ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ СУБЪКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ СУБЪКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Наличие этого феномена затрагивает разные аспекты - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп [1, с. 19]. В США в 30-50 гг. XX века ученые впервые обратили свое внимание на ненормативное поведение молодежи. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях применил понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно выбирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный и внимательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры притягивают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют установленные стандарты и ценности. Ученые разных наук стали изучать формирование, развитие и функционирование молодежных банд, ненормативное поведение молодежи, в больших городах, в первую очередь, в Чикаго. Исследование и рассмотрение данной проблемы показал, что все члены таких молодежных банд живут в соответствии с личными, собственными правилами, которые являются отклонением от нормы. К таким молодежным группировкам было впервые применено понятие «субкультура» [2].

Социологи, в 50-60-х годах ХХ века, стали применять термин «молодежная субкультура», ко всем вялениям, связанными с молодежью. Они отмечали, что рост благосостояния населения ведет к увеличению покупательной способности молодежи, которая, в свою очередь, дает толчок к появлению нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Данный феномен был назван «прорывом тинейджерской культуры». Однако многие исследователи отрицали существование понятия «молодежная субкультура» из-за того, что в этот период, у молодежи были незначительные отклонения от основополагающих норм и ценностей общества, а так же они объясняли свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены все средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения [2].

В одной из школ Республики Алтай, было проведено исследование, направленное на выявление агрессивности и отношения подростков к молодежным субкультурам. Для достижения цели исследования были проведены такие методики, как Опросник агрессивности «Басса-Дарки» и анкета «Отношение подростков к молодежным субкультурам, в том числе неформальным».

Результаты тестирования респондентов 7-го класса по опроснику «Басса-Дарки» показали что, по четыре и пять участников опроса для шкал физическая агрессия, негативизм и обида выходят за рамки нормы. Это говорит о том, что у данных испытуемых могут быть чрезмерно развиты формы агрессивности, затрудняющие сотрудничество, сознательную кооперацию, а также провоцирующие конфликтность. Так же это может сопровождается оппозиционной манерой в поведении, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, а так же зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Выявлены респонденты, у которых выше нормы значения в таких шкалах как косвенная агрессия, раздражение и чувство вины. Косвенная агрессия характеризуется как агрессия, направляемая окольным путем. Раздражение, готовностью к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). И чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести.

В пяти шкалах (физическая агрессия, раздражение, обида, подозрительность и вербальная агрессия) у пяти респондентов сумма баллов по отдельным видам реакций не достигает нормы. Это говорит о том, что у этих респондентов может присутствовать значительное снижение или полное отсутствие соответствующего психологического свойства личности. Следует предполагать наличие у испытуемых определенной степени пассивности и конформности.

Для оценки связи уровня агрессии, выявленного по опроснику «Басса-Дарки», дополнительно у респондентов проводился анкетный опрос на тему «Отношение подростков к молодежным субкультурам, в том числе неформальным».

Среди всех опрошенных 40% в целом положительно относятся к различным субкультурам и при чем у большинства из них есть опыт общения с неформальными субкультурами, а так же симпатия к взглядам и идеям определенной субкультуры. Половина респондентов (55%) негативно относятся к различным субкультурам и считают, что государство должно осуществлять контроль над молодежными организациями, и что вхождение в данную организацию негативно сказывается на личности. Всего 5% респондентов выразили свое безразличие к различным молодежным субкультурам.

Был рассчитан ранговый коэффициент корреляции Кендалла между шкалами агрессии и данными опроса об отношении к субкультурам. При этом ответам респондентов на вопросы об отношении к субкультурам были нами присвоены ранги следующим образом: да – 3; да-нет – 2; нет – 1.

Таблица 1

Коэффициенты корреляции отношения к субкультурам и данных опросника «Басса-Дарки»

Шкалы

Коэффициент корреляции

Уровень значимости

Косвенная агрессия

0,8(сильная)

Р

Просмотров работы: 1122