ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИДЕОЛОГИИ CDIO - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИДЕОЛОГИИ CDIO

Володько К.А. 1
1Сибирский федеральный университет, Институт Цветных Металлов и Материаловедения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

В настоящее время качество инженерного образования не удовлетворяет работодателей. Вузы переходят к поиску новых путей устранения системного разрыва между сферой образовательных услуг и рынком труда, пытаясь максимально приблизить профессиональное образование, к реальному производству. Одним из путей этого решения выступает международная инициатива CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate: придумывай – разрабатывай – внедряй - управляй). Переход к этой модели образования обеспечит формирование у студента проектировочно – внедренческой компетентности, как интегративной динамической личностной характеристики, представляющей собой способность и готовность к продуктивной профессиональной деятельности поэтапно создающей и реализующей некий продукт, с последующим управлением его использования.

Инициатива CDIO отказывается от информационного подхода в образовании, переходя от объяснительно – иллюстративных методов к деятельности, когда студенты придумывают и воплощают свои идеи на практике. Анализ стандартов CDIO позволил выявить основные направления повышения качества образовательного процесса. В данной модели образования приоритет отдается активным методам обучения, интегрированному обучению, проектно – внедренческой деятельности.

В настоящее время институт цветных металлов и материаловедения СФУ пришел к реализации инновационного ООП в идеологии CDIO, который требует мониторинга, отслеживания изменений в сфере деятельности, который может осуществляться в ручную, но современный уровень развития информатизации позволяет создать информационный ресурс, обеспечивающий мониторинг инновации.

Анализ современных исследований посвященных мониторингу, показал, что созданы теоретические предпосылки решения проблемы, в частности теоретические основы педагогического мониторинга представлены в работах В.И. Андреева [1], В.П. Беспалько [2], С.Е. Шишова [3] и др.

Изучению основ организации начального этапа мониторинга посвящены работы К.А. Краснянской [4] и Н.Н. Найденовой [5].

Исследованием особенностей мониторинга по отдельным предметам занимались, И.Я. Лернер [6], С.Н. Чистякова [7] и др.

Анализ функций мониторинга, его составных компонентов, видов и форм был проделан А.С. Белкиным, В.П. Беспалько, С.Е. Шишовым и др [8].

Разработке проблем применения мониторинга в социальной сфере уделяли внимание A.A. Давыдов, А.Н. Майоров и др.[9]

Однако все рассматриваемые исследования не используют информационные ресурсы обеспечивающие мониторинг процесса образования.

Анализ научно-педагогической литературы, результатов современных исследований мониторинговой деятельности в системе образования, позволил выявить противоречие между необходимостью получения полной и объективной информации о ходе инновационного образовательного процесса и отсутствием информационного ресурса, обеспечивающего мониторинг этого процесса.

Поиск решения выявленного противоречия позволил сформулировать проблему, которая заключается в необходимости разработки информационной системы мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO.

Недостаточная разработанность проблемы и практическая значимость ее решения для повышения качества инженерного образования, обусловили актуальность исследования и позволили сформулировать тему исследования: «Информатизация мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO».

В соответствии с этим, цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать в процессе экспериментальной работы информационный ресурс мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO.

Объект исследования: информатизация в образовании

Предмет исследования: информационный ресурс мониторинга процесса инженерного образования в идеологии CDIO.

Гипотеза исследования - использование разработанного информационного ресурса мониторинга процесса инженерного образования в идеологии CDIO будет результативным, если:

  • Обоснована необходимость мониторинговых мероприятий в условиях реализации стандартов CDIO;

  • Выявлены и обоснованы объекты мониторинга;

  • Определены сроки мониторинговых мероприятий;

  • Информационный ресурс мониторинга процесса инженерного образования в идеологии CDIO выполнен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его разработке;

  • Осуществлено наполнение подсистем информационной системы в соответствии с требованиями мониторинговых мероприятий.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать процесс инженерного образования в идеологии CDIO в контексте необходимых мониторинговых мероприятий;

  2. Определить сущность и назначение мониторинга;

  3. Выявить и обосновать объекты, сроки и направления мониторинга в условиях информатизации;

  4. Обосновать и разработать информационный ресурс мониторинга процесса инженерного образования в идеологии CDIO

  5. Провести опытно – экспериментальную проверку результативности информационного ресурса мониторинга процесса инженерного образования в идеологии CDIO для выработки управляющих решений.

Глава 1 Назначение и сущность информатизации мониторинга в системе образования

В первой главе рассмотрим основные понятия связанные с информатизацией образования , инженерное образование в идеологии CDIO, а также выявим сущность и назначение мониторинга в образовании.

  1.  
    1. Информатизация образования как контекст повышения его качества

В данном параграфе рассмотрим такие понятия, как качество образования, информационное общество, информатизация общества.

В современном мире растет значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Образование становится открытой для общества сферой деятельности, необходимой для повышения качества человеческого капитала.

По определению Б.С. Гершунского [10], качество образования – понятие емкое и много аспектное. Это широкая социально – экономическая и социально культурная категория. Качество образования определяет экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал любой страны. Поэтому совершенно очевидно, что оцениваться качество образования должно не только с помощью промежуточных собственно педагогических параметров, критериев, но и с помощью критериев, находящихся вне сферы образования.

Оценка качества образования – одна из сложнейших проблем российского образования. Проблема состоит в том, что современная педагогика по-разному подходит к определению этого понятия и оценки.

Н.А Селезнева рассматривает понятия качество высшего образования и проблемы качества высшего образования.

Качество высшего образования в широком смысле понимается, как сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам, условиям [11].

Проблемы качества высшего образования – это нарушения сбалансированного соответствия по разным причинам. При этом имеется в виду, что сами выявленные и заданные потребности, цели, требования, нормы, условия соответствуют объективным тенденциям прогрессивного развития человека и общества.

В узком смысле качество высшего образования – это качество подготовки специалистов с высшим образованием.

В идеологии CDIO качество образования определяется, как качество условий и качество процесса.

Качество условий:

  • Нормативно-правовая база

Сосредоточенность ресурсов:

  • Материально-технических

  • Кадровых

  • Финансовых

  • Методических, обеспечивающих, в том числе, качество довузовской подготовки, научную и инновационную образовательную деятельность

Качество процесса в идеологии компетентностного подхода измеряется через результаты образования, которые интегрируют всю систему на обеспечение результатов образования. В настоящее время чаще всего это рассматривается в идеологии, так называемого обратного дизайна:

  • Проектирование ООП в идеологии «обратного дизайна» и в соответствии с требованиями ФГОС и CDIO с участием всех заинтересованных сторон

  • Использование активных методов, интеграции модулей содержания, междисциплинарных связей

  • Практико-ориентированность образовательного процесса и формирование ПВК

  • Качество контроля и управления образовательным процессом на основе непрерывного мониторинга

Качество образования стало признанным приоритетом современного образования. Оно многогранно, пронизывают всю систему образования и создается всеми субъектами образования. Качество проявляется через ценностное отношение человека, общества и государства, прежде всего к воспитанию и обучению, в процессе которых происходит развитие личности. Особое место в управлении качеством занимают информационные технологии, с помощью которых можно организовать мониторинг, речь об этом пойдет во второй главе нашего исследования. Рассмотрим механизм образовательного мониторинга в управлении качеством образования. Понятие мониторинг – это новое средство контроля с целью диагностики, которая по – другому позволяет взглянуть на весь учебно – воспитательный процесс.

Целью мониторинга является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования в ОУ, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития. Более подробно рассмотрим мониторинг в следующих параграфах.

Для управления качеством в условиях информатизации необходимо использовать информационный ресурс.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества

Рассмотрим, что такое информационное общество.

По мнению А.И. Ракитова общество считается информационным, если:

  • любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

  • в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

  • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности услуг [12].

В словаре лингвистических терминов информационное общество рассматривается, как, общество пришедшее на смену постиндустриальному обществу, развивающееся в качестве концепциинового социального порядка, общество, в границах которого в отраслях экономики начинает преобладатьпроизводство и распространение знания. Появляется новая отрасль экономки –информационная экономика. Возникает новый класс – меритократия. Центральной задачей становится производствоинформации и коммуникации. Основной ресурс нового порядка – информация.

Б.А. Райзберг рассматривает информационное общество, как концепцию возникновения и утверждения в общественном сознании и социологии представления о ведущей роли индустрии информации (компьютеров, микроэлектроники, коммуникационных средств, сетей, баз данных), информационных технологий в экономике, обществе, социальной жизни.[13]

И. Н. Курносов считает, что в информационном обществе преобладают удаленные коммуникации, дистанционная работа и досуг; формируются новые отношения между людьми в процессе производства и общественной деятельности; значительная часть ВВП производится в информационном секторе, труд большей части людей становится по характеру информационным; осуществляется развитие интерактивных информационно-телекоммуникационных технологий, глобальных компьютерных сетей, комплексной обработки представления информации; представляются новые коммуникационные возможности для взаимодействия и выражения политической воли общества и социальных групп; возрастает роль стран с мощным информационным потенциалом [14].

Таким образом, можно сказать, что информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая информация, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Так как информация является главным ресурсом в информационном обществе, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Важно не только произвести большое количество продукции, но сделать нужную продукцию в определенное время и с определенными затратами. В информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства, человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным.

Перейдем к рассмотрению информатизации образования.

По мнению И.В.Роберта, информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует,

  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информатизация образования способствует достижению следующих подцелей: повышению качества образования, увеличению степени доступности образования, повышению экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения, интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества(рис 1).

Информационно-учебная деятельность - это деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами информационных технологий, направленная на достижение учебных целей. При этом предполагается выполнение следующих видов деятельности : регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме ; интерактивный диалог -взаимодействие пользователя с программой (программно-аппаратной) системой, характеризующейся реализацией более развитых средств ведения диалога при обеспечении возможности выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы ; управление реальными объектами ; управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих ; автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов УД, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование. Средства информатизации образования – это средства новых (мы в дальнейшем не используем это слово) информационных технологий совместно (используемые вместе) с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогически целесообразного использования [15].

Таким образом рассмотрев качество образования, можно сказать, что оно определяет экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал любой страны. Поэтому совершенно очевидно, что оцениваться качество образования должно не только с помощью промежуточных собственно педагогических параметров, критериев, но и с помощью критериев, находящихся вне сферы образования.

Рассмотрев информатизацию образования, можно сказать, что она способствует достижению следующих подцелей: повышению качества образования, увеличению степени доступности образования, повышению экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения, интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Для управления качеством в условиях информатизации необходимо использовать информационный ресурс.

1.2 Инженерное образование в идеологии CDIO, его мониторинг

В данном параграфе рассмотрим сущность идеологиии CDIO, стандарты международной инициативы, а также основные понятия связанные с мониторингом образования.

Международный проект по реформированию инженерного образования под названием «Инициатива CDIO» был запущен в октябре 2000 г. Видением проекта является предоставление студентам инженерных специальностей такого образования, которое подчеркивает инженерные основы, изложенные в контексте жизненного цикла реальных систем, процессов и продуктов. Таким образом, идеологией CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate) является освоение студентами инженерной деятельности в соответствии с моделью«Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй». Проект направлен на устранение наблюдающегося в инженерном образовании во всем мире противоречия между теорией и практикой. Предлагаемый в проекте подход нацелен на усиление практической направленности обучения будущих инженеров, а также введение системы проблемного и проектного обучения. Инициатива CDIO предполагает такую организацию преподавания инженерных программ, чтобы их выпускники могли продемонстрировать:

1. Глубокие теоретические и практические знания технических основ своей инженерной профессии;

2. Умение создавать и эксплуатировать новые продукты, процессы и системы, востребованные рынком;

3. Понимание важности и стратегического значения научно-технического развития общества. В рамках инициативы CDIO было разработано большое количество методических материалов, которые могут быть адаптированы и внедрены в вузах с учетом специфики конкретных образовательных программ и использованы для достижения обозначенных выше целей. Эти методические ресурсы предназначены для формирования таких инженерных образовательных программ, включающих взаимосвязанные дисциплины, в рамках которых обучение предполагает овладение навыками создания продуктов, процессов и систем, профессионального межличностного общения и развития личностных качеств будущих инженеров. В процессе такого обучения студенты должны получать практический опыт проектно-конструкторской и экспериментальной деятельности, как в аудиториях, так и в современных учебных лабораториях. В январе 2011 г. в рамках инициативы были приняты 12 стандартов образовательных программ CDIO. Эти стандарты разработаны в помощь руководителям образовательных программ, выпускникам вузов, а также промышленным партнерам вузов для того, чтобы сориентировать их относительно принципов, по которым может осуществляться общественно-профессиональное признание и оценка программ CDIO и их выпускников. Разработанные стандарты CDIO выступают своего рода путеводителем в проведении образовательных реформ в инженерном образовании и осуществлении оценки их эффективности и определяют отличительные черты программ CDIO. По предложенным стандартам также становится ясно, какие цели и задачи должен поставить себе вуз для достижения общественно-профессионального признания его образовательных программ в мире. В 12 стандартах CDIO прописаны:

общая философия инженерной образовательной программы (Стандарт 1);

разработка учебных планов (Стандарты 2, 3 и 4);

разработка практических заданий и подготовка помещений для занятий (Стандарты 5 и 6);

методы преподавания и обучения (Стандарты 7 и 8);

повышение квалификации профессорско-преподавательского состава (Стандарты 9 и 10);

аудит и оценка программы и успеваемости студентов (Стандарты 11 и 12).

Семь из двенадцати предложенных стандартов являются обязательными, поскольку они отличают программы CDIO от других инженерных образовательных программ (далее обязательные стандарты отмечены звездочкой). Остальные пять стандартов существенно способствуют успешной реализации программы CDIO, так как они устанавливались на основании лучшего практического опыта в инженерном образовании. При изложении каждого из стандартов в разделе «Описание» поясняется значение этого стандарта, в разделе «Обоснование» излагаются причины, по которым следует руководствоваться данным стандартом, а в разделе «Подтверждение соответствия» приводятся некоторые факты о документации, связанной со стандартом, и о мероприятиях, проводимых для его соблюдения. В настоящее время к проекту CDIO уже присоединилось более 70 вузов из 25 стран. Подробная информация об инициативе CDIO представлена на сайте http://www.cdio.org. [16-17]

В настоящее время институт цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета пришел к реализации инновационного ООП. При реализации инновационного процесса в идеологии CDIO мы придерживаемся следующих концептуальных принципов:

1. Целевая ориентированность на результаты обучения (РО), определенные совместно с работодателями исходя из видов и задач профессиональной деятельности и определенные в виде компетентностей выпускников с учетом передового отечественного и международного опыта и концепции CDIO и проявляющиеся в решении проблемных ситуаций. Стандарт 2, 3, 6.

2. Последовательно-поэтапная реализация процесса формирования компе-тентностей как развернутого технолого-методического проекта повышения предметных компетентностей и развития личностных, межличностных и профессиональных компетентностей на основе использования активных методов, интегративного содержания образования, проектной деятельности. Стандарт 3, 5,7, 8,

3. Практико-ориентированность процесса обучения в условиях увеличения объема производственных практик и переноса части образовательного процесса на территорию предприятий. Стандарт 4, 5, 6,

4. Критериально-диагностическая определенность процесса формируемых компетентностей посредством измерения их составляющих действий. Стандарт 11

5. Конкретность, измеряемость РО в форме компетентностей. Стандарт 11

Любой инновационный процесс требует мониторинга, отслеживания изменений в сфере деятельности, который может осуществляться в ручную, но современный уровень развития информатизации позволяет создать информационный ресурс, обеспечивающий мониторинг инновации.

Уточним базовое для нашего исследования понятие мониторинга, которое пришло в педагогику из социологии. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации [18].

Боровкова Т. И. и Морев И. А. считают, что образовательный мониторинг - это категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Социальная сущность образовательного мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям [19]

А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса[20].

Э.Ф. Зеера рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей

[21].

Мы соглашаясь с приведенными суждениями ученых относительно сущности мониторинга в данной работе под мониторингом будем понимать - получение полной и объективной информации о состоянии образовательного процесса, его соответствии стандартам CDIO, сформированности результатов обучения (личностных и профессиональных компетенций студентов), через непрерывное диагностическое отслеживание процесса формирования результатов обучения.Для информационного обеспечения управленческих решений по корректировке актуального состояния в соответствии с требованиями стандартов CDIO и определенных результатов обучения.

Для информационного обеспечения управленческих решений по корректировке актуального состояния в соответствии с требованиями стандартов CDIO и определенных результатов обучения.

Объектами мониторинга в нашем исследовании выступают:

Образовательная среда.

  • Контингент студентов (его стартовые характеристики: мотивация, самооценка, Я-концепция, способность к самостоятельной работе, к работе в команде, сформированность учебных умений, адаптация к образовательному процессу ВУЗа, принятие статуса студента).

  • Учебные и внеучебные достижения студентов: портфолио, коммуникативные умения.

  • Кадровое обеспечение: остепененность, возраст, опыт, профессиональный рост.

  • Родители: специальность, образование, влияние на студентов.

  • Абитуриенты.

  • Работодатели.

Таблица №1

Подсистема

Стандарты

1

Информационно – справочная подсистема

Стандарт 2

 

Подсистема управления

Стандарт 2, 3

 

Подсистема контроля

Стандарт 5, 9, 10

 

Информационно – аналитическая подсистема

Стандарт 2, 10

Если мониторинг дает сигналы для управления процессом образования, то учитывая, что CDIO задает инновационный процесс, не отработанный в образовательной практике, то его необходимо обязательно диагностировать, чтобы была возможность его корректировать.

1.3 Мониторинга системы образования в условиях информатизации

В данном параграфе рассмотрим проблемы организации и проведения мониторинга в образовании.

Мониторинг в образовании это сложный, еще только формирующийся феномен, который может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализуемая в рамках управленческой деятельности

Составляющей информационного обеспечения является мониторинг- технология сбора, накопления и обобщения информации для целей управления. Обычно инструментальные средства сбора первичных данных строятся на основе совокупностей критериев и показателей качества образования (Т.А. Строкова, А.Н. Майоров)

Для получения оценок качества образовательной деятельности образовательного учреждения необходимо использовать критерии и показатели качества образования. В зависимости от целей и приоритетов управления могут использоваться различные их варианты:

  1. Направление развития учащихся (физическое, когнитивное, психосоциальное).

  2. Способы развития учащихся (использование новых образовательных технологий, мероприятия, направленные на самореализацию учащихся).

  3. Направление развития образовательных систем (взаимодействие с социумом, новые технологии управления, инновационная деятельность педагогов, повышение профессионального уровня педагогов).

  4. Реализация приоритетных направлений государственной образовательной политики (гуманизация образовательного процесса, обновление содержания образования, информатизация образовательного процесса)[22].

Одной из основных управленческих задач является отслеживание результатов функционирования системы образования, то к мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде следующих принципов:

  • объективности получаемой информации,

  • сравнимости данных изучения системы,

  • адекватности,

  • прогностичности и др. (рис. 2)

Рисунок 2 Принципы мониторинга

На основе полученной в результате мониторинга информации возможно выявить противоречия, ранжировать проблемы, прогнозировать изменения в образовательном процессе, устанавливать обратную связь для совершенствования качества образования.

Проведение мониторинга образовательного процесса возможно разделит на группы в соответствии со способами:

  • сбор информации,

  • регистрация состояния текущих процессов,

  • учет полученных данных при принятии управленческих решений,

  • корректировке образовательного процесса (рис. 3)

Применение образовательного мониторинга в рамках инновационного ООП в идеологии CDIO целесообразно т.к. возникает необходимость отслеживания процесса реализации проекта, развития событий, явлений получение своевременной информации об инновационном процессе позволит понять его суть и возникновении отклонений внести корректировки.

Таким образом мониторинг позволяет своевременно вносить изменения в образовательном процессе.

Применение мониторинга в образовании позволило выделить 4 его разновидности

  • Информационный мониторинг – сбор, накопление, систематизация и распространение информации (не предусматривает проведение специально организованного обследования на этапе сбора информации);

  • Базовый мониторинг – выявление закономерностей происходящих процессов и насущных с точки зрения управления (осуществляется по заказу органа управления);

  • Проблемный мониторинг – выявление закономерностей происходящих процессов и насущных с точки зрения управления (осуществляется по заказу органа управления);

  • Управленческий мониторинг – отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых управленческих решений для образования (рис.4).

Мониторинг может стать основой для совершенствования образовательных программ, поиска инновационных технологий обучения, стимулирования личностного и профессионального развития обучающихся.

Таким образом, мониторинг в образовании – это система сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз ее развития.

Использование возможностей компьютерных технологий позволяет быстро и с высокой степенью надежности обрабатывать большие массивы данных, представлять их в форме, удобной для пользователей.

Создание информационной системы позволит расширить возможности системы управления образовательного процесса, переводя их в новое качественное состояние. Для реализации мониторинга инженерного образования в институте цветных металлов и материаловедения СФУ нами разрабатывается сайт, который будет обеспечивать мониторинг. В следующей главе подробно рассмотрим информационную систему мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO.

Глава 2 Разработка и реализация системы мониторинга в условиях информатизации

В данной главе мы рассмотрим структуру и содержание информационной системы мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO.

2.1 Обоснование и разработка структуры информационной системы

В данном параграфе рассмотрим структуру информационной системы мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO.

В соответствии с определенными ранее объектами мониторинга, мониторинговыми мероприятиями, назначениями мониторинга, в информационно-аналитическую систему управления качеством инженерного образования необходимо включить, следующие подсистемы:

  • Информационно-справочная подсистема;

  • Подсистема контроля;

  • Подсистема управления;

  • Информационно-аналитическая подсистема.

Охарактеризуем и обоснуем необходимость назначения каждой подсистемы

Информационно-справочная подсистема (рис.5) включает в себя:

информацию по каждому студенту (анкетные данные, состояние здоровья, хобби, портфолио), визитную карточку группы, положение о студенческом соуправлении, ППС (анкетные данные, образование, стаж, награды, публикации, план инновационной деятельности по проекту, интересы), состояние процессов (ООП, УП), обеспечение (материальное, техническое, методическое т др.), состояние обеспеченности учебного процесса 1-го курса набора 2014 года на 01.10.2014 г. страницы для абитуриентов, работодателей.

Рисунок 5. – Информационно – справочная подсистема

В подсистему контроля (рис.6) включен мониторинг жизнедеятельности вуза, в котором присутствуют содержание и технологии образовательного процесса на соответствие стандартам CDIO в обеспечении формирования компетентностей студентов как результатов обучения посредством использования активных методов, интегрированных занятий, проектно-исследовательской командной деятельности и др.; своевременное выполнения планов и программ; документальное, методическое, организационное обеспечение проектной деятельности и возможности выбора студентом темы проекта, индивидуальной или командной формы его разработки; формирование оперативной информации, а также методики диагностики и их автоматическую обработку.

Рисунок 6. – Подсистема контроля

Подсистема управления (рис.7)делится на:

  • планирование и организацию;

  • Выработку и принятие управленческих решений.

Планирование и организация включают: разработку учебных планов в соответствии с идеологией CDIO, индивидуальных учебных программ; нагрузку; составление расписания в соответствии с имеющимися ресурсами и требованиями CDIO и др.

Выработка и принятие управленческих решений будет реализовываться на основе аналитических справок, отчетных документов; прогнозах развития, представляемых информационно-аналитической подсистемой

Рисунок 7. – Подсистема управления

Информационно-аналитическая подсистема (рис.8) - это формирование аналитических справок на основе данных мониторинга о: формировании личностных, межличностных и профессиональных компетентностей студентов; об их удовлетворенности содержанием, организацией; обеспечением образовательного процесса, освоением ими ООП.

Рисунок 8 - Информационно-аналитическая подсистема

В подсистеме диагностики (рис.9) перечислены все методики и представлено их содержание; будет обеспечен переход к конкретной методике по гиперссылке и обработка результатов производится автоматически.

Рисунок 9 – Подсистема диагностики

Построенный таким образом информационный ресурс мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO позволит управлять инновационной ООП, ориентированной на повышение качества инженерного образования.

2.2 Разработка информационной системы мониторинга инженерного образования

Созданная нами информационная система разрабатывается на основе языка разметки гипертекста HTML с использованием системы управления сайтом Joomla. С помощью Adobe Dreamweaver мы разработали дизайн (шаблон) для сайта

Наш сайт представляет совокупность страниц, которые содержат контент (текст, изображения, видео, аудио). Изменения в содержании контента производятся с помощью административной панели Joomla. В настоящее время ведется заполнение нашей ИС, согласно рассматриваемой ранее структуры.

В данный момент сайт содержит такие вкладки, как (рис.10):

  • Главная

  • Подсистемы

  • Контакты

Рисунок 10 – Вкладки

На странице всегда отображается заголовок и удобное меню, которое всегда находится на экране, меняется лишь подменю и фрейм информации. В верхнем меню мы можем выбрать интересующий нас раздел, справа представлено подменю, в котором отражено содержание раздела в виде гиперссылок. На странице присутствует ссылка на главную страницу, которая позволяет в любой момент перейти на главную страницу сайта, а также будет ссылка на карту сайта. Для того чтобы было можно пройти по ссылке карты сайта и посмотреть структуру сайта. (рис 11).

Раздел «Информационно - справочная подсистема» в данный момент содержит информацию о студентах, профессорско – преподавательском составе, о работодателях, расписание занятий (рис. 12)

Рисунок 12 –Информационно – справочная подсистема

В разделе «Подсистема контроля» на сегодняшний день добавлены:

  • Программа конференции студентов на проектной неделе;

  • Расписание защиты итоговых работ по ФПК;

  • Контрольная неделя;

  • Краткий анализ стартовых показателей;

  • Учебный план направления 150400.62 металлургия;

  • Темы итоговых работ по ФПК на осенний семестр 2014 г.;

  • Подсистема контроля;

Паспорта проектов (рис.13)

В разделе «Подсистема управления», на данный момент находить основная образовательная программа направление подготовки 22.03.02 – Металлургия (рис.14)

Рисунок 14 – Подсистема управления

Раздел «Информационно – аналитическая подсистема» содержит:

  • Отчет о посещении занятий студентами;

  • Информационно-аналитическая подсистема;

  • Методики диагностики;

  • Анкета для выявления проектных умений;

  • Опросник учебная мотивация;

  • Методика оценки тревожности;

  • Диагностика профессиональной готовности (рис.15)

Рисунок 15 – Информационно – аналитическая подсистема

В разделе «Контакты» будет находятся информация о разработчике сайта, контактные данные, а также будет представлен вид диалога, с помощью которого можно написать свой вопрос в отведенных полях и вопрос сразу же получит разработчик себе на e-mail (рис. 16)

Рисунок 16 – Контакты

Также на сайте есть регистрация, учащимся необходимо пройти регистрацию, для того чтобы преподаватели могли ознакомиться с результатами пройденных ими тестирований. В дальнейшем работая над заполнением и улучшением сайта мы хотим создать портфолио для студентов.

Итак, опираясь на принципы разработки, мы создаем информационную систему мониторинга инженерного образования. Мы придерживаемся выполнению всех необходимые принципов разработки, таких как: принцип психофизиологических особенностей студентов, принцип психологической и педагогической эргономичности, принцип учета технических возможностей, принцип функциональной полноты, принцип приоритетности стратегии обучения, принцип мотивационной и активностной обеспеченностей, принцип универсальности применения, принцип модульности построения.

2.3 Наполнение информационной системы в соответствии с этапами мониторинга

В данном параграфе рассмотрим результаты мониторинга за I квартал 2014 – 2015г.

В рамках мониторинга реального хода образовательного процесса были проведены соответствующие мероприятия.

Директором института цветных металлов и материаловедения было выпущено распоряжение для осуществления мониторинга образовательного процесса по инновационной ООП первого года обучения, на определение его соответствия требованиям CDIO:

  1. Была создана экспертная группа из 6 человек:

  • Рудницкий Э.А. – председатель;

  • Степанова Т.Н.;

  • Бугаева Т.П.;

  • Осипова С.И.;

  • Олейникова Н.В.;

  • Марченко Н.В,

которая проводила анализ по следующим направлениям:

  • соответствие рабочих программ идеологии CDIO;

  • наличие полнокомплектного УМКД по дисциплинам первого курса;

  • частота и целесообразность использования активных методов обучения по рабочей программе и в реальной образовательной практике;

  • использование интерактивных и междисциплинарных связей;

  • организация, обеспечение и реализация проектной деятельности в дисциплине «Введение в инженерное дело».

Также были определить сроки проведения мониторинга на первый семестр:

  • для предметных компетентностей – ноябрь (с прогнозом на сессию) и по результатам сессии;

  • для развития личностных компетентностей – первая неделя второго семестра;

  • для развития проектной деятельности – 15-22 декабря (по результатам проектной недели)

Была проведена промежуточная аттестация, которая помогла сделать прогноз на сессию, для исследования уровня готовности ППС к реализации идеологии CDIO проведен экспресс-опрос.

Проведенные мероприятия представленные в таблице №2, нашли отражение в информационной системе мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO:

Мероприятия мониторинга, даты проведения

Стандарт СDIO/силабус

Методика измерения и форма фиксации (приложение)

Участники (конкретно)

Результат

Управленческие действия

№ приложения

1. Определены цели, задачи, объекты мониторинга, структура информационно-аналитической системы, осуществляется наполнение её подсистем.

Стандарт 11 CDIO

.

Осипова С.И.

Степанова Т.Н.

Рудницкий Э.А.

Володько К.А

Построение информационного основания для управляющих решений

Обсуждение на проблемно-аналитическом семинаре

сайт http://monitoring-CDIO.ru

2. Стартовые показатели личностных компетенций студентов

9 сентября 2014

Стандарт 11 CDIO

2.4.5;

2.5.3; 4.4

Syllabus

Адаптированные методики, приведены в приложении

Бутакова С.М.,

Рябов О.Н.,

Рудницкий Э.А.,

Дубова И.В.,

Епина М.Б.

Оценены все студенты группы

Даны разъяснения и рекомендации студентам по самооценке, мотивации к учебной деятельности, первоначальный уровень проектных умений, профессиональной направленности

П2

3. Аттестация предметных компетенций

1.1

Syllabus

Тесты, контрольные работы, опрос, коллоквиум

Григорьева Е.А.,

Шубкина О.Ю.,

Бутакова С.М.,

Братухина Н.А., Донцова Т.В.,

Арнаутов А.Д.,

Рябов О.Н.,

Дубова И.В.,

Саначева Г.С.

Выстроен прогноз на сессию

Индивидуальная работа со студентами по выяснению причин неудач и выработке путей исправления ситуации

П3

4. Экспресс опрос ППС об уровне готовности к реализации идей CDIO

Стандарт 1, 9, 10

Письменные ответы на базовые вопросы

Все преподаватели

В целом, преподаватели теоретически осознают идеологию CDIO

Обсуждение на семинаре. Индивидуальная работа с преподавателями

П4

5. Конференция по проектной деятельности

Стандарт 4; 2.1.1; 2.4; 3.1; 3.4; 4.4

Доклады

Все студенты

Развитие компетентности

Анализ проблем и соответствующие решения

П5

6. Анализ хода учебного процесса по результатам посещения занятий экспертной группой

Стандарт 1, 3,4 , 5, 7, 8

Экспертная оценка

Рудницкий Э.А.,

Олейникова Н.В.,

Марченко Н.В.,

Степанова Т.Н.,

Осипова С.И., Бугаева Т.П.

Отмечены положительные результаты. Выявлены проблемы в организации и содержании некоторых занятий

Результаты обсуждены на семинаре. Даны предложения по совершенствованию процесса.

П1

Данные мероприятие позволили в информационную систему включить некоторые полученные результаты. Такие как, заключения о посещении занятий студентов 1 курса обучающихся в рамках реализации проекта CDIO, анализ стартовых показателей личностных компетенций студентов, аттестационная ведомость, результаты экспресс – опроса ППС, программу конференции по проектной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение информатизацию мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO, позволило прийти к следующим выводам и результатам:

Качество образования является определяющим вектором совершенствования современного инженерного образования

Качество в современных условиях перехода к идеологии CDIO, как к инновационной технологии ставит проблему адекватности проектируемой ООП и хода образовательного процесса в рамках этой ООП.

Для решения этой проблемы, необходимо собирать информацию, желательно непрерывно, о ходе образовательного процесса.

Процесс сбора, хранения, обработки и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированный на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз ее развития, называется мониторингом.

В условиях информатизации образования, которая инициирует совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;

создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых. (Роберт И.В.)

Информатизация образования способствует достижению следующих подцелей:

− повышению качества образования;− увеличению степени доступности образования;− повышению экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал);− интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Возникает вопрос об использовании информационного ресурса для мониторинга инновационного процесса в образовании. Для этого нами разработаны, объекты, сроки, мониторинговые мероприятия.

Объектами мониторинга в нашем исследовании выступают:

  • Образовательная среда.

  • Контингент студентов (его стартовые характеристики: мотивация, самооценка, Я-концепция, способность к самостоятельной работе, к работе в команде, сформированность учебных умений, адаптация к образовательному процессу ВУЗа, принятие статуса студента).

  • Учебные и внеучебные достижения студентов: портфолио, коммуникативные умения.

  • Кадровое обеспечение: остепененность, возраст, опыт, профессиональный рост.

  • Родители: специальность, образование, влияние на студентов.

  • Абитуриенты.

  • Работодатели.

Также была проведена промежуточная аттестация, которая помогла сделать прогноз на сессию, для исследования уровня готовности ППС к реализации идеологии CDIO проведен экспресс-опрос.

В соответствии с этим разработана структура информационного ресурса включающего следующие подсистемы:

  • Информационно – справочная подсистема

  • Подсистема управления

  • Подсистема контроля

  • Информационно – аналитическая подсистема.

На данном этапе исследования осуществляется наполнение компонентов информационной системы, она разрабатывается на основе языка разметки гипертекста HTML с использованием системы управления сайтом Joomla. С помощью Adobe Dreamweaver мы разработали дизайн (шаблон) для сайта.

Наш сайт представляет совокупность страниц, которые содержат контент (текст, изображения, видео, аудио). Изменения в содержании контента производятся с помощью административной панели Joomla.

Мы придерживаемся выполнению всех необходимые принципов разработки, таких как: принцип психофизиологических особенностей студентов, принцип психологической и педагогической эргономичности, принцип учета технических возможностей, принцип функциональной полноты, принцип приоритетности стратегии обучения, принцип мотивационной и активностной обеспеченностей, принцип универсальности применения, принцип модульности построения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Методология и технология мониторинга воспитания в контексте педагогического образования: монография// Казанский гос.ун-т; под науч.ред.В.И.Андреева.- Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - 372с.

  2. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования. С. 31-36.

  3. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе (монография). - М.: Издательский дом ИНФРА-М, 2013.

  4. Методическое письмо "Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании математики в средней школе" [Текст] : извлечения / Сост. Л.О. Денищева, Сост. Н.Б. Мельникова, Сост. К.А. Краснянская // Народное образование. - 2007. - N5. - С. 165-170

  5. Cравнительный анализ математической и естественнонаучной подготовки учащихся основной школы России. Денищева Л.О., Дюкова С.Е., Ковалева Г.С., Корощенко А.С., Краснянская К.А., Мягкова А.Н., Найденова Н.Н., Резникова В.З., Суравегина И.Е. / под ред. Г.С.Ковалевой. Центр ОКО ИОСО РАО, Москва.

  6. Бочарова, О. Особенности образа жизни подростков / О. Бочарова, А. Лернер // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. - № 6. - С. 31 - 34.

  7. И.В. Краковецкая, Н.О. Чистякова МОНИТОРИНГ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА. электронный ресурс [http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/ec/24/image/24-181.pdf]

  8. 8. Беспалько, В.П. Психологические парадоксы образования / В. П. Беспалько II Педагогика. 2000. - № 5. - С. 13 - 20.

  9. 9. ДАВЫДОВ А.А., ЧУРАКОВ А.Н. Системный подход к анализу данных мониторинга общественного мнения // Социологические исследования. 2002. №7

  10. . Гершунский Б.С. Философия образования электронный ресурс, Режим доступа: [http://www.twirpx.com/file/8112/]

  11. Н.А. Селезнева качество высшего образования как объект системного исследования электронный ресурс, Режим доступа: [http://www.misis.ru/Portals/0/IKVO/Selezneva/link_A_selezneva.pdf]

  12. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература

  13. Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 197.

  14. . Курносов И.Н. Глобальная информационная инфраструктура: цели, принципы и механизмы развития. //Материалы 3-й международной конференции "Информационные ресурсы, интеграция, технологии". Москва, 26-28 ноября 1997 г. //М.: ВИНИТИ, 2007. С. 135-143.

  15. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностики

  16. Кроули Ф. Программа CDIO: Описание целей и задач бакалаврского инженерного образования: Доклад CDIO № 1 из МИТ, 2001. Режим доступа: http://www.cdio.org.

  17. Всемирная инициатива CDIO. Режим доступа: http://www.cdio.org

  18. Ельникова Г.В. Основы адаптивного управления.- Харьков, 2004.

  19. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. –– Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.

  20. [Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с

  21. Зеер Э. Ф. Психология профессии. – М.: Академический проект; Фонд Мир, 2005. – 336 с

  22. . Е.И. Машбиц Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы.-М.Знание

Просмотров работы: 1428