Посредником признается лицо, будь то юридическое или физическое, ставящее перед собой главную цель, которая состоит в оказании услуг в связи с совершением как коммерческих операций, так и финансовых, по контролю, своевременному регулированию ключевых спорных вопросов в отношениях различного рода. Там, где есть место цивилизованным рыночным отношениям, всегда найдется место и данному уполномоченному лицу, так как, выявив насущные проблемы, решив их, посредник является рыночным катализатором [1]. В последнее время роль посредника для производителя, впервые вышедшего с товаром на рынок, возросла. Успех производимого товара зависит не только от его качества, но и от квалифицированных действий торговых представителей. Посредническая деятельность является сложенным механизмом, который не только развивает торгово-хозяйственные связи, но и способствует активации продаж производимых товаров, как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Дав определение понятию «посредники» перейдем к классификации их видов, собранные данные представим в нижеизложенной таблице 1.
Стороны заключают посреднические соглашения как на реализацию одной партии, или приобретение единичной партии товаров, так и на длительное время, при котором осуществляется сбыт или закупка многих партий товаров.
Таблица 1- Виды посредников и их назначение
Вид |
Назначение |
Коммерческий представитель |
В иерархии специалистов занимает одно из «нижних» уровней, являясь настоящим посредником в цепочке между торговыми точками и компаниями. Работая на закрепленной за ним территории, занимается как продвижением производства тех самых компаний, так и усовершенствованием контактов, не исключается обязанность по поиску новых клиентов для заказчика, обработка поступивших заказов. Так как коммерческий представитель занимает в иерархии наименьшую роль, уровень его образования не является решающим при устройстве последнего на работу. В работе необходимы такие навыки, как общительность, ответственность, стремление к продвижению по карьерной лестнице, умение вести переговоры с клиентской базой. |
Комиссионеры |
Вид посредника, занимающийся продажей и покупкой различного рода товаров от собственного имени, используя при этом счет или поручение комитента от которого в дальнейшем ожидается вознаграждение. Действуя исключительно в рамках своих полномочий, комиссионер обязан передать все полученное от совершившийся сделки комитенту. Возмещая все расходы по сделкам, комитент может поручить совершение как разовой сделки, так и серийной. Свою ответственность комиссионеры обычно подкрепляют финансовыми гарантиями. |
Поверенные |
Данный вид посредников обычно находит себе применение в странах Европы. В случаях, когда продавцы либо покупатели начинают искать фирмы, лиц для разработки и заключения сделок от их собственного мнения имени и за личные денежные средства. В роли фирм, а также нанятых лиц здесь и выступают поверенные. Выбранный посредник становится поверенным в том случае, когда заключен договор о поручении. Кроме того составляется доверенность, в которой прописываются все его полномочия. |
Окончание таблицы 1
Вид |
Назначение |
Агент |
Необходим при возникновении вопросов между производителями продаваемых товаров и покупателями, при этом, не являясь владельцами тех самых продаваемых товаров. Обычно агент представляет интересы производителя, занимается размещением производимого товара и продвижением его рекламы, при этом агент вправе представлять товары, интересы сразу нескольких фирм, при условии их неконкурентности. |
Дистрибьюторы |
Дистрибьюторы необходимы для прямой отгрузки всех товаров со склада поставщика. В основном это компании, которые занимаются оптовым сбытом продукции, главная задача при этом найти необходимое количество тех организаций, кому нужен этот оптовый сбыт. В процессе совершения сделок необходимо составить контракт между дистрибьютором и изготовителем товара. |
Взаимоотношения между посредником и продавцом товаров (работ, услуг) определяются исходя из личных интересов. Посредники всегда хотят обладать обширной номенклатурой товаров, а так же иметь территорию сбыта без ограничений. Но такая свобода не всегда в интересах продавцов[2].Все независимые посредники, которые выполняют все поручения, поступающие от принципалов, которые связаны с поиском разного рода покупателей и продавцов для продукции, а также участвующие в деловых переговорах от их имени по поводу заключения сделок купли-продажи продаваемых товаров, являются коммерческими представителями [3].
Договор консигнации является видом договора комиссии. Консигнант занимается поставкой товаров на склад консигнатора посредника с целью последующей реализации за определенный период времени. Консигнант получает платежи от консигнатора в процессе продажи товара со складских помещений.
Если некоторые товары были не проданы, то консигнант может вернуть их обратно. Платежи происходят в соответствие с реализацией продукции, поэтому по факту экспортер дает кредит посреднику на время продажи.
Представительское
соглашение
контракт купли-продажи
платеж
Рисунок 1 -Положение коммерческого представителя.
В случае просрочки платежа консигнант выявляет причину задержки и может вернуть себе продукцию. Это пример простой консигнации. Так же выделяют частично возвратную и безвозвратную консигнации, которые позволяют нарастить уверенность в сбыте товаров. Консигнационное соглашение имеет ограничения в полномочиях посредника по минимуму разрешенным ценам продажи товара на рынке. По соглашению агента, одна сторона принимает обязательства выполнить поручение второй стороны юридические или иные действия с целью получения вознаграждения[3]. Агент заключает договора от своего имени, но оплачивает все принципал. Принципал в связи с обязательствами оплачивает вознаграждение агенту. Стороны могут предъявлять друг другу претензии и получать от виновной стороны сумму возмещения. Список обязательств агентов ограничивается контрактом.
Правильное использование посредников помогает экономить средства и повышать эффективность внешнеэкономической деятельности. Использование посредников играет важную роль для российских предпринимателей при отсутствии крупных инвестиций и возможности создания собственной сбытовой сети за рубежом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воловик Л.А. Основы внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие / Л.А. Воловик.-К.: КГУ, 1998. -256 с.
2. Ноздрева Р.Б. Модульная программа для менеджеров. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью/ Р. Б. Ноздрева, Б. И. Синецкий, В. В. Кормышев, С. П. Мясоедов, Т. Н. Полянова.-М.: ФиС, 1999. - 304 с.
3. Прокушев Е. Ф.Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Прокушев Е.Ф.– М.: «Дашков и КО, 2006. - 448с.