ПРОЕКТ «ЦЕНА И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТ «ЦЕНА И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Алексенцева И.В. 1, Ерёменко В.С. 1, Сухарева М.И. 1, Тарасенко Ю.Ю. 1
1Алтайский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы

Гуманитаризация современного образования ставит новые проблемы поиска содержания и условия, способствующих формированию культурного человека, знающего не только историю страны урезанную до цитат учебников, но и поступающий в соответствии со своим знанием и убеждением. Сначала размышляющего над тем, что принесет результат его работы людям, а потом добивающегося этого результата. В этой связи, возникает вопрос совершенствования преподавания социально-исторических дисциплин. На наш взгляд, преподавание истории не должно быть чем-то догматичным, неизменным и оторванным от жизни и от решаемых учащимися личностных вопросов.

Мы пытаемся изменить организацию образовательного процесса именно на факультативном курсе. И обращаемся к изучению истории через первоисточники. Делаем это следующим образом: одной из психологических потребностей подростка является желание осознать свою личность, понять, кто он среди других, обрести самостоятельность. Переоценка себя лучше всего происходит в кризисных ситуациях, где есть жизненные противоречия. В этой связи история наполнена большим количеством жизненных коллизий и переживаний. В своем проекте мы хотим показать, как можно изучать историю, через установление параллелей исторических и личностных коллизий, имеющих одну линию развития. Для этого в начале, мы будем предлагать для самопознания рефлексивные ситуации, позволяющие установить личностный смысл последствий жизненных кризисов. А потом мы отрефлексируем обнаруженный и открытый внутри себя личностный смысл соотнесенный с представленным в источниках историческим содержанием событий. Таким образом, будет формироваться "живое знание", пропущенное через себя. Тогда можно увидеть "историю с лицом" через персоналии и судьбы её участников.

В старших классах учащиеся сталкиваются с проблемами поиска себя, выбора своей стратегии жизни в этом абсурдном мире, преодоления уникальных психологические трудностей. Поэтому преподавание истории на наш взгляд должно быть выстроено на понятном для школьников языке с учетом их психологических потребностей периода жизненного самоопределения подрастающего поколения. Мы полагаем, что сфера интересов подростка шире чем, его интимно-личностные потребности. Поэтому недостаточно снабдить его только психологической информацией. Необходимо, учитывая возрастные особенности, ввести в содержание преподавания истории более занимательную человечную форму подачи информации, основанную на учете психологических особенностей школьников. История, в нашем понимании, должна стать путеводителем жизни, поэтому её изучение должно происходить через познание драматических жизненных коллизий, способных зажечь жажду познания.

Педагогический результат:

- переоценка ценностей школьников, осознанный выбор ими жизненных ориентиров, умение прогнозировать ход социального события и своего места в нем в контексте большой и личной истории;

- развитие способности к моделированию социальных и исторических событий;

- развитие способности к рефлексии.

Форма работы: историческая гостиная.

Цели:

Рефлексивные:

содействовать переоценки ценностей в ситуации массовой паники, страха, когда на земле погибает все живое, когда возникает потребность защищать себя и свои границы; когда возникает необходимость проявлять жизнестойкость и делать осознанный в соответствии со своими ориентирами выбор.

Образовательные:

формировать стратегии жизнестойкости, самообладания, внутренней устойчивости на примерах событий Первой мировой войны.

Развивающие:

развивать способность к моделированию и прогнозированию социальных и исторических событий.

Составляющие человеческого развития:

Общие составляющие человеческого развития: развитие познавательных мыслительных процессов, таких как: анализ, синтез, систематизация, а также качества мыслительной деятельности и процессов (самостоятельности и креативности). Развитие способности к моделированию (выделение структурных элементов модели, установление связи между ними).

Предметная составляющая: умение систематизировать историческую информацию, устанавливать внутри нее причинно-следственные связи, оценивать последствия поступков в истории Первой мировой войны в оборонительных действиях и индивидуальной истории конкретного человека.

Надпредметная составляющая: обеспечение поиска резонансов событий исторического прошлого и поворотных моментов жизни современника, содействие сохранению внутреннего стержня в сложных жизненных ситуациях.

Целевой группой проекта являются участники:

– 9-11 классы общеобразовательной школы, проявляющие интерес к истории и саморазвитию человека.

Средства отбора обучающихся:

Средством отбора является опрос. В исторической гостиной могут принять участие все желающие.

Схема действий:

Мотивационный этап - «Ничего не предвещало войны»:

  • вызов мотивации и интереса к предложенной теме, постановка учебных задач, изложение плана работы;

  • работа в микрогруппах, анализ рефлексивных ситуаций по переоценки ценностей в жизненных ситуациях, последствиями которых могут стать военные события.

Этап работы с театрализованной средой - «От беззаботности к серьезности»:

  • просмотр видеоряда, создание театрализованной среды, погружение в исторический опыт, осмысление последствий влияния власти, государства и человеческой мысли на судьбы отдельного человека и народа.

Этап работы по построению модели социальных исторических ситуаций - «Когда цель не оправдывает средства»:

  • оценка фактов и ситуаций, воссоздание модели исторического события по первоисточникам, формирование представлений о последствиях выдающихся научных открытий и военных действий в отдельных событиях периода Первой мировой войны (работа микрогрупп).

  • обсуждение созданных микрогруппами моделей, соотнесение их с историческим событием, выбор адекватной фактам модели.

Заключительный этап – «Неожиданные параллели с современностью»:

  • Написание эссе на тему «Цена и смысл человеческой жизни», с целью проверки достигнутого результата.

  • Подведение итогов работы.

Оборудование и материал: мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, стулья, поставленные вокруг столов для работы в микрогруппах.

Концептуальные позиции:

Философско-психологические положения.

Экзистенциализм (А.Камю, А.Маслоу, Ж.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, и др.)

Философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Экзистенциалисты отмечают конечность и хрупкость человека, деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. По их мнению, индивидуальное бытие человека, погружено в свое «Я». Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников «творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя».

Психолого-педагогические положения.

Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев и др.)

Согласно этому подходу, субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определять и формировать его самого.

Концепция психологических оснований педагогики (Зинченко В.П.и др.)

Основная суть этой концепции сводится к необходимости формирования живого знания, вызывающего внутренний резонанс у субъекта учебной деятельности.

Основы моделирования как знаково-символической деятельности (Н.Г. Салмина).

Моделирование связано не столько с отражением внешних видимых свойств предметов и явлений, сколько с построением идеализированных объектов, с открытием нового, важны способы действия с новым. При этом действие должно максимально развертываться, материализовываться, осуществляться через пооперационный контроль, что позволяет выделять систему существенных признаков, преобразовывать разрозненную информацию, встраивать её в новое содержание.

Концепция педагогической поддержки (О.С. Газмана и др.)

Процесс определения собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, саморазвитии, общении с помощью педагогической поддержки.

Средства фиксации достигнутого результата

Механизм фиксации результатов эффективности реализации проекта: изначально, мы проследим уровень сформированности необходимого по замыслу проекта опыта учащихся через их отношение к выбору, времени, событию, желанию, проявленных в устных отчетах по рефлексивным ситуациям первого этапа проекта. После основной части проекта мы переходим к написанию эссе. В этом моменте мы проследим изменения в проявлении отношения, которое возникло внутри события и его связь с освоенным новым опытом, формируемым в основной части. При этом будет использоваться контент-анализ.

Методы фиксации результата: результат фиксируется на основании полноты построения моделей, а также на содержании рефлексивного эссе.

Критерии выделены на основе структурных компонентов личностного развития:

– ценностно-ориентировочный;

– когнитивный;

– поведенческо-деятельностный;

– эмоционально-волевой.

Показатели по каждому критерию:

Ценностно-ориентировочные показатели:

– выбор общечеловеческих ценностей;

– понимание цены человеческой жизни, её конечности предельности;

– проявление интереса к смыслу и ценности жизни человека;

– наличие глубокой рефлексии результатов социальных ситуаций и их последствий.

Когнитивные показатели:

– наличие знаний об исторических событиях, как основе для переоценки своей индивидуальной жизни;

– сформированность понятийного и абстрактного мышления;

– умение выделять существенные свойства связи и отношения и на их основе моделировать социальные и исторические события;

– предвидение и прогнозирование последствий большой истории в жизни человека.

Поведенческо-деятельностные показатели:

- умение самостоятельно создавать модели социальных и исторических событий;

- умение видеть коллизийные связи скрытых смыслов информационных манипуляций;

- умение отражать содержание рефлексии в кратком тексте;

- наличие активности в выполнении деятельности.

Эмоционально-волевые показатели:

– проявление ответственности за свои действия и поступки;

– проживание чувства «мне это нравится» от проведенной работы;

– наличие адекватной эмоциональной реакции в сложных социальных и исторических событиях.

Уровни достигнутого результата

Высокий уровень: Обучающийся выбирает ценность человеческой жизни как основу гуманитарного знания в противовес ценности утраты жизни отдельного человека для судьбы всего человечества. Проявляет широкий запас нравственных знаний об отношении к другому человеку и к себе. Выделяет самостоятельно структурные элементы модели исторического события и устанавливает связи между ними.

Средний уровень: Обучающийся осознает ценность человеческой жизни в противовес ценности утраты жизни отдельного человека для судьбы всего человечества, в силу необходимости решения военных вопросов. Проявляет интерес к нравственным знаниям об отношении к себе и к другому человеку, пользуется ими для объяснения фактов государственной политики и межличностных отношений. Выстраивает модель исторического события самостоятельно, но неполно, допуская ошибки, исключая отдельные структурные элементы модели, не замечая связи между структурными элементами.

Низкий уровень: Обучающийся знакомится с ролью ценности жизни отдельного человека для других людей. Приобретает широкий запас нравственных знаний об отношении к себе и к другому человеку. Наполняет содержанием, предложенные педагогом, структурные элементы модели исторического события, после объяснения их содержания устанавливает связи между структурными элементами модели.

Просмотров работы: 1413