МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕДИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Осипова Е.А. 1, Ачмиз М.А. 1, Осипова Е.А. 1, Панжинская Н.И. 1, Осипова Е.В. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития российского общества прямыми и косвенными показателями неблагополучия семей являются: снижение рождаемости, самый высокий в мире показатель числа абортов, рост внебрачных детей, высокая младенческая и материнская смертность, низкая продолжительность жизни, высокий уровень числа разводов, распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, семей с приемными детьми и т.д.), рост случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

Именно поэтому современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – медицины, психологии, педагогики, социологии, экономики и др.

Нами проведено исследование современной студенческой семьи. Как известно, первые пять лет супружеской жизни наиболее трудные, в эти годы семейное счастье особенно хрупкое. Многие ошибки, которые совершаются молодыми людьми, в значительной мере обусловлены незнанием основных проблем семейной жизни. Это и адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни, и организация семейного быта, семейной экономики, и освоение новых семейных ролей.

Поэтому изучение супружеских взаимоотношений в молодых семьях является актуальным. Анализ взаимоотношений в семье позволяет обосновать программу медико-психологической и социальной помощи семье, выяснить степень нарушений структуры и функций семьи, а также систематизировать супружеские отношения и семьи в целом.

Область исследования: современная молодая студенческая семья.

Объектом исследования является медико-социальные и психологическое содержание жизнедеятельности молодой семьи.

Предмет исследования: студенческие семьи, репродуктивное поведение молодых семей среди студентов медицинского колледжа очной и очно-заочной форм обучения.

Гипотеза исследования: медико-социальные и психологические проблемы молодой студенческой семьи, а также, их репродуктивное поведение является следствием трансформации социально-экономических условий современного общества в Российской Федерации.

Цель исследования –анализ основных медико-социологических и психологических аспектов, а также репродуктивного поведения молодых студенческих семей.

Задачи исследования:

1. Выполнить анализ литературных данных по медико-социальным и психологическим проблемам современной молодой семьи.

2. Провести исследование репродуктивных установок современной студенческой семьи путем анкетирования студентов медицинского колледжа очной и очно-заочной форм обучения по специально разработанной анкете.

3. Выявить качественные характеристики репродуктивного поведения молодых студенческих семей.

4. Раскрыть детерминанты репродуктивного поведения молодых семей в современных социально-экономических условиях.

5. Рассмотреть факторы, влияющие на репродуктивное поведение молодых семей медицинского колледжа.

6. Провести анализ полученных данных и сформулировать основные выводы.

Методы исследования: теоретический анализ литературных данных, анкетирования, интерпретация, вычисление процентных соотношений.

Эмпирическая база исследования: молодые студенческие супружеские пары в возрасте до 35 лет.

Медико – социальные и психологические проблемы молодой семьи

1.1 Определение основных понятий, типология и структура семьи

Изучение семьи и брака является наиболее из важных задач, стоящими перед многими науками. Два наиболее совместимых подхода: медико - социологический и психологический, хотя и они часто подменяют анализ с точки зрения одной дисциплины анализом с точки зрения другой. Так, для медицинской социологии семья это зависимая переменная, а различные макросоциальные параметры - независимые. А для психологии «... более естественно рассматривать как независимую переменную именно семью, а в качестве зависимых - развитие личности, восприятие членами семьи друг друга, своих отношений и т.д.». Кризисные явления в семье проявляются в ее нестабильности, малодетности, пассивном репродуктивном поведении.

Начало XXI века ознаменовалось для России возникновением новых негативных тенденций в репродуктивных установках - это добровольный отказ от рождения ребенка и позднее материнство. И, тем не менее, в процессе воспроизводства населения страны молодая семья играет определяющую роль, три четверти общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет.

В обществе любого типа каждый человек воспитывается в семье, подавляющее большинство взрослых состоит в браке. Брак относится к числу социальных институтов.

Прежде всего, необходимо определить ключевые понятия: семья, родство и брак. Существует большое число определения семьи, мы остановимся лишь на некоторых из них.

Одним из наиболее ранних является определение семьи данное А.Г. Харчевым: семья - это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Согласно определению Н.Я. Соловьева, «семья - малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». Родственные могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги)

Другой взгляд на семью отражен в работах А.И. Захарова: Он считает семью первичной группой. Это единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей».

«Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» - писал А. Адлер, австрийский психолог, психиатр и мыслитель.

Основой семейных отношений является брак, который регулируется нормами морали и права, то есть брак – это легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Из определений следует, что главным психологическим аспектом семьи являются взаимоотношения, связывающие членов семьи. Но под каждыми отношениями должна быть основа и такой основой является брак.

Таким образом, семья – это основанная на единой деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного).

Семья - главная ячейка общества. Эту фразу нередко можно услышать в обиходе и встретить на страницах прессы. Действительно, семья, где человек проводит большую часть своей жизни, играет исключительно важную роль в обществе. Семья существует повсеместно, нет такого общественного устройства, где бы отсутствовала семья и семейно - родственные отношения. Именно из-за особой значимости семьи и брака для жизнедеятельности общества социологи уделяют большое внимание их изучению. Семья - это особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство ее членов и осуществляет их первичную социализацию. Семья выступает как культурная общность, которая связывает определенное единство жизненных ценностей, представлений, единство позиций во взаимоотношениях, что и определяет формы и критерии стабильности брака. Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную систему общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи – родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус. Кроме того, каждое общество, проявляя естественную заинтересованность в сохранении стабильной и прочной семьи, осуществляет как формальный, так и неформальный контроль над поведением членов семьи, в первую очередь мужа и жены.

В настоящее время изучаются, контролируются и по мере возможности регулируются такие стороны семейной жизни, как супружество (взаимные отношения супругов) и родительство (связанное с процессом воспитания детей). Если нарушение норм семейной жизни носят эпизодический характер, не приводят к распаду семьи, отказу от родительства, то подобные отклонения от нормативного образца контролируются общественным мнением, посредством неформальных санкций со стороны близкий родственников, друзей, товарищей по работе и др. В случае обострения семейных конфликтов, ставящих под угрозу ее существование, государственно-правовые органы (суды) могут санкционировать распад семьи, определяя вместе с тем права и обязанности супругов по воспитанию детей, разделу имущества и т.п.

В литературных источниках часто проводят разграничения между понятиями «брак» и «семья». Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений между мужем и женой как гражданами государства. В любом обществе брак носит социальный характер, что проявляется в публичной форме его заключения, в социально контролируемом подборе брачных партнеров, в факте наследования семейного имущества и т.п.

Следующим и немаловажным критерием семьи является ее структура. Структура семьи – состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором - о демократической. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.

Семьи могут различаться также по наличию и отсутствию детей и по их количеству.

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья, включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного – двух детей

В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение обязанностей, а также равноправное участие в решении всех семейных проблем.

Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из наиболее сложных вопросов в современной науке о семье. И таким механизмом, препятствующим выполнению семьей ее функций может быть неравномерность распределения между супругами семейных обязанностей. Проявлением этого является изменение эмоциональных взаимоотношений, а значит, к неполному удовлетворению потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку; к таким потребностям относятся: восстановление физических сил, культурное и духовное обогащение.

Итак, семья имеет этапы своего становления: формирование супружеских отношений, модели семьи, структуры семьи, а также законов семьи, которые являются наиболее сильными факторами, воздействующими на членов семьи, а значит, влияют на функциональность семьи в современных условиях.

1.2 Социально-психологические функции семьи

Функция семьи - деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.

Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей. Часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей. Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи. Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе в их органичной целостности. Собственно, ради этого люди объединяются в семейный союз. Отсюда и возникает чувство незаменимости семьи, а при ее распаде - сожаление и горечь утраты.

Традиционными считаются следующие функции семьи:

1. Хозяйственно-экономическая функция. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета.

2. Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям.

3. Регенеративная функция Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.

4. Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, реализации в детях.

5. Рекреативная функция. Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

6. Психотерапевтическая функция. Позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

К сожалению, есть семьи, не выполняющие своего предназначения. В них люди движимы взаимным раздражением, стремлением подавить партнера, холодностью или отчужденностью. Используется понятие «дефункционализация семьи». Дефункционализация наиболее заметно выражается в снижении роли, которую дом играет в семейной жизни. Дом лишается своей функции места работы, взаимодействия и отдыха, члены семьи появляются в нем только для еды и сна. Теряется смысл совместного существования. Однако взгляд на семью только с точки зрения ее недостатков был бы односторонним. Семья обладает способностью к восстановлению и помощи самой себе.

1.3 Социальные роли личности в семье

Как представитель социума человек играет разные, сменяющие друг друга роли. Каждая роль – это развивающийся процесс, который включает принятие роли, её освоение, возможные подъемы и спады, временные границы исполнения роли, возможная смена партнёров и прочие изменения. При неблагоприятном стечении возможен конфликт ролей или попытка их последовательного расположения во времени. Например, «сначала я сделаю карьеру, а потом женюсь» или «сначала мы построим дом, а потом подумаем о детях». Если же человек ориентирован на чувство личностной идентичности, то он стремится гармонизировать совокупность исполняемых им ролей.

Содержание роли определяется той функцией, которая реализуется субъектом в конкретной группе. Выбор ролей, которым личность должна овладеть, предусмотрена правилами жизни в социуме, теми ожиданиями, которые социум адресует личности посредством различных социальных образований, институтов, и тем самым регулирует её социальную активность. Задача личности – сохранение целостности в последовательности тех неизбежных преобразований её содержания, которые возникают при её включении в различные группы как социального субъекта, исполняющего в этих группах определенную, возложенную на неё роль. Наблюдается пересечение чувства принадлежности к определённой социальной группе с чувством самоопределения, которое не прерывается во времени, то есть пересечение социальной и личностной идентичности.

Социум активно побуждает человека функционировать как полноценного социального субъекта, готового исполнить всё разнообразие необходимых для общества социальных ролей. Посредством различных социальных институтов, в том числе и института семьи, реализуется власть общества над личностью. Общество как наделяет личность ролью, включая её в определённое социальное образование, так и провоцирует у неё переживание неполноценности, если она оказывается неспособной реализовать должное. Например, ярлыки типа «старая дева», «холостяк», «разведенный», «сирота» расцениваются как признак неполной реализованности, если не неполноценности, в семейной жизни.

Личность стремится приобрести те социальные роли, без которых не мыслит свою полноценность. Таким образом, личностная идентичность отражает два аспекта связи человека с миром: его причастность к социуму, различным группам и их социально значимой деятельности к продуктам этой деятельности; его особенность личности, уникальности в пространстве бытия. (А.Р. Тиводар. Личность в брачном партнерстве: поиск идентичности)

Активные гендерные трансформации создают основания для новых гендерных статусов мужчины и женщины, их сближение по психосоциальным характеристикам. Женское движение в направлении маскулизации влечет изменения в процессах идентификации личности, в содержании её идентичности (новой мужской/женской идентичности). Всё это сказывается на семье. Эти превращения общемирового характера характеризуются спецификой, обусловленной этническими, социально-экономическими особенностями, свойственными различным регионам

1.3 Внутрисемейная ролевая дифференциация

Вся семейная жизнь изначально строится на распределении обязанностей, и чрезвычайно важно решить вопрос об оптимальном разделении их между супругами. Причем распределять домашние обязанности следует в соответствии с желаниями и возможностями каждого супруга, чтобы выполнение их не превратилось в тяжелое бремя.

С. В. Ковалев выделяет систему семейных ролей в соответствии с важнейшими функциями семьи и считает, что функционально-ролевая согласованность супругов является основой стабильности и благополучия брачного союза. В число таких ролей он включает входит:

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния.

2. Хозяин — хозяйка. Реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой.

3. Ответственный за поддержание родственных связей. Эта роль включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях организацию общения с родственниками и содействие социальному становлению членов семьи.

4. Организатор семейной субкультуры. Исполнение этой роли направлено на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений.

5. Организатор развлечений. Эта семейная роль выделена относительно недавно и включает в себя инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга.

6. Семейный психотерапевт. Исполнение этой также относительно новой роли предполагает осуществление действий, направленных на решение личностных проблем другого члена семьи. Следует отметить, что полнота выполнения этой роли тесно связана с общей удовлетворенностью браком.

7. Любовный партнер. Данная роль связана с проявлением активности в сфере сексуальных отношений.

8. Ответственный по уходу за младенцем. Исполнение этой роли требует обеспечения ребенку в первый год-полтора его жизни физического и психического комфорта.

9. Воспитатель. Эта роль включает в себя выполнение обязанностей, связанных с формированием личности ребенка более старшего возраста.

Психотерапевт А. Б. Добрович полагает, что супружеские отношения строятся на основе модели, усвоенной человеком в детстве, в его собственной семье. Отношения между мужем и женой могут соответствовать одной из следующих четырех моделей: отец - дочь, мать - сын, брат - сестра, приятель - приятельница.

Итак, функционально-ролевые позиции молодых супругов в значительной степени зависят от того, какую модель брачного союза они предполагают создать с учетом личных установок, своих представлений о роли каждого из них в семейном союзе. Прочность и стабильность семьи в последующем будет зависеть от совпадения их ролевых ожиданий и соответствующих им особенностей ролевого поведения брачного партнера.

Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функциониро­вание и удовлетворение потребностей всех ее членов с учетом следующих требований:

- ролевая согласованность — требование непротиворечивости ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых од­ним человеком, так и семьей в целом;

- выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей личности в рамках семьи;

- принятые роли должны соответствовать возможностям личности, нельзя допускать «ролевой перегрузки»;

- выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребнос­тей всех членов семьи.

2. Медико-социологический анализ репродуктивных установок современной молодой семьи

Несмотря на разнообразные исследования, посвященные экономическим, медицинским, социальным, психологическим аспектам брачно-семейных и репродуктивных установок молодежи, факторам и условиям функционирования молодой семьи, остаются недостаточно исследованными основные элементы репродуктивного поведения молодых супругов, вопросы активизации репродуктивного поведения современных молодых семей.

В связи с этим, нами выполнено исследование современной молодой студенческой семьи по специально разработанной анкете .

Анализ и интерпретация полученных данных

Результаты исследования доказали, что обусловленность репродуктивного поведения социальными нормами проявляется в основном в совокупности социальных условий прошлого, которые сформировали личность каждого из молодых супругов, заложив основы их нынешней и будущей социальной позиции в обществе. Обнаруженная связь между числом собственных детей и числом детей в семье родителей подтверждается характером положительной взаимосвязи, которая существует между величиной родительской семьи и репродуктивными ориентациями опрошенных молодых семей. У выходцев из однодетных семей среднее желаемое число детей составило 1,9; двухдетных - 1,8; трехдетных -2,4.

Были проранжированы трудности, отмеченные респондентами, которые мешают счастливой жизни молодой семьи и обзаведению детьми:

- материальные (невысокие доходы, отсутствие собственности – 82,4%);

- жилищные (отсутствие или неудовлетворительное качество жилья, проживание совместно с родителями, в общежитии и т.д. - 71,6%);

- психологические (проблемы лидерства в семье, взаимоотношений, несовместимость характеров супругов и т. д. - 46,2%);

- деторождения (отсутствие необходимых условий для появления детей и ухода за ними, совмещение воспитания ребенка с работой вне дома и т. д. - 22,3%);

- сексуальные (невысокий уровень сексуальной культуры супругов, сексуальная распущенность и т. д. - 15,7%);

- воспитательные (отсутствие необходимых педагогических знаний и умений, негативное влияние родных, соседей, знакомых, СМИ и т. д. - 6,0%);

- культурные (проблемы, прежде всего смешанных, браков - язык общения, соблюдение обычаев и традиций, ценностей разных этносов и религий - 5,6%);

- экологические (неудовлетворительное состояние окружающей природной среды, состояние физического и психического здоровья - 2,4%).

В иерархии ценностей молодой семьи на первых местах следующие жизненные ценности:

- любовь и нежность супругов (83,4%);

- любовь к детям и желание их иметь (58,6%);

- умение прийти на помощь в трудный момент (54,5 %);

- верность и преданность в браке (48,2%).

Следовательно, именно эти ценности субъективного характера выходят на личностный уровень и предопределяют психологическое благополучие молодой студенческой семьи.

Как показал опрос, ролевая совместимость супругов является еще одной важной проблемой для молодой семьи. Стремление к равноправию в браке считают естественным 62,8%; мужское лидерство предпочитают 34,7%, женское — 12,6%.То есть, молодые супруги в студенческих семьях выбирают партнерский тип отношений, т. к. нарушение властного баланса может способствует нарушению семейного единства, что негативно скажется как для репродуктивного процесса в семье, так и для устойчивости самой молодой студенческой семьи.

В ходе исследования выявлены проблемы, характеризующие состояние молодой семьи и ее репродуктивное поведение. И здесь наиболее острой является проблема сокращения рождаемости и падения ценности родительства для молодых семей. Нами установлены основные причины данной ситуации, которая связана, в первую очередь, с проблемой экономической зависимости молодых семей от социального окружения, прежде всего, от родителей (52,4%), отсутствием собственного жилья (23,6%), неуверенностью в искренности и верности чувств партнера и продолжительности семейных отношений (23,0%)

Бездетные молодые супруги в студенческих семьях (16,4% от общего числа респондентов) в качестве основной причины отсрочки рождения первого ребенка называют желание пожить в собственное удовольствие (42,0%). Эту же причину в отношении отсрочки рождения второго ребенка отметили 10,1% однодетных респондентов, а третьего ребенка - 26,2% двухдетных респондентов.

Главной причиной отсрочки рождения детей являются экономические факторы, которые значительно превышают группу объективных - медико-биологических и группу субъективных - психологических причин. И здесь очень важным моментом для положительной мотивации рождения детей является государственная программа реализации демографического национального проекта в отношении второго ребенка в молодой семье.

В исследовании выявлено также отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи контрацепции, абортов, внебрачных половых отношений.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

1 Анализ литературных данных показал, что коренные общественные преобразования в Российской Федерации существенно сказались на семейных отношениях.

2. Современная студенческая семья, в основном, бездетная или однодетная и планирует иметь детей меньше, чем было в семье их родителей.

3. В семьях со стажем семейной жизни от 1 года до 3 лет ребенок, в основном, не запланированный.

4. Молодые студенческие семьи не хотят иметь детей до окончания обучения, т.к. считают, что рождение ребенка отрицательно скажется на качестве их учебы.

5. В молодых студенческих семьях практически стерта гендерная граница социальных ролей супругов: нет деления на мужские и женские семейные обязанности.

6. В современной молодой студенческой семье царит равноправие.

7. В иерархии ценностей молодой студенческой семьи на первое место выходят любовь и нежность супругов (79,8%), что является убедительным доказательством светлого будущего российской семьи, несмотря на существующие трудности, экономические и социальные кризисы.

Список литературы

  1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05. - Москва, 1985. - 263 с. РГБ ОД

  2. Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5

  3. Исакович Е.И. О тенденциях изменения института семьи в современном обществе // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - № 1, с. 78–80

  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

  5. Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально- психологический анализ: Дисс. канд. филос. наук. - Минск, 1990.

  6. Орлов А.Б.Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции [Электронный ресурс]: Сайт о психологии и НЛП, этологии. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.follow.ru/article/340, свободный. – Загл. с экрана. – Язык рус.

  7. Поймалов, A.B. Социально-экономические и аксиологические детерминанты репродуктивного поведения молодой семьи / A.B. Поймалов, В.В. Бахарев // ЭТНОСОЦИУМ и межнациональная культура: науч. и обществ.-полит. журн. - 2009. - № 5 (21).

  8. Пахомова Е.И. Браки и разводы: что изменилось в представлениях россиян? // ВЦИОМ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2008. - № 1. - С.128-135.

  9. Тиводар А.Р. Личность в брачном партнерстве: поиск идентичности // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 12

  10. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. — М.: Академический Проект; Делова книга, 2006. — 768 с.

приложение 1

Анкета

Пол _____________ Возраст ____________Курс ___________________

Стаж супружеской жизни _________

Количество и возраст детей ___________

Сколько детей планируете_________

Число детей в семье родителей____________________

Ранжируйте ценностей молодой семьи для вас:

Любовь и нежность супругов__________место

Любовь к детям и желание их иметь __________место

Умение прийти на помощь в трудный момент__________место

Верность и преданность в браке__________место

Отметьте ролевую совместимость:

-стремление к равноправию

-мужское лидерство

-женское лидерство

Отметьте, что вам мешает завести еще одного ребенка:

-экономической зависимости молодых семей от социального окружения;

-отсутствием собственного жилья;

-неуверенностью в искренности и верности чувств партнера;

-маленький стаж семейных отношений.

Благодарим Вас за ответы!

 

13

 

Просмотров работы: 4604