ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX – НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЙ: ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX – НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЙ: ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Алекса Д.В. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное российское образование направлено на индивидуальное, творческое развитие личности ребенка. Основные школьные образовательные программы способствуют формированию общих представлений обучающего об окружающем мире, однако, вариативная часть базового плана среднего образования предлагает изучение предметов региональной направленности, состав и содержание, которых остается на усмотрение образовательной организации. Таким образом, появляется возможность расширить кругозора школьника с помощью элективных курсов, например, посвященных истории малой родине, а одним из элементов родной земли являются люди, когда-то осваивающие данные территории и формирующие состав населения Алтайского края. Данный курс может способствовать формированию толерантного отношения обучающихся к представителям других этносов, так Российская Федерация является многонациональным государством.

Элективный курс составлен с учетом особенностей возраста и знаний для обучающихся 10 и 11 классом гуманитарного профиля – «Русское население Алтайского края в последней трети XIX – начале XX столетий: формирование и состав». Цель курса изучение формирования состава этнографических групп русского населения алтайской деревни и их взаимоотношения в условиях компактного проживания по устно-историческим источникам.

Данный курс рассчитан на 17 часов и имеет узконаправленный характер. Первоначально курс предполагает освоение теоретических и практических знания по устной истории. Далее рассмотрение исторических аспектов освоения и заселение территорий Алтайского края различными этнографическими группами русских и более углубленное рассмотрение взаимоотношений этнографических общностей русских старожильческого и переселенческого населения с опорой на устно-исторические источники архива ЛИК АлтГПА. По завершению учебного курса обучающиеся должны будут разработать вопросник по определенной тематике, приобрести навыки проведения интервью, научиться анализировать и обобщать факты и наблюдения, полученные в ходе интервьюирования. Итогом совместной работы педагога и обучающего должен стать индивидуальный проект, направленный на исследование этнографических и этнических корней семьи школьника.

В настоящее время нет вариантов практики создания курсов по этническому и этнографическому составу общностей русских. Однако, по мнению автора, методической основой программы могут стать работы Т.К. Щегловой [6], Е.Ф. Бехтеновой [2], А.Д. Сергеева [3], Л.В. Байбородова [1]. Данные работы помогут составить верный методическо-понятийный аппарат программы курса школьников и смогут подсказать перспективные направления исследований для школьного уровня, касающиеся традиционной культуры русских.

Таким образом, данный курс поможет сформировать уважительное отношение обучающихся к представителям других народов, на примере моделей взаимоотношений старожилов и переселенцев в алтайской деревни, поспособствует повышению чувства патриотизма к малой родине и проявить индивидуальные способности обучающихся, так как каждый их них сможет побывать в роли исследователя.

Список литературы

1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

2. Бехтенова Е.Ф. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории: методическое пособие / Е.Ф. Бехтенова // Новосибирский государственный педагогический университе. – Новосибирск, 2004. – 51 с.

3. Сергеев А.Д. О краеведении Алтайского края: теория, история, практика / А.Д. Сергеев. – Барнаул: БГПУ, 2008. – 195 с.

4. Щеглова Т.К. Устная история как объект краеведческой деятельности в школе и вузе / Т.К. Щеглова // Историческое краеведение в школе и вузе: материалы первой всероссийской научной конференции (14 – 15 декабря 1994 г.). – Кемерово, 1994. – С. 65 – 68.

5. Щеглова Т.К. Устная история: учебное пособие / Т.К. Щеглова // Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364 с.

Просмотров работы: 907