества должника и раздела его между кредиторами [2].
Наказание за банкротство начало ужесточаться в Европе с развитием товарно-денежных и кредитных отношений. В Англии Закон Елизаветы I от 1571 г. № 13 предусматривал арест банкрота с последующей конфискацией его имущества. Принятый в 1571 г, при Елизавете Закон исключил его применение к субъектам, не ведущим предпринимательскую деятельность. С этого времени в Англии допускалась только торговая несостоятельность. Законодательство, охраняя личность должника от покушений на его свободу, не изменило своего взгляда на кредит. Объектом взыскания становились любые будущие имущественные поступления должника.
В 1603 г. Яков I издал закон № 15, согласно которому банкрота на 2 часа привязывали к позорному столбу, прибив к столбу одно ухо, а затем это ухо отрубали[2].
Некоторые нормы, направленные на освобождение от долгов по окончании конкурсных процедур, содержались в Законе королевы Анны 1706 г. Этот Закон предусматривал для некоторых категорий купцов право получить документ, удостоверяющий добросовестность должника и освобождающий его от дальнейшего предъявления требований. Он мог быть выдан только с согласия большинства кредиторов при отсутствии недобросовестности со стороны должника (растрата имущества игрой на бирже; уничтожение либо любая утрата торговых книг; сокрытие имущества и т.п.).
Однако первым настоящим законом о банкротстве считается английский закон Георга II «О предотвращении мошенничества банкротов» от 1732 г. № 5, который предусматривал наказание вплоть до смертной казни для тех должников, которые больше 42 дней после наступления срока платежа не исполняли платеж размеров свыше 20 фт. ст. и скрывались от властей. Одновременно этот закон вновь (после Римских времен) ввел поражение банкрота в политических и коммерческих правах: человек, оказавшийся в списке банкротов, до конца жизни лишался права избирать и быть избранным, занимать военные, государственные или муниципальные должности, занимать любые руководящие должности в коммерческих организациях или совершать от своего имени коммерческие финансовые сделки. Быть вычеркнутым из этого списка и тем самым вернуть себе права можно было только одним способом: полностью вернуть невыплаченную ранее задолженность со всеми набежавшими процентами за время неуплаты.
Первый Банкротский устав появился в Англии в 1825 г. при Георге IV. Этот акт расширил число субъектов, имеющих право заявлять о банкротстве, отнеся к ним должника; допустил заключение мирового соглашения большинством кредиторов по сумме требований.
Конкурсный устав 1849 г. предоставил право должнику заявить о своем банкротстве только одновременно с обещанием немедленной уплаты 25% долга. Значительно усиливался контроль суда над конкурсными процедурами - при судах действовали официальные попечители, обладавшие большими полномочиями, чем частные попечители, выбранные кредиторами[1].
В 1861 г. появился закон, который изменил некоторые положения Устава 1849 г., не исключая действие последнего полностью. Этот закон наделил суд правом возбуждать конкурсный процесс, а также установил одинаковые правила для торговой и неторговой несостоятельности.
В 1883 г. вступил в силу Конкурсный устав, устранивший некоторые недостатки предыдущих актов, но не лишенный недостатков собственных. Основными идеями этого устава были: предоставление льгот несчастному должнику; предоставление права управления имуществом должника не кредиторам, а административным органам. Устав 1883 г. снял все ограничения для должника, желающего объявить о своем банкротстве, и запретил возбуждать конкурс суду. Несмотря на бессистемность в развитии конкурсного права Великобритании, оно оказало огромное влияние на правовые системы таких стран, как США, Канада и Австралия. Таким образом, в ходе исторического развития регулирование отношений собственности в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов первоначально был выработан специальный институт торгового права - конкурсное производство[2].
Конечная цель данного правового института соразмерное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника и освобождение последнего от долгов с предоставлением возможности снова приступить к коммерческой деятельности. Дальнейшее развитие института несостоятельности связано с распространением процедур банкротства на другие сферы бизнеса, за пределы торговли. Со временем, наряду с физическими лицами, участниками торгового оборота все активнее становились юридические лица, которым в настоящее время принадлежит основная роль в коммерческом обороте.
Издан Закон 1985 г. о компаниях (The Company Act 1985) с последующими дополнениями и изменениями.
Insolvency Act, принятый в 1986 г. и ориентирован на защиту интересов кредиторов. Традиционно ϶ᴛоᴛ закон отличается не структурированностью и ᴄᴫᴏжностью для системного восприятия. В английском законодательстве имеются три варианта урегулирования долгов несостоятельного лица (кроме конкурсного производства):
- добровольное соглашение между должником и кредиторами (регулируется общегражданским законодательством);
- назначением обладателем права обеспечения на все активы специального лица;
- соглашение с использованием голосования по классам, утверждаемое судом и обязывающее участников (фактически замененное процедурой управления должником, испытывающим финансовые затруднения). Затем были разработаны Правила 1986 г. о несостоятельности (Insolvency Rules 1986).
Деятельность многих организаций (градообразующих, финансовых, стратегических, субъектов естественных монополий, транснациональных и т. п.) влияет на экономические интересы не только определенных кредиторов, но также регионов, государства и мировой экономики в целом. В этих условиях целью законодательства о банкротстве становится не только защита интересов кредиторов, но и решение макроэкономических задач, обеспечивающих жизнедеятельность человеческого общества.
Таким образом, помимо процедуры конкурсного производства, значительное место в современной судебной практике занимают восстановительные процедуры, включая финансовое оздоровление и внешнее управление имуществом должника.
В 2000 г. был принят Закон о несостоятельности (Insolvency Act 2000).
Итак, основными правовыми источниками регулирования вопросов несостоятельности (банкротства) компаний в Великобритании являются следующие акты:
Закон 1986 г. о несостоятельности (InsolvencyAct 1986)1 в редакции Закона 1989 г. о компаниях и более поздних законов;
Закон 1985 г. о компаниях (Companies Act 1985) с последующими дополнениями и изменениями;
Закон 2000 г. о несостоятельности (Insolvency Act 2000)
Правила 1986 г. о несостоятельности (Insolvency Rules 1986).
В 2004 г. 62 тысячи физических и юридических лиц в Англии признали себя (или были признаны судом) несостоятельными должниками, в отношении них были применены предусмотренные законодательством о банкротстве процедуры, на осуществление которых было назначено 1108 человек.
Из 1108 человек, назначенных на процедуры несостоятельности, 50 были государственными служащими, называемыми «Официальные Ресиверы» (Official Receivers- OP) и провели они (при содействии помощников общим числом около 1000 человек - сотрудников Государственной Службы Несостоятельности) 42 тысячи процедур[1].
В среднем процедура банкротства несостоятельного должника или ликвидации состоятельного предприятия длится в Англии 1 год.
Государственных официальных ресиверов назначают на процедуры, не требующие больших трудозатрат и, - самое главное, - не сулящие высокого вознаграждения: банкротство мелких предприятий или отсутствующих должников, а также физических лиц. Вознаграждения за осуществление процедур банкротства государственные ресиверы получают в соответствии с утвержденными Правительством тарифами почасовой оплаты: если на получение определенного таким образом вознаграждения хватает активов должника, - то за счет этих активов (после покрытия судебных издержек), а если активов должника не хватает или их вовсе нет, - то из государственного бюджета.
Именно размер активов должника, от которого зависит ожидаемое вознаграждение лица, назначаемого на процедуру банкротства, является тем критерием, по которому судья решает, кого назначить на процедуру: мало активов - назначает государственного официального ресивера, много активов - частного практика по несостоятельности.
Список использованных источников
Е.А. Файншмидт – зарубежная практика антикризисного управления;
Банкротство: История возникновения и развития института банкротства за рубежом: http://arbir.ru/articles/a_3049.htm.
1 Далее по тексту именуется «Закон».
6