ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

Тиличенко К.Е. 1, Иващенко О.И. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям одной из самых важных форм международных экономических отношений является – международная торговля. Как известно, она существовала еще до образование мирового хозяйства и была, своего рода, его предшественницей. Международная торговля - это обмен товарами и услугами между разными странами, который связан со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.

В процессе международной торговли возникает два направления товарных потоков - экспорт и импорт. На рисунке 1 представлена схема товарных потоков.

Рисунок 1 - Схема товарных потоков

В зависимости от их назначения и происхождения экспорт и импорт можно разделить на виды. Виды экспорта и импорта представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Виды экспорта и импорта

Экспорт

Импорт

1. Вывоз товаров, изготовленных (произведенных) в этой стране.

1. Ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импорта, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения.

2. Вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом.

2. Ввоз сырья, полуфабрикатов, деталей для переработки в этой стране для последующего вывоза за границу.

3. Реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы и товары которые были проданы на международных аукционах или товарных биржах.

3. Реимпорт – обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров.

4. Временный вывоз за границу национальных товаров с последующим возвратом или вывозом ранее ввезенных иностранных товаров

4. Временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы.

5. Вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК.

5. Ввоз продукции в рамках ТНК (транснациональные корпорации).

Показатели оценки экспортно-импортных отношений поставок играют огромную роль в определении дальнейших количественных характеристик внешней и международной торговли, а именно:

- стоимостной и физический объем (товарооборот);

- товарная структура;

- географическая структура.

Мировой товарооборот - это сумма внешнеторговых оборотов всех стран. Внешнеторговый оборот страны - сумма экспорта и импорта одной страны со всеми странами, с которыми она находится во внешнеторговых отношениях. Поскольку все страны ввозят и вывозят товары и услуги, то мировой товарооборот определяют еще как сумму мирового экспорта и мирового импорта. Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране как в натуральных, так и в стоимостных показателях, при этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте, а затем переводятся в доллары США. Это необходимо для целей международного сопоставления.

Объем экспорта выражается исключительно в долларах США. Поставки засчитываются по принципу - франко-борт. Стоимость товаров рассчитана на основе официального обменного курса валют. В Таблице 2 представлена статистика десяти ведущих стран экспортеров за 2013 год.

Таблица 2 - Объем экспорта стран мира за 2013 год

№ п.п

Страна

Объем экспорта, млрд. долл.

1

Китай

2 210,0

2

США

1 575,0

3

Германия

1 493,0

4

Япония

697,0

5

Франция

570,1

6

Южная Корея

557,3

7

Нидерланды

551,0

8

Россия

515,0

9

Гонконг

486,1

10

Великобритания

475,7

Из таблицы 2 видно, что лидером по экспорту в 2013 году стал Китай, его объем экспорта превысил объем экспорта в России на 1 695 млрд. долл. Отметим, что Китай довольно часто занимает лидирующие позиции, как по объемам экспорта, так и импорта.

Объем импорта стран мира – выражен в полной стоимости товаров по принципу CIF (стоимость, страхование, фрахт) или FOB (франко-борт) в долларах США. Стоимость рассчитана по официальному обменному курсу валют. В Таблице 3 представлены десять стран, которые занимают первые места по объему импорта продукции.

Таблица 3 - Объем импорта стран мира за 2013 год

№ п.п

Страна

Объем импорта, млрд. долл.

1

США

2 273,0

2

Китай

1 772,0

3

Германия

1 233,0

4

Япония

766,6

5

Великобритания

646,0

6

Франция

640,1

7

Южная Корея

516,6

8

Гонконг

514,5

9

Нидерланды

477,8

10

Канада

471,0

По данным таблицы 3 видно, что страна-лидер по импорту в 2013 году стала США, тогда как по экспорту в этом же году она заняла 2 место, Китай находится на втором месте. Если бы этот список продолжался, то Россию мы бы увидели на 16 месте с объемом импорта в 341 млрд. долл.

Также можно сделать вывод из таблиц 2 и 3 о том, что почти все страны входящие в десятку мировых экспортеров, занимают лидирующие места и по импорту, за исключением России и Канады.

В современных условиях страны активно участвуют в мировой торговле, поскольку это дает им определенные преимущества. Во-первых, это позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы. Во-вторых, приобщиться к мировым достижениям науки и техники. В-третьих, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг считаются одним из основных показателей степени развития государств. Не всегда возможно стать экспортером продукта, в том числе и обладая безусловными и относительными превосходствами в издержках изготовления, обеспеченность условиями изготовления. Позиции экспортера и импортера в существенной уровня находятся в зависимости с уровнем формирования конкуренции в интернациональных базарах и изнутри государства. Вывоз и ввоз продуктов выражается равно как в макроэкономической, так и в микроэкономической степени.

Для того чтобы интернациональная продажа была взаимовыгодной для её соучастников, должна сформироваться более эффективная для каждой страны конструкция вывоза и ввоза. В практике данная результативность обусловливается соответственной концепцией глобальной стоимости и интернациональных расчетов. В интернациональной торговле доминируют экспортно-импортные операции. Внешнеторговый оборот в отдельности взятого государства составляет необходимую сумму экспорта и импорта. Во всемирном масштабе цена экспорта сравнима с оборотом международной торговли.

Значимым условием формирования международной торговли в условиях высокоразвитой рыночной экономики считается экспорт денежных средств, который симулирует увеличение внешней торговли. Экспорт денежных средств в предпринимательской форме тянет за собою экспорт продуктов, таким образом, равно как он связан с поставками средств производства с целью компаний, формируемых зарубежом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Справочник для экономистов- http://www.catback.ru/articles/theory/market/research.htm [Электронный ресурс] (дата обращения 11.12.2014)

  2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2011 г.

  3. Авдокушин Е.Ф., Международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2011 г.

  4. Овчиников Г. П., Международная экономика: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2013 г.

  5. Сальваторе Д., Международная экономика: Пер. с англ./Под ред. Г. Н. Котова. – М., 2010 г.

Просмотров работы: 7893