В процессе международной торговли возникает два направления товарных потоков - экспорт и импорт. На рисунке 1 представлена схема товарных потоков.
Рисунок 1 - Схема товарных потоков
В зависимости от их назначения и происхождения экспорт и импорт можно разделить на виды. Виды экспорта и импорта представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Виды экспорта и импорта
Экспорт |
Импорт |
1. Вывоз товаров, изготовленных (произведенных) в этой стране. |
1. Ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импорта, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения. |
2. Вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом. |
2. Ввоз сырья, полуфабрикатов, деталей для переработки в этой стране для последующего вывоза за границу. |
3. Реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы и товары которые были проданы на международных аукционах или товарных биржах. |
3. Реимпорт – обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров. |
4. Временный вывоз за границу национальных товаров с последующим возвратом или вывозом ранее ввезенных иностранных товаров |
4. Временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы. |
5. Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК. |
5. Ввоз продукции в рамках ТНК (транснациональные корпорации). |
Показатели оценки экспортно-импортных отношений поставок играют огромную роль в определении дальнейших количественных характеристик внешней и международной торговли, а именно:
- стоимостной и физический объем (товарооборот);
- товарная структура;
- географическая структура.
Мировой товарооборот - это сумма внешнеторговых оборотов всех стран. Внешнеторговый оборот страны - сумма экспорта и импорта одной страны со всеми странами, с которыми она находится во внешнеторговых отношениях. Поскольку все страны ввозят и вывозят товары и услуги, то мировой товарооборот определяют еще как сумму мирового экспорта и мирового импорта. Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране как в натуральных, так и в стоимостных показателях, при этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте, а затем переводятся в доллары США. Это необходимо для целей международного сопоставления.
Объем экспорта выражается исключительно в долларах США. Поставки засчитываются по принципу - франко-борт. Стоимость товаров рассчитана на основе официального обменного курса валют. В Таблице 2 представлена статистика десяти ведущих стран экспортеров за 2013 год.
Таблица 2 - Объем экспорта стран мира за 2013 год
№ п.п |
Страна |
Объем экспорта, млрд. долл. |
1 |
Китай |
2 210,0 |
2 |
США |
1 575,0 |
3 |
Германия |
1 493,0 |
4 |
Япония |
697,0 |
5 |
Франция |
570,1 |
6 |
Южная Корея |
557,3 |
7 |
Нидерланды |
551,0 |
8 |
Россия |
515,0 |
9 |
Гонконг |
486,1 |
10 |
Великобритания |
475,7 |
Из таблицы 2 видно, что лидером по экспорту в 2013 году стал Китай, его объем экспорта превысил объем экспорта в России на 1 695 млрд. долл. Отметим, что Китай довольно часто занимает лидирующие позиции, как по объемам экспорта, так и импорта.
Объем импорта стран мира – выражен в полной стоимости товаров по принципу CIF (стоимость, страхование, фрахт) или FOB (франко-борт) в долларах США. Стоимость рассчитана по официальному обменному курсу валют. В Таблице 3 представлены десять стран, которые занимают первые места по объему импорта продукции.
Таблица 3 - Объем импорта стран мира за 2013 год
№ п.п |
Страна |
Объем импорта, млрд. долл. |
1 |
США |
2 273,0 |
2 |
Китай |
1 772,0 |
3 |
Германия |
1 233,0 |
4 |
Япония |
766,6 |
5 |
Великобритания |
646,0 |
6 |
Франция |
640,1 |
7 |
Южная Корея |
516,6 |
8 |
Гонконг |
514,5 |
9 |
Нидерланды |
477,8 |
10 |
Канада |
471,0 |
По данным таблицы 3 видно, что страна-лидер по импорту в 2013 году стала США, тогда как по экспорту в этом же году она заняла 2 место, Китай находится на втором месте. Если бы этот список продолжался, то Россию мы бы увидели на 16 месте с объемом импорта в 341 млрд. долл.
Также можно сделать вывод из таблиц 2 и 3 о том, что почти все страны входящие в десятку мировых экспортеров, занимают лидирующие места и по импорту, за исключением России и Канады.
В современных условиях страны активно участвуют в мировой торговле, поскольку это дает им определенные преимущества. Во-первых, это позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы. Во-вторых, приобщиться к мировым достижениям науки и техники. В-третьих, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
Экспортно-импортные потоки товаров и услуг считаются одним из основных показателей степени развития государств. Не всегда возможно стать экспортером продукта, в том числе и обладая безусловными и относительными превосходствами в издержках изготовления, обеспеченность условиями изготовления. Позиции экспортера и импортера в существенной уровня находятся в зависимости с уровнем формирования конкуренции в интернациональных базарах и изнутри государства. Вывоз и ввоз продуктов выражается равно как в макроэкономической, так и в микроэкономической степени.
Для того чтобы интернациональная продажа была взаимовыгодной для её соучастников, должна сформироваться более эффективная для каждой страны конструкция вывоза и ввоза. В практике данная результативность обусловливается соответственной концепцией глобальной стоимости и интернациональных расчетов. В интернациональной торговле доминируют экспортно-импортные операции. Внешнеторговый оборот в отдельности взятого государства составляет необходимую сумму экспорта и импорта. Во всемирном масштабе цена экспорта сравнима с оборотом международной торговли.
Значимым условием формирования международной торговли в условиях высокоразвитой рыночной экономики считается экспорт денежных средств, который симулирует увеличение внешней торговли. Экспорт денежных средств в предпринимательской форме тянет за собою экспорт продуктов, таким образом, равно как он связан с поставками средств производства с целью компаний, формируемых зарубежом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Справочник для экономистов- http://www.catback.ru/articles/theory/market/research.htm [Электронный ресурс] (дата обращения 11.12.2014)
Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2011 г.
Авдокушин Е.Ф., Международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2011 г.
Овчиников Г. П., Международная экономика: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2013 г.
Сальваторе Д., Международная экономика: Пер. с англ./Под ред. Г. Н. Котова. – М., 2010 г.