Согласно федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» предусмотрено дополнительное выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства в размере 5 млрд 583 млн 115 тыс. рублей. Согласно данному документу к каждому областному центру от крупных городов должна быть проложена (или реконструирована) дорога шириной 4 полосы. В связи с появлением новых дорог появляется необходимость в строительстве придорожных комплексов для ремонта и обслуживания автомобилей.
В 2001 г. Министерством транспорта Российской Федерации был принят документ, содержащий основные пути развития отрасли придорожного сервиса в России, а именно Постановление правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», что положило начало активному развитию придорожного сервиса в РФ, с целью повышения безопасности дорожного движения и улучшения обслуживания пользователей. Подпрограммой «Автомобильные дороги» предусмотрена разработка комплексных схем обустройства автомобильных дорог федерального значения объектами дорожного сервиса, площадками отдыха для участников движения и другими объектами, обеспечивающими оказание услуг участникам движения[1].
По данным официальной статистики общая протяженность дорог в России в 2014 г. - 750 тыс. км. На дорогах России зафиксировано 2658 объектов придорожного сервиса. Таким образом, на 282 км пути приходится всего 1 придорожный сервис. Большую их часть составляют АЗС (25%), за ними следуют различные магазины, которые занимают до 24% рынка. Пункты общественного питания занимают в структуре 21%. Наименее распространенными являются пункты технического обслуживания и мотели, которые занимают 9 и 5 процентов соответственно. Кроме этого в структуре существует доля равная 16%, которая принадлежит объектам придорожного сервиса, которые трудно отнести к какой либо определенной группе [2].
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 860 от 29.10.2009г. «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода» выделяют следующие виды объектов дорожного сервиса: мотель (кемпинг), пункт общественного питания, автозаправочный пункт, моечный пункт, предприятие торговли, станция технического обслуживания, площадка отдыха[3]. Данным Постановлением Правительства РФ также устанавливаются максимальные расстояния между объектами дорожного сервиса одного вида (табл. 1).
Таблица 1 - Требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения объектами дорожного сервиса [3]
Класс (категория) автомобильной дороги |
Вид объекта дорожного сервиса |
Максимальное расстояние между объектами дорожного сервиса одного вида, км |
Автомагистраль (IА), скоростная автомобильная дорога (Б), нескоростная автомобильная дорога (IВ) |
мотель (кемпинг) |
250 |
АЗС |
100 |
|
СТО |
100 |
|
площадка отдыха |
100 |
|
пункт общественного питания |
100 |
|
Нескоростная автомобильная дорога (II), нескоростная автомобильная дорога (III) |
АЗС |
100 |
СТО |
100 |
|
площадка отдыха |
50 |
|
пункт общественного питания |
100 |
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №860 к 2020 году в России в среднем на каждые 100 км пути должен быть, как минимум, 1 придорожный комплекс. На рисунке 1 показан прогнозируемый темп роста придорожных сервисов к 2020 году.
Рисунок 1 - График роста числа комплексов придорожного сервиса в РФ к 2020 году
Из рисунка 1 видно, что количество комплексов придорожного сервиса к 2020 году в среднем должно вырасти до 7500 объектов.
Реализация подобных Программ имеет не только важное стратегическое, но и социально-экономическое значение. Региональное Правительство Белгородской области приняло долгосрочную программу по совершенствованию и развитию транспортной инфраструктуры Белгородской области на 2011–2017 годы. В рамках Программы планируется построить новые дороги и совершенствовать технический уровень существующих, соорудить объездные трассы в объезд населённых пунктов. В перспективе это должно сократить транспортные издержки, а также повысить пропускную способность на международных и межрегиональных автомобильных маршрутах, что в свою очередь приведёт к росту объёма транспортно-экономических связей области с другими регионами.[4]
Белгородская область является приграничным регионом. На сегодняшний день на ее территории функционируют 8 постов таможенного контроля, через которые проходят большие потоки как легкового, так и грузового транспорта. Таким образом, с целью развития придорожного сервиса в регионе, рекомендуется рассматривать и приграничные территории. [5]
В частности рекомендуется строительство придорожного комплекса вблизи пункта таможенного контроля Шебекино - Плетеневка. Преимуществом такого комплекса является его универсальность. Придорожный сервис равноудален от г. Шебекино и от пункта таможенного контроля (примерное расстояние 2-3 км). Т.о., пользоваться таким комплексом могут как жители г. Шебекино, так и водители транзитных автомобилей. Комплекс будет располагаться на трассе федерального значения М4, что будет способствовать притоку клиентов.
Развитие придорожного сервиса в РФ получило поддержку со стороны государства. В настоящее время Правительством РФ принимаются законодательные акты для создания наиболее комфортных условий развития данного сектора, что должно благоприятно сказаться не только на экономике, но и на безопасности дорожного движения в частности.
.
Список использованных источников:
1. Электронный ресурс: http://pravo.gov.ru (6.12.2014);
2. Электронный ресурс: http://iqplus.ru (5.12.2014);
3. О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 29.10.2009 года №860. – Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96527/ (5.12.2014);
4. Электронный ресурс: http://www.bel.ru/ (6.12.2014);
5. Глаголев С.Н. Кластерный анализ и его использование в вопросах развития придорожного сервиса на примере Белгородской области / С.Н. Глаголев, Н.С. Севрюгина, А.А. Конев // Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы инновационного развития транспортного комплекса» / Госуниверситет – УНПК. Орел, 2013. – С. 206-210.