ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кубанова А.Р. 1, Тухватуллина М.А. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс получения среднего образования является важнейшим этапом в жизни каждого человека. Именно в этот период закладываются основы, позволяющие ему ориентироваться в окружающем мире и раскрывать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Поэтому информатизация системы среднего образования является необходимым условием для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современных условиях.

Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информатизация – это отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий1.

Ключевым направлением информатизации среднего образования является оснащение школ информационно-коммуникационными технологиями.

Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в системе среднего образования является несомненной, однако ключевую роль в этом процессе играет все же человеческий фактор. Весь положительный результат внедрения современных технологий сводится к минимуму при отсутствии готовности участников образовательного процесса к нововведениям. Такими участниками являются педагоги, учащиеся и родители учащихся. В некоторых случаях неквалифицированное и неподготовленное использование информационно-коммуникационных технологий может иметь и негативный эффект. Поэтому одной из важных задач при информатизации системы среднего образования является определение уровня готовности субъектов взаимодействия и его повышение. Понятие «готовность» можно рассмотреть с точки зрения компетентностного подхода.

Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»2:

  • компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

  • компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Единство приведенных понятий наиболее полно характеризует готовность субъекта к той или иной деятельности.

Информатизация обучения должна быть аргументированной и уместной, и осуществляться комплексно, с учетом готовности всех участников процесса.

Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности, стремиться совершенствоваться в умениях и навыках использования современных технических средств. В то же время внедрение новых информационных технологий в систему среднего образования невозможно и без административной поддержки. К ней относится как поощрение педагогов за использование современных информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности, так и создание для этого соответствующих технических условий.

Готовность учащихся и их родителей к внедрению ИКТ в систему среднего образования определяется наличием умений и навыков работы с современными техническими средствами, а также желанием использовать их при подготовке к занятиям, в процессе обучения, при контроле образовательного процесса.

В настоящее время процесс информатизации среднего образования находится в начальной стадии. Происходит стремительное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Однако при этом не всегда учитывается готовность к этому участников образовательного процесса. И, если учащиеся и обладают достаточным для них уровнем компетенции в области применения современных технологий, то у родителей и педагогов активная информатизация среднего образования зачастую вызывает негативную реакцию.

Отрицательное отношение родителей современных школьников к активному использованию информационно-коммуникационных технологий как во время занятий, так и при подготовке к ним вызвано, в первую очередь, беспокойством за здоровье своих детей. Также это объясняется неуверенностью в необходимости информатизации системы среднего образования.

Одной из задач информатизации современной школы является облегчение труда педагога и автоматизация системы контроля успеваемости и дисциплины учащихся. Однако на практике нагрузка педагогов значительно увеличивается. Это связано с необходимостью ведения баз данных, изменения программ обучения, решения технических вопросов обслуживания информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, педагоги, несмотря на наличие навыков и умений пользования современными технологиями, оказались в среде, неподготовленной к нововведениям.

Иными словами, родители и педагоги, имея необходимую компетенцию в использовании информационно-коммуникационных технологий, обладают все же недостаточную компетентность в этой области. Поэтому важным направлением информатизации среднего образования прежде всего должно стать планомерное и постепенное создание соответствующих условий среды с последующим внедрением современных технологий.

Список используемых источников и литературы

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27 июля 2006 г., № 149-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165971/?frame=6, свободный.

  1. Занина, Л. В., Основы педагогического мастерства: учеб.пособие / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 288 с.

1Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27 июля 2006 г., № 149-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Ст.12 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165971/?frame=6 (дата обращения 15.12.2014).

2Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — С.101.

Просмотров работы: 802