НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО: ЧТО ОЖИДАЕТ ГРАЖДАН РФ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО: ЧТО ОЖИДАЕТ ГРАЖДАН РФ

Ковригина А. А., Самаркина Е. В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект с поправками в Налоговый кодекс, дополнив его новой главой. Так, с 2015 по 2020 год региональный налог на имущество физических лиц будет незаметно заменяться налогом на недвижимое имущество физических лиц.1 И его расчет будет производиться из кадастровой стоимости жилых объектов, а не из инвентаризационной, как это происходит в настоящее время.

Законодатель также предлагает урегулировать размеры налоговой ставки с учетом социальных групп населения. Регионы смогут прибавлять льготы и вычеты и, в свою очередь, снижать ставки налога в зависимости от конкретных особенностей. Однако, является важным тот факт, что если налоговый вычет будет превышать кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом, то этот налог оплате подлежать не будет, т.к. он будет равен нулю.

Что касается сроков перехода регионов на этот налог, то переход осуществится по мере готовности кадастровой оценки зданий, при этом произойдет отмена устаревшего налога на имущество. Сроки, которые отведены на данный процесс составят 5 лет, начиная с 2015 года. Если говорить о дальнейших преобразованиях по отношению к этому налогу, то с 2020 года ставка налога будет повышаться на всей территории РФ каждый год еще на 20 %. Именно такие планы предполагает осуществить законодатель.

Таким образом, из этого можно сделать только один вывод - нагрузка на граждан в сфере налогов в будущем времени будет только продолжать расти, и этот факт, признают многие, однако следует заметить главное - налог будет расти постепенно, в течение достаточно длительного периода времени.

Если речь вести о том, кто же и сколько будет платить данный налог, то интересным является тот факт, что у "новостроек" инвентаризационная стоимость достаточно близка к рыночной, а следовательно, если исходить из того положения, что налог будет уплачиваться в соответствии с кадастровой оценкой имущества, то можно сделать вывод, что жители "старых", изношенных домов будут уплачивать данный налог в несколько раз больше, чем жители "новостроек". А если учитывать тот факт, что максимально налог может возрасти от 1,5 до 10 раз, то данная ситуация для некоторых граждан может оказаться существенной проблемой.

Также, налог будет зависеть и от территории расположения жилья, так "сумма налога для квартиры в центре города может вырасти в 8-10 раз, а для квартиры в новостройке в спальном районе - в 1,5-2 раза".2

Таким образом, некоторым гражданам удобнее будет продать свое жилье в центре, для приобретения более дешевого, или расстаться со второй дачей, квартирой или гаражом, чтобы не так проблематично бремя налоговых выплат сказывалось на их финансах. А с другой стороны, для собственников дорогой недвижимости данный налог, в определенной степени будет являться стимулом. Например, обладатель достаточного числа квартир сможет сдавать их в аренду.

Но, что будут делать пенсионеры? В настоящее время эта категория граждан освобождалась от уплаты налогов на имущество вне зависимости от количества своих объектов недвижимости. Однако, теперь им нужно будет уведомлять налоговые органы о единственном льготном объекте. Их на выбор предоставляется пять: квартира или комната, жилой дом, творческая мастерская, хозяйственные постройки не более 50 квадратных метров, гараж или машино-место.

Что касается гаражей, бань, то за собственником сохраняется право выбора либо сносить, либо платить налог. "Оплачивать или производить снос - это желание собственника. Не захочет за них платить, может снести, а если не будет платить и не снесет, то накопит долг перед налоговой".3

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, следует сделать вывод о том, что при введении данного налога граждане столкнуться с непредвиденными проблемами налогового бремени, так как кадастровая стоимость значительной части объектов недвижимости в нашей стране не установлена, и в одном городе, но в разных районах данная стоимость может существенно отличаться. Потому что, сама кадастровая стоимость исчисляется на основе кадастровой оценки помещения, и понять от чего она зависит, редко удается. В данной области следует полностью согласиться с мнением генерального директора Государственного унитарного предприятия Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации» Владимира Денисова, утверждающего, что «при массовой кадастровой оценке трудно принять во внимание конкретные особенности строений. Поэтому ошибки могут оборачиваться реальными проблемами для граждан, не согласных с кадастровой оценкой».4

Очевидно, что вводя новый налог, правительство хочет простимулировать власти регионов к ускоренной массовой кадастровой оценке зданий и сооружений. Новый налог должен стать основным источником формирования региональных бюджетов. Но поскольку его размер будет в разы выше, то местные власти, скорее всего, наспех проведут кадастровую оценку, чтобы скорее, в течение года-двух ввести его в действие повсеместно. Но надеяться на то, что все пройдет гладко, властям тоже не стоит.

Основным и самым явным риском резкого повышения налога является снижение его собираемости и увеличение случаев уклонения от уплаты. Ни для кого не секрет, что продавать жилье граждане будут в редких случаях. Им будет проще уклоняться от уплаты налога, чем менять свои жилищные условия и комфорт.

Так стоит ли игра свеч? Ведь получается, что введение нового налога не предвещает ничего хорошего. Однако, все не так плохо, убеждены эксперты. "Не стоит связывать переход на новый налог с негативом - этот процесс важен", - заключает Денисов.5 По его словам, бюджеты получат ресурсы, которые пойдут на благо налогоплательщиков: для строительства дорог, коммуникаций, энергосистем, поликлиник, парковок, благоустройства дворов и детских площадок. А правы эксперты или нет, покажет время.

Список литературы

1. Проект федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты» - СПС «Консультант-Плюс».

2. http://oduma.org/About мнение руководителя независимого экспертного центра "Общественная Дума" Роман Терехин.

3. http://www.mobti.ru/press-tsentr/novosti/generalnyi-direktor-moskovskogo-oblastnogo-bti-vladimir-denisov Государственное унитарное предприятие Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации».

1 Проект федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» - СПС «Консультант-Плюс».

2 http://oduma.org/About мнение руководителя независимого экспертного центра "Общественная Дума" Роман Терехин.

3 http://oduma.org/About мнение руководителя независимого экспертного центра "Общественная Дума" Роман Терехин.

4 http://www.mobti.ru/press-tsentr/novosti/generalnyi-direktor-moskovskogo-oblastnogo-bti-vladimir-denisov

Государственное унитарное предприятие Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации».

5 http://www.mobti.ru/press-tsentr/novosti/generalnyi-direktor-moskovskogo-oblastnogo-bti-vladimir-denisov

Государственное унитарное предприятие Московской области «Московское областное бюро технической инвентаризации».

Просмотров работы: 943