РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ПО ХРАМАМ АЛАПАЕВСКА». КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ». - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ПО ХРАМАМ АЛАПАЕВСКА». КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ».

Масленникова А.А. 1, Бормотова О.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Уральский государственный лесотехнический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно в декабре екатеринбуржцы готовятся к празднованию в честь покровительницы Екатеринбурга и Екатеринбургской митрополии - святой великомученицы Екатерины. В это время проходят концерты хоровой духовной и инструментальной музыки, православные выставки, конференции, «Елисаветинские чтения» в г. Алапаевске и много других мероприятий.

В наш город стекаются многочисленные гости, ученые, теологи, туристы, паломники, чтобы чествовать святую великомученицу Екатерину, поклониться ей в храмах, возведенных в ее честь, и посетить другие святые местах. Поэтому необходимо организовать для гостей города экскурсии, в ходе которых они узнали бы о нашем прекрасном крае, познакомились с его достопримечательностями, памятниками архитектуры и других видов искусств, посещение храмов и святынь Урала. Одним из таких мест является город Алапаевск, в котором трагически оборвалась жизнь членов царской семьи – Великая княгиня Елизавета, князья Дома Романовых, инокиня Варвара и др. Поэтому остро встает вопрос об организации туров, экскурсий.

Роль туризма в современном мире огромна. Он затрагивает все сферы деятельности современного общества, но в большей мере экономику, культуру и социальную жизнь. К туристическим объектам относятся, не только культурно - познавательные, но и религиозные. Соборы, мечети, культовые музеи, храмы, церкви и духовные центры это все - памятники религии, истории и культуры любого региона или города.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Под церковью понимают религиозную организацию, имеющую достаточно большое количество членов во многих социальных слоях или в большинстве общества, а также прочные, длительные и разветвленные связи с данным обществом.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.

Поэтому не найдя в этой жизни своего места, к церковной среде все больше обращается людей, в том числе и наша молодежь. Люди по-разному относятся к религии и церкви. Одни истово исполняют все обряды, регулярно посещают храм, соблюдают все посты. Другие полагают, что бог должен быть внутри человека, что важнее убежденная вера, чем показное поклонение.

Люди обращаются к церкви, для того чтобы попросить об искуплении грехов, о здоровье, любви.

Весь многовековой опыт Русской Православной Церкви свидетельствует, что именно на примерах высоконравственного жития и духовных подвигов наших святых на протяжении столетий воспитывалось не одно поколение русских людей. И именно с помощью церкви русский народ смог выдержать все испытания, которые выпали на его долю.

Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он необходимой информацией для ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

Тема курсовой работы: Разработка экскурсионной программы «По храмам Алапаевска».

Объектом исследования является экскурсионная программа.

Предмет исследования – технология экскурсионных услуг.

Целью данной работы является разработка экскурсионной программы «По храмам Алапаевска»

Задачи курсовой работы:

1. Изучение теоретических аспектов экскурсионной деятельности

2. Выявление и описание конкретных объектов экскурсии.

3. Разработка контрольного текста экскурсии.

4. Структурирование работы

5. Подбор иллюстративного материала

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Экскурсия: понятие и сущность. Виды экскурсий

Первые сведения про экскурсионный туризм в России появились во второй половине 18 века. Первым организатором экскурсионной деятельности был декабрист И. Якушенко. Будучи в ссылке, он работал школе для девочек, они организовывал для них экскурсии и летние походы. Повышенный интерес к экскурсиям, дал толчок к организации первых экскурсионных комиссий, бюро, комитетов.

Сегодня экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Ее сущность заключается в том, что это - одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную методику.

Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства:

- функция научной пропаганды - экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий;

- функция информации - экскурсия содержит информацию по конкретному разделу знаний, отличаясь от других средств информации более высокой наглядностью;

- функция организации культурного досуга - экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Системность знаний, сообщаемых на экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента "путешественности", возможность выбора в соответствии со своими интересами - делает экскурсию популярным занятием для людей;

- функция расширения культурно-технического кругозора - экскурсия способствует расширению кругозора человека, сообщая и конкретизируя знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики;

- функция формирования интересов человека - задача любой экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной области знания, что для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию - это функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т.п.

В основу любой экскурсии должны быть положены принципы, позволяющие выделить в ней главное. Их следует рассматривать во взаимной связи друг с другом.

Основные принципы организации экскурсии:

- научность: содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки;

- идейность - то есть объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам;

- связь теории с жизнью - материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране;

- доходчивость - эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории;

- убедительность - обеспеченность материала экскурсии убедительными сравнениями, ссылками на авторитетные источники, воспоминания очевидцев и участников событий, фотографиями, копиями документов и т.п.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее некоторые признаки говорят о сходстве с другими формами работы, другие, наоборот, подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Продолжительность по времени проведения от одного академического часа (40-45 минут) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников экскурсии (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

- у музейных - знакомство с материалами экспозиций, расположенных на стендах;

- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, конвейеров, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников.

Экскурсия - это результат дух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

Начиная с 20-х гг. XX века в истории экскурсоведения предлагалось немало различных классификаций экскурсий. Наиболее распространенной является классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:

- по содержанию;

- по составу участников;

- по месту проведения;

- по способу передвижения;

- по продолжительности;

- по форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента.

Практически все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности. Выбор основных и обязательных подтем – сложная задача для экскурсовода. Отличия городских обзорных экскурсий обусловлены особенностями культурно-исторического развития города. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные и научные центры, города-новостройки, города-курорты, города-порты, города-заповедники истории и архитектуры, города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих и известных людей. Таким образом, при подготовке городской обзорной экскурсии предпочтение отдается тем подтемам, которые определяют «лицо» города, а одна из подтем в силу своей значимости обязательно становится ведущей. Еще одна особенность обзорных экскурсий заключается в том, что любая ее подтема при необходимости может стать темой для самостоятельной экскурсии. Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий. Конкретизируя каждый тип, можно выделить подтипы городских обзорных экскурсий. Так, по своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на:

  • историко-краеведческие;

  • археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок);

  • этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов;

  • военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы;

  • историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей);

  • экскурсии в исторические музеи.

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на:

  • экскурсии с показом архитектурного облика данного города;

  • экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

  • экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора;

  • экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

  • экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

  • экскурсии по новостройкам.

Искусствоведческие экскурсии имеют следующие подтемы:

  • историко-театральные,

  • историко-музыкальные,

  • по местам бытования народных художественных промыслов,

  • по местам жизни деятелей искусства,

  • экскурсии в картинные галереи,

  • выставочные залы,

  • искусствоведческие музеи,

  • в мастерские художников и скульпторов.

  • Литературные экскурсии подразделяются на:

  • литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга);

  • историко-литературные, посвященные определенным периодам развития русской литературы);

  • литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).

Природоведческие экскурсии делятся на:

  • ботанические,

  • зоологические,

  • гидрологические,

  • геологические,

  • экскурсии по уникальным памятникам природы.

Производственные экскурсии могут быть:

  • производственно-историческими,

  • производственно-экономическими,

  • производственно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.

Тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.

По составу участников в первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики. В качестве особого контингента, требующего специальных приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых, «трудных» подростков. В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность вносятся изменения. Такой подход к подготовке и проведению экскурсии в теории экскурсионного дела называют дифференцированным.

По месту проведения экскурсии бывают:

  • городские,

  • загородные,

  • музейные,

  • комплексные,

  • сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.

По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга. Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают экскурсанты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые должны учитываться при проведении экскурсии. К ним относятся правила дорожного движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п. В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также трамваи и троллейбусы.

Продолжительность экскурсии составляет от одного академического часа (45 мин.) до четырех-пяти часов. Продолжительность экскурсии может доходить до одних суток. Такие длинные экскурсии называют экскурсионными турами и считается, что они дробятся на несколько более мелких экскурсий разной продолжительности, а также включают время приема пищи, отдых, покупку сувениров, санитарные остановки, путевую информацию. Путевая информация передается экскурсантам в автобусе, следующем к объектам, значительно удаленным от места сбора группы: в другой населенный пункт, в музей–усадьбу, заповедник, мемориальный комплекс. Путевая информация предполагает как подготовку к посещению объектов в конечной точке маршрута, так и ознакомление с достопримечательностями, встречающимися по пути, кроме этого, может даваться общая характеристика местности или региона. Путевая информация не предполагает непрерывного говорения, рекомендуется устраивать 15 – 20-минутные перерывы для отдыха экскурсантов и экскурсовода.

По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии–прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий–прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом. В 60 - 80-е гг. ХХ века проводились экскурсии–массовки, участники которых одновременно передвигаются по маршруту на 10 - 20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. В такие экскурсии, кроме осмотра объектов, может входить проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности, участие в фольклорных праздниках и театрализованных представлениях.

Экскурсия–концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии. Рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:

  • экскурсия–урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

  • экскурсия–демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами;

  • пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у студентов или работающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.

Цель показательной экскурсии – продемонстрировать образец того или иного методологического приема (показа, рассказа, логического перехода от одной подтемы к другой) на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит условный характер, однако необходимо, так как имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Классификация экскурсий обеспечивает условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных групп экскурсантов.

1.2. Специфика культурно-познавательных экскурсий

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

При этом, поскольку сама по себе экскурсия может быть включена в программу практически любого путешествия, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Например, по своему содержанию в основном культурно познавательными являются автобусные туры. Круизы, как правило, предполагают увлекательную экскурсионную программу. Если речь идет о культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим.

Паломнические экскурсии.В девяностые годы двадцатого века в общественный лексикон вошло забытое слово «паломничество». В связи с падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки имели разные цели. Однако в значительной мере людьми двигало желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес для религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристские агентства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово «паломничество». В связи с чем возникла необходимость определить искомое понятие.

Паломничество pilgrimage — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

Смысл паломничества заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с па­ломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей по­буждает много различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Паломничество предполагает определенное отношение чело­века к действительности. Психологические особенности паломни­ков очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глу­боко религиозный человек с уже сложившейся системой ценно­стей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.

Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу уча­стников и признаку семейной принадлежности различают инди­видуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжи­тельности можно обозначить паломничества длительные и корот­кие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимо­сти от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые па­ломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они ос­танавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обыч­но невелик, и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, при­родные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто па­ломничества бывают приуроченными к определенным праздни­кам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников по­слушать пасхальную проповедь Папы римского.

Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.

В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями (у более состоятельных — со сменной одеждой) и сосуд для воды.

Сегодня возродилась традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням.

Православное паломничество подразумевает ряд присущих ему специфических особенностей. Прежде всего, это низкая комфортабельность размещения паломников в монастырях. Бытовые неудобства отчасти компенсируются низкой стоимостью трехразового дневного питания в монастырской трапезной. Организаторы паломнических поездок в российские монастыри учитывают и то, что большинство в формирующихся группах составляют женщины.

Трудно найти статистические данные о численности православ­ных паломников в России. По имеющейся информации, в год внут­реннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Воз­можно, эти данные требуют уточнения. Средний возраст паломников — 45 — 50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процент­ная доля невелика.

История паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество – это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.

В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных цент­ров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиоз­ные объекты – действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, прини­мают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.

В Рос­сии существует интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Япо­нии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопо­тамия, Греция и Италия, Центральная Америка.

Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый и открытый, так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Фе­дерации» дает определение туристской индустрии. Применитель­но к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен­ного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью ин­дустрии туризма в целом.

По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления: монастыри и святыни России, ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма) и дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции - в первую очередь, горы Афон, Италии - мощи Николая Мир Ликийского, Израиля).

2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ПО ХРАМАМ АЛАПАЕВСКА»

2.1. Общая характеристика храмов Алапаевска

Город Алапаевск расположен на восточном склоне Среднего Урала, на реке Нейве (бассейн Оби), при впадении в неё реки Алапаихи, в центре Свердловской области, в 146 км к северо-востоку от Екатеринбурга, в 1847 км от Москвы и 2483 от Петербурга.

Первое упоминание о поселении на реке Алапаиха в 1639 году связано с верхотурским боярским сыном Андреем Бужаниновым. В 1696 году в окрестностях Алапаихи на реке Нейве была обнаружена железная руда. В 1702 году на речке Алапаихе начато строительство казённого железоделательного завода. С этого момента деревня Алапаиха начинает становиться заводским посёлком. В 1781 году был образован Алапаевский уезд, центром которого стал Алапаевск, получивший дарованный Екатериной Великой статус города. В 1783 году был утверждён первый герб города.

С 20 мая 1918 года в Алапаевске в Напольной школе содержались и в ночь с 17 на 18 июля были казнены члены императорской семьи Романовых: великий князь Сергей Михайлович, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, князья императорской крови Константин Константинович, Иоанн Константинович, Игорь Константинович, князь Владимир Палей, Фёдор Ремез (управляющий делами великого князя Сергея Михайловича) и Варвара (Яковлева) (келейница Елизаветы Фёдоровны).

Сегодня в центре Алапаевска сохранились черты старого металлургического центра. Это полуразрушенное здание молотового цеха, построенного предположительно в 1704 году, что делает здание цеха старейшим на Среднем Урале каменным строением. Рядом старинный Свято-Троицкий собор, первый на Среднем Урале каменный храм. Храм был построен в 1702 году на средства прихожан. Он был перестроен в первой половине XIX века. К празднованию 300-летия собора, он был реставрирован на средства прихожан. Огромную помощь оказал Иван Данилович Самойлов Рядом торговая площадь, на которую выходит Господский дом. Вокруг строения XIX — начала XX веков. В 1824 году из-за нехватки воды завод перенесли с реки Алапаихи на более крупную Нейву. Здесь до сих пор действует редкая переливная плотина, которая была реконструирована в 2013 году.

Славился Алапаевский завод мастерами, среди которых более всех известен И. Е. Сафонов, изобретатель первой в России гидротурбины. Сохранился его дом, ныне в нём действует Алапаевский краеведческий музей.

В начале XX века Алапаевск вошёл в историю как город, где 8 марта 1905 года был создан первый в России Совет рабочих депутатов [2]. До наших дней сохранилось здание, связанное с деятельностью знаменитой советской организации.

Ещё одна достопримечательность города, Екатерининская церковь, одна из действовавших на протяжении всего XX века.

В Алапаевске провёл часть своего детства великий русский композитор П. И. Чайковский. По мнению В. Б. Городилиной, здесь фактически закончилось детство Чайковского, более такого беззаботного времени у него не было. Исследователи связывают многие произведения композитора с влиянием алапаевского периода его жизни, к примеру «Детский альбом». По инициативе Городилиной в доме, где жили Чайковские, создан музей детства композитора. А во второй части музея собрана коллекция музыкальных инструментов (три зала).

Также в Алапаевске был красивейший каменный собор Александра Невского, разрушенный в советские годы. Сейчас на его месте — площадь Революции.

Обьект 1.Свято-Троицкий собор (г. Алапаевск)

Адрес: Свято-Троицкое архиерейское подворье, г. Алапаевск // http://st-trinity.cerkov.ru/galereya/

История

Церковь в нашем городе Алапаевск начала возводиться в 1702 году под руководством верхотурского воеводы Алексея Калетина. Именно в честь его небесного покровителя — преподобного Алексея человека Божьего, и была названа наша церковь. Вероятно, это была одна из первых, а, может быть, и самая первая каменная церковь на Урале. Наш храм — один из первенцев сибирского барокко. Переписные книги от 1710 года сохранили имена и первого священника Алексеевской церкви — Иоанна Михайлова.

Более двух веков Алексеевская церковь выполняла свое истинное предназначение – была местом, где совершается богослужение, осуществляется живая связь между миром земным и миром Небесным, людьми и Богом. Тогда к храмам не относились как к памятникам архитектуры, и церкви при необходимости перестраивали, а зачастую и сносили старые здания, чтобы на их месте построить новые. Ведь главным были не стены, а вера.

Алексеевская церковь за свою долгую историю повидала многое. В 1781 году образуется Алапаевский горный округ, Алапаевск же получает статус уездного города. Прихожан с каждым годом становится всё больше и больше, и храм, который вскоре стал тесен для них, начал обрастать приделами. Таким временем для нашего храма стал период 1781-1816 годы. В это время церковь пережила пожар и была реконструирована. Теперь она стала 3-х предельная: главный в честь Святой Живоначальной Троицы, северный в честь Архистратига Михаила, южный в честь преподобного Алексия человека Божьего. Освящен храм был в 1816 году.

К концу 19 века наш храм имел две приписные церкви — Екатерининскую и Александро-Невскую.

ХХ век стал определяющим как для нашей страны, так и для нашего собора. После прихода к власти большевиков — а в Алапаевске, при слабости местных органов Временного правительства, фактическая власть была у них в руках задолго до октября 1917 года — для церкви наступили тяжелые времена. В Свято-Троицком соборе, как и прежде, служили молебны, венчали, крестили, но изменилось — всё. И мастеровые, раньше за сто шагов ло-мавшие шапку перед священниками, теперь убивают их. Мученическую кончину принял в 1918 году и настоятель Свято-Троицкого собора Дмитрий Диев.

Ну, а далее….. Был октябрь, дни пятый и шестой. Года 1918 от рождества Христова. «Вечером собором духовенства в числе 13 протоиереев и свя-щенников была отслужена заупокойная всенощная. Народу было так много, что не только заполнен был храм, но и вся окружающая площадь. На следующий день утром из Свято-Троицкого собора пришли крестным ходом в кладбищенскую Екатерининскую церковь, где отслужили панихиду, и с пением «Святый Боже» гробы понесли в собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после таковой отпевание мученически пострадавших Августейших Страстотерпцев. На отпевании было ещё больше народу, ибо собрались люди не только Алапаевска, но и из окрестностей. Многие плакали навзрыд….. »

Так город простился, а его Свято-Троицкий собор встретил тех, кого уже в эти дни называли алапаевскими мучениками. Так свершилось событие, которое раз и навсегда выделило город и его храм из множества других российских городов, из множества других православных храмов. Свято-Троицкий собор в Алапаевске стал местом погребения убитых большевиками Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, её келейницы сестры Варвары Яковлевой, Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Федора Ремеза, князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Кон-стантиновичей, князя Владимира Палея.

В июле 1919 года, когда станет ясно, что город сдадут красным, тела убиенных покинут склеп Свято-Троицкого собора, а сам собор вскоре примет мученическую смерть — его обезглавят в 1932-м году….

Но Свято-Троицкий собор воскрес – летом 1998-го года, в день памяти Алапаевских мучеников (18 июля) над городом снова раздался звон колоколов…. Благодаря Ивану Даниловичу Самойлову, заслуженному работнику культуры РСФСР, Почётному гражданину Свердловской области, орденоносцу (Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За оборону Москвы»), восстановившему Свято-Троицкий собор из руин в 1992-1998 годах.

Знали бы те мастера, которые в далеком 1702 году клали первые камни в его основание, какая судьба ждет возводимый ими храм в грядущем!

В сентябре 2000 года собор посетил Святейший Патриарх Алексий II. А с 2012 года наш храм становится кафедральным собором новообразованной епархии – Каменской и Алапаевской. И уже многие годы храм после своего восстановления является местом паломничества множества людей со всего мира. Поэтому устроителям храма, прихожанам особенно важно восстановить его благолепие и красоту и предстать перед паломниками и гостями города в своем лучшем виде, в котором и должен быть каждый дом Божий на Земле.

ОБЪЕКТ 2. ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ (Г.АЛАПАЕВСК)

Адрес: Храм во имя Святой великомученицы Екатерины.Алапаевск город, Перминова улица, 1.

В мире построено 227 храмов в честь Св. великомученицы Екатерины

Недалеко от города Алапаевска, в старинном селе Невьянском, которое в народе называли Монастырским, а с 1962 года переименовали в Кировское, до 1783 года существовал мужской Богоявленский монастырь. Там была деревянная церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Именно её, разобрав по брёвнам, привезли в Алапаевск в 1792 году.

Со временем старые лиственные брёвна пришли в негодность, и встал вопрос о замене сгнившего дерева на кирпич, но денег с добровольных пожертвований на это не хватало. И тогда за строительство новой церкви на свои личные средства взялись благочестивые купцы: Николай Иванович Абрамов и Константин Григорьевич Черных (это была его жертва Богу за усопшую в 1870 году его трёхлетнюю дочку Клавдию). Красивую каменную церковь построили неподалёку от деревянной и в 1915 году освятили. Деревянную церковь разобрали. Нынешний иконостас - подарок для церкви от рабочих металлургического завода. Он изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских. По старым клировым ведомостям «притчу в ней по штату не положено», «утвари достаточно». Для служения в неё приезжали священнослужители из Алексеевского храма, к которому она была приписана.

Начались безбожные времена. В 1932 году Свято-Троицкий (Алексеевский) собор закрыли, затем устроили в нём хлебозавод. Екатерининская церковь осталась действовать, но её (как и почти все храмы в епархии) захватили нечестивые обновленцы. Только с Великого Четверга 1944 года, когда вновь стали служить и причащаться православные, в ней восстановилось истинное богослужение по православному чину.

Много видела эта церковь хорошего и плохого. Когда было особенно трудно, Господь всегда подавал Свою вышнюю помощь и утешение. Например, в октябре 1918 года в неё были привезены тела Святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. А ранней весной 1954 года в церковь привезли чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница», сохранённый у настоятельницы Бобровского женского монастыря, схиигумении Таисии, в деревне Калганово. После молитв к Царице Небесной перед этой иконой, неоднократно происходили исцеления, о чём свидетельствуют дары на иконе.

В 1995 году церковь была приписана к мужскому монастырю Новомучеников Российских, и сейчас, как и много лет назад, снова является подворьем мужского монастыря.

Храм этот знаменит в первую очередь тем, что богослужения в нем не прекращались никогда. Начиная свою историю с 1720-го года, в своем нынешнем виде Екатерининская церковь была построена в 1910-м году на средства благочестивого, но бездетного купца Николая Черных и его жены Елены. После сооружения храма в нем сразу же были сделаны росписи. Некоторые фрагменты этих старинных росписей сохранились в купольной части до сих пор. И иконостас здесь тоже тот, который был установлен изначально.

ОБЬЕКТ 3. АЛАПАЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ НОВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ

Адрес: Во имя Новомучеников Российских храм.Алапаевск район, Верхняя Синячиха пгт (Межная урочище).

Мужской монастырь Новомучеников Российских основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара, Великий Князь Сергий Михайлович, князья Императорской крови: Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей, р. Б. Феодор Ремез.В конце 80-х годов XX века вновь после 1918 г. было установлено местонахождение Шахты, где приняли мученическую кончину св. прпмцц. Елисавета и инокиня Варвара, члены семьи Дома Романовых.

На святом месте в 1991 г. был установлен Поклонный крест.В год прославления святых мучениц Елисаветы и Варвары в России, в 1992 г. рядом с шахтой построена часовня во имя святой преподобномученицы Елисаветы, в ней 18 июля 1992 г. была отслужена первая Божественная Литургия под предстоятельством архиепископа Мелхиседека Свердловского и Курганского, в те годы возглавлявшего епархию.22 февраля 1995 года Священный Синод принял решение об установлении мужского монастыря в честь Новомучеников Российских. Строителем монастыря был назначен тогда еще иеромонах, а ныне игумен Моисей (Пилатс).

Игумен Моисей ходатайствовал перед районными властями о выделении земельного участка для монастырских угодий. Было выделено 32 гектара земель, поселились первые монахи, послушники и трудники, стала возделываться земли. 6 июля 1996 года был официально заложен первый камень под строительство монастырского храма. Освящение закладки фундамента было совершено при участии епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона. Первая Божественная Литургия в еще недостроенном храме была отслужена 6 июля 1998 г., а 4 ноября 2000 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери служили первую Литургию в отстроенном храме. 18 июля 2001 г. храм был освящен в память всех Новомучеников Российских Высокопреосвященнейшим Викентием, Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским.

Сегодня монастырский комплекс включает в себя: Памятный Крест над шахтой, где произошло злодеяние, 4-этажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освящен во имя Новомучеников Российских и совмещенный с ним Братский корпус), Часовню во имя св. прпмц. Вел. Кн. Елисаветы, входные врата (двое) и хозяйственные постройки.Монастырь проводит миссионерскую деятельность в г. Алапаевске и прилегающем к нему районе. Во многих деревнях и поселках возрождены и вновь созданы приходы. Братия монастыря осуществляют хозяйственную деятельность, обеспечивая продуктами себя и, по возможности, помогая малоуимущим людям. В монастырском храме пребывают привезенные из Иерусалима частицы нетленных мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

23 сентября 2000 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , обращаясь к собравшимся он сказал: "Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто страдал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих - преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближним".

2.2. Программа экскурсии

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.

Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

При проектировании экскурсии первоочередной задачей является разработка нитки маршрута и контрольный текст экскурсовода, портфель экскурсовода. В «портфель экскурсовода» включаются карточки с цитатами, фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, копии подлинных документов, рукописей, репродукции произведений изобразительного искусства, образцы продукции промышленных предприятий, гербарии, коллекции минералов, почв, насекомых, макеты, муляжи.

К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом, которые даются экскурсоводом при показе экспоната экскурсантам. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната.

В «портфель» включаются только те пособия, которые удобны для пользования и являются наиболее выразительными. Количество их не должно быть велико, чтобы не отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов и не рассеивать их внимание. Кроме того важно, чтобы наглядные материалы, предназначенные для одной экскурсии, не были однообразными (например только фотографии). Иначе это обеднит экскурсию и не позволит «портфелю» выполнить своего назначения. В заключении комплектования «портфеля экскурсовода» тщательно продумываются и проверяются на маршруте методические приемы и техника их использования. После этого рекомендации по работе с наглядными материалами «портфеля» включаются в методическую разработку экскурсии.

Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Начало маршрута – место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре. Конец маршрута – место оказания последней туристской услуги.

Религиозный туризм можно разделить на несколько различных групп:

Глубоко верующие. Эти люди соблюдают все посты, отмечают праздники и хотели бы прожить в монастырях длительное время.

Верующие люди. Эта группа людей также отмечает большинство праздников, как правило соблюдают посты, но не так строго как предыдущая группа. Они также готовы пожить в монастырях, но уже не столь длительный срок.

Интересующиеся. Люди, верящие в Бога, но не так строго относящиеся к церковной атрибутике. Они, как правило, не соблюдают постов. Им интересна сама жизнь в монастырях, но провести там какое-то время они не хотели бы.

Люди, не интересующиеся религией как таковой, но который хотели бы ознакомиться с культовыми сооружениями, как с архитектурными памятниками. К этой группе также можно отнести детей.

В качестве целевой аудитории были определена группа людей. Это семейные пары, гости города, иногородние студенты.

Экскурсия рассчитана на корпоративных клиентов, по заявкам конкретных организаций, так и на группы, созданные по индивидуальным заявкам клиентов. Минимальное количество человек в группе – 5. Максимальное количество человек в группе – 15.

Главным этапом при проектировании любой экскурсии является отбор и изучение экскурсионных объектов. Так как передвигаться экскурсанты будут на комфортабельном автобусе, то и подбор объектов осуществлялся исходя из их расположения на пути следования. Таким образом, первоначально был определен маршрут экскурсии, что является особенностью проектирования экскурсий.

Первый объект: Свято-Троицкий собор г.Алапаевск. Это первый на Среднем Урале каменный храм. Храм был построен в 1702 году на средства прихожан. Он был перестроен в первой половине XIX века. К празднованию 300-летия собора, он был реставрирован на средства прихожан. Церковь в нашем городе Алапаевск начала возводиться в 1702 году под руководством верхотурского воеводы Алексея Калетина. Именно в честь его небесного покровителя — преподобного Алексея человека Божьего, и была названа наша церковь. Вероятно, это была одна из первых, а, может быть, и самая первая каменная церковь на Урале. Наш храм — один из первенцев сибирского барокко. Переписные книги от 1710 года сохранили имена и первого священника Алексеевской церкви — Иоанна Михайлова.

Второй объект: Храм во имя Св. великомученицы Екатерины

Деревянную церковь во имя святой великомученицы Екатерины, находившуюся в с. Невьянском (стар. название Монастырское ), разобрав по брёвнам, привезли в Алапаевск в 1792 году. Со временем старые лиственные брёвна пришли в негодность и встал вопрос о замене сгнившего дерева на кирпич, но денег с добровольных пожертвований на это не хватало. И тогда за строительство новой церкви на свои личные средства взялись благочестивые купцы: Николай Иванович Абрамов и Константин Григорьевич Черных (это была его жертва Богу за усопшую в 1870 году его трёхлетнюю дочку Клавдию). Красивую каменную церковь построили неподалёку от деревянной и в 1915 году освятили. Деревянную церковь разобрали. Нынешний иконостас - подарок для церкви от рабочих металлургического завода. Он изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских. По старым клировым ведомостям «притчу в ней по штату не положено», «утвари достаточно».

Обьект 3. Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских.

Мужской монастырь Новомучеников Российских основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара, Великий Князь Сергий Михайлович, князья Императорской крови: Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей, р. Б. Феодор Ремез.В конце 80-х годов XX века вновь после 1918 г. было установлено местонахождение Шахты, где приняли мученическую кончину св. прпмцц. Елисавета и инокиня Варвара, члены семьи Дома Романовых. На святом месте в 1991 г. был установлен Поклонный крест. В год прославления святых мучениц Елисаветы и Варвары в России, в 1992 г. рядом с шахтой построена часовня во имя святой преподобномученицы Елисаветы, в ней 18 июля 1992 г. была отслужена первая Божественная Литургия.

Сегодня монастырский комплекс включает в себя: Памятный Крест над шахтой, где произошло злодеяние, 4-этажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освящен во имя Новомучеников Российских и совмещенный с ним Братский корпус), Часовню во имя св. прпмц. Вел. Кн. Елисаветы, входные врата (двое) и хозяйственные постройки.

Таблица 1

Программа экскурсии

Время

Мероприятие

Способ передвижения, расстояние в метрах

11.00-10.30.

Сбор группы около Свято-Троицкий собор г.Алапаевск (пер. Центральный рынок, 6б)

Пешком

11.40.-12.00.

(20 мин.)

Посещение: Свято-Троицкий собор г.Алапаевск (пер. Центральный рынок, 6б)

Пешком

12.00-12.20

Свободное время для самостоятельного осмотра храма

Пешком

12.30.

(10 мин.)

Переезд к следующему объекту показа

автобус (857 м)

11.35. – 12.05

(30 мин.)

Посещение: Храм во имя Св. великомученицы Екатерины

Пешком

12.05.-12.25

Свободное время для самостоятельного осмотра храма

Пешком

12.25.

(15 мин.)

Переезд к следующему объекту показа

автобус (5 550 м)

12.30. – 13.10.

(40 мин.)

Посещение: Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских

Пешком

13.10.-13.40

(30)

Свободное время для самостоятельного осмотра (поставить свечки, купить иконы, сувениры). Экскурсанты остаются одни.

Пешком

13.40-14.00

Переезд к объекту сбора группы: Свято-Троицкий собор г.Алапаевск

автобус (5 550 м)

Технологическая карта

Технологическая карта экскурсии:

Тема экскурсии: Религиозная

Название экскурсии: Экскурсия по новым храмам Екатеринбурга

Продолжительность (ч.): 3 часа 30 мин.

Протяженность (км.): 7,5 км.

Автор-разработчик Соловьева К.М.

Содержание экскурсии: Обзор храмов

Маршрут экскурсии, в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний):

Сроки проведения экскурсии – в дни летних каникул (с конца июня по август).

Начало обслуживания на маршруте первой группы 26 июня 2014года.

Начало обслуживания на маршруте последней группы 31 августа 2014года.

Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

1 объект для посещения во время экскурсии

Свято-Троицкий собор г.Алапаевск (пер. Центральный рынок, 6б)

Осмотр Свято-Троицкий собор г.Алапаевск (пер. Центральный рынок, 6б)

50 мин.

Краткая информация о храме и истории его возникновения

Выбрать удобные ракурсы для осмотра. Приемы рассказа и показа. Использование приема объяснения, зрительной реконструкции с помощью фотографии Собора из портфеля экскурсовода; экскурсионная справка, объяснение

Использование приема объяснения, цитирования, панорамного показа, экскурсионная справка,

2 объект для посещения во время экскурсии

Храм во имя Св. великомученицы Екатерины

Осмотр храма, его посещение

50 мин.

Краткая информация о храме и истории его возникновения

Посещение храма. Свободное время для осмотра самостоятельно

Приемы рассказа и показа.

Использование приема объяснения, экскурсионная справка

3 объект для посещения

время экскурсии

Алапаевский мужской монастырь Новомучеников Российских

Осмотр собора и его окрестностей, посещение собора

1ч.10 мин.

Краткая информация о монастыре, истории его возникновения

Приемы рассказа и показа

Использование приема объяснения, цитирования, панорамного показа, экскурсионная справка

Заключение

Мы выполнили цель нашей курсовой работы, разработав экскурсионную программу «По храмам Алапаевска» и решив при этом поставленные задачи.

В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты разработки экскурсии, теория видов экскурсионной деятельности.

Дано определение религиозных экскурсий.

Во второй главе дана общая характеристика храмов Алапаевска. Разработана экскурсионная программа «По храмам Алапаевска».

Разработанная экскурсионная программа «По храмам Алапаевска». Дополнит существующий ассортимент религиозных экскурсий и будет способствовать духовному обновлению, как взрослых, так и детей.

Все это позволяет предполагать устойчивый спрос на эту экскурсию.

Список использованных источников

1. Ворошилин С. И. Храмы Екатеринбурга. — Екатеринбург:

Уралмедиздат,1995. – 156 с.

2.Гусятникова Д.Е., Зиновьева С.А. Защита прав туриста. – М.: Дашков и К, 2009.- 86 с.

3. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело : учеб. пособие – 2-е изд., Ростов - на-Дону: Туризм и сервис, 2008. – 304 с.

4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 4-е изд. – М.: Советский спорт, 2003. – 216 с.

5. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело: Учебное пособие - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.- 40 с.

6. Лавринов В. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы.

[Текст] / В. Лавринов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.

7. Мамаева Н.Н. Тенденции современной культовой архитектуры города Екатеринбурга // История православия на Урале: Материалы церковно-исторической конференции, посвященной 120-летию Екатеринбургской епархии (Екатеринбург, 29-30 ноября 2005 года). – Екатеринбург, 2005. – С.191-195.

8.Мамаева Н.Н. Купола XXI века: Екатеринбург и окрестности Екатеринбург: Издательство НИИМК, 2010

9. Мамин-Сибиряк Д. Н. Город Екатеринбург // Собр. соч. в 12 т. – Свердловск, 1951. – Т. 12. – С. 238-290

10. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: историко-статистическое описание. - Екатеринбург, 1902. IV, 612, ХХХ с.

11. Свято-Троицкое архиерейское подворье, г. Алапаевск // http://st-trinity.cerkov.ru/galereya/ (Дата обращения 11.12.2014)

12. Алапаевский мужской монастырь Новомучеников и исповедников Российских // http://www.svelizaveta.ru/ (Дата обращения 11.12.2014)

Приложение 1

Жизнеописание Святой великомученицы Екатерины

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305–313). Живя в столице – центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать Екатерины, тайная христианка, повела ее за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его – неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась ее душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной – Матери Небесного Жениха о даровании видения Ее Сына.

Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик от нее, говоря, что Он не может смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо – дивный дар Небесного Жениха. В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимин. По этому случаю праздник был особенно пышным и многолюдным. Крики жертвенных животных, дым и смрад жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы – на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к мученикам – христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимину.

Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 50 ученейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа. Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они мужественно приняли смерть за Христа и были сожжены по повелению императора.

Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. Императрица Августа, которая много слышала о святой Екатерине, пожелала видеть ее. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать ее, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.

На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху – Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача. Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря, построенного святым императором Иустинианом.

Просмотров работы: 13959