ТОВАРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТОВАРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРОВ

Митрофанова А.М. 1, Митрофанова А.М. 1, Тамазова А.А. 1
1Владимир, ВлГУ, Таможенное дело
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях рыночных отношений возрастает роль информации о товарах, так как потребителю трудно разобраться в многообразии существующих и новых товаров и сделать правильный выбор. Покупатель также уделяет внимание качеству и безопасности товара, учитывая актуальные на сегодняшний день экологические и экономические проблемы, участившиеся случаи подделки, многочисленные факты о несоответствии качества. С другой стороны, информация необходима и для производителя продукции. Он должен отслеживать изготовление новых товаров, их конкурентоспособность для принятия решений о прекращении производства отдельных товаров.

Целью данной статьи является изучение товарной информации, и её роли в обеспечении качества и безопасности товаров.

Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности [3].

Сведения должны соответствовать правилу «3Д»:

  • Достоверность - правдивые и объективные сведения о товаре. Зачастую, мы встречаемся с недостоверностью информации. Наиболее часто недостоверна информация, как правило, о фальсифицированных товарах. Следовательно, недостоверность информации в большинстве случаев может быть квалифицирована как информационная фальсификация. Недостоверная информация может быть вызвана недостаточными профессиональными знаниями субъектов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к определенным сведениям.

  • Доступность - информационная открытость сведений о товаре для всех пользователей.

  • Достаточность – рациональная информационная насыщенность, что исключает представление как неполной, так и излишней информации [4].

Товарная информация может быть представлена различными формами [5]:

  • Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России). К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость, для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для ее восприятия (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание.

  • Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).

  • Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т. п.) либо иных изображений. К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.

  • Символическая информация - сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.

  • Штриховая информация — информация в виде штрихового кода, который предназначен для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются [5].

Знания о полезности продукта, его безопасности, глубины и широты ассортимента, качества, а также упаковки, складирования, хранения товаров крайне важны. Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров [3].

Маркировка – это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и пр. Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в стандартах. Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может содержать текстовую и цифровую информацию, штрих-коды, пиктограммы. О последних скажем подробнее [6].

Пиктограммы (символы, информационные знаки) в образной форме представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и пр. С учетом возрастающих объемов международной торговли такая маркировка особенно удобна, так как пиктограммы в сжатой образной форме способны представлять определенную информацию о товаре. В целом пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности и др.[4].

Покупатель приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить свои конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией для покупателя является товарный знак, который ему знаком, или он уже покупал товары с таким знаком. Товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц [1].

Большое значение для потребителя имеют следующие знаки [7]:

  • Знак соответствия (в области сертификации) — защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. В России утвержден только общий знак соответствия системы ГОСТ Р. Маркирование знаком соответствия служит одним из способов подтверждения соответствия товара.

  • Эксплуатационные знаки — знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров. Такие знаки наносят на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Наиболее распространены международные символы, принятые для текстильных изделий. Многие эксплуатационные знаки для текстильных изделий настолько наглядны, что даже без особых пояснений ясен их смысл: тазик для стирки с указанием температуры воды, утюг с указанием температуры глаженья.

  • Манипуляционные знаки — знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами. Наносятся на ярлыки, упаковку или транспортную тару тех товаров, которые способны причинить вред человеку. Они уведомляют потребителя об опасности при эксплуатации (потреблении), транспортировании и хранении товара. Приведём примеры текстового содержания таких знаков: «Беречь от нагрева», «Хрупкое. Осторожно!», «Беречь от влаги!».

  • Предупредительные знаки — знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности. Предупредительные знаки подразделяют на два вида: предупреждающие об опасности; предупреждающие о действиях

по безопасному использованию. Примеры: «легко воспламеняется» (F), «ядовито» (Т), «взрывоопасно» (Е), «едкое» (С).

Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути ее решения многообразны. Один из них — информирование потребителей с помощью экологических знаков. Экологические знаки наносятся на те товары, которые могут нанести вред окружающей среде при производстве, использовании, утилизации и захоронении товара. [7].

Велика роль товарной информации как для производителя, так и для потребителя в настоящее время. Информация, наносимая производителем на товар, упаковку, этикетки и т.п. даёт покупателю гарант качества и безопасности, если она достоверна, доступна, достаточна, включает в себя знаки соответствия и другие информационные знаки.

Однако в этой области существуют проблемы и недоработки, на практике реализуются не все возможности товарной информации, поэтому вопросы, связанные с товарной информацией, являются в настоящее время актуальными и имеют широчайшую перспективу дальнейшего развития.

Литература:

  1. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1;

  2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009);

  3. Товарная информация: понятия, виды, формы, требования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mainmarketing.ru/mcobs-687-1.html - Понятие товарной информации – Заглавие с экрана;

  4. Товарная информация как элемент обеспечения качества товаров [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://refdb.ru/look/2563812.html - Формы товарной информации – Заглавие с экрана;

  5. Виды и формы товарной информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://partnerstvo.ru/lib/pp/?q=node/30 - Виды информации о товарах – Заглавие с экрана;

  6. Маркировка товара [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/tovarovedenie/markirovka-tovara.html - Маркировка как средство товарной информации – Заглавие с экрана;

  7. Информационные знаки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tanq.hut4.ru/rp/inf/lect/infr/iz/inf.htm - Товарные знаки и знаки обслуживания - Заглавие с экрана.

8

Просмотров работы: 4387