В целях определения долговой нагрузки нами был произведен анализ данных Министерства финансов Российской Федерации, а так же Министерства Финансов Республики Башкортостан о долговых обязательствах региона. Для расчета долговой нагрузки использовалось отношение государственного долга к доходам регионального бюджета Республики Башкортостан.
По полученным результатам выяснилось, что уровень долговой нагрузки региона увеличился за 4 года на 3,2 % (таблица 1), что свидетельствует о ускоренном темпе государственного долга по сравнению с доходной частью бюджета.
Таблица 1. Отношение государственного долга к доходной части бюджета, млн. руб.
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
01.07.2014 |
Доходы бюджета, млн. руб. |
119726,27 | 135357,68 | 145 155,46 | 154027,5 | 73295,81 |
Государственный долг млн. руб. |
6922,582 |
10 153 |
11 542 |
13 830 |
16927,98 |
Коэффициент долговой нагрузки, .% |
5,8 |
7,5 |
8 |
9 |
23,1 |
Для сравнения объема государственного долга Республики Башкортостан в соотношении общей суммы государственного долга субъектов Российской Федерации, а так же регионов ПФО был произведен расчет удельного веса государственного долга Республики Башкортостан.
Таблица 3. Удельный объем государственного долга Республики Башкортостан и субъектов ПФО к общему объему государственного долга субъектов Российской Федерации.
ГГод |
Объём государственного долга субъектов РФ, тыс. руб. |
Объем государственного долга регионов ПФО, тыс. руб. |
Удельный объем государственного долга регионов ПФО |
Объем государственного долга республика Башкортостан |
Удельный вес государственного долга РБ |
2010 |
928426980,8 |
167698176,8 |
18,06% |
6922582 |
0,75% |
Продолжение таблицы 3:
2011 |
1103439303,3 |
246614773,8 |
22,35% |
10153270 |
0,92% |
2012 |
1111076541,3 |
280970887,5 |
25,29% |
11542128 |
1,04% |
2013 |
1352879583,9 |
340285434,6 |
25,15% |
13829961 |
1,02% |
2014 |
1733097224,5 |
401641496,9 |
23,17% |
16927975 |
0,98% |
Средний удельный объем государственного долга РБ в период 2010-01.08.2014 гг. составил 0,94 %, и вырос за этот период всего на 0,23 %, в то время как удельный объем государственного долга регионов ПФО вырос на 5,11 % что весьма существенно. Полученные результаты показали, что удельный объем госдолга РБ весьма низок и растет более медленными темпами по сравнению с другими регионами.
За последнее время наблюдалась не только изменение объема государственного долга, но и изменение его структуры.
Основной частью государственного долга в 2014 году значится обязательство по государственным ценным бумагам, которое составляют 40,3 % от общего долга. На втором месте кредиты, полученные от кредитных организаций – 32,8 %.
Стоит отметить, что структура государственного долга отчетного года сильно различается от структур прошлых лет. Так в 2010 году основной статьей долговых обязательств являлись бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, их доля составляла почти 60 % от совокупного долга.
Изменение процентного соотношения удельных статей государственного долга за последние 4 года в первую очередь связано с тем, что рейтинг кредитоспособности республики существенно вырос. Так международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило кредитный рейтинг республики с “BB+” (прогноз “Позитивный”) до “BBB-” (прогноз “Стабильный”), что способствовало росту спроса на государственные облигации. Последнее размещение государственных облигаций осуществлялось в 2013 году в количестве 5 млн. шт. что в сумме составляет 5000 млн. руб., полное погашение которых должно осуществиться к 2020 году. В скором времени планируется провести еще одно размещение облигаций на сумму 6 млрд. рублей. Планируется, что уже к концу 2016 года дефицит бюджета будет полностью покрываться за счет собственных средств, т.е. рост государственного долга прекратится к принятию бюджета на 2017 год. Необходимо понимать, что данные проектировки по источникам финансирования дефицита к госдолгу – вынужденная мера, так как коэффициент долговой нагрузки на экономику региона, т.е. отношение государственного долга к валовому региональному продукту ежегодно ухудшается. Поэтому необходимо обеспечить:
выявление и эффективное использование каждым распорядителем бюджетных средств внутренних резервов (это и переход на «эффективный контракт», который должен быть увязан с реформированием отрасли, это и совершенствование действующей системы социальной помощи с учетом критерия нуждаемости, и т.д.);
– принятие исчерпывающих мер по сокращению неэффективных расходов, повышению эффективности использования бюджетных расходов;
– активизирование работы по привлечению внебюджетных источников, включая реализацию инвестиционных проектов, в том числе за счет развития системы государственно-частного партнерства;
– и реализацию других аналогичных мероприятий.
Использованная литература
1. http://info.minfin.ru/debt_subj.php
2. https://minfin.bashkortostan.ru/documents/41512/