ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кочеткова Е.О. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное состояние государственной образовательной политики характеризуется долгожданной лигитимизацией муссировавшегося в обществе вопроса о реализации права на образование людей с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема, некогда поднятая в кулуарах дефектологических факультетов, сегодня входит в число приоритетных направлений деятельности многочисленных структурных подразделений государственных организаций и активно пропагандируется с «голубых» экранов и в других средствах массовой информации. Однако сегодня на смену вопроса «быть или не быть инклюзии?» пришел вопрос, «каким образом ее осуществлять?» Вопросы воспитания, обучения, социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь, определяется экономическим и социокультурным потенциалом конкретного региона Российской Федерации. Также значимым условием выступает развитие региональных научных школ, усилия которых сосредоточены на поиске вариантов решения проблемы и выявлении отношения социума к лицам с ОВЗ и перспективе их обучения совместно с нормативно развивающимися сверстниками. Ретроспективный взгляд на процесс становления государственной системы специального образования позволяет выявить основной вектор его исторического развития.

В дореволюционной России лица с нарушениями слуха и зрения были ограничены в политических и гражданских правах и не признавались дееспособными. Воспитание и обучение таких детей осуществлялось в специальных учреждениях, возникавших по инициативе благотворительных обществ и частных лиц. Однако элементарный набор общеобразовательных знаний был доступен лишь небольшой части детей, основная масса оставалась неграмотной и жила в тяжелых условиях. Отсутствие централизованной государственной системы управления обуславливало отсутствие специальных учебных заведений для отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья – слабослышащих, слабовидящих, логопатов, а также единой системы преподавания в имеющихся специальных училищах.

Последующая унификация системы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья была связана с установлением типов специальных учреждений: детские дома для «физически дефективных» и умственно отсталых детей школьного возраста, специальные школы для детей школьного возраста, специальные профессионально – технические школы для «глухонемых» и слепых подростков, специальные школы для «глухонемых» и слепых детей с нарушением интеллектуальной деятельности. Обращение государства к вопросам удовлетворения нужд лиц с ограниченными возможностями здоровья стимулировало появление централизованных общественных организаций – Всероссийского общества слепых (1922 г.) и Всероссийского общества глухих (1926 г.). Изменялось отношение государства и общества к детям с ограниченными возможностями здоровья [1].

Введение всеобщего обязательного начального обучения в масштабах страны стимулировало интерес к системе специальных учебных заведений и увеличение их численности. Так, с 1931/1932 по 1940/1941 учебные годы количество школ для глухих детей и контингент учащихся в них увеличились в 3 раза, школ для слепых – в 2 раза. Со временем из общего числа выделились школы для «тугоухих» и «слабовидящих» детей, а на базе начальной школы создавались неполные средние – для глухих, и средние – для слепых, слабовидящих и «тугоухих».

Великая Отечественная война тяжело отразилась на системе народного образования: сеть школ для глухих детей сократилась с 219 до 153, а численность учащихся – с 23 399 до 11 700.Из 56 функционировавших до войны школ для слепых детей с охватом 4 595 детей продолжило работу 41 учебное заведение на 2 580 учащихся. Из 108 школ для умственно отсталых детей на 13 918 учащихся в 1945/1946 учебном году работали 74 школы на 10 211 человек.

В послевоенные годы обеспечение всеобщего обучения, совершенствование качества преподавания в специальных учебных заведениях оставались в числе приоритетных задач государственной политики. Развитию теории воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и советской дефектологии, в целом, способствовали организация при Академии педагогических наук РСФСР научно – исследовательского института дефектологии, расширение деятельности кафедр дефектологических факультетов, а также привлечение учителей специальных школ и детских садов к обобщению личного опыта.

С середины 1950-х гг. численность учебных заведений и учащихся в них постоянно увеличивалась. Однако доля специальных учебных заведений в общей численности школ, а также процент учащихся в них по отношению к общему количеству охваченных обучением детей в масштабах страны оставались постоянными и составляли с 1955/1956 по 1988/1989 учебные годы около 1%. Особого внимания при этом заслуживает тот факт, что на протяжении 1971 –1975 гг. общая численность образовательных учреждений и учащихся в них сокращалась, а специальных школ, напротив, систематически и непрерывно росла [2].

С конца 1990-х гг. наметилась тенденция кристаллизации системы специального образования Российской Федерации. С 1998 г. дети, выведенные из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, могли получать «надомное» обучение. Однако, по сведениям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2003/2004 учебном году более 1,5 млн (4,5 %) детей страны имели отклонения в развитии, из них: 26 % посещали дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или специализированные группы ДОУ общего типа, 17 % обучались в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, 14 % – в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа [3].

С середины 1990-х гг. до 2004 г. характерным изменением в системе специального образования стало увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах при общем сокращении контингента учащихся и увеличении общего числа образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» знаменовал процесс реструктуризации образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом Министерство образования и науки Российской Федерации в письме «О коррекционном и инклюзивном образовании», разъясняя свою позицию в части коррекционного и инклюзивного образования детей, выразило обеспокоенность наметившейся тенденцией к спонтанному и непоследовательному характеру деятельности региональных властей и субъектов народного образования в вопросах развития форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В письме указывалось, что часть субъектов Российской Федерации неоправданно сориентированы на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений [4].

В последние годы в регионах страны численность специальных (коррекционных) образовательных учреждений сократилась на 5 %, в то время, как контингент обучающихся вырос на 2 %. На начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1804 СКОУ, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в 2012/2013 учебном году соответственно: 1708 и 211 тыс. детей.

В этих условиях в числе актуальных направлений деятельности выделяются материально – техническое, кадровое и научно – методическое обеспечение деятельности общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы и осуществляющих социальную и профессиональную реабилитацию детей – инвалидов. Говоря о современном состоянии специального образования в нашей стране, очевидной становится потребность коренных изменений. Модернизация содержательной и организационной частей специального образования детерминирована трансформацией социально – экономической платформы государства, значительными достижениями науки, техники и технологий, проходящими на волне формирования концептуально новой образовательной парадигмы.

Список источников и литературы:

  1. Народное образование в СССР / Под ред. И.А. Каирова, Н.К. Гончарова, Н.А. Константинова и др. – М.: Изд–во АПН, 1957. – 783 с.

  2. Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. Сб. – М.: Статистика, 1977. – 449 с.

  3. Образование инвалидов в России: история вопроса, статистика [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/events/document739.shtml

  1. О коррекционном и инклюзивном образовании детей: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР–535/07 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://skno.irkobl.ru/sites/skno/inspection/iam/7.06.2013_IR-535_07.pdf

Просмотров работы: 2037