В статье анализируется влияние опыта проведения уроков математики на формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся с применением MS PowerPoint.
В связи c появлением новых образовательных стандартов актуальной и новой задачей становится обеспечение развития УУД как фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания на уроках математики. Проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них УУД имеет очень большое значение.
Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая компетенции самостоятельной познавательной деятельности. Суть формирования УУД в процессе обучения математики заключается в обобщенных способах действий, способствующих широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и обеспечивающее целостное восприятие окружающего мира.
В условиях глобальной информатизации общества необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Этим создаются условия развития и самореализации личности.
Познавательные универсальные действиявключают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением существенных характеристик объекта (пространственно - графических или знаково-символических);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
— синтез (составление целого из частей) − самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности, так же развитие универсальных учебных действий обеспечивается усвоением учебного содержания и формированием психологических способностей учащегося.
Рассмотрим вопросы формированияпознавательных универсальных учебных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения. Уеникам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. В процессе вычислений, измерений и поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации. Используя при решении разнообразных математических задач, простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, ученик приобретает навыки построения и преобразования моделей в соответствии с содержанием задания.
В процессе работы учащийся учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Развитию УУД способствуют, например, лабораторные работы, которые могут вводиться на разных этапах процесса обучения, различные самостоятельные виды деятельности, где ученик развивает мышление, учится анализировать и сравнивать, тем самым углубляя свои знания и кругозор [2].
Анализ педагогической литературы показал, что одним из успешных путей формирования самостоятельного построения учебно-познавательной деятельности, являются игровые элементы. Элементы творчества на уроках математики помогут учащимся самим усвоить программный материал, научат адекватно, оценивать выполненную им работу.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Приведем примеры заданий с использованием ИКТ при проектировании темы “Прогрессии” в 9 классе. На уроке используются подготовленные слайды:
№ |
Задание |
Содержание учебной деятельности |
1. |
Укажите формулу, которой нельзя задать арифметическую прогрессию ():1;3;5;7;…. |
Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков. |
2. |
Выберите из последовательностей геометрические прогрессии, продолжите прогрессию. |
Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения. |
3. |
Выявить порядок записи чисел в таблице. Запомнить и воспроизвести таблицу: |
Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей. |
5. |
Найдите лишнее, есть ли здесь арифметическая прогрессия? |
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификаций объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей. |
6. |
В какой из фигур записана арифметическая прогрессия? |
|
7. |
В таблице заданы характеристики арифметических прогрессий. Найдите ошибку и исправьте ее: |
Установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство; построение логической цепи рассуждений. |
8. |
Определите, истинно или ложно утверждение. Сумма 5 первых членов геометрической прогрессии, у которой первый член равен 3, а знаменатель равен 2, равна 93. |
Формирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Таким образом, использование ИКТ - технологий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, вовлечь в него учеников как субъектов образовательного процесса, развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления. В ходе применения ИКТ на уроках учитель дает детям возможность наглядно, с интересом и более доступно получать знания.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов, и плавно переходят и во внеурочную деятельность. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и, не может быть. Однако перенос акцентов возможен. На современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий, однако в зависимости от темы на конкретном уроке может уделяться больше внимания вопросам формирования конкретных видов УУД. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед учителями математики – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития их познавательной активности через использование в работе инновационных приемов и методов.
Библиографический список
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2011. – URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов [и др.]. М. – 2008. С. 100– 146.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига - 2010.