Российское предпринимательство - это явление «молодое»: прошло чуть более двадцати лет, когда официально стало возможным легально реализовывать предпринимательский талант, предпринимательскую инициативу.
Предпринимательство в странах Западной Европы - где рыночный механизм выступает основой хозяйствования – это практика, история которой насчитывает столетия. В РФ предпринимательство сформировалось и продолжает формироваться сегодня несколько стихийно. То, на что странам Запада потребовалось столетия, в России произошло за неполные три десятилетия.
Один из основоположников российской школы менеджмента Виханский О.С. писал в своем учебнике «Стратегическое управление»: «Предпринимательство в России сегодня переживает рост, и, следовательно, неизбежны «болезни роста», что собственно и становится основной глубинной причиной того, что имеют место низкие показатели эффективности российского предпринимательства по сравнению с международной бизнес-практикой».
Опыт хозяйствования, эмпирический его аспект, все это с течением времени станет основой динамичного развития отечественных бизнес-структур, однако сегодня исключительно актуальным обнаруживается процесс оценки управления организациями как социальными и экономическими системам.
Эффективность — есть результативность производства, есть показатель соотношения осуществленных затрат и полученных результатов. В числе методов оценки результативности справедливо назвать методологию анализа хозяйственной деятельности, методологию в области маркетинга (SWOT, 7P, маркетинг-микс).
Эффективность системы управления целесообразно оценивать постоянно: на стадии проектирования, при анализе систем управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по модернизации и совершенствования управления.
Говоря о критериях результативности управления, дифференцируем следующие три взаимосвязанные группы:
Группа показателей эффективности системы управления, выраженных как конечные результаты деятельности организации и затраты на управление. В качестве подобного рода показателей справедливо назвать прибыль, себестоимость, объём капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.
Группа показателей, отражающих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление целесообразно учитывать текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.
Группа показателей, обобщающих степень рациональности организационной структуры и сложившийся её современный техническо-организационный уровень. К данной категории показателей относят уровень централизации функций управления, реализуемые нормы управляемости, сбалансированность и комплексность распределения прав и ответственности.
Обобщая все сказанное, отметим, что основа финансово успешной деятельности современной организации обусловлена использованием комплексного системного подхода, используемых финансово-экономическими подразделениями для перераспределения денежных ресурсов, рисков, ликвидности, доходов и информации в соответствии с конечными целевыми установками предприятия, а также в тесной корреляции с изменениями макро – и микроэкономической ситуации.
Еще большую значимость очерченная проблематика приобретает сегодня, в условиях введения в отношении отечественных предприятий санкций, наметившегося на этом фоне постепенного ослабления курса российского рубля.
Сегодня предприятия РФ функционируют в условиях некоторого падения всей экономики.
Снижение темпов роста экономики - это процесс, детерминированный следующими негативными для предприятия трендами: во-первых, падение платежеспособного спроса со стороны населения; диверсификация спроса: население будет приобретать только те товары и услуги, которые им необходимы в первую очередь, при этом «предметы роскоши» будут характеризоваться минимальным и склонным к минимизации показателем; во-вторых, будет возрастать инфляции и инфляционные ожидания, следовательно, будет снижаться уровень ликвидности всех видов ресурсов предприятия.
Как преодолеть данные негативные тренды?
С моей точки зрения, предприятию, функционирующему в условиях общего экономического спада, необходимо выработать комплексный стратегический план, основная цель которого - не развитие субъекта хозяйствования, а минимизация потерь.
В качестве примера, выберем производственное предприятие, занимающееся выпуском товаров народного потребления. В описываемых условиях, данному субъекту хозяйствования целесообразно:
во-первых, диверсифицировать свое производство и коммерческое предложение: необходимо выпускать несколько видов продукции, с расчетом на то, что падение спроса (и, как следствие, выручки и прибыли от реализации) на один продукт, будет компенсирован относительным увеличением спроса на другой. Необходимо достичь некоторой финансово - экономической компенсации;
во-вторых, необходимо комплексно изучить тенденции рынка - в этом ключе обязательным представляется использование инструментария маркетинга. Именно знание ожиданий рынка, его трендов в среднесрочной перспективе, привлечение покупателя посредством разнообразных маркетинговых приемов - является обязательным элементом общей политики производственного предприятия в условиях экономического спада;
в-третьих, необходимо грамотно организовать управление финансовыми ресурсами, реализовывать бюджетирование, разработать финансовую стратегию. В этом ключе отметим: финансовая стратегия - это комплексный интегрального характера генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Финансовая стратегия – долговременный экономически обоснованный курс финансовой политики, ориентированный на средне- и долгосрочный временной диапазон, предусматривающий осуществление крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией предприятия в условиях рыночной неопределенности. Финансовая стратегия предприятия обусловлена следующими аспектами: анализ финансового состояния; оптимизация основных и оборотных средств, дифференциация прибыли, оптимизация безналичных расчетов, обоснование ценовой политики.
В-четвертых, необходимо максимально эффективно использовать ресурсы: снижение издержек - есть залог экономии и оптимизации системы «затраты-прибыль».
Таким образом, в заключение можно отметить, производственное предприятие в условиях общего экономического спада должно быть максимально подвижным и динамичным, его деятельность должна находиться в жесткой корреляции с требованиями рынка, с процессами, происходящими в рыночной среде. Все это позволит ему развиваться эффективно, о чем будут свидетельствовать растущие темпы показателей, характеризующих степень достигнутой эффективности.
Список литературы
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2013.
5