ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ РОСТА СОЦИАЛЬНОГО ТОНУСА ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТА «ЕВРОПЕЙСКАЯ НЕДЕЛЯ МЕСТНОЙ ДЕМОКРАТИИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ РОСТА СОЦИАЛЬНОГО ТОНУСА ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТА «ЕВРОПЕЙСКАЯ НЕДЕЛЯ МЕСТНОЙ ДЕМОКРАТИИ»

Аминова Ю.Р. 1, Губина Н.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», факультет Экономики и Управления, кафедра ГМУСМ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В отечественной науке и практике управления происходит осознание того, что развитие местного самоуправления и повышение социальной активности населения в настоящий период выступают основополагающими процессами демократического преобразования России.

Как показывают результаты многочисленных российских исследований, городское население, которое по мнению классиков социологии и представителей властных структур должно стать инициатором социальных инноваций, на самом деле «больно» социальной ностальгией по патернализму советской цивилизации. Ностальгия по утерянным стабильности и государственному патернализму формирует у россиян в основном такие виды девиантного поведения как «бунт» и «ретритизм» (понятия введены Р. Мертоном). В первом случае чувства выплёскиваются в актах агрессии, а во втором — в «ничегонеделаньи», т.е. в пассивности. Ни в том, ни в другом случае не может идти речи о продуктивном самоуправлении. [1, 24]

Одним из достоверных показателей уровня социальной активности населения, на наш взгляд, является социальный тонус, обозначающий состояние общества (индивида), при котором в той или иной степени активизированы его жизненные силы в совокупности связей, образующих социальное пространство, и проявляется способность к социальным действиям, взаимодействиям и деятельности.[2, 122]

Оптимальный социальный тонус городского населения обеспечивает его активноеучастие в разработке и принятии властных решений; интенсивный процесс взаимодействия между общественностью и органами власти, развивает местную демократию, включая население в решение локальных проблем, касающихся здравоохранения, состояния окружающей среды, образования и т.д., к рассмотрению которых политики и чиновники часто подходят, не имея детальной информации и не чувствуя конфликт «изнутри».

Управление социальным тонусом сложный и пока не совсем освоенный в нашей стране процесс. Однако существует богатая международная практика, показывающая, что в странах с более длительной историей демократии, чем у нас, уже сформировались действенные механизмы формирующие позитивный социальный тонус. Одним из таких механизмов может выступать осуществляемый ежегодно проект под эгидой Совета Европы «Европейская неделя местной демократии» (ЕНМД).

Совет Европы является полностью самостоятельной и старейшей в Европе международной организацией. По инициативе Конгресса местных и региональных властей Совета Европы и Европейского комитета по местной и региональной демократии в 47 странах - членах Совета Европы проходят мероприятия, которые организуют местные или региональные органы власти, национальные ассоциации местных властей в рамках проекта ЕНМД.

Европейская неделя местной демократии направлена на сближение граждан с местными властями в целях обеспечения участия населения в общественной жизни и прозрачности принимаемых на местном уровне решений.

ЕНМД приурочена к 15-му октября, потому что в этот день в 1985 году была принята и открыта для подписания Европейская хартия местного самоуправления. Впервые неделя стартовала в 2007 году. Официально ЕНМД длится неделю, начиная с 15 октября, но участники могут выбрать для своих мероприятий иное время, близкое к этой дате.

В российской Федерации главным координирующим органом ЕНМД является Общероссийский Конгресс муниципальных образований как национальная ассоциация местных властей.

Целью проведения Европейской недели местной демократии в России является привлечение внимания жителей к роли местной демократии, демонстрация возможности участия граждан в процессах управления на местном уровне. Кроме того, данная акция призвана активизировать распространение информации об основных принципах и достижениях реализации на местах демократических процессов управления, содействовать повышению осведомленности граждан о важности их непосредственного участия в решении вопросов и проблем на местном уровне, а также привлечению их к принятию управленческих решений.

Практическая реализация проекта заключается в том, что местные или региональные органы власти, а также национальные ассоциации местных властей в течение одного или нескольких дней совместно с различными организациями - национальными корреспондентами ЕНМД проводят мероприятия по разным вопросам местной жизни: презентации, круглые столы, дебаты, дни открытых дверей, «прямые линии», а также мероприятия в развлекательной форме (игры, конкурсы).

В 2014 году ЕНМД проходила под темой – «Демократия участия: обмениваться, предлагать, решать». Поэтому все мероприятия должны были быть направлены на:

- необходимость поощрения обмена политическим опытом работы на местах между гражданами, руководителями и местными выборными лицами;

- осведомленность граждан о таких возможностях и способах участия, как собрания, «круглые столы», специальные веб-сайты, форумы, обеспечивающие быстрые учёт и реализацию идей и инициатив граждан ко всеобщему интересу;

- участие граждан в процессах принятия управленческих решений.

К основным преимуществам проведения ЕНДМ следует отнести:

- побуждение выборных лиц стран-членов Совета Европы развивать диалог с гражданами;

- привлечение внимания граждан к теме местной демократии;

- расширение знаний граждан о местной демократии;

- стимулирование участия граждан в политической жизни на местах;

- информирование граждан о деятельности Совета Европы, Конгресса местных и региональных властей по развитию местной демократии и защите прав человека на местном уровне;

- повышение доверия граждан к выборным лицам, организациям и учреждениям путем поощрения участия в более открытых и прозрачных процессах принятия решений.

Мероприятия в рамках проекта должны проходить в течение одного или нескольких дней, в течение которых местные и/или региональные органы власти могут осуществлять мероприятия по вопросам местной жизни для разных групп общественности (населения в целом, молодежи, пожилых людей и т. д.). Мероприятия могут быть самыми разнообразными: презентации; круглые столы; дебаты в прессе, на телевидении и радио, в школах, институтах и университетах; дни «открытых дверей»; встречи в формате «вопросы и ответы»; «прямые линии» и интернет-конференции; мероприятия в развлекательной форме (игры, конкурсы сочинений и медиапроектов на заданную тему и т. п.). Особое внимание должно уделяться привлечению к участию молодежи с целью просвещения и информирования молодых людей о возможностях демократического участия в публичной жизни своего муниципального образования. Важно, что к проекту могут быть как запущены новые мероприятия, так и приурочены уже традиционно проходящие на территории муниципального образования, которые таким образом получают статус европейского проекта. Также возможно проведение мероприятий в другие даты, а не только в заданную неделю октября. При проведении информационных кампаний ее организаторы обязаны использовать логотипы и другие рекламные продукты ЕНМД.

Опираясь на концепцию ЕНМД кафедра государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента Нижнекамского химико-технологическом института разработала программу, которая бы позволила повысить социальный тонус студентов, обучающихся по специальностям и направлениям «государственное и муниципальной управление» и «управление персоналом». В рамках этой программы не только студенты НХТИ, но и школьники г. Нижнекамска должны были ознакомиться с основными положениями Европейской недели местной демократии, провести теоретические и эмпирические исследования экологических проблем г. Нижнекамска, разработать собственные проекты по решению этих проблем. Кроме того, студенты получали возможность публично, на круглом столе «Город начинается с меня», защитить свои проекты перед общественностью города и представителями властных структур, обеспечив тем самым формирование своих общекультурных и профессиональных компетенций.

Параллельно была реализована ещё одна цель: выявление у студентов и школьников готовности к участию в общественных делах города.

В ходе разработки программы были сформулированы следующие цели, подцели и задачи.

Главная цель программы – сформировать у будущих управленцев отвественность за решение проблем городского сообщества, как составную часть их профессиональных и общегуманитарных компетенций. Это, в свою очередь, не только позволит муниципальному самоуправлению разнообразить формы участия (самодеятельности) населения в решении вопросов экологической безопасности г. Нижнекамска, но и создаст условия для повышения позитивного социального тонуса широких слоев населения и заинтересованного включения их в жизнедеятельность города.

Подцели программы:

  • развитие доверительных, толерантных отношений между всеми слоями населения города и между населением и властными структурами;

  • воспитание чувства гражданского долга и ответственности у населения, позволяющего осознать необходимость поддержания стабильной экосферы, здорового образа жизни;

  • формирование у всех слоёв населения системы ценностей, касающихся комфортности, чистоты родного города, родного края.

Для достижения целей и подцелей были определены следующие задачи:

  • приобщение студентов и школьников к процессам городского развития;

  • освоение студентами различных форм активности и участия в жизни города;

  • развитие у студентов навыков и умений работать с населением;

  • развитие навыков взаимодействия студентов с органами местного самоуправления в интерактивном обмене информацией и в двусторонней обратной связи, а также публичных выступлений по острым социальным проблемам;

  • формирование инициативности у студентов и школьников по месту жительства для решения актуальных задач, связанных с созданием комфортной, благоустроенной среды проживания, развитие у них социального творчества;

  • выработка у студентов и школьников исследовательских навыков и умений при изучении проблем окружающей среды.

Такая глубока научная проработка предстоящего мероприятия позволила в дальнейшем получить значительный рост позитивного социального тонуса не только в студенческой среде, но и в масштабах города.

Литература

  1. Минуллина Г., Ушакова А., Губина Н. Инновационный тонус населения г. Нижнекамска / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 50-летию Нижнекамского химико-технологического института и 10-летию кафедры экономики и управления (24 мая 2013г.). - Нижнекамск : Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2013. – 245 с. С.24-28.

  2. Губина Н.В. Уровень проблемности жизни как показатель социального тонуса // Социологические исследования. - 2006. - № 9. – С.122-126.

6

Просмотров работы: 1002