ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Малашина К.М. 1
1СГАУ им. Н.И. Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История экономического развития человечества показывает, что наиболее оптимальным способом функционирования производства и потребления являются рыночные формы экономических связей. Как свидетельствует мировая практика, на современном этапе общественного развития именно рыночный механизм является наиболее эффективным механизмом, который активизирует человеческую деятельность, широкое внедрение в производство научно-технических достижений содержит в себе внутренние импульсы саморазвития и саморегулирования. Одной из экономических предпосылок успешного поступательного развития рыночных отношений в национальных экономиках является децентрализация в принятии экономических решений.

Она означает то, что свобода выбора, свобода предпринимательства и свобода вхождения в рынок в экономиках демократических обществ ассоциируются с понятием конкуренция и неразрывно связаны с ним. Именно конкурентные экономические условия позволяют предпринимателям самостоятельно осуществлять поиск потребителей для обеспечения целей своей деятельности, максимизировать прибыли, расширять объемы продаж, увеличивать долю своего бизнеса на рынке и т.д. На конкуренции основана и деятельность такого экономического субъекта рынка, как фирма, функционирующего в различных организационно-правовых формах. При всей очевидности и необходимости четкого определения экономического и правового статуса фирмы в рыночных отношениях, многообразии применяемых в деятельности современных фирм организационно-правовых форм, в современной науке существуют различные теоретические подходы к пониманию экономической природы фирмы и ее правового статуса.

Между тем, решение этих вопросов способно реально повлиять на эффективность деятельности фирмы как субъекта рынка, ее различных организационно-правовых форм.

Актуальность этих вопросов обусловила обращение в рамках данной курсовой работы к теме Фирма как субъект рыночных отношений и ее новые организационно-правовые формы.

Объектом исследования в работе является фирма как субъект рынка; предметом - экономическая природа и правовой статус фирмы в современной экономике.

Целью работы является анализ экономической природы и организационно-правовых форм современной фирмы в действующем российском законодательстве и экономической деятельности. Достижение этой цели требует анализа источниковой базы, каковой являются научные исследования по экономической теории.

1.Рынок и рыночные отношения как основа функционирования фирмы

1.1 Специфика рыночной экономической системы и её субъекты

Условия возникновения и развития рыночной экономики формируются в ходе длительного исторического процесса перехода от традиционной к рыночной экономике. Важнейшими из них являются общественное разделение труда и специализация, развитие частной собственности на средства производства, личная заинтересованность производителей и собственников, свобода выбора и свобода передвижения факторов производства, государственное вмешательство в экономику, нравственные нормы.

Первое условие - разделение общественного труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней возникновения разделения труда. Первая из них - отделение скотоводства от земледелия, вторая - выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья - возникновение купечества.

Второе условие - это экономическая обособленность или автономность производителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремится к обеспечению своих частных интересов и разделения труда между товаропроизводителями. Товарный обмен предполагает обязательное стремление к эквивалентности. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на основе частной собственности в дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность.

Третье условие связано с углублением и развитием общественного разделения труда, в том числе специализации и кооперации производства.

Рыночная экономика вначале развивалась внутри натурального хозяйства, выполняя второстепенные функции в народном хозяйстве в течение длительного времени. В отдельных странах рыночная экономика развивалась более быстрыми темпами по сравнению с другими странами, поэтому в них рыночная экономика стала господствующей формой в XVII в., в других странах - в XVIII в., в третьих - лишь в XIX в.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов через движение спроса и предложения, через систему цен и прибылей.

Главный признак экономики рыночного типа - раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение законам и воле людей формы и способы экономической деятельности, дающие возможность в полной мере проявляться хозяйственной самостоятельности.

Рыночная экономика1 - это сложная система экономических связей и отношений, в которой необходим анализ спроса и предложения, издержек производства, денежного хозяйства, экономического роста и пр.

Фундаментальной характеристикой рыночной системы является частная собственность, которая позволяет отдельным лицам или предприятиям по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать материальные ресурсы. На основе частной собственности реализуются свобода предпринимательства и свобода выбора.

Свобода предпринимательства означает, что частное предприятие вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов товаров и услуг по собственному выбору и продавать их на рынках, исходя из интересов фирмы. Предприятие может свободно вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.

Свобода выбора предполагает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны. Наконец, она позволяет потребителям свободно, в пределах своих денежных доходов, покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают для себя наиболее подходящим. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель в рыночной экономике занимает особое положение; в определенном смысле он обладает суверенитетом. Свобода предпринимательской деятельности, в конечном счете, зависит от потребительских предпочтений.

Любая экономика развивается на основе объективных законов, они едины для всякой общественно-политической и социально-экономической системы, носят универсальный, всеобщий характер, и в этом отношении аналогичны физическим и биологическим законам. Но законы экономики проявляют себя в деятельности общества и отдельных людей, действуют в определенной социально-экономической среде. А эта среда не пассивна. Ее главные элементы - человек, социальные группы, общество, власть - в пределах условий и ограничений, определяемых объективными законами, обладают значительной степенью свободой выбора, действуют в соответствии с собственной волей.

Рыночная система играет двойственную роль в распределении созданного в экономике продукта. Получаемый каждым индивидуумом денежный доход определяется количеством и видами ресурсов, которые он поставляет на рынок, и ценами, по которым он может продать свои ресурсы. Цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании денежного дохода потребителя. Цены на продукты, в свою очередь, определяют структуру расходов потребителя.

Рыночная экономика обладает механизмом адаптации к меняющимся предпочтениям потребителя, технологиям производства, структуре поставляемых ресурсов. Через изменения спроса на продукцию передается сигнал об изменениях в структуре потребительского спроса. Это влечет за собой изменение спроса на ресурсы, и, соответственно, корректируются каналы их распределения. Производители более привлекательных товаров могут платить более высокие цены за ресурсы, отвлекая их тем самым из других секторов экономики.

Конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Новаторское применение технологии, снижающей издержки производства, обеспечивает инновационной фирме временное преимущество перед конкурентами. Снижение издержек означает получение экономической прибыли. Передавая потребителю часть экономии от снижения издержек в форме снижения цены продукта, инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и получения высокой экономической прибыли. В рыночной системе создается обстановка, способствующая быстрому распространению новых технологий. Конкуренты, если не хотят роста убытков и банкротства, должны постоянно внедрять новые технологии.

Как уже отмечалось, рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также «наводят порядок» в

экономике, восстанавливают своеобразную равномерность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правит мафия, рэкет, олигархи, коррумпированные чиновника.

В цивилизованной рыночной экономике характеризующейся наличием системы ориентиров выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихии противостоит государственное регулирование. Государственное регулирование в заметной степени ассоциируется с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся отдельные положения, высказанные ранее по отношению к централизации.

1.2 Основные теоретические подходы к пониманию фирмы как рыночного субъекта

На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Именно на фирме осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под промышленной фирмой (предприятием) понимается производственная единица, обладающая производственно - техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает в рыночной экономики фирмы, представляющие собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В теории фирмы2 существуют различия между теоретическими подходами. Банки, являясь специфическими фирмами, тем не менее, могут быть исследованы с использованием этих подходов, однако с учётом ряда дополнительных ограничений : выбор управляющих кредитной организации собственниками ограничен требованиями надзорного органа; существуют дополнительные ограничения на совмещение должностей сотрудников; существуют ограничения по качеству управляющих и работников по ряду видов деятельности, что сужает возможности выбора; практически все деловые процессы нормативно установлены законодательством и банковскими правилам.

Применимость теории фирмы на банковской системе представляет собой интересную задачу, поскольку требуется учесть институциональный характер последствий изменений в ходе реформирования банковской системы.

Решения фирмы как субъекта хозяйственной деятельности, с точки зрения неоклассики, полностью определяются внешней средой, из которой поступают сигналы об изменении спроса и издержек: ожидаемого уровня заработной платы, ставок процента, уровня налогов, инфляции.

Эти сигналы в маржиналистской теории возникают только за пределами банка. Между тем банк минимизирует объем издержек для каждого возможного масштаба банковской деятельности, что также соответствует максимизации прибыли. Сама целевая функция максимизации прибыли, как предполагается, навязана внешней средой путем естественного отбора, поскольку те, кто придерживается иных целевых функций будут со временем вытеснены с рынка. Между тем, банки при таком подходе могут рассматриваться только как коммерческие организации, единственной целью которых является получение прибыли, что и зафиксировано в первой статье закона о банках и банковской деятельности. Это традиционный взгляд может быть оспорен если признать банковскую систему частью систем более высокого порядка и признать, что банковская система лишь участвует в прибыли этих макросистем действительно производящих добавочную стоимость, как следствие, мотив прибыли банковской системы становится частью мотива получения прибыли экономики в целом.

Наибольших результатов неоклассический подход достигает, когда исследуются условия, близкие к модели совершенной конкуренции, когда конкурентное давление вынуждает банк к наиболее рациональной стратегии.

Но уже при монополии на рынке предсказания неоклассической модели становятся менее достоверными, ибо монополия обладает большей свободой действий. Альтернативные методологические подходы в теории фирмы.

Важной характеристикой институционализма является идея: индивид социально и институционально зависим.

Вместо строгого неоклассического подхода в теории фирмы для исследовательской программы реформирования банковской системы плодотворнее применять не столь математически строгий, а более компромиссный подход. Эволюция институтов в ходе естественного отбора привела к тому, что нормы банковского, административного, гражданского и уголовного законодательства в любой системе права исходят как раз из такого взгляда на фирму при регулировании и контроле банковской деятельности.

С появлением новой институциональной школы (О. Уильямсон), экономисты мэйнстрима приступили к анализу институтов, хотя и рассматривают их как последствия решений рациональных, максимизирующих агентов.

В то время как в неоклассических теориях индивид априорно обладает рациональным мышлением, неоинституционализм принимает ограниченность интеллекта: знания, которыми располагают индивиды, всегда неполны, их счетные и прогностические способности не беспредельны, для совершения логических операций требуются время и усилия.

Такой подход позволяет распространять принципы микроэкономического анализа, выработанные неоклассической теорией, на многие явления, имеющие экономический смысл, которые раньше считались лежащими вне сферы ее компетенции.

Неоинституциональный анализ может развертываться на нескольких уровнях – институциональном, организационном и индивидуальном.

Кроме институционального развитие получил поведенческий подход, основанный на эмпирическом исследовании Р. Сайерта и Дж. Марча.

Банк-фирма рассматривается как коалиция индивидов, имеющих разные предпочтения и соответственно разные цели, несводимые к достаточно широкому консенсусу.

Ограниченная рациональность участников организационной коалиции не дает им возможности удерживать в поле зрения все проблемы и согласовывать их непротиворечивым образом. Ограниченная рациональность и отсутствие единоличной ответственности порождают и своеобразное явление, которое Сайерт и Марч назвали организационной расслабленностью, свойственной большим коалиционным организациям.

Проявляется оно в том, что некоторые члены коалиции получают вознаграждение больше, чем минимум, необходимый для того, чтобы удержать их в организации: завышается зарплата, лишние привилегии получают управляющие; быстрее, чем это действительно нужно, растет бюрократический аппарат и т.д. Это означает, что организация заведомо не может максимизировать прибыль, так как факторы производства оплачиваются не по их предельной производительности. Но с другой стороны, накопленный организацией ресурс в предыдущий период времени, позволяет ей выжить когда, отмена "лишних" выплат и привилегий не приводит к распаду фирмы.

Эволюционная теория недостаточно признана научным сообществом, придерживающимся в основном господствующей экономической доктрины (далее – мэйнстрим).

Исследователи Р. Нельсон и С. Уинтер, создали эволюционную теорию экономических изменений. Центральным для них является понятие "рутины", определяемое как "сравнительно сложный образец поведения, применяемый под воздействием небольшого числа сигналов, легко опознаваемый и функционирующий в автоматическом режиме". Другими словами "рутина" – это способ, каким обычно делаются дела. В нашем исследовании будем под рутинами понимать традиции.

Предлагаемая Нельсоном и Уинтером эволюционная теория имеет самостоятельное значение тогда, когда окружающая фирму-банк среда меняется, но не слишком резко. В этом случае неоклассическая теория предскажет изменение поведения, а эволюционная – отсутствие изменений, что существенно для теории реформирования.

Причины стойкости традиции, как считают Нельсон и Уинтер, заключаются в том, что она представляет собой своеобразные активы фирмы, на приобретение которых были затрачены инвестиции.

Даже внедрение в употребление фирмами компьютерной технологии не может устранить традиций: в этом случае традицией оказывается сама выбранная фирмой система программного обеспечения и не принимаются те новшества, которые требуют пересмотра последней. Таким образом, здесь, так же как и на финансовых рынках, научно-технический прогресс не вытесняет поведение, которое с неоклассической точки зрения не является рациональным.

В мэйнстриме3 субъект принимает самостоятельные решения, руководствуясь стремлением к максимизации полезности (прибыли). Исследователя финансовых систем такой подход не может полностью удовлетворить. Требуется учитывать более широкий круг объектов. Поэтому эволюционная теория изучает более широкий круг объектов: неавтономные индивиды, поведение которых обусловлено культурно-исторической средой; связи между экономическими субъектами как некие устойчивые единицы анализа; культурно-исторические, юридические или технологические совокупности (институты).

Такой подход более отвечает поставленным исследователем банковской системы целям, поскольку мезоуровень (банковская система) и макроуровень (денежно-кредитная система) не описывается моделями мэйнстрима настолько, чтобы мы могли бы считать их рабочими и обладающими прогностическими возможностями, чтобы использовать в программах реформирования. На мезоуровне находится основной конфликт с положениями мэйнстрима – в систему входит системообразующий элемент, который не может в своей деятельности руководствоваться мотивом прибыльности.

Отсюда значимость проблемы связей в эволюционной теории – той проблемы, которой мэйнстрим, во всяком случае, неоклассика, вообще не занимается. Между тем необходимость практических приложений экономической теории привлекает к обсуждению адептов сетевой теории, в которой роль связей является основной и свои законы построения сетей.

2.Организационно-правовые основы функционирования фирмы в российской экономике

2.1 Понятие фирмы в российской экономике

В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном экономики. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.

Однако в экономической литературе, как зарубежной, так и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Более того, в основополагающих российских нормативных документах (например, ГК РФ) фигурирует лишь понятие «организация».

Если у К. Р. Маконнелли «фирма – организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями», то у В. Е. Адамова под фирмой понимается предприятие (организация), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государством органах. Таким образом, в первом случае просматривается достаточно четкое определение понятия «фирма», а во втором – делается попытка дифференцировать понятия «организация», «предприятие», «фирма». Считается, что в условиях экономики России второе определение более приемлемое, особенно в такой отрасли, как промышленность.

Таким образом, в научной и учебной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия – «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России чаще понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями. Однако в соответствии с российским законодательством каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае «фирма» – общее понятие коммерческой организации.

Принято считать, что предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, в том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и некоммерческие структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях.

Вместе с тем следует отметить, что понятие «фирма» зачастую используется как синоним понятия «предприятие», что противоречит его смысловому назначению. Так, если предприятие играет роль непосредственного товаропроизводителя, то фирма призвана играть роль предпринимателя, создающего или преобразующего предприятия, обеспечивающего финансирование их деятельности. Само наименование фирмы, ее торговый знак, используемый при заключении хоздоговоров на товары, их упаковке, позволяет индивидуализировать конкретное предприятие и деятельность фирмы в отличие от других производителей однородной продукции.

Целями деятельности фирмы являются удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Цивилизованные рыночные отношения предполагают разумное сочетание обеих целей, ибо, работая на себя, предприниматель трудится и на общество.

Бизнес – это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность получать все большую прибыль, обеспечивать относительно высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, выявляет структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства. Все это и составляет важную цель предпринимательства – удовлетворение общественных потребностей.

Фирмы не могут успешно стартовать и существовать в дальнейшем, не обращаясь к долгосрочным перспективам и целям. Приступая к созданию фирмы, предприятия, предприниматель или группа предпринимателей имеют перед собой четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного приобретения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены соответствующим капиталом, всеми необходимыми материальными ресурсами, квалифицированными кадрами. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе фирмы – бизнес-плане. Ясно сформулированная цель необходима так же, как основа выработки критерия оценки текущего положения дел. Наличие цели позволяет строить базу сравнения и рассматривать ценность текущих контрактов и обязательств, решений об инвестициях и инновациях с точки зрения их соответствия долгосрочным перспективам.

Важной задачей предприятия, фирмы является обеспечение стабильного экономического роста. На этом пути приходится преодолевать различные негативные факторы: изменение и падение спроса на продукцию, услуги; сокращение поступления материальных ресурсов; снижение их качества; дефицит квалифицированной рабочей силы; проблемы в системе расчетов и платежей и др. Непосредственная частная задача предприятия фирмы состоит в преобразовании факторов производства, их переработке и выпуске готовой продукции или оказании определенных услуг.

   

На эффективность деятельности фирмы оказывает большое влияние ее организационная структура, которую можно представить в виде двух субструкту – организационной структуры производства и организационной структуры управления и обслуживания.

Организационная структура производства – это внутрифирменный состав специализированных производственных подразделений, непосредственно выполняющих функции по производству продуктов и услуг потребительского или производственно-технического характера. Ведущую роль в составе производственных подразделений играют основные цеха и производственные участки. Между ними в одном случае могут существовать, а в другом – нет, связи, построенные на принципах технологических отношений. Если таковые присутствуют, то их реализация осуществляется путем согласования экономических отношений.

Организационная структура управления и обслуживания – это состав органов управления фирмой, между которыми распределены управленческие и обслуживающие функции, а также установлены методы их выполнения. Связи здесь построены на принципах координации или субординации и реализуются как вертикальная система правил принятия решений.

Организационная структура фирмы – интегрированный комплекс реальных условий достижения заданных целей, и поэтому ее схема должна отражать и направления хозяйственной деятельности, и состав технического капитала, и кадровый состав, и распределение производства между предприятиями фирмы, и целевую ориентацию сбыта продукции, и многое другое. В организационной структуре фирмы должны быть отражены условия, обеспечивающие не только хозяйственную миссию, но и выработку долгосрочной стратегии достижения целей фирмы, а также образование управленческих механизмов осуществления этой стратегии через систему планов.

Эффективность действующей организационной структуры фирмы определяется результатом ее работы, т. е. прибылью, полученной от реализации товаров и услуг. На этапе же проектирования новой или реорганизации прежней структуры приходится прибегать к критериям второго порядка, которые можно разбить на четыре группы.

Первая группа – критерии статистической эффективности, т. е. показатели эффективности производства. Организационная структура при этом рассматривается в условиях относительно стабильного спроса со стороны постоянного круга потребителей на продукцию, мало изменяющуюся во времени. Как правило, эффект такой структуры тем выше, чем больше реализуется желание получить экономию от увеличения масштабов производства. Удобство применения статистической эффективности в роли основного критерия, характеризующего качество организационной структуры, заключается в возможности использования количественных методов анализа и оптимизации организационной структуры.

Критерии второй группы измеряют организационную структуру с позиции маневренности производства. Следовательно, они оценивают способность фирмы быстро и эффективно изменять параметры производства в рамках выбранного направления деятельности. Организационная структура рассматривается в условиях изменения уровня спроса или действий конкурентов, имеющих для фирмы ряд последствий: снижение цен на товары, падение доли на рынке и обусловленное этим упадком снижение рентабельности капитала. Очевидно, что желание иметь более маневренное производство находится в противоречии с условиями повышения статистической эффективности. Так, если маневренность предполагает создание резерва производственных мощностей, то статистическая эффективность требует сведения их (резервов) к минимуму.

Критерии третьей группы позволяют судить о гибкости фирмы в решении вопросов стратегии или о ее способности реагировать на изменения характера деятельности, а не ее величины. Сфера применения – те направления предпринимательской деятельности, в которых происходит быстрое устаревание изделий, изменение технологий, появляются новые возможности, связанные с выходом на международные рынки, но также имеет место сильная подверженность влиянию со стороны правовых ограничений. Типичная реакция на данные обстоятельства проявляется в изменении номенклатуры выпускаемой продукции и рынков, организации филиалов, дочерних фирм либо даже прекращении некоторых видов деятельности.

Четвертая группа – критерии динамики структуры, которые также позволяют оценивать способность фирмы изменять свои организационные формы, приспосабливать организационную структуру к существующим условиям. В идеальном варианте способность к изменениям должна быть заложена в самой природе структуры. В этом случае приспособление будет быстрым и пройдет без снижения эффективности работы фирмы. Как показывает практика, наиболее динамичными являются организационные структуры, в которых в максимальной степени децентрализовано принятие решений по принципу «каждому исполнителю предоставлено право самостоятельно организовывать свою деятельность».

2.2 Организационно-правовые формы юридических лиц в российской экономике и экономической деятельности

В современной экономике предприятия (фирмы) производят основную массу всех товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности населения.

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора. Предприятие, как правило, является юридическим лицом, однако, как будет показано ниже, это утверждение не всегда верно.

Юридическое лицо4 – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Вообще, юридическое лицо – это учреждение, предприятие, фирма, корпорация, которые отвечают определенным атрибутам, установленным законодательством соответствующего государства. Вышеприведенное определение соответствует существующему законодательству Российской Федерации. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, представляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель которых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их основная цель не связана с извлечением прибыли – некоммерческие организации.

Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, т.е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права.

Предприятие – это отдельная экономическая производственная единица (субъект) , которая располагает и ведет производство товаров и услуг.

Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собственности и хозяйствования.

Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Из всех типов предприятий (фирм) в России наиболее распространены хозяйственные товарищества и общества, поэтому сначала и рассмотрим эти типы.

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Управление предпринимательской 5деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного товарищества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это утверждение означает неограниченную ответственность товарищей.

Полные товарищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более крупных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий.

Общество с дополнительной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Т. е. фактически общество с дополнительной ответственностью представляет из себя гибрид полного товарищества и общества с ограниченной ответственность.

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное общество (ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Учредительным документом акционерного общества является его устав. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций данного акционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеров может назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общее число акционеров превышает 50 человек.

Организационно-правовая форма акционерного общества распространена среди достаточно крупных предприятий, т.е. среди тех предприятий, на которых существует большая потребность в значительных финансовых ресурсах.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг) , основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Учредительным документом производственного кооператива по существу является его устав, который утверждает общее собрание его членов. Имущество, которое находится в собственности производственного кооператива, делится на части (паи) его членов в соответствии с уставом данного предприятия. Производственный кооператив не имеет права выпускать акции. Член производственного кооператива имеет один голос при принятии каких-либо решений общим собранием.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) , в том числе между работниками предприятия.

В Российской Федерации в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Предприятие называется федеральным казенным предприятием , если оно управляется государственными органами (т.е. основано на праве оперативного управления федеральным имуществом) .

Индивидуальный предприниматель (ИП) без образования юридического лица, являющийся физическим лицом, есть также организационно-правовая форма предприятия, например, крестьянское (фермерское) хозяйство является предприятием, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вещное право – это субъективное гражданское право, объектом которого является вещь. Разновидность имущественных прав. Лицо, обладающее вещным правом, осуществляет его самостоятельно, не прибегая для этого к содействию других лиц. Собственник вещи владеет, пользуется и распоряжается ею по своему усмотрению в пределах, установленных законом. Вещное право – это абсолютное право, то есть оно защищается против любого нарушителя этого права. Это означает, что все и каждый обязаны воздерживаться от нарушения вещного права данного лица, а собственник, в свою очередь, вправе требовать от всех и каждого прекращения действий, препятствующих осуществлению его вещного права и восстановления в натуре нарушенного права, т.е. возврата вещи , если она выбыла из его владения. Такие иски именуются правовыми, в отличие от обязательственного иска о возмещении убытков в случае, когда истребовать вещь в натуре невозможно. Гражданское законодательство ряда европейских стран, например ФПГ и Швейцарии, относит к вещному праву право собственности, залог, право застройки на земельном участке, принадлежащем другому лицу. Гражданские права – это вид прав человека, включающий самые основные, обеспечивающие его достойное существование – как физическое, так и психологическое, моральное, духовное, позволяющие ощущать себя свободным в самой обыденной жизни (право на жизнь, защиту со стороны государства, свободу от насилия, право на свободное передвижение, на "въезд-выезд", принцип презумпции невиновности и т.п.).

Диверсификация – вложение капитала в различные виды ценных бумаг и компании, работающие в различных областях.

Имущественные права – это субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.) .

Обязательственное право – это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих обязательства; оно составляет раздел Гражданского кодекса Российской Федерации и слагается из общей и особенной частей. Общая часть включает определение обязательства, нормы обеспечения исполнения обязательств и др. Нормы особенной части обязательственного права регулируют отдельные виды обязательств.

Оперативного управления право – особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве Российской Федерации. По объему правомочий значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведения. В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации субъектами права оперативного управления могут быть только казенное предприятие и учреждение.

Субсидиарная ответственность – это один из видов гражданской ответственности; это дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что в условиях рыночных отношений фирма выступает ключевым субъектом рынка, экономической деятельности, конкуренции как основы самого существования рынка. Поэтому значимость четкого понимания и закрепления в действующем законодательстве экономической природы и статуса фирмы имеет основополагающее значение для реальной деятельности этого экономического субъекта. Между тем, как в рамках экономической теории, так и действующего российского законодательства имеет место ряд проблем, которые не позволяют говорить о том, что природа фирмы и ее правовой статус, перечень ее организационно-правовых форм представлены на сегодняшний день в надлежащем виде.

В рамках экономической теории одновременно существуют разные подходы к пониманию сущности фирмы как субъекта рыночной деятельности, целей ее функционирования, способов и механизмов формирования ее прибыли, учета издержек и т.д., особенностей управления фирмой, специфики взаимодействия фирмы с другими рыночными субъектами и т.д. Однако в российской теории и практике на сегодняшний день все же в основу понимания фирмы как экономического субъекта положен предпринимательский подход, и деятельность фирмы понимается именно как предпринимательская. В то же время следует отметить, что правовой статус фирмы в действующем российском законодательстве еще более неоднозначен, начиная с того, что в ГК РФ отсутствует сам термин фирма и имеется лишь понятие фирменное наименование. В силу этого фирма выступает как некая нематериальная сущность, отражающая деловую репутацию фирмы, ее имидж, систему ценностей и пр. Собственно же субъектами рыночной, предпринимательской деятельности в действующем ГК РФ, федеральных законах выступают юридические лица и предприятия, юридические конструкции которых также весьма сложны и неопределенны. В этой связи представляется, что наибольшее значение в понимании фирмы, на наш взгляд, имеет все же правовая база рыночной, предпринимательской деятельности фирмы как экономического субъекта. Именно действующее законодательство формирует правила и условия экономической деятельности в национальной экономике, статус хозяйствующих субъектов, их организационно-правовые формы и т.д. Без этого ни одна фирма не сможет легально действовать на рынке, получать прибыль, взаимодействовать с другими субъектами рынка. Поэтому изменения необходимы, прежде всего, в действующем законодательстве. Законодателю следует однозначно сформулировать конструкции юридического лица и предприятия и определиться с перечнем организационно-правовых форм юридических лиц.

Список использованной литературы

1. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – 2-ое изд., перераб. – Мн.: Выш. шк., 2008 – 366 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт - Издат, 2006.

3. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр, и доп. / Под об. Ред.академика В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М,: ИНФРА-М, 2006.- 322с.

4. Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2007.-576 с.

5. Чепурин, М. Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой В.А. – 4-е дополненное и переработанное издание. – Киров: АСА, 2007г. - 752 с.

6. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; Под. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2006 .- 63 с.

7. Симкина, Л. Г. Экономическая теория, 2-е издание / Л. Г. Симкина. – Санкт – Петербург, 2008 г. – 384 с.

8. Микроэкономический подход: практический подход. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. КНОРУС, 2008

9.Учебник по основам экономической теории [Текст]: учеб./В.Д.Камаев, В.Ф.Семенов, Д.Е.Сорокин и др.-М.: Владос,2010.-384 с.ISBN 55

10.Экономика / под ред. Е.Н.Лобачевой. М.,2006

11.Экономическая теория: учеб. для вузов.2-е изд., перераб. и доп. М.:Норма.2006

12. Черкасов Г.И. Общая теория собственности : учеб. пособие для вузов. – 2-е изд.,перераб. и доп. М. :ЮНИТИ-ДАНА , 2006

13.Ядгаров Я.С. История экономических учений.- М.:ИНФРА_М,2007-456с.

14.Основы экономики [Текст] : учеб. пособие для ст.кл. /под общ.ред. В.М. Ларина и В.К.Зубковой.- Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга»,2009.-360с.-ISBN 5-8270-0209-7

15.Баликоев, В.З. Общая экономическая теория [Text] : учеб. пособие / Баликоев В.З. – [S.I] : ЮКЭА,2008.528с.: ISBN 5-86750-084-5

16. Экономика и право: Учебное пособие / Под ред. А.С. Булатова.

М.:ЮНИТИ, 2007.

17.Грибанов А. Понятие предприятия в российском гражданском праве/Хозяйство и право.2007.№5.С.67-73.

18. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. - М.: Инфра-М,2006

1 Учебник по основам экономической теории [Текст]: учеб./В.Д.Камаев, В.Ф.Семенов, Д.Е.Сорокин и др.-М.: Владос,2010.-384 с.ISBN 55

2 . Экономика и право: Учебное пособие / Под ред. А.С. Булатова.

М.:ЮНИТИ, 2007.

3 Учебник по основам экономической теории [Текст]: учеб./В.Д.Камаев, В.Ф.Семенов, Д.Е.Сорокин и др.-М.: Владос,2010.-384 с.ISBN 55

4 Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. - М.: Инфра-М,2006

5 Грибанов А. Понятие предприятия в российском гражданском праве/Хозяйство и право.2007.№5.С.67-73.

33

Просмотров работы: 7410