Песенный фольклор все больше осознается обществом как самобытный фактор духовности, приобщение к национальной культуре и истории, развития творческих способностей подрастающего поколения. Эстетические и творческие свойства песенного фольклора всегда находили естественные условия реализации в музыкальной педагогике. Современные условия общественной жизни не способствуют естественной изустной передаче фольклора от поколения к поколению.
В настоящее время заметен растущий интерес к фольклору и потребность в общении с народными истоками, несмотря на повсеместное влияние на подрастающее поколение средствами массовой информации и сетью интернет, где нет цензуры и отсутствуют нравственные границы.
Несомненно, одним из самых массовых механизмов введения фольклора являются уроки музыки, или внеклассных занятий (кружка), где школьная программа должна быть грамотно составлена, вызывая живой интерес у детей.
Не зря основными целями изучения фольклора является: развитие музыкально-творческих способностей на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, а также выявление наиболее способных подростков и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
наглядный (наблюдение, демонстрация);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Методика работы с основами русской национальной культуры, включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Но главным является, то, что содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора. Процесс изучения основ русской национальной культуры, делится на 3 этапа: подготовительный, начальный и основной. На подготовительном этапе, преподаватель рассказывает основные (начальные) материалы, касающиеся каждого предмета включающиеся в понятие русской национальной культуры. А на последующих этапах (начальный, основной) происходит более расширенное представление каждой из тем. Самое важное привить детям любовь к фольклору с малого возраста, так как в младшем школьном возрасте дети лучше запоминают и «все схватывают на лету». Музыкальное воспитание и образование является важнейшей частью общеобразовательного процесса, направленного на формирование всестороннего развития личности. И конечно наилучшим, источником мудрости и духовности является музыкальный фольклор. Его нужно активнее внедрять в систему внеклассной работы, путем введения его в школьную программу, в которой очень важно учитывать развитие современного общества, потребности и интересы детей и, конечно же, индивидуальные особенности каждого.
Литература:
Жиров, М.С. Азбука русского фольклора в дошкольных, образовательных и досуговых учреждениях / М. С. Жиров. – Белгород, 2000.
Данченко, О. С., Пушкарева, С. С., Ражникова, О. В. ПРОГРАММА по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО рабочая программа по учебному предмету ПО.01.УП.01.ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ / О. С. Данченко, С. С. Пушкарева, О. В. Ражникова. – Вейделевка, 2013.
Лесевич, В.В. Фольклор и его изучение / Памяти В. Г. Белинского: Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов / В.В. Лесевич. - М.: Наука, 1999.
Миропольский, С.И. Народная песня в воспитании / С.И.Миропольский. - М.: «Беседа», 1872 № 10.