РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА В ПОДДЕРЖКУ КУРСА "ПРОФИЛАКТИКА ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА В ПОДДЕРЖКУ КУРСА "ПРОФИЛАКТИКА ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Шамонина И.Ю. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация ставит перед отечественными учеными и обществом в целом ряд сложных проблем. Среди них – динамически ухудшающееся состояние здоровья детей и школьников, что подтверждают медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования, и этот факт становится предметом острой общественной тревоги. На образование, как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения психического, физического и нравственного здоровья детей и молодежи.

В соответствии с Федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (ст. 41; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Таким образом, возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, определяющая в дальнейшем полноту реализации их жизненных целей и смыслов. Одной из центральных задач российского общества является создание такой образовательной системы, которая не только приобщала бы человека к культуре, но и сохраняла и развивала бы его здоровье.

Мероприятия, направленные на защиту здоровья учащихся и получение ими полноценного образования, призваны реализовать основные положения таких значимых документов ООН, как «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Требования нормативных отраслевых документов, публикации в педагогической прессе, ориентируют образовательные учреждения на реализацию условий здоровьесберегающего образовательного процесса. Однако в настоящее время имеет место ухудшение с возрастом здоровья детей и изменение генофонда; отмечается, что сравнительно малое количество детей школьного возраста считаются здоровыми.

По данным Минздрава России, в начальной школе здоровых детей лишь 11-12 %, а за период обучения в школе их число сокращается в 4-5 раз. Неуклонный рост заболеваемости школьников подчеркивают многие авторы (М.М. Безруких, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, Т.В. Карасева, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев и др.).

Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, приводящие к интенсификации умственной деятельности, - все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся, а именно на учащихся начальной школы. Статистика свидетельствует, что наиболее уязвимым возрастом оказывается тот, на который приходится пребывание в школе (4). Адаптация ребенка к школьному обучению начинается с первого дня посещения школы, поскольку он попадает в новые условия социального существования (коллектив детей, класс, школа, уроки и т.д.). К указанному состоянию присоединяются новые режимные моменты: обязательное посещение школы в определенное время, длительная статическая нагрузка во время урока, сопровождаемая сохранением позы, подавлением желания встать, пройтись по классу или покинуть его. В дальнейшем в процессе приспособления ребенка к школьному обучению у большинства детей поведение и деятельность основных вегетативных систем нормализуется (10).

Следовательно, именно школе принадлежит большая роль в формировании и поддержании здоровья учащихся, их психического здоровья. Современная школа может оказывать существенное влияние на образ жизни учащегося и тем самым способствовать его оздоровлению в процессе обучения. На сегодняшний день учитель, как главное действующее лицо любых изменений в системе образования, является единственной реальной личностью, способной в процессе обучения детей сохранить их здоровье.

Вопросы здоровьесберегающего обучения рассматриваются в трудах М.В. Антроповой, И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, В.П. Казначеева, В.В. Колбанова, В.А. Пегова, В.П. Петленко, В.Ф. Сержантова, Л.Г. Татарниковой, В.Ф. Базарного, И.И. Колисника и др.

Несмотря на то, что в трудах имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что содержательно-методический аспект здоровьесбережения остается недостаточно исследованным.

С учетом сказанного, актуальность находящейся в центре нашего внимания проблемы здоровьесбережения обусловливается необходимостью решения противоречий между:

  • возрастающими потребностями социальных заказчиков (учащихся, родителей) в получении качественного образования при условии сохранения здоровья школьников и динамически ухудшающимся состоянием их здоровья;

  • необходимостью инновационных преобразований в современной школе с учетом здоровьесбережения детей и неподготовленностью учителей к осуществлению здоровьесбережения;

  • потребностью педагогических вузов в оптимизации процесса подготовки будущего учителя к осуществлению здоровьесбережения и недостаточной теоретической разработанностью и научно-методической обеспеченностью данного процесса в системе высшего педагогического образования.

Принимая во внимание изложенное выше, мы констатируем важность и актуальность поставленной проблемы в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах и формулируем тему курсовой работы следующим образом: «Разработка проекта по созданию информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников»».

Объект исследования: осуществление здоровьесбережения младших школьников.

Предметисследования: создание информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников».

Целевая установка для создания проекта по созданию информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников»:

  1. Создание условий для развития у работников образования специальных компетенций, связанных с использованием информационного ресурса, учебных материалов и инструментов организации здоровьесбережения младших школьников.

  2. Использование информационного ресурса с обязательной регистрацией для создания сообществ, поиска единомышленников, размещения текстов и файлов, знакомства с размещенными материалами, комментирования, оценивания, участия в дискуссиях по вопросам здоровьесбережения младших школьников.

  3. Использование информационного ресурса родителями учащихся младших классов, учащимися с целью ознакомления с учебными материалами по здоровьесбережению.

Данный курс предназначен для обучения различных категорий работников образования (учителей младших классов, школьных психологов, социальных работников, учителей физической культуры, администрации школы), а также для родителей и самих учащихся. Так как ресурс носит блочный и модульный характер он может быть использован как целостно, так и в виде отдельных модулей и блоков.

В I главе осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме здоровьесбережения в психолого-педагогической и медико-гигиенической литературе, анализировался опыт по здоровьесбережению в школах. Также использовались следующие теоретические методы: анализ, обобщение, систематизация, моделирование.

Во II главе мы провели стратегический анализ проекта, дали оценку внешней и внутренней сред проекта, описали средства организации информационного ресурса, разработали примерный путеводитель по сайту в поддержку курса.

Методологическуюоснову исследования составили: теория профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Г. Гостев, Ю.М. Забродин, А.Я. Найн, Е.В. Романов, А.Н. Сергеев и др.); психологическая теория личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория готовности человека к деятельности (М.И. Дъяченко, Н.Д. Левитов, В.А. Сластенин, А.А. Смирнов и др.); концепция целостного процесса формирования личности (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, Ю.П. Сокольников и др.); учение о взаимосвязи педагогической теории и практики (В.И. Журавлев, В.В. Краевский, В.М. Полонский и др.); концепция валеологического образования (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Н.А. Литвинова, С.И. Петухов, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева и др.); гуманистическая парадигма образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков и др.).

В нашем исследовании мы опирались на требования нормативно-правовых документов в области образования по вопросам здоровьесбережения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • дано теоретическое обоснование условий, способствующих здоровьесбережению в младшей школе;

  • разработан проект по созданию информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников».

Практическая значимостьисследования состоит в том, что разработан проект по созданию информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников»:

Материалы исследования могут использоваться при модернизации действующих учебных планов и программ подготовки будущих учителей, а также в системе повышения квалификации работников образования, в разработке спецкурсов и спецсеминаров.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

1.1. Осуществление здоровьесбережения младших школьников как педагогическая проблема

На сегодняшний день существует большое количество определений здоровья, данных учеными разных специальностей.

С точки зрения подхода, признающего социальность человека как его высшую и специфическую особенность, ряд ученых (Н.М. Воронцов, Н.П. Дубинин, Ю.П. Лисицин, А.В. Сахно, Г.Н. Сердюковская и др.) определяют феномен здоровья как состояние оптимальной жизнедеятельности человека, полнокровное существование и естественное саморазвитие присущих человеку сущностных свойств и качеств, а также как процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических возможностей человека, как вершина, на которую человек должен подняться сам. Для этого подхода характерно признание социальной деятельности самого индивида в качестве одного из индикаторов здоровья.

И.Г. Бердников считает здоровье естественной, абсолютной и непреходящей жизненной ценностью и выделяет три уровня ценности здоровья: биологический – изначальное здоровье, предполагающее совершенную саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов; социальный – здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру; личностный – психологический – здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

В отечественной литературе широко обсуждаются различные концепции здоровья (Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко, В.Ф. Сержантов, Е.А. Спирин, А.И. Субетто, Л.Г. Татарникова и др.). В соответствии с новыми философскими идеями в области образования и здоровья, как целостного пространства будущего бытия Человека, здоровье «как норма жизни» (по А.И. Субетто) не может быть понято без комплексного изучения феномена человека. Ученые считают, что здоровье, являясь уникальным, интегративным образованием, не может определяться только средствами медицины, поэтому понятие здоровья следует включить в систему педагогических категорий.

Такая попытка была предпринята Л.Н. Засориной и Л.М. Чистовым (7). Авторы рассматривают здоровье как центральное категориальное понятие концепции образования, в которой высшей целью педагогического процесса признается развитие неповторимой индивидуальности, сохранение и укрепление здоровья ребенка с помощью усиления самоконтроля личности.

С точки зрения педагогической валеологии, одной из особенностей здоровья, как педагогической категории, является формирование у человека «внутренней картины здоровья» (В. Е. Каган).

Рассматривая физиологические, психологические, социальные и нравственные аспекты здоровья с педагогических позиций, здоровый человек эффективно справляется со стрессами и умеет предупреждать и разрешать конфликты, не просто приспосабливается к существующим внешним условиям, но осмысленно их перестраивает, тем самым улучшая общественное здоровье. Понятие «здоровье» в педагогике связывается с успешностью и мобильностью человека в современном мире, с активной гражданской позицией и по отношению к общественным проблемам, и в сфере личного здоровья. В таком понимании здоровье школьников требует не столько сбережения, сколько целенаправленного развития, саморазвития и выступает как основная задача школы.

Анализ научной литературы показал, что обращение к проблеме здоровья ребенка не является новым в педагогической науке. Физическое и психическое здоровье во все времена являлось непреходящей ценностью человека и общества и понималось врачами, философами, педагогами как главное условие свободной деятельности человека, его успешного обучения (Авиценна, Л.С. Выготский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский).

Еще в начале ХХ века С.И. Гессен, осмысливая многовековый опыт мировой педагогики, говорил: «Вся работа образования и вся его теория будут тщетны, если в процессе образования разрушится тело человека, этот носитель и орудие его образовательной работы». Он считал, что проблема образования неразрешима при игнорировании проблемы гигиены и сохранения здоровья детей и практик-педагог должен знать методы, средства, повышающие работоспособность и сопротивляемость вредным влияниям, а также соблюдать условия, необходимые для сохранения физического и психического здоровья обучаемых. «Способность восприятия, внимания и память учеников должны быть не только ограждены от вредных влияний, но и развиты... Тогда только они смогут без опасности переутомления служить носителями и орудиями разрешения человеком его образовательных задач». (5, с.362-364).

За последние десятилетия медицинская и биологическая наука накопила большой материал по оценке влияния обучения на здоровье детей (2; 3; 21; 22 и др.), требующий не столько медицинского, сколько педагогическуого осмысления. В конце 70-х гг. XX в Б.Г. Ананьев акцентировал внимание на наметившиеся тенденции сближения педагогики и медицины в отношении решения проблемы обеспечения здоровья подрастающего поколения.

Интеграция усилий стала возможной с появлением в 80-е годы XX в. новой синтетической области научного знания – валеологии. В работах И.И. Брехмана, создателя термина и науки «валеологии», звучит мысль о необходимости обучать здоровью. Сущность валеологического просвещения он видел в том, что человеку нужно ровно столько медицинских знаний, чтобы уметь правильно оценивать свое состояние и принимать решение: обращаться к врачу или прибегнуть к самокоррекции своего состояния дополнительным отдыхом, изменением питания и объема двигательной активности.

Таким образом, обращение к проблеме здоровья ребенка не является новым в отечественной педагогической науке. Однако состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. По данным медицинских исследований, 93-95% детей школьного возраста имеют слабое здоровье или просто больны (12). Заметно ухудшается здоровье детей во время обучения в школе, причем проблемы в состоянии здоровья начинают появляться уже в младшем школьном возрасте. По данным Д.И. Зелинской, 30 – 40 % детей младшего школьного возраста имеют невротические проявления, 30 – 40 % - нарушения опорно-двигательного аппарата, 20 – 25 % - заболевания носоглотки, 10 – 23 % - аллергические реакции, 10 – 25 % - нарушения сердечнососудистой системы (8). Таким образом, анализ литературных данных позволяет говорить о том, что одной из тенденций в современном образовании является ухудшение здоровья учащихся.

Условия современной жизни и существующая образовательная система представляют школьникам достаточный объем знаний, но затрудняют выполнить социальный заказ общества, то есть сохранить здоровье детей. Проведенный анализ литературных данных позволил выявить некоторые факторы педагогического процесса, негативно влияющие на состояние здоровья учащихся (9).

Особенно в неблагоприятной ситуации оказываются дети, обучающиеся в образовательных учреждениях повышенного уровня (с усложненными учебными планами), либо по развивающим экспериментальным программам, если имеет место несоответствие учебной нагрузки возможностям занимающихся (15; 19). Причиной данного несоответствия может быть недостаточное внимание к индивидуальным психофизиологическим особенностям учащихся. Так, фронтальный характер обучения, не учитывающий функциональную межполушарную активность младших школьников, типологию высшей нервной деятельности, особенности сенсорного восприятия, нередко ведет к невротическим расстройствам (1; 19).

Ученые также отмечают, что дидактические системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, получившие в последние годы широкое распространение в начальных классах общеобразовательных школ, не могут быть признаны оптимальными со здоровьесберегающей точки зрения (16).

Дидактическая система Л.В. Занкова приводит к перегрузке детей, что отмечал еще Ю.К. Бабанский и подтверждают исследования Л.И. Корытова, О.А. Никифоровой, Н.Н. Хасановой и др. Накопление утомления способствует развитию стойких изменений регуляции вегетативных функций и формированию невротических и соматоформных расстройств.

Оценки обучения по Д.Б.Эльконину, В.В.Давыдову в аспекте сохранения здоровья детей в ходе обучения различны. Н.В. Репкина теоретически обосновывает, что развивающее обучение должно приводить к ограничению учебной нагрузки детей, уменьшению объема домашних заданий, снижению уровня школьной тревожности, способствуя тем самым сохранению здоровья детей в процессе обучения. Вместе с тем, исследования М.В. Антроповой фиксируют обратную картину по первым двум выделенным показателям (2, 15).

На основе данных М.Н. Берулавы, В.А. Пегова и др., в случае недостаточного уровня теоретико-методической подготовки учителя, для учащихся с невысоким уровнем возрастного психического развития или с доминированием образно-чувственного восприятия мира развивающее обучение оказывается дезадаптивным и наносящим вред здоровью школьников (17).

К факторам, негативно влияющим на состояние здоровья учащихся, исследователи относят интенсификацию учебного процесса и несоблюдение физиолого-гигиенических требований к его организации, завышение объема учебной нагрузки, несоответствие программ и технологий обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, бесконтрольное введение инноваций, сокращение необходимого объема суточной двигательной активности, недостаточную компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения в процессе обучения и авторитарный стиль общения учителя с учениками (16).

Вышеперечисленные негативные факторы обусловливают возникновение у школьников стрессовых перегрузок, приводящих к «поломке» механизмов саморегуляции физиологических функций и развитию хронических заболеваний (8). В качестве других источников хронического стресса называются отчуждение органов чувств от необходимого сенсорно-стимульного разнообразия и закрепощения ориентировочно-поисковой активности детей (9), а также авторитарный, антигуманный характер взаимоотношений в современной школе (6; 13).

Значительная часть перечисленных педагогических факторов связана с профессиональной деятельностью учителя. Данные Э.М. Казина и Г.К. Зайцева и др. подтверждают о том, что большинство учителей не владеют необходимыми валеолого-педагогическими знаниями и умениями. Они рассматривают здоровьесбережение в процессе обучения как дополнительную функцию, часто не связывая ее с выполнением прямых профессиональных обязанностей, не отслеживают уровень здоровья учащихся, как на этапах проведения традиционного обучения, так и при его изменении (педагогический эксперимент).

По данным Т.А. Тарасовой, более 79 % учителей указали, что имеющихся в их распоряжении средств воздействия недостаточно для решения задач сохранения здоровья школьников (20). Но ведь от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить валеологические ориентации и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни человека. Поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Реальной силой, способной воплотить это в жизнь школы, является учитель, обладающий валеологической грамотностью.

Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находится в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его «качественных» характеристик. Высокий потенциал физической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Он охватывает морфофизиологическую структуру (физическое здоровье) и духовно-практическую сущность развертывания творческих дарований человека (психическое здоровье), его целостное развитие (социальный аспект здоровья). Качественные характеристики здоровья в значительной мере определяют образ и стиль человеческой жизни, в том числе и уровень трудовой активности.

По нашему мнению, здоровьесбережение в школе состоит в том, чтобы найти возможность улучшения здоровья учащихся, предупредить болезни. А это не исчерпывается профилактическими мероприятиями. Необходимо выявить тенденции, поддерживающие и развивающие стремление ребенка быть здоровым, реализовать себя наилучшим образом.

Целью здоровьесберегающего обучения является формирование гармонично развитой личности школьника, умеющей легко адаптироваться к природным и социальным условиям жизни.

Задачи здоровьесберегающего обучения включают в себя: обучение школьников без ухудшения их здоровья, научение детей выбирать адекватные методы самооздоровления в процессе самореализации, воспитание общей культуры здоровья, культуры тела и духа, формирование ценностных представлений о личном здоровье.

Содержание здоровьесберегающего обучения, включающее в себя усвоение здоровьесберегающих знаний, формирование умений и навыков оздоровительной деятельности, здоровьесберегающего мышления и сознания должно усваиваться с помощью оптимальных способов самооздоровления на основе потребностей в саморазвитии, игре и подражании.

В процессе здоровьесберегающего обучения должно происходить преодоление учеником собственного неумения гармонировать с самим собой и окружающим миром, приводящее к качественному изменению физических, психических и социальных возможностей личности. Осознание ребенком ценности собственного здоровья и является сущностью здоровьесберегающего обучения в школе.

Таким образом, учитель, являясь профессионально ответственной личностью за сохранение здоровья детей в процессе обучения, должен обладать ценностными представлениями о здоровьесберегежениии, уметь выбирать соответствующие формы, методы, приемы и средства обучения.

Здоровьесберегающая деятельность учителя приобретает особую значимость, поскольку содержание педагогической деятельности учителя находится в постоянном изменении и развитии, что связано с обновлением учебных программ, с появлением новых идей, форм и методов обучения, внедрением инноваций, появлением форумов и информационных ресурсов, посвященных профилактике заболеваний.

1.2. Основные цели, задачи электронных ресурсов по здоровьесбережению

В наше время существует множество электронных ресурсов по здоровьесбережению. Мы остановились только на некоторых из них и отметили, что основная идея этих электронных ресурсов - создание комплекса условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Также, в основном общими оказались цели, задачи. Вот некоторые из них.

Цели:

- содействие формированию здоровьесберегающего пространства в образовательных учреждениях;

- содействие внедрению программы охраны здоровья учителя;

- сбор и систематизация ресурсов образовательного назначения по вопросам сохранения здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающей педагогики.

Задачи:

- оказание методической, информационной, консультативной поддержки педагогам школ по вопросам здоровьесбережения в образовании;

- удовлетворение потребностей педагогов и учащихся в получении знаний о новейших достижениях в области здоровьесбережения;

- накопление, хранение и распространение ресурсов образовательного назначения по вопросам сохранения здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающей педагогики.

Для руководителей образовательных учреждений электронные ресурсы предлагают:

- помощь в подготовке педагогических советов и методических дней по вопросам здоровьесберегающей педагогики;

- консультации по организации мониторинга деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению и т.д.

Для заместителей директора, учителей-предметников и специалистов образовательных учреждений (социальные педагоги, психологи):

- методический день по теме: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-предметника на уроке и во внеклассной работе» (теория, открытые уроки и мастер-классы);

- совместный педагогический совет, проводят представители электронных ресурсов («Создание атмосферы эмоционального благополучия и комфорта – главный принцип построения педагогического процесса в здоровьесберегающей школе»);

- День здоровья для педагогов школ,

- консультации и т.д.

Для руководителей методических объединений:

- методический день по теме: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-предметника на уроке и во внеклассной работе» (теория, открытые уроки и мастер-классы).

Для родителей:

- индивидуальные консультации,

- проведение педколлективом электронного ресурса родительских конференций по вашему запросу из цикла «Ребенок в современном мире».

Изучив цели, задачи электронных ресурсов можно выделить основные направления электронного ресурса:

- создание информационно-методической и нормативно-правовой базы по теме здоровьесбережения;

- информационно-методические и презентационные материалы для проведения цикла обучающих семинаров;

- методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности по здоровьесбережению;

- электронный банк исследовательских проектов по здоровьесбережению;

- пакет диагностического инструментария для определения уровня здорового образа жизни - программа тренинговых занятий для педагогов «Точка опоры» и т.д.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Подводя итоги теоретического исследования, изложенного в I главе курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

  1. Здоровьесберегающую деятельность мы рассматриваем как специально-организованный и контролируемый вид педагогической деятельности, направленный на создание и апробирование таких форм, методов и средств, которые, совершенствуя процесс обучения и воспитания, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.

  2. Проведя анализ психолого-педагогической и специальной литературы мы видим, что здоровьесберегающая деятельность, являясь одной из актуальных в педагогической теории и практике, до сих пор остается слабо разработанной. Эффективность решения данной проблемы зависит от выбора комплекса подходов. Поставленную нами проблему мы попытаемся решить путем создания проекта по созданию информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников».

  3. Готовность учителя к осуществлению здоровьесбережения мы рассматриваем как интегративное образование личности, имеющее системную организацию, сложную, многоуровневую структуру и выступающее как целостное взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов, степень сформированности которых определяет здоровьесберегающий характер.

Мотивационный компонент готовности к здоровьесбережению, выполняющий стимулирующую функцию, является базовым для становления всех других компонентов и содержит в своей структуре ценностные ориентации и мотивы здоровьесберегающей деятельности.

Когнитивный компонент, выполняющий информационную и ориентационную функции, представляет собой единство психолого-педагогического и медико-гигиенического знаний, степень сформированности которых отражает теоретическую готовность учителя к осуществлению здоровьесберегающей деятельности.

Операционно-деятельностный компонент, степень развития которого отражает практическую готовность учителя к осуществлению здоровьесберегающей деятельности, выполняет трансляционную и регулятивную функции и проявляется в умениях, необходимых учителю для здоровьесберегающей деятельности.

Формирование здоровьесберегающей деятельности учителя будет проходить более эффективно при реализации следующих условий:

1) обогащение информационного поля будущего учителя за счет информационного ресурса;

2) обучение учителя в рамках задачной технологии, моделирующей здоровьесберегающую деятельность учителя;

3) целостное включение учителя в здоровьесберегающую деятельность.

ГЛАВА II. ИНИЦИАЦИЯ ПРОЕКТА

2.1. Необходимость создания проекта по созданию информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников»

Согласно Федеральному закону РФ "Об образовании в Российской Федерации" цель образования заключается в создании условий для охраны здоровья обучающихся, а значит, учитель обязан задуматься, как организовать педагогический процесс в соответствии с заданной целью. Однако исследования ученых и анализ педагогической практики показывают, что большинство учителей не компетентны в вопросах проектирования здоровьесберегающего педагогического процесса (14; 11), не подготовлены к здоровьесберегающей деятельности.

К сожалению, образовательные учреждения стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении, которые внедряются без комплексного медико-психофизиологического обследования, без учета динамики состояния здоровья основной массы учащихся. Однако сам педагогический процесс в том виде, в котором он существует в подавляющем большинстве образовательных учреждений, является здоровьезатратным (14).

Отсюда и возникает необходимость создания единой базы по решению вопросов здоровьесбережения, т.е. оздоровления в процессе обучения учащихся, а именно учащихся младших классов. Но её создание невозможно без современных информационных технологий и средств телекоммуникации, открывающих различные формы и возможности образования и общения.

2.2. Стратегический анализ

Перед реализацией проекта проводился анализ внешней и внутренней среды, которые позволили выявить внешние угрозы и возможности, а также сильные стороны проекта и возможные области для его улучшения. Анализ этих составляющих позволил выработать комплекс мероприятий направленных на преодоление внешних угроз и реализации выявленных возможностей для успешной работы информационного ресурса.

2.2.1. Анализ внешней среды проекта

Анализ заинтересованных сторон

Потребности, интересы и мнения разных заинтересованных сторон отличаются друг от друга и нередко находятся в противоречии друг с другом. Инициатор проекта часто видит отличные о других заинтересованных лиц интересы. Поэтому при разграничении проекта исключительно важно вникнуть в роли и подходы различных заинтересованных сторон.

Планировочная матрица

При подготовке любого проекта необходима определенная базовая информация, которая может быть использована при разработке конкретных разделов. С помощью базовой информации можно выявить факторы, которые должны учитываться для обеспечения устойчивости и целесообразности намечаемых результатов, а также разграничить зоны ответственности при коллективной подготовке плана.

В международной практике в планировочной матрице обычно представляют информацию в разрезе на общую базовую, региональную базовую, детальные и прочие исследования (таблица 2).

Общая базовая информация представляет собой сведения об общегосударственных программах, стратегиях, законодательной базе и т.д.

Таблица 2

Планировочная матрица

Наименование раздела

Вопросы, требующие изучения

Источники

Метод

изучения

Краткая характеристика сайта

  1. Проблемы по наполняемости сайта

Сайты

Нормативная база

Ознакомление, анализ

Описание сайта

1. Сервисное обслуживание

2. Расширение ассортимента

Рекламные сайты, буклеты

Ознакомление, анализ

Оценка конкурентоспособности

Непредвиденные действия конкурентов

Сайты организации

Ознакомление, анализ

Стратегия маркетинга

1. Исследование рынка;

2. Выбор рекламных мероприятий.

Отчеты о маркетинговых исследованиях, рекламные сайты

Ознакомление, анализ

Инвестиционный план

Привлечение дополнительных средств

Рекламные сайты

Ознакомление, анализ

План реализации проекта

Поиск деловых партнеров, поиск спонсоров

Рекламные сайты, буклеты

Ознакомление, анализ

Организационный план

Организация управления, характеристика персонала

ГК; литература по управлению персоналом

Ознакомление, анализ

Юридический план

1. Выбор организационно- правовой формы

2. Юридические разногласия с конкурентами, потребителями, партнерами

ГК РФ, договоры

Ознакомление, анализ

Оценка риска и страхование

1. Степень риска

2. Защита

Рекламные сайты

Ознакомление, анализ

Стратегия финансирования

Определить приоритетные направления развития на перспективу

Финансовый план

Ознакомление и анализ

2.2.2. Анализ внутренней среды проекта

Кадровый потенциал

Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Это проявляется в квалифицированном подходе при наборе сотрудников, которые обладают навыками работы по созданию сайтов/ информационных ресурсов и навыками работы в коллективе (таблица 3). В целях улучшения морально-психологического климата и нацеливания на постоянное совершенствование используются новаторские приемы в работе с сотрудниками. Создаются все условия для комфортной работы и отдыха во время обеденного перерыва.Также необходимо учитыватьвредные факторы, действующие на человека за компьютером.

Вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • воздействие электромагнитного излучения монитора;

  • воздействие светового излучения монитора;

  • утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • перегрузка суставов кистей;

  • стресс при потере информации.

  • угнетение психической деятельности в целом и снижение работоспособности в следствии утомляемости.

Таблица 3

Распределения ролей и ответственности за создание ресурса

Роль

Ответственность / функции

Администратор проекта

Поиск и найм работников

Организация собеседования

Создание штатного расписания

Разработка прайс-листа

Помощники администратора проекта

Поиск помещения и заключение договора об аренде

Поиск и найм дизайнера сайта

Поиск и закупка оборудования

Подача объявления о найме

Разработчики сайта (3 чел.)

Разработка сайта

Дизайнер сайта (1 чел.)

Разработка эскизов дизайна сайта

Реализация дизайнерских решений

Поставщик

Доставка и установка оборудования

2.3. Средства организации информационного ресурса

Персональный компьютер с выходом в Интернет и возможностью:

- просмотра сайта/информационного ресурса для организации обучения;

- просмотра других сайтов для коллективной деятельности по созданию текстов, организации фотогалерей, публикации видео, организации обсуждений, ведения блогов).

Для разработки сайта/информационного ресурса будет использована система со следующими аппаратными характеристиками:

- объем оперативной памяти системы, равный 4ГБ;

- процессор Intel Core 2 Duo CPU T6670 с тактовой частотой 2.20 Гигагерца;

- объем постоянной памяти, равный 320ГБ;

- разрядность шины системы 64 бит;

- видеокарта NVIDIA GeForce GT 320M c поддержкой Microsoft DirectX 10;

- принтер Canon LBP 2900.

Разработка информационного ресурса будет осуществляться на следующем программном обеспечении:

- операционная система Windows 7 Ultimate SP 1;

- среда для разработки и корректировки изображений графической части системы Adobe Photoshop CS 5;

- набор web-разработчика Denwer 3 со встроенным интерпретатором php версии 6.0, утилитой PHPMyAdmin для работы с базами данных MySQL и автоматический механизм развертывания web-сервера Apache 2.0;

- кроссплатформенный текстовый редактор Scite 3.0.2.94Ru для набора html и php кода;

- Adobe Photoshop CS 5 - мощнейший редактор растровой графики для создания безупречных качественных изображений на профессиональном уровне, включающий мощнейшие инструменты обработки и редактирования изображений и интуитивный интерфейс. Программный продукт позволяет создавать многослойные изображения, что обеспечивает превосходный монтаж фотографий. Значительная часть инструментария программы позволяет создавать интегрированные для использования в web-приложениях изображения, что существенно облегчает разработку графического контента для Интернет-ресурсов, позволяя оптимизировать изображения для работы в сети Интернет и создания меньших объемов трафика. Данное программное обеспечение использовалось для разработки макета информационного ресурса;

- Denwer 3 - набор дистрибутивов (Apache, PHP, MySQL, Perl и т. д.) и программная оболочка, используемые Web-разработчиками для разработки сайтов на локальной Windows - машине без необходимости выхода в Интернет. Главная особенность Денвера - удобство при удаленной работе сразу над несколькими независимыми проектами и возможность размещения на Flash - накопителе. Набор предполагает централизованную установку и конфигурирование серверных программ, необходимых для реализации запуска web-сервера и тестирования новых созданных страниц и web-приложений.

В данном курсовом проекте будут использованы следующие составляющие набора Denwer: HTTP web-сервер Apache 2.0, интерпретатор PHP 5. Denwer используется для тестирования информационного ресурса и интерпретирования php-кода;

- Scite - кроссплатформенный текстовый редактор предназначен в основном для редактирования исходных текстов программ и выполняет подсветку синтаксиса для многих языков программирования (C, C++, C#, Java, Ruby, Pascal, Perl, Python, PHP) разметки (HTML, XML и т. п.), описания аппаратуры (VHDL, Verilog, System Verilog). SciTE характеризуется как компактный текстовый редактор для программистов с удобно реализованным сворачиванием кода, развитой подсветкой синтаксиса и другими полезными функциями. SciTe является переносимым приложением и работает при запуске с переносных устройств. Размер дистрибутива SciTE не превышает 1 Мб.

- Microsoft Office Word 2003 - текстовый процессор, предназначенный для работы с документами. Достаточно широкий спектр предоставляемых возможностей по разработке и оформлению документов любой сложности с возможностью дизайна текстового и графического контента.

- Microsoft Office Visio 2003 - редактор создания бизнес-изображений и схем. Благодаря обширной библиотеке объектов с помощью редактора возможно создавать любые графические схемы, с использованием стандартных условных обозначений. Графические схемы могут быть созданы любой сложности, начиная от обычной схемы, и заканчивая достаточно сложными схемами бизнес-процессов.

Opera 12 - браузер, предназначенный для просмотра web-страниц. Использовался для тестирования и отладки работы информационного ресурса.

2.4. Примерный путеводитель по сайту в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников (для начинающих пользователей)

Название раздела сайта

Название подраздела сайта

Знакомство с сайтом / информационным ресурсом

  • Знакомство с сайтом / информационным ресурсом

  • Как разместить новость в разделе «С миру по нитке»

  • Как можно оформить контент

  • Правила оформления веб-страниц сайта

  • Как сделать ссылку на личную страницу на сайте

Поиск информации

  • Поиск информации на сайте

Поиск людей и созданные ими ресурсы

  • Как найти людей на сайте

  • Как создать контакт на сайте

  • Как написать внутреннее сообщение на сайте

  • Как написать внутреннее сообщение из форума

  • Как удалить сообщение из внутренней переписки

  • Как найти нужное сообщество и как стать его участником

Личный кабинет

  • Изменения личных настроек

  • Как сменить пароль

  • Как вставить свою фотографию (аватарку)

  • Как сделать ссылку, открывающуюся в новом окне

  • Как работать с закладками

Работа в сообществе

  • Как создать и настроить сообщество в конструкторе

  • Как создать сообщество, используя шаблон

  • Как разместить эмблему сообщества

  • Как найти сообщество и стать его участником

  • Как создать опрос в сообществе

  • Как разместить объявление

  • Работа с подшивками, или создание вложенных структур

  • Как добавить в текст изображение

  • Как сделать гиперссылку

  • Как добавить видеофрагмент на страницу на сайте

  • Как загрузить (прикрепить) файл и отобразить ссылку на него

  • Как прикрепить к сообществу найденную ссылку

  • Как удалить сообщение из сообщества

  • Как вставить текст из MS Word и как убрать из сообщений лишние символы

Как разместить контент

  • Как работать с Вики-страницей (создание и редактирование)

  • Как создать блог

  • Как разместить флеш

  • Как создать персональный альбом

  • Как создать сообщение

  • Как создать авторский план-конспект урока

  • Как создать цифровой образовательный ресурс для единой коллекции ЦОР

Дистанционное обучение

Работа с позиции ведущего (разработчика) мастер-класса

Элементы мастер-класса

Оценивание на мастер-классе

Работа с позиции участника мастер-класса

  • Создание и настройка мастер-класса

  • Внешний вид мастер-класса после его создания (основные блоки и их назначение)

  • Редактирование разделов (уроков/занятий/тем/модулей) мастер-класса

  • Коррекция состава участников мастер-класса

  • Добавление новостей

  • Страница

  • Задание

  • Пояснение

  • Рабочая тетрадь

  • Форум: создание и настройка

  • Создание шкал

  • Как проверить задание

  • Как проверить рабочую тетрадь

  • Как оценить работу на учебном форуме

  • Основные блоки мастер-класса и их назначение

  • Как записаться на мастер-класс

  • Как быстро перейти к нужному материалу мастер-класса

  • Как быстро связаться с ведущим мастер-класса

  • Как работать с заданием

  • Как работать с рабочей тетрадью

  • Как работать на форуме

  • Как посмотреть свои оценки

Экспертная работа

  • Все инструкции для экспертов сайта

  • Проведение общественной экспертизы

Инструкции по работе с соцсервисами

  • Как разместить презентацию в Slideboom.com

  • Как разместить презентацию в сервисе DocMe

  • Как раместить фильм на YouTube

  • Как разместить аудиофайл в сервисе "Свидетель"

  • Как создать плейкаст

  • Как создать комикс

  • Как зарегистрировать электронный почтовый ящик в Gmail

  • Как создать блог в Blogger

  • Как создать Документ с помощью сервиса Google

  • Как можно отображать графическую информацию в блоге

  • Как не нарушить закон об авторском праве

  • Как лицензировать свое произведение

  • Сервис imagechef.com. Руководство пользователя

  • Сервис slide.com. Руководство пользователя

  • Сервис wordle.net. Руководство пользователя

  • Сервис Форма опроса ресурса google.ru. Руководство пользователя

  • Сервис Prezi.com. Руководство пользователя

2.5.Планирование проекта.Создание иерархической структуры

При создании иерархической структуры работ мы формируем последовательность действий, направленных на достижение конечного результата. Именно данная структура работ предполагает более рациональную последовательность и содержание операций.

Название задачи

Длительность

Начало

Окончание

Разработка проекта по созданию информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников»

133,32 дней

Пт 15.03.14

Ср 18.09.14

Аренда помещения (с мебелью)

7 дней

Пт 15.03.14

Пн 25.03.13

Поиск помещения

6 дней

Пт 15.03.14

Пт 22.03.14

Заключение договора об аренде

1 день

Пн 25.03.14

Пн 25.03.14

Помещение арендовано

0 дней

Пт 15.03.14

Пт 15.03.14

Создание дизайн-проекта

47,63 дней

Пт 15.03.14

Вт 21.05.14

Поиск и найм дизайнера

2,25 дней

Пт 12.04.14

Вт 16.04.14

Разработка дизайна сайта

27,5 дней

Пт 12.04.14

Вт 21.05.14

Проект дизайна сайта создан

0 дней

Вт 21.05.14

Вт 21.05.14

Закупка оборудования

133,32 дней

Пт 15.03.14

Ср 18.09.14

Поиск оборудования

14,94 дней

Ср 28.08.14

Ср 18.09.14

Доставка и установка оборудования

16,01 дней

Пт 15.03.14

Пн 08.04.14

Оборудование установлены

0 дней

Пн 22.04.14

Пн 22.04.14

Поиск и отбор персонала

49,83 дней

Ср 12.06.14

Ср 21.08.14

Подача объявления в Интернет

0,75 дней

Ср 12.06.14

Чт 13.06.14

Организация собеседования

5,98 дней

Вт 09.07.14

Вт 16.07.14

Создание штатного расписания

4,75 дней

Вт 06.08.14

Пн 12.08.14

Персонал готов к работе

0 дней

Ср 21.08.14

Ср 21.08.14

Разработка документации

3,48 дней

Чт 08.08.14

Ср 14.08.14

Разработка прайс-листа

3,48 дней

Чт 08.08.14

Ср 14.08.14

Разработка должностных инструкций

2 дней

Чт 08.08.14

Пн 12.08.14

Документация разработана

0 дней

Пн 12.08.14

Пн 12.08.14

Иерархическая структура проекта

2.6. Риски проекта

Отчет о статусе проекта

Автор отчета

Администратор

Шамонина И.Ю.

Получатели отчета

Заказчик

Иванов Н.Г.

Информация о проекте

Шифрпроекта

111

Наименование проекта

Создание информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников»

Автор документа

Шамонина И.Ю.

Дата создания

15 марта 2014 г.

Реестр рисков

Риск

Потенциальное воздействие

Вероятность наступления (1-5)

Влияние риска (1-5)

Уровень риска1

Способы смягчения риска

Условия наступления

1.

Превышение сроков проекта

Увеличение затрат на привлечение дополнительных работников

2

3

Средний

Планирование работ с резервом времени, введение дополнительных ресурсов

Нерациональное планирование работ и неэффективное использование ресурсов, простои или потери, неполная загруженность ресурсов

2.

Непоставка оборудования в срок

Неготовность к разработке сайта

3

2

Высокий

Поиск нового поставщика

Плохой поиск и выбор поставщика

3.

Поиск подходящего помещения (аренда квартиры с мебелью)

Нехватка места для подсобного помещения, отсутствие места для складирования материалов

1

1

Низкий

Поиск квартиры занял немного больше времени, чем планировалось ранее

Неподходящее место поиска

4.

Превышение бюджета

Нехватка средств для текущих нужд

2

2

Средний

Привлечение заемных средств, закупка более дешевого оборудования

Нерациональное планирование затрат и покупка дорогого оборудования и материалов

Прохождение контрольных точек проекта:

  • Получение документов о регистрации

  • Помещение арендовано

  • Проект дизайна сайта создан

  • Окончание ремонта помещения

  • Оборудование и мебель установлены

  • Персонал готов к работе

  • Документация разработана

  • Открытие проекта

Проблемы/риски проекта и меры по их устранению

Описание проблемы

Возможные действия по устранению проблем/рисков

Превышение срока на создание проекта

Планирование работ, введение сверхурочных работ и привлечение дополнительной рабочей силы

Не поставка оборудования в срок

Поиск нового поставщика

Изменение в плане управления проектом

На предстоящий отчетный период необходимо более рационально планировать рабочее время, а так же немного увеличить сроки исполнения проекта, начать работу раньше. Необходимо тщательно подходить к поиску поставщика, чтобы избежать рисков невыполнения работ в срок и не поставки оборудования.

Отчет по завершении проекта

ИНФОРМАЦИЯ О ДОКУМЕНТЕ

Шифрпроекта

111

Наименование проекта

Создание информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников»

Автор документа

Шамонина И.Ю.

Дата создания

10 сентября 2013 г.

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТАХ

Содержание проекта

Во время реализации проекта содержание проекта не изменилось. Стоимость аренды квартиры не превысила планируемой стоимости за аренду.

Управление рисками

Чтобы исключить риск не поставки оборудования и отсутствие гарантийного обслуживания было принято решение о замене поставщика из г. Челябинска поставщиком из г. Магнитогорска, что снизило затраты на 3400 руб.

Управление расписанием

После расчета необходимых показателей выяснилось, что проект отстает от календарного плана расписания на 3%, это отставание незначительное, поэтому внесение изменений не требуется.

Стоимость проекта

Рассчитанные показатели указывают на то, средства бюджета расходуются экономно, затраты по проекту к дате отчета составили на 1504 руб. меньше, чем предполагалось. ПЭВ=0,99 - значение индикатора меньше единицы, значит, у проекта есть запас бюджета и можно увеличить качество работы, реализовать дополнительные задачи и т. п.

Управление командой проекта

В команде проекта был заменен поставщик оборудования, остальные сотрудники остались действующими до конца проекта.

Взаимодействие с подрядчиками (поставщиками) оборудования

Приобретение, доставка и установка оборудования осуществлялось поставщиком не из г. Челябинска, поставщиком из г. Магнитогорска, что снизило затраты.

Управление коммуникациями

В данном проекте все способы коммуникации между участниками проекта были эффективными, сроки и способы оформления отчетов о текущих результатах также были запланированные рационально.

Управление качеством

Благодаря хорошо слаженным работам каждого из участников проекта, качество проекта оказалось на высоком уровне. При подготовке проекта по созданию информационного ресурса были учтены все нюансы и пожелания руководителя проекта.

Рекомендациипо выполнению проекта

На основании данного проекта можно сделать вывод и дать рекомендацию по выполнению проекта на более длительный период времени (начать проект раньше), так как выявлено, что проект запаздывает от календарного плана. Либо ввести дополнительные ресурсы для сокращения сроков проекта.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Для приобщения человека к культуре в образовательной системе, а также для сохранения и развития его здоровья возникает необходимость создания единой базы по решению вопросов здоровьесбережения учащихся младших классов, при помощи современных информационных технологий и средств телекоммуникации.

Мы в нашей работе пытаемся решить эту проблему путем разработки проекта по созданию информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьников». Данный курс предназначен для обучения различных категорий работников образования (учителей младших классов, школьных психологов, социальных работников, учителей физической культуры, администрации школы), а также для родителей и самих учащихся.

В данной главе мы провели стратегический анализ проекта, дали оценку внешней и внутренней сред проекта, описали средства организации информационного ресурса, разработали примерный путеводитель по сайту в поддержку курса, создали иерархическую структуру проекта, описали возможные риска проекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе была описана теоретическая и практическая значимость, научная новизна проекта, уточнена структура и содержание понятия «здоровьесбережение», уточнены принципы осуществления здоровьесбережения, выделены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать уровень здоровья.

Проанализировав предметную область, внешнюю и внутреннюю среды проекта, сильные и слабые стороны проекта можно сказать о том, что проект может быть реализован вполне успешно. Возможность возникновения рисков минимизирована за счет грамотного построения структуры распределения составляющих проекта.

Данный проект был разработан с целью обучения различных категорий работников образования (учителей младших классов, школьных психологов, социальных работников, учителей физической культуры, администрации школы), а также для родителей и самих учащихся.

Проект может быть использован в массовой образовательной практике при подготовке будущих учителей, а также в системе повышения квалификации работников образования (послевузовского образования).

Проанализировав работу можно сделать следующие общие выводы:

  1. После изучения, обобщения, систематизации информации по проблеме здоровьесбережения в психолого-педагогической и медико-гигиенической литературе и после анализа опыта по здоровьесбережению в школах было установлено, что проблема здоровьесбережения является одной из актуальных в педагогической теории и практике.

2. Определяя перспективу разработанного нами проекта, мы отмечаем, что выполненная работа не претендует на исчерпывающую полноту разработки решения проблемы здоровьесбережения младших школьников. Наиболее актуальным для достижения поставленной нами цели является создание информационного ресурса в поддержку курса «Профилактика здоровья младших школьных»; использование информационного ресурса для создания сообществ, поиска единомышленников, размещения текстов и файлов, знакомства с размещенными материалами, комментирования, оценивания, участия в дискуссиях по вопросам здоровьесбережения младших школьников; разработка рефлексивно-управленческих диагностических программ отслеживания уровней здоровья. В этих направлениях нами и будет продолжена дальнейшая работа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьника // Здоровье школьника. 1990. № 2. С. 21–26.

  2. Антропова М.В., Манке Т.Г. Влияние на организм учащихся 1-х и 2-х классов обучения по двум системам педагогических инноваций // Валеология, образ жизни и здоровье: Тезисы I Всероссийской конференции. Екатеринбург, 1996. Ч. 2. С. 82-83.

  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей, родителей. М: Академия, 1996. 240 с.

  4. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

  5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

  6. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования. СПб.: СПб ГУПМ, 1995. 53 с.

  7. Засорина Л.Н., Чистов Л.М. Эффективное управление образовательным комплексом. СПб.: СПбГУ, 1995. 80 с.

  8. Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России // Здоровье школьника. 1995. № 2. С. 5–7.

  9. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1973. Вып. 3. 78 с.

  10. Корчагин Е.А. Для чего нужны личностно-ориентированные технологии обучения // Специалист. - 1998. - № 3. – С. 26-28.

  11. Кувшинова И.А. Формирование готовности будущего учителя к осуществлению здоровьесберегающего эксперимента: Дис. канд. пед. наук / МаГУ. Магнитогорск, 2004. 183 с.

  12. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996. № 1. С. 7–12.

  13. Лязина Ю.А. Социальная обусловленность эмоционального здоровья младшего школьника // Валеология, образ жизни и здоровье: Тезисы I Всероссийской конференции. Екатеринбург, 1996. 4.4. С.65–66.

  14. Минеева Л.Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса: Дис… канд. пед. наук. Шуйск, 2001. 237 с.

  15. Найн А.Я., Сериков В.В. Проблема здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. 1998. № 6. С.53–57.

  16. Осолодкова Е.В. Формирование готовности студентов педвузов к осуществлению здоровьесберегающего обучения младших школьников: Дис… канд. пед. наук / МаГУ. Магнитогорск, 2003. 171 с.

  17. Пегов В.А. Экологическая экспертиза инноваций в сфере образования // Педагогика. 1996. № 5. С. 26–31.

  18. Рудик П.А. Психология. М.: Учпедгиз, 1995. 428 с.

  19. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: МГУ, 1983. 243 с.

  20. Тарасова Т.А. О валеологическом образовании дошкольников/ Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения): Сб. науч. тр. Липецк, 1996. С.99–101.

  21. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Изд. «Петроградский и К», 1995. 352 с.

  22. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. СПб.: СПб ГУПМ, 1993. 34 с.

  23. Gupta M.S. Information Retrieval Technignes in the Engineering curriculum // IEEE Transactione on Education. 1977. E-19, № 4. P. 165–168.

  24. Hamburg M.V. Perspectives on teaching comprehensive school health // Prev. Med. 1993. Jul. 22 (4). P.533-543.

  25. Hazinski M.F., Eddy V.A., Morris J.A. Children's traffic safety program: influence of early elementary school safety education on family seat belt use // J-Trauma. 1995. Dec, 39 (6). P. 1063–1068.

  26. Knowles M. Andragogy. An Emerging Technology for Adult Learning // Edwards R., Hanson F., Raggatt P. (eds.) Boundaries of Adult Learning. London; N.Y., 1996. P. 84.

  27. Patterson S., Cinelli В., Sankaran G., Brey R. Health instruction responsibilities for elementary classroom teachers in Pennsylvania // J. Sch. Health. 1996. Jan; 66(1). P. 13–17.

  28. Rossy H. The psychology of mind-body healing. № 9: W.W. Norton Сотр., 1993.Р.135.

  29. Электронный ресурс http://referatwork.ru/refs/source/ref-61453.html

  30. Электронный ресурс

http://www.managment.aaanet.ru/management/analiz13.php

  1. Электронный ресурс www.collection.edu.ru - банк данных электронных материалов

  2. Электронный ресурс www.za-partion.ru – сайт журнала «Здоровье школьника»

  3. Электронный ресурс www.znopr.ru – всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России

  4. Электронный ресурс www.valeo.akipkro.ru– школы здоровья Алтайского края

  5. Электронный ресурс www.mosedu.ru – информационный портал Департамента образования Москвы (раздел «Здоровье и образованииe)

  6. Электронный ресурс www.openclass.ru – «Открытый класс» (сетевые образовательные сообщества)

  7. Электронный ресурс www.obsheedelo.com – информационный портал «Здоровый человек успешен» (материалы по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании)

  8. Электронный ресурс www.it-n.ru – сеть творческих учителей (сообщество «Здоровьесберегающие технологии в школе»)

  9. Электронный ресурс www.zdd.lseptember.ru – сайт научно-методической газеты «Здоровье детей»

  10. Электронный ресурс www.minzdravsoc.ru – сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

  11. Электронный ресурс www.chado.ru – педиатрический сервер для родителей

  12. Электронный ресурс www.edu.ru – «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (раздел «Здоровье, физическая культура и спорт»)

  13. Электронный ресурс www.pedsovet.orq – Всероссийский интернет-педсовет (раздел «Медиатека»)

  14. Электронный ресурс www.2020strateqy.ru – «Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года (экспериментальная группа «Новая школа»)

  15. Электронный ресурс www.schoolsave.ru – информационный портал «Безопасность наших школ»

  16. Электронный ресурс www.portal-healfh.ru – информационный портал о здоровье

  17. Электронный ресурс www.takzdorovo.ru – интернет-портал о здоровом образе жизни

  18. Электронный ресурс www.lib.sportedu.ru – сайт журнала «Физическая культура»

1 Высокий, средний, низкий в зависимости от вероятности наступления и степени влияния риска. Риски с наибольшей вероятностью наступления и высокой степенью влияния будут иметь высокий уровень, риски же с наименьшей вероятностью наступления и низкой степенью влияния соответственно низкий уровень.

Просмотров работы: 1954