ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Шелковникова О.М. 1, Заярная И.А. 1
1Дальневосточный федеральный университет (филиал г. Находка)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы исследованияобусловлена тем, что проблема эффективности деятельности предприятий занимает одно из главных мест среди целого ряда проблем, стоящих перед обществом. Наиболее актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с тем, что дефицит сырьевых ресурсов растет, конкуренция ужесточается, предпринимательские риски увеличиваются. Для успешного функционирования каждое предприятие должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности, основываясь на рациональном использовании своего ресурсного потенциала, увеличении прибыли и улучшении качества выпускаемой продукции.

Российское предпринимательство - это явление «молодое»: прошло чуть более двадцати лет, когда официально стало возможным легально реализовывать предпринимательский талант, предпринимательскую инициативу.

Предпринимательство в странах Западной Европы - где рыночный механизм выступает основой хозяйствования – это практика, история которой насчитывает столетия. В РФ предпринимательство сформировалось и продолжает формироваться сегодня несколько стихийно. То, на что странам Запада потребовалось столетия, в России произошло за неполные три десятилетия.

Один из основоположников российской школы менеджмента Виханский О.С. писал в своем учебнике «Стратегическое управление»: «Предпринимательство в России сегодня переживает рост, и, следовательно, неизбежны «болезни роста», что собственно и становится основной глубинной причиной того, что имеют место низкие показатели эффективности российского предпринимательства по сравнению с международной бизнес-практикой».

Опыт хозяйствования, эмпирический его аспект, все это с течением времени станет основой динамичного развития отечественных бизнес-структур, однако сегодня исключительно актуальным обнаруживается процесс оценки управления организациями как социальными и экономическими системам.

Эффективность — есть результативность производства, есть показатель соотношения осуществленных затрат и полученных результатов. В числе методов оценки результативности справедливо назвать методологию анализа хозяйственной деятельности, методологию в области маркетинга (SWOT, 7P, маркетинг-микс).

Эффективность системы управления целесообразно оценивать постоянно: на стадии проектирования, при анализе систем управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по модернизации и совершенствования управления.

Говоря о критериях результативности управления, дифференцируем следующие три взаимосвязанные группы:

  • Группа показателей эффективности системы управления, выраженных как конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. В качестве подобного рода показателей справедливо назвать прибыль, себестоимость, объём капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.

  • Группа показателей, отражающих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление целесообразно учитывать текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.

  • Группа показателей, обобщающих степень рациональности организационной структуры и сложившийся её современный техническо-организационный уровень. К данной категории показателей относят уровень централизации функций управления, реализуемые нормы управляемости, сбалансированность и комплексность распределения прав и ответственности.

Обобщая все сказанное, отметим, что основа финансово успешной деятельности современной организации обусловлена использованием комплексного системного подхода, используемых финансово-экономическими подразделениями для перераспределения денежных ресурсов, рисков, ликвидности, доходов и информации в соответствии с конечными целевыми установками предприятия, а также в тесной корреляции с изменениями макро – и микроэкономической ситуации.

Еще большую значимость очерченная проблематика приобретает сегодня, в условиях введения в отношении отечественных предприятий санкций, наметившегося на этом фоне постепенного ослабления курса российского рубля.

Сегодня предприятия РФ функционируют в условиях некоторого падения всей экономики.

Снижение темпов роста экономики - это процесс, детерминированный следующими негативными для предприятия трендами: во-первых, падение платежеспособного спроса со стороны населения; диверсификация спроса: население будет приобретать только те товары и услуги, которые им необходимы в первую очередь, при этом «предметы роскоши» будут характеризоваться минимальным и склонным к минимизации показателем; во-вторых, будет возрастать инфляции и инфляционные ожидания, следовательно, будет снижаться уровень ликвидности всех видов ресурсов предприятия.

Как преодолеть данные негативные тренды?

С моей точки зрения, предприятию, функционирующему в условиях общего экономического спада, необходимо выработать комплексный стратегический план, основная цель которого - не развитие субъекта хозяйствования, а минимизация потерь.

В качестве примера, выберем производственное предприятие, занимающееся выпуском товаров народного потребления. В описываемых условиях, данному субъекту хозяйствования целесообразно:

  • во-первых, диверсифицировать свое производство и коммерческое предложение: необходимо выпускать несколько видов продукции, с расчетом на то, что падение спроса (и, как следствие, выручки и прибыли от реализации) на один продукт, будет компенсирован относительным увеличением спроса на другой. Необходимо достичь некоторой финансово - экономической компенсации;

  • во-вторых, необходимо комплексно изучить тенденции рынка - в этом ключе обязательным представляется использование инструментария маркетинга. Именно знание ожиданий рынка, его трендов в среднесрочной перспективе, привлечение покупателя посредством разнообразных маркетинговых приемов - является обязательным элементом общей политики производственного предприятия в условиях экономического спада;

  • в-третьих, необходимо грамотно организовать управление финансовыми ресурсами, реализовывать бюджетирование, разработать финансовую стратегию. В этом ключе отметим: финансовая стратегия - это комплексный интегрального характера генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Финансовая стратегия – долговременный экономически обоснованный курс финансовой политики, ориентированный на средне- и долгосрочный временной диапазон, предусматривающий осуществление крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией предприятия в условиях рыночной неопределенности. Финансовая стратегия предприятия обусловлена следующими аспектами: анализ финансового состояния; оптимизация основных и оборотных средств, дифференциация прибыли, оптимизация безналичных расчетов, обоснование ценовой политики.

  • В-четвертых, необходимо максимально эффективно использовать ресурсы: снижение издержек - есть залог экономии и оптимизации системы «затраты-прибыль».

Таким образом, в заключение можно отметить, производственное предприятие в условиях общего экономического спада должно быть максимально подвижным и динамичным, его деятельность должна находиться в жесткой корреляции с требованиями рынка, с процессами, происходящими в рыночной среде. Все это позволит ему развиваться эффективно, о чем будут свидетельствовать растущие темпы показателей, характеризующих степень достигнутой эффективности.

Список литературы

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2013.

5

Просмотров работы: 3811