ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА.

Григорьева В.И. 1
1МГТУ им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Универсальные учебные действия – это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Поэтому вопрос об эффективном их формировании поднимается сегодня с особой остротой и требует внимательного изучения. Особую важность имеют регулятивные универсальные учебные действия, которые включают такие неотъемлемые учебные умения как :

1)целеполагание, рассматриваемое как постановка учебной задачи,

2)планирование, которое понимается как определение последовательности промежуточных целей и результатов,

3) прогнозирование промежуточных и конечных результатов,

4) способность к контролю за своими действиями,

5)коррекция и дополнение в своей работе,

6) оценивание качества и уровня усвоения нового материала,

7) проявление волевых усилий исаморегуляции для достижения целей. Одним из условий формирования регулятивных УУД выступает организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Рассмотрим функции универсальных учебных действий:

1. Обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить цели, искать методы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности).

2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

3. Обеспечение успешного усвоения знаний, учений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области[2].

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

1. Личностные УУД, включающие профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания.

2. Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.

3. Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.

4. Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.

Мы подробнее остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях, т. к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в начальной школе. [3]

Рассмотрим структуру и критерии сформированности регулятивных УУД для начальной школы. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

— умение сохранять заданную цель;

— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

— умение контролировать свою деятельность по результату;

— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.[5]

Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку, начиная с периода обучения грамоте.

Решению задачи формирования регулятивных УУД способствует постоянная новизна на уроке или в содержании, или в деятельности учеников, или в организационных формах, или в отношениях ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – группа.

Пропедевтическая работа, направленная на успешное овладение всеми учащимися понятий, правил и свойств русского языка, открытие учащимися правил в ходе выполнения заданий поискового характера, сверка этого правила с вариантом учебника и корректировка в случае необходимости, включение новой единицы усвоения в новой связи и систему языка – одно из направлений в работе по формированию регулятивных УУД.

Научиться фиксировать внимание на цели деятельности и сохранять её школьнику помогают схемы. Определи, какой из данных глаголов подходит к каждой схеме: держать, вынесли, подскажешь, уколется.

Также пиктограммы, кроссворды и ребусы на начальном этапе обучения; план, план-схема, алгоритм, самоконтроль и самооценка. Например:

1. Составь алгоритм разбора слова по составу.

1)Изменяю слово и выделяю в нем окончание

2)Выделяю основу

3)Подбираю однокоренные слова и выделяю корень

4)Нахожу часть слова, которая стоит перед корнем. Это приставка. Выделяю её.

5)Нахожу часть слова, которая стоит после корня перед окончанием. Это суффикс. Выделяю суффикс.

2.Составить из частей слово, разобрать по составу:

1) и, ник, под, снеж

2) а, к, по, сад

3) а, ушк, корм.

Тестовые задания учат школьников оценивать результаты своей деятельности.

1. Какие слова не являются однокоренными?

  1. водитель - водить

  2. ученик - школьник

  3. родился - родина

  4. лес - лестница

2. Укажи проверочное слово к слову маслята.1) масленый 2) маслина 3) масло

3. Прочитай, как описали инопланетяне, посетившие Землю, ее жителей. Сколько однокоренных слов ты нашел?

На огромной землистой поляне

У большой земноводной реки

Есть большие-большие землянки,

А в землянках живут земляки.

В безземельном пространстве летают

Мухи, голуби и комары,

А земные мальчишки гоняют

По площадкам земные шары.

Жизнь на этой планете отличная,

Потому что она земляничная!

1)9 2)8 3)7 4)6 5)5

4. О какой части слова идет речь в четверостишии?

На конце любого слова

... ищет Вова.

Изменяемая часть

С другим словом держит связь.

  1. Корень. 3) Приставка.

  2. Окончание. 4) Суффикс.

5. О какой части слова говорится?

Я к корню приставлена и навсегда у него оставлена. Зовут ... меня, значение слова меняю я, но без корня — никуда. Нельзя нас с корнем разделять и ничего между нами вставлять.

Перед корнем есть…,

Слитно пишется она,

И при помощи ...

Образуются слова.

  1. Корень. 3) Приставка.

  2. Окончание. 4) Суффикс.

6. О какой части слова идет речь?

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу.

  1. Корень. 3) Приставка.

  2. Окончание. 4) Суффикс.

7. Что нужно сделать, чтобы найти корень?

  1. Изменить слово в соответствии с вопросом.

  2. Подобрать однокоренные слова.

8.Продолжи. Корень – это…

9. Для связи слов служит

А) корень в) окончание

Б) приставка г) суффикс

10. Какая часть слова не бывает в начале слова

А) приставка в)суффикс

Б) корень г) окончание

11.Для образования слов служит

А) приставка в) корень

Б) суффикс г) окончание

12.Корень в однокоренных словах пишется одинаково. А) ДА; б) НЕТ.

Для формирования умения планировать свою деятельность эффективным приёмом считается такой вид работы как совместно с учащимися составленный план урока. Эта работа проходит в два этапа. На начальном этапе обучения в 1–2 классах сообщается детям план урока в виде схемы. По ходу урока дети контролируют и оценивают результаты выполнения этого плана. На следующем этапе в 3–4 классах, отталкиваясь от цели и задач урока, предлагается ученикам вместе с учителем составить план урока. В процессе этой работы ученики учатся планировать свои действия, их результаты, вырабатывать критерии для оценки учебной работы, оценивать свои и результаты других по заданным критериям. Учатся самостоятельно выбирать учебный материал из учебника и пособий.

Формирование регулятивных УУД происходит на всех этапах урока и во всех видах деятельности: работе в парах, группе, при выполнении творческих заданий. Обдумывая решение таких учебных задач, ученик ставит цель, планирует свою деятельность, находит пути решения, выбирает наиболее удачный, а затем оценивает результаты и, если надо, корректирует свою работу.

Регулятивные УУД. 1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Состав слова» предлагается учащимся из предложенных букв вывести тему нашего урока Р,С,М,Л,О,С, Ц,Т,А,Н,Х,В,Щ. ( СОСТАВ). Тема состав слова. СОСТАВ - Какое значение может иметь слово «состав»?

Состав:1.совокупность (соединение) людей, предметов, образующих одно целое. 2.Сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны С.И.Ожегов

- Но мы на уроке русского языка, состав чего мы можем изучать? (Состав

слова) Это тема нашего сегодняшнего урока. ( на доске)

-Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке?

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. 2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаются ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть правила. При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. 3. При самооценке работ учащихся можно применить метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагается на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность, правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. 4. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, тестовое задание, словарный диктант. 5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»( Обобщение опыта по теме

Список используемой литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володорская и др.]; под.ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. -151с.

2. Савинов, А. В. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / А. В. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения).

3. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] // Томск: сайт МБОУ СОШ №22: http://www.school22.tomsk.ru/files/img/monitor.doc (дата обращения 16.06.2012).

Просмотров работы: 3937