ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ Т. СААТИ ПРИ ВЫБОРЕ УПАКОВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ Т. СААТИ ПРИ ВЫБОРЕ УПАКОВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время рынок заполнен большим ассортиментом товаров. Упаковка на фоне этого изобилия является важным элементом, который акцентирует внимание потребителя на товар. Красивая и правильно оформленная упаковка, привлекая внимание покупателя, увеличивает товарооборот. В частности, упаковка пищевых товаров должна полностью отвечать установленным стандартам. Она является защитой продукта от внешнего воздействия, механических повреждений в процессе транспортировки и полностью сохраняет товарный вид во время хранения.

Упаковочное оборудование, которое совершенствуется по мере развития производительных сил, способствует решению разных задач. К основным требованиям, предъявляемых в современном мире к упаковке товара, относится надежность, а упаковочное оборудование в свою очередь должно быть долговечным, чтобы производитель не понес потерь. В связи с этим ценными характеристиками упаковочного оборудования является увеличение срока годности и товарооборота. Данные ориентиры при выборе оборудования будут приводить к понижению издержек производства, а качество повысит спрос.

Так же важным преимуществом таких товаров является экономия большого количества времени при его использовании. Немаловажным фактором при выборе упаковочного оборудования является и простота в использовании, что позволяет оптимизировать весь производственный процесс. Проблема выбора оптимального варианта из множества альтернатив в современном экономическом пространстве достаточно актуальна. В этом случае, по ценовым и прочим характеристикам, может помочь система поддержки принятия решения (СППР).

Наиболее подходящим с нашей точки зрения вариантом ее является методика анализа иерархий Томаса Саати (Analytic Herachy Progress, AHP). Суть идеи Саати в том, чтобы в процессе перебора альтернатив при их попарном сравнении, выбрать наиболее оптимальную. Вот как выглядит в контексте AHP характеристики вариантов выбора, табл.1 . Промежуточные значения: 2,4,6,8 используются исключительно для более тонкой детализации ценности альтернативы. Подготовка к проведению анализа иерархий сводится к формированию табулограммы.

Таблица 1

Оценка при выборе варианта

Характеристика варианта

Количественная оценка

Гораздо лучше

9

Значительно лучше

7

Лучше

5

Чуть лучше

3

Равны

1

Чуть хуже

1/3

Хуже

1/5

Значительно хуже

1/7

Гораздо хуже

1/9

Математический аппарат, используемый в обработке статистических данных, представлен солидным перечнем программного обеспечения. Наиболее «ходовой» является программа Expert Choice. При всей привлекательности и простоте использования большинство пользователей отпугивает рыночная цена данного статистического пакета.

Тем не менее, пакет Excel при проведении анализа иерархий может сослужить ничуть не худшую службу. Причем, он всегда «под рукой» и не провоцирует особых затрат. Сформируем таблицу в этом пакете, внеся в нее показатели цены. Для того, чтобы нас не обвинили в том, что мы занимаемся рекламированием продукции производителя, ее характеристики мы скрываем за условными обозначениями (П1-П5), табл. 2.

Таблица 2

Альтернативы цены упаковочного оборудования

В ячейку «G2» введем формулу: = ПРОИЗВЕД(В2*F2)^(1/5) и протянем рамку вниз, в ячейку «H2» введем формулу, нормирующую значения ячеек «G»: =G2/СУММ($G$2:&G$6). Значения в ячейке «Н» всех таблиц (2-4) несут значения локальных приоритетов альтернатив критериев: цены, конструктивных характеристик, дизайнерских решений.

После этого, находим, так называемый, глобальный приоритет, табл. 5. Для этого в ячейку «F2» вводим формулу: = B2*B12+C2*C12+D2*D12 и рамку так же , как и прежде , протягиваем вниз.

В итоге, полученные данные табл. 5 дают возможность выбрать варианты, соответствующие нашим целям и задачам, как по ценовым, так и по прочим характеристикам: чем получаемое итоговое значение альтернативы выше, тем и рациональность выбора выше.

Таблица 3

Альтернативы упаковочного оборудования

Таблица 4

Альтернативы дизайна упаковочного оборудования

Таблица 5

Глобальный приоритет альтернатив упаковочного оборудования

Естественно, в данном сообщении мы привели по своей сути демонстрационный поиск альтернативы. В реальных условиях приходится решать задачи значительно сложнее: с набором в десятки, сотни альтернатив. В подобных случаях, целесообразнее привлекать специалистов, разбирающихся в технических деталях приобретаемого оборудования, чтобы отсеивать уже на первоначальном этапе выбора нежелательные образцы. И не заниматься утомительным процессом перебора вариантов на конечном этапе анализа иерархий.

Просмотров работы: 1088